Государственная политика в области образования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 00:23, реферат

Краткое описание

Образование сегодня является одним из средств решения важнейших проблем не только общества в целом, но и отдельных индивидов. Как и в любом государстве, в России характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями. Требования общества к образованию формулируются системой принципов государственной образовательной политики. Ее целью является создание для граждан благоприятных условий по реализации прав на образование, соответствующего потребностям экономики и гражданского общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по ГРЭ.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

Государственная политика в области  образования в РФ

Образование сегодня  является одним из средств решения  важнейших проблем не только общества в целом, но и отдельных индивидов. Как и в любом государстве, в России характер системы образования  определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями. Требования общества к образованию формулируются системой принципов государственной образовательной политики. Ее целью является создание для граждан благоприятных условий по реализации прав на образование, соответствующего потребностям экономики и гражданского общества.

В Законе Российской Федерации "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс  воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Достижение определенного образовательного ценза удостоверяется соответствующим документом.

Статья 43 Конституции Российской Федерации  закрепляет право каждого гражданина на образование. Право на образование  является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Фундаментальными основами государственной политики в области образования в Российской Федерации являются:

  • Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.
  • Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. 
  • Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых законодательно образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации. 
  • Общее образование является обязательным. 
  • Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
    • Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

 

  • Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.
    • Вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик.

 

  • Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
  • Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
    • В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

 

  • Проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования обеспечивает Правительство Российской Федерации.
  • Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования (текущая Программа принята на период 2006-2010 годов). 
  • В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

Государственная политика в области образования  основывается на следующих принципах:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
  • светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  • свобода и плюрализм в образовании;
  • демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Основополагающим  моментом в условиях демократического общества становится принцип гуманистического характера образования. Соответственно, каждого ребенка необходимо признать как личность вне зависимости от его социального статуса, уровня развития и т.д. Ребенка следует признать субъектом права. Данные общеметодологические принципы должны конкретизироваться через организационно-педагогические и деятельностно-функциональные принципы.

Признав диктатуру личности ребенка, многие из творчески работающих педагогов  органично вписались в новые  образовательные процессы, направленные, прежде всего, на создание условий для востребованности знаний, умений и навыков в реальной действительности, трансформацию знаний на практике, на умение выстраивать успешный личный маршрут развития личности.

И в целом в современном мире все более очевидными становятся тенденции смены ценностных приоритетов. Среди основных критериев оценки развития общества центральное место занимает образование. И рефреном выделяется принципиальное признание главного критерия образовательных реформ: нарождающаяся модель образования обязана располагать механизмами динамичного саморазвития.

Сейчас  России нужны люди, способные принимать  нестандартные решения, умеющие  творчески мыслить. Однако, к сожалению, традиционная массовая школа еще  сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Целью средней школы является лишь дать ученику минимальный набор знаний, необходимый человеку в обыденной жизни, при общении с другими людьми, для получения необходимой профессии.

Тем не менее, современными учеными  доказано, что любой ученик способен к творческой деятельности. Следовательно, педагогу необходимо уметь организовать такую деятельность, которая побуждала бы каждого школьника к раскрытию своей креативности (творческих способностей).

Основная цель образования  сегодня – создание адаптивной окружающей среды для развития природосообразных качеств личности. Владение исключительно запасом академических знаний становится все менее и менее важным показателем качества образования.

Новая система образования  ориентируется на вхождение в мировое образовательное пространство. Доминирующей тенденцией современности является свободное перемещение через национальные границы ресурсов, людей, идей. Одно из ее проявлений – интеграция национальных систем образования. Сегодня Россия активно участвует во многих международных проектах, задействована в обмене учащимися, профессорско-преподавательскими кадрами. Традиции и нормы мирового образования свободно проникают в нашу страну. Культурная трансформация общества выражается как в глобализации, интернационализации культуры, так и в желании сохранить свою самобытность. Телевидение, Интернет в качестве средств аудиовизуальной коммуникации, популяризация английского языка стирают границы в культурном пространстве. Одновременно нарабатываются пути сохранения культурной самобытности. Гармонизация этих разнонаправленных тенденций является условием устойчивого развития сферы образования.1

Трансформируется система  отношений между институтом образования  и религиозными институтами. Открываются  богословские факультеты, воскресные школы, в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогического коллектива реализуются дополнительные программы.

Радикальные изменения  российской системы образования  затрагивают все ее элементы и  звенья. К примеру, введение единого стандартизированного федерального выпускного экзамена, позволяющего поступать в случае набора нужного числа баллов в любой вуз, вызывает споры, но соответствует тенденции сближения с мировой практикой системы образования.

Апробированы альтернативы государственным учебным заведениям (например, частные), вариативные формы образования (гимназии, лицеи, колледжи, профильные классы и т.д.). Во всех звеньях – от детских садов до университетов – параллельно с системой бесплатного образования действует платное. Государство заботится, чтобы бюджетное финансирование образовательных учреждений, проектов было прозрачным, контролируемым, а оплата обучения каждого учащегося из бюджета осуществлялась индивидуально. Привлечение инвестиций в сферу образования приобретает статус государственной политики.

В реализации прав граждан  на бесплатное общее образование, в  основном, выражаются государственные  социальные гарантии обучающимся.

Словом, существует прямая связь образования с политической сферой. Деятельность образовательных учреждений непосредственно зависит от нее. Принципы государственной политики в области образования основываются на конституционных нормах, являясь базовыми не только для подготовки правовых законодательных актов, но и для непосредственной реализации в отдельно взятых учебных заведениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание среднего образования. 

 

Во всем мире спрос  на среднее образование высокого качества, соответствующее требованиям  времени, растет, что заставляет системы  среднего образования откликаться  нa этот спрос. Во многих странах оно стало массовым, почти всеобщим, что ставит перед ним все более сложные задачи. Одной из которых является повышение доступности и качества образования, — требующему решения четырех отдельных, но взаимосвязанных вопросов: а) изменение содержания обучения и соответственно учебных планов; б) переосмысление роли мониторинга и оценки в среднем образовании, начиная с государственных экзаменов; в) повышение профессионального уровня учителей средней школы; г) использование в средней школе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Эти четыре задачи оказывают огромное воздействие на способность отвечать на двойной вызов, и, кроме того, их приходится решать в процессе реформ современной средней школы во всем мире. Другие факторы и управленческие задачи тоже будут рассмотрены в этой и других главах.

Содержание  обучения: предполагаемое и реальное

Экономика знаний и изменения  требований на рабочих местах порождает  совершенно новые подходы к проблеме отбора, организации и выбора последовательности изложения учебного материала. Кроме того, есть целый ряд тенденций, оказывающих влияние на то, как организована подача информации в средней школе: демократизация процесса доступа к знаниям и формировании социального капитала; более глубокое понимание проблем молодежи и того, как учатся подростки; эволюция общества, основанного на знаниях, в сторону исследований в облает смежных наук и т. д. В результате возникают новые формы школьных знаний. Такие тенденции требуют заново сбалансировать цели и средства обучения и заставляет провести реформирование содержания обучения в средней школе.

Общепризнанно, что между  тем, чему сегодня учат в школе, и  теми знаниями и умениями, которые  необходимы человеку и стране, если учащиеся хотят сохранить конкурентоспособность в глобальном мире, существует ощутимый разрыв. Кроме того, в образовательном процессе остро необходима более тесная взаимосвязь между элементами теории и практики, а также стилем обучения. Слияние теоретического и практического, а также общеобразовательного и профессионального образования предоставит учащемуся возможность во время обязательного и послеобязательного курса обучения воспользоваться тем выбором, который предоставляет ему дальнейшее образование или трудовая деятельность.

Увеличение учебной нагрузки, особенно в средней школе, которая произошла благодаря внутренней логике формальной образовательной системы, вызывает негативную реакцию. Однако она стала результатом того, что знания, необходимость которых вызвана социальными, политическими и экономическими причинами, претендуют на место в учебных программах. В принципе единственным возможным ответом на все возрастающую роль знаний в обществе XXI в. может стать увеличение продолжительности обязательного образования. Задача сегодняшнего дня заключается в расширении доступа к среднему образованию при одновременном обеспечении возможности для всех получить образование высокого качества, соответствующее потребностям времени. Безусловно, финансовые вложения для решения этой задачи будут огромны, если учесть, как растет спрос на среднее образование.

Мониторинг  и оценка среднего образования.

Во многих развивающихся  странах и государствах с переходным типом экономики содержание обучения в средней школе остается абстрактным  и далеким от социальных и экономических потребностей. Оно почти полностью зависит от требований, предъявляемых теми ответственными экзаменами (high-stakes examinations), которые во многих странах были введены еще колониальными властями. От этих экзаменов по-прежнему зависит поступление в университет и получение престижных и выгодных рабочих мест. В школьной программе преобладают абстрактные, описательные знания, основанные на запоминании фактов, не имеющих связи с жизнью, более того, они служат для отсева в ситуациях, когда возможностей получить дальнейшее образование и хорошую работу совсем мало. В результате растет процент провалов на экзаменах среди учащихся средних школ. Такие «наследственные» черты, свойственные среднему образованию, становятся огромным препятствием на пути его распространения и реформирования. Повышение соответствия требованиям времени является условием не только улучшения качества образования, но и удержания учащихся в школе. Однако во многих странах содержание обучения в средней школе представляет собой устойчивый культурный артефакт. Поэтому одной только «Белой книги» и работы групп экспертов недостаточно, чтобы существенно и надолго его изменить.

Информация о работе Государственная политика в области образования в РФ