Государственная политика в сфере занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ современного состояния и перспектив развития государственной политики в сфере занятости населения. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи: 1. изучить правовые основы государственного регулирования занятости в Российской Федерации;
2. выделить основные направления реализации государственной политики занятости населения в Российской Федерации;
3. рассмотреть пути совершенствования занятости населения в Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Правовые основы государственного регулирования занятости в РФ 6
1.1 Правовая база 6
1.2 Занятость населения - как один из наиболее важных элементов рынка труда 11
Глава 2. Основные направления реализации государственной политики занятости населения в Российской Федерации 16
2.1 Государственное регулирование занятости населения 16
2.2 Основные направления политики занятости 24
Глава 3. Пути совершенствования занятости в современной России 31
3.1 Государственная программа содействия занятости населения 31
Заключение 38
Список использованной литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ГОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная политика в сфере занятости

Курсовая работа по дисциплине «Трудовое право»

 

 

 

 

Исполнитель:

 

Студент группы:

 

Научный руководитель:

 

 

 

Предварительная оценка: _________

 

Допуск к защите:________________

 

Дата защиты: __________________

 

Оценка:________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

 

 

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Постоянное поддержание  определенного уровня занятости  населения — сложная проблема для любой страны, в том числе  имеющей многовековые рыночные традиции. Считается, что в сфере занятости  рынок не может оказывать автоматического влияния на процесс саморегулирования. Поэтому во всех странах рыночной ориентации проводится политика регулирования занятости на основе, применения постоянных, гибких по формам и средствам мер воздействия на сферу занятости. Обеспечение более полной и эффективной занятости населения является одной из важнейших задач любого демократического общества. Судя по многим признакам, в XXI в. мир вступил в период заметного осложнения ситуации в экономике. В первую очередь это относится к группе высокоразвитых стран, в которых в 2001 г. был отмечен существенный экономический спад, начавшийся в области "высоких технологий", или "новой экономики", а затем распространившийся на отрасли производства, которые ныне принято называть традиционными. Большинство исследователей сходится в том, что, несмотря на все разнообразие глобальных проблем, они обладают общей спецификой, выделяющей их на фоне других проблем мировой экономики.

Занятость с точки  зрения экономических позиций общества – это деятельность трудоспособного населения по созданию общественного продукта или национального дохода, а предоставление всем желающим и способным трудиться в общественном производстве ведет в идеале к полной занятости. Учет всех видов экономической и социально-полезной деятельности нашел свое отражение в понятии глобальной занятости. За ее пределами остаются те, кто по субъективным или объективным причинам не смог найти для себя полезную сферу деятельности, не противоречащую закону. Решающее значение с точки зрения развития самого общества имеет занятость в общественном производстве, которая определяет как экономический потенциал общества, так и уровень, и качество жизни населения в целом и благосостояние отдельных граждан. Занятость в общественном производстве можно рассматривать как продуктивную занятость, а соотношение продуктивной занятости с другими видами полезной занятости дает возможность определить рациональную занятость. Какое значение имеют эти понятия для политики занятости на рынке труда?

Во-первых, они более точно определяют трудовой потенциал общества, участвующего в создании национального дохода, в условиях, когда участие и неучастие в общественном труде определяются не только экономическими факторами, но и потребностями самого человека, его приоритетами в сфере занятости и возможностями их реализации.

Во-вторых, они позволяют более точно прогнозировать объем трудового потенциала и его использование, как в масштабах всей страны, так и по регионам с учетом их экономического и демографического развития.

В-третьих, появляется возможность более дифференцированно разрабатывать социальную политику, выбирать приоритеты, разрабатывать социальные программы.

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением  личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.1 Число официально зарегистрированных безработных в России по состоянию на 1 апреля 2012г. составило почти 2,2 миллиона человек, говорится в сообщении пресс-службы Минздравсоцразвития. Здесь нужно выделить слово «официально», т.к. не все безработные регистрируются в службах занятости. Это число может уменьшиться, т.к. летом нужны сезонные рабочие, но к зиме число безработных превысит этот показатель.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что проблема занятости населения нашей стране является особенно актуальной. Необходимо предпринимать комплексные меры, чтобы ослабить напряженность сегодняшней ситуации на рынке труда. Актуальность проблем обеспечения занятости населения подтверждается и официальными документами государства. Так, 22.06.1999 года было принято Постановление Правительства РФ N 659 «О мерах по поддержанию занятости населения»1, в котором обращено внимание на то, что при разработке и реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации, федеральных целевых и инвестиционных программ необходимо обеспечить увязку мер социально-экономического развития, бюджетной и налоговой политики с мероприятиями по поддержанию занятости населения.

Целью данной работы является анализ современного состояния и перспектив развития государственной политики в сфере занятости населения.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:

1. изучить правовые  основы государственного регулирования занятости в Российской Федерации;

2. выделить основные  направления реализации государственной  политики занятости населения в Российской Федерации;

3. рассмотреть пути  совершенствования занятости населения  в Российской Федерации.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Во введении рассматривается актуальность темы исследования, приводятся цель и задачи исследования. В первой главе рассмотрены правовые основы государственного регулирования  занятости, понятие занятости. Во второй главе исследованы особенности российской безработицы, а именно: причины возникновения безработицы в России, ее динамика и формы, регулирование занятости государством. Во второй главе рассмотрены вопросы государственного регулирования занятости населения в России и основные направления политики. В третьей главе я рассматриваю пути совершенствования занятости и государственное содействие занятости населения.

Глава 1. Правовые основы государственного регулирования занятости в РФ

1.1 Правовая база

Регулирование занятости - совокупность мер государственного прямого и косвенного воздействия на рынок труда с целью достижения поставленных целей. Цели регулирования занятости отражают нормативное состояние рынка труда, которого необходимо достичь, решая актуальные проблемы.

Регулирование занятости  имеет несколько уровней:

  • общегосударственный уровень, где решаются кардинальные социально-экономические задачи общества, причем большинство принимаемых решений в той или иной степени отражаются на занятости;
  • региональный уровень, находящийся в пределах компетенции местных властей и возможностей соответствующих бюджетов, где принимаются решения по вопросам регулирования рынка труда, включая вопросы сдерживания массового высвобождения работников, расширения социальной помощи безработным и другое;
  • локальный уровень, где осуществляются взаимоотношения субъектов рынка труда, конкретного человека с работодателем, службой занятости, местными органами исполнительной власти.

На всех уровнях регулирование должно осуществляться на основе общеэкономической концепции социально ориентированной рыночной экономики. С этой целью необходимо решить две наиболее важные задачи регулирования занятости.

Первая задача заключается  в определении долгосрочной перспективы, предусматривающей стабилизацию общего спроса на труд, и уровней скрытой, частичной безработицы с их последующим снижением, при эффективном использовании занятых и более гибком спросе населения на рабочие места.

Вторая задача, ориентированная  на краткосрочную и среднесрочную перспективы, предусматривает воспрепятствование массовому высвобождению потенциальных безработных и резкому увеличению реальной (открытой), в том числе застойной (длительной) безработицы. Здесь также предполагается взаимоувязанное высвобождение работников и создание новых рабочих мест с целью ограничения полного заблокирования процессов рационализации занятости.

В Российской Федерации  создана правовая база по вопросам регулирования труда и занятости  населения. Эти вопросы находят свое отражение в Конституции РФ, в Трудовом кодексе РФ и в Законе РФ «О занятости населения в РФ». Среди статей Конституции РФ, имеющих прямое отношение к защите прав человека, определяющим образом влияющих на формирование законодательства о занятости населения, можно, в частности, назвать ее ст.2: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". В статье 37 Конституции РФ установлены основы занятости населения о свободе труда, запрещении принудительного труда, о вознаграждении за труд без какой-либо дискриминации, о праве свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Направления политики государства  в сфере содействия следуют также из международно-правовых актов. Так, указание на необходимость создания государством условий для наиболее полного существования права на труд содержится также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 6). Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст.23 провозглашает право каждого на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. В то время как ст.25 этого документа указывает на право каждого рассчитывать на такой жизненный уровень, который позволял бы формировать и проявлять себя как личность, принимать непосредственное участие в производстве материальных и духовных благ.

Примечательно, что на своей первой сессии в 1919г. МОТ принял Конвенцию «О безработице», в которой отражены основные подходы к регулированию деятельности бесплатных государственных бюро занятости. При определении правового статуса негосударственных агентств по трудоустройству целесообразно учитывать положения Конвенции МОТ № 181 (1997 г.) «О частных агентствах занятости», согласно которой указанные агентства могут способствовать более эффективному функционированию рынка труда, одновременно указывая на необходимость создания гарантий социальной защиты граждан, ищущих работу при посредничестве данных агентств.

В современных условиях особую актуальность приобретает анализ документов, принятых на уровне Совета Европы, в которых аспекты содействия занятости также остаются без  внимания. В частности, Конвенция  о защите прав человека и основных свобод запрещает принудительный труд (ст.4). Европейская социальная хартия содержит указание на обязательства государств «обеспечить эффективную защиту права трудящихся зарабатывать себе на жизнь свободно избранным трудом».2

Основные направления  политики российского государства по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость закреплены в ст. 5 Закона о занятости среди которых, частности, следующие:

-развитие трудовых  ресурсов, повышение их мобильности,  защита национального рынка труда;

-обеспечение равных  возможностей всем гражданам  РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения,  политических убеждений и отношения  к религии в реализации права  на добровольный труд и свободный  выбор занятости;

-создание условий,  обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека;

-поддержка трудовой  и предпринимательской инициативы  граждан, осуществляемой в рамках  законности, содействие развитию  их способностей к производительному,  творческому труду;

-осуществление мероприятий,  способствующих занятости граждан,  испытывающих трудности в поиске  работы;

-предупреждение массовой  и сокращение длительной (более  одного года) безработицы;

-поощрение работодателей,  сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

-объединение усилий  участников рынка труда и согласованность  их действий при реализации  мероприятий по содействию занятости  населения;

-координация деятельности  государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

-международное сотрудничество  в решении проблем занятости  населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

Приведенные выше направления  государственной политики, как правило, получают свое развитие в иных нормативных правовых актах (прежде всего - федеральных и территориальных программах содействия занятости), а также в коллективных соглашениях с участием органов государства.

В зависимости от содержания основных направлений государственной политики в сфере занятости можно выделить два ее вида:

1) активную государственную  политику в сфере занятости;

2) пассивную государственную  политику в сфере занятости.

Информация о работе Государственная политика в сфере занятости