Государственная поддержка граждан пожилого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

В организации социальной работы с пожилыми людьми необходимо учитывать всю специфику их социального статуса не только в целом, но и каждого человека в отдельности, их нужды, потребности, биологические и социальные возможности, определенные региональные и другие особенности жизнедеятельности. Немаловажно и то, что в специфических российских условиях старшее поколение в связи с периодом перестройки и отрицанием всех ценностей и достижений до перестроечного периода испытывает чувство глубокой обиды и разочарования: вся их жизнь и работа, посвященные труду на благо общества, нередко признаются бесполезными, ненужными.
Цель данной работы – рассмотреть формы и методы социального обслуживания пожилых людей.

Содержание

Введение
Глава 1. Государственная поддержка граждан пожилого возраста
1. Объективная необходимость социальной защиты
населения, её место в политической жизни государства.
1.1. Нормативно-правовые основы социальной поддержки
пожилых людей.
1.3. Модели социального обслуживания пожилых людей.
1.4. Социально-психологическое положение
пожилых людей.
Вывод.
Глава 2 Социальная защита граждан
пожилого возраста в Российской Федерации.
2.1. Принципы и механизмы социальной защиты
пожилых людей.
2.2. Основные направления социальной защиты пожилых людей
в Российской Федерации.
Вывод
Заключение
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 76.63 Кб (Скачать файл)

   Во-первых, это демографические и макроэкономические последствия, которые затронут такие  характеристики, как:

  • показатель рождаемости;
  • продолжительность жизни и особенно верхние пределы долгожительства, а также количества пожилых людей, которые хотели бы достичь их;
  • распределение материальных ресурсов меду представителями различных поколений;
  • отношение к коллективной ответственности за обеспечение соответствующих стандартов и качества жизни пожилых людей;
  • уровень производительности труда.

   Во-вторых, будет затронута сфера социальных отношений. Произойдут существенные изменения:

  • в структуре семейно-родственных отношений;
  • в системе поддержки друг друга разных поколений;
  • в характере выбора будущей профессии;
  • в структуре потенциальной занятости.

   В-третьих, изменение демографической структуры  отразится на рынке труда, в частности:

  • изменится соотношение между умственным и физическим трудом и отношение общества к трудовой деятельности;
  • встанет вопрос о профессиональной ориентации и переквалификации трудящихся в пожилом возрасте;
  • трансформируется отношение пожилых трудящихся и работодателей к трудовой деятельности как таковой и проблеме выхода на пенсию;
  • изменятся пропорции занятости среди женщин и мужчин, поскольку женщин в пожилом возрасте значительно больше, чем мужчин;
  • обострится социальный характер проблемы безработицы, и потребуются новые подходы к её решению;
  • повысятся возрастные границы выхода на пенсию.

   В-четвёртых, изменения коснутся функциональных способностей и состояния здоровья пожилых людей, что повлечёт серьёзные  последствия для социальных служб. Так, например, можно предположить, что:

  • расширятся возможности пожилых людей функционально удерживать приобретённые знания, навыки и умения, а также возможности овладевать новыми областями фундаментальных и прикладных наук, новыми профессиональными знаниями;
  • пожилые люди станут необходимым ресурсом для рынка труда и жизнедеятельности общества;
  • изменятся потребности в уходе за пожилыми людьми и в потреблении социальных услуг;
  • произойдут серьёзные перемены, связанные с интенсивностью, эффективностью и результативностью медицинского и социального обслуживания пожилых людей33.

   Очевидно, что вышеперечисленные факторы  представляют лишь вершину айсберга объективных перемен в жизни  общества. К ним следует добавить и широкую гамму субъективных факторов, которые, безусловно, изменят  и внутренний мир человека, представителя  любого поколения, населяющего «общество  пожилых». 
 

Заключение. 

   Заключения  к данной работе можно сделать  некоторые выводы и предложить определённые рекомендации по оптимизации технологии социальной работы в области осуществления социальной защиты граждан пожилого возраста.

   Пожилые люди, как одна их самых уязвимых в социальном плане групп общества, по определению нуждаются в особой заботе государства, а конкретнее –  в особой деятельности специальных  организаций и учреждений, которые  бы обеспечивали социальную защиту пожилых  и престарелых граждан.

   Сохраняющаяся острота социально-экономической  ситуации в стране является тем объективным  фактором, который предопределяет масштабность и направления работы. Ежедневно  сталкиваясь с проблемами пожилых  людей как одной из наиболее уязвимой части населения, нельзя не осознавать всю меру ответственности, которая  лежит на системе в целом и  на каждом из работников социальной защиты в отдельности.

   Определение понятия социальной защиты состоит  в том, что это соответствующая  политика государства по обеспечению  прав и гарантий в области уровня жизни, удовлетворения различных потребностей человека.

   В России, как и во многих других промышленно  развитых странах, наблюдается резкое повышение доли пожилых людей  в структуре общества. Этот факт объясняется тем, что всеобщий характер старения населения находится в  прямой зависимости от уровня экономического и общественно-политического развития и по своей природе является прогрессивным  процессом, который характеризует  общество нового типа, где присутствует высокий уровень жизни и уверенность  в завтрашнем дне у простого обывателя. Однако такое положение дел ведёт  к повышенной нагрузке на трудоспособное население, удельный вес которого, соответственно сокращается, что в свою очередь  отрицательно сказывается на положении  пожилых людей, которые в целом  находятся в экономической зависимости  от трудоспособного населения.

   Выход из подобной кризисной ситуации видится  в использовании более эффективных  методов управления экономикой, а  также в проведении целенаправленной государственной политики по стабилизации демографической ситуации в сторону  увеличения рождаемости и установления баланса между рождаемостью и  смертностью.

   В связи с тем, что социально-психологическое  положение пожилых людей в  некоторых случаях оказывается  неустойчивым (в силу обострения соматических болезней и неготовности отдельных  людей к роли пожилого человека) – они нуждаются в помощи специалистов психологов, которые помогали бы некоторым  пожилым людям более гибко  адаптироваться к новой для них  социальной роли.

   Деятельность  органов социальной защиты в данном аспекте социальной работы заключаются  в выявлении лиц пожилого возраста, находящихся в кризисной ситуации, причиной которой стали проблемы психологического порядка, а также  в проведении специальных мероприятий, обеспечивающих социально-психологическую  адаптацию и реабилитацию тех  пожилых людей, которые нуждаются  в такого рода помощи. Естественно  всё это может осуществиться  только при наличии дополнительных денежных средств, которые можно  получить, с одной стороны, из бюджета  города или района, с другой, оказывая платные услуги нуждающимся в  них гражданам, способным эти  услуги оплатить.

   Нормативно-правовая база Российской Федерации в области  социальной защиты населения и в  аспекте социальной защиты пожилых  людей, в частности, в целом отвечает нормам современного цивилизованного  общества, однако многие направления  социальной работы с пожилыми людьми ещё недостаточно освоены и требуют  как законодательной, так и материальной и теоретико-методологической поддержки.

   Что касается практической реализации мер  по социальному обслуживанию населения, то традиционно в нашем обществе сложилось три направления деятельности органов социальной защиты пожилых людей: социальная помощь, социальное обслуживание и организация пенсионного обеспечения.

   Социальная  помощь имеет характер периодических  и единовременных выплат к пенсиям  и пособиям, натуральных выдач  и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной поддержки нуждающимся  категориям пожилых людей.

   Социальное  обслуживание в свою очередь делится  на государственный, муниципальный  и негосударственный (коммерческий) сектора.

   Государственный сектор социального обслуживания состоит из органов управления социальным обслуживанием РФ, органов социального обслуживания субъектов РФ, а также учреждений социального обслуживания, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов федерации.

   Муниципальный сектор социального обслуживания включает органы управления социальным обслуживанием и учреждениями муниципального подчинения, предоставляющих различные виды социальных услуг пожилым людям и другим нуждающимся категориям граждан и осуществляют организационную, практическую и координационную деятельность в вышеупомянутой области социальной деятельности.

   Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет соответствующие учреждения, по форме собственности не относящиеся к государственным или муниципальным, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. К данному сектору относятся общественные объединения, профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием пожилых людей.

   Государством  разработаны федеральный и территориальный  перечни гарантированных социальных услуг. Федеральный перечень гарантированных  социальных услуг является базовым, определяется Правительством РФ и ежегодно пересматривается; при этом сокращение объёма гарантированных государством социальных услуг не допускается. На основе федерального перечня социальных услуг устанавливается территориальный перечень, также гарантированный государством. Этот перечень утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ с учётом потребностей населения, проживающего на данной территории.

   Право на пенсионное обеспечение пожилые  люди приобретают по достижении возраста, определённого законом. Размер пенсии зависит от количества проработанных  лет (стажа) и величины получаемой в  то время заработной платы. В стране действует система, согласно которой  человек может сам начать откладывать  деньги в счёт своей будущей пенсии (сверх того, что ему будет полагаться по закону от государства). Что касается реального размера пенсии современного пожилого россиянина, то её размер в  разных регионах страны либо ниже прожиточного минимума, либо едва его обеспечивает, что требует о Правительства  приложения дополнительных усилий по увеличению реального размера пенсий до оптимального уровня.

   В целом, работу по этим направлениям деятельности органов социальной защиты пожилых  людей на сегодняшний день нельзя назвать оптимальной. Абсолютно  очевидно, что не все нуждающиеся  пожилые пенсионеры имеют доступ к получению социальной помощи, социальному  обслуживанию, причём качество последнего иногда оставляет желать много лучшего. Пенсионное обеспечение не обеспечивает большинство пожилых граждан  необходимыми средствами к существованию. Все эти проблемы очевидны и также  очевидны пути их решения.

   Однако  для реализации мер по совершенствованию  социальной работы во всех вышеуказанных  направлениях необходимо выполнение государством, как минимум, двух условий:

   во-первых, обеспечить социальную сферу высокообразованными  специалистами, которые могли бы эффективно наладить работу по всем направлениям и разработать новые направления;

   во-вторых, обеспечить стабильный и достаточно высокий уровень финансирования социальной сферы, поскольку на привлечение  высококлассных специалистов на работу в этой отрасли при столь малой  заработной плате вряд ли приходится рассчитывать.

   Таким образом, система социальной защиты пожилых людей в нашей стране в настоящее время ещё находится  в стадии модернизации, медленно, но неуклонно превращаясь в качественно  новую самостоятельную, многопрофильную  отрасль народного хозяйства, постепенно приближаясь по своему качеству и  эффективности к стандартам европейских  и других экономически развитых стран. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы: 

   
  1. Брэгг П. Здоровье и долголетие. М., 1996.
  2. Бурльер Ф. Старение и старость. М., 1992.
  3. Козлов А.А. Социальная геронтология: Учебно-методическое пособие. М., 1995.
  4. Комфорт А. Биология старения. М., 1987.
  5. Основы социальной работы. Учебник. / Под ред. П.Д. Павленка. М., 2001.
  6. Павленок П.Д. Введение в профессию «Социальная работа». М., 1998.
  7. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. Учебное пособие. М.: «Дашков и Кº», 2003.
  8. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы: Учеб. пос. М., 2001.
  9. Пожилой человек: проблемы возраста и аспекты социальной защиты. Ульяновск, 1995.
  10. Российская энциклопедия Социальной работы. В 2-х томах. М., 1997.
  11. Словарь-справочник по социальной работе. / Под ред. Е.И. Холостовой. М.: «Юристъ», 2000.
  12. Собрание законодательных актов Российской Федерации о социальной защите людей пожилого возраста и инвалидов. М., 2002.
  13. Современный словарь иностранных слов. СПб., 1994.
  14. Социальная защита. Журнал социальной работы. 2001. №12.
  15. Социальная работа в учреждениях здравоохранения. М., 1992.
  16. Социальная работа с пожилыми людьми. МГСУ. М., 1995.
  17. Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие. / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. М., 2001.
  18. Старость и её закономерности. М., 1983.
  19. Теория и методика социальной работы: Учебное пособие в вопросах и ответах./ Под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. М., 1996.
  20. Технологии социальной работы: Учебник. / Под ред. Е.И. Холостовой. М., 2001.
  21. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М., 1995.
  22. Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе. Ч.1,2. М., 1998.
  23. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. М., 2002.
  24. Шахматов Н.Ф. Психическое старение. М., 1996.
  25. Якушев Л.П. Социальная защита: Учебное пособие М., 1998.
  26. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учебное пособие. М., 1999.

Информация о работе Государственная поддержка граждан пожилого возраста