Государственная поддержка граждан пожилого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

В организации социальной работы с пожилыми людьми необходимо учитывать всю специфику их социального статуса не только в целом, но и каждого человека в отдельности, их нужды, потребности, биологические и социальные возможности, определенные региональные и другие особенности жизнедеятельности. Немаловажно и то, что в специфических российских условиях старшее поколение в связи с периодом перестройки и отрицанием всех ценностей и достижений до перестроечного периода испытывает чувство глубокой обиды и разочарования: вся их жизнь и работа, посвященные труду на благо общества, нередко признаются бесполезными, ненужными.
Цель данной работы – рассмотреть формы и методы социального обслуживания пожилых людей.

Содержание

Введение
Глава 1. Государственная поддержка граждан пожилого возраста
1. Объективная необходимость социальной защиты
населения, её место в политической жизни государства.
1.1. Нормативно-правовые основы социальной поддержки
пожилых людей.
1.3. Модели социального обслуживания пожилых людей.
1.4. Социально-психологическое положение
пожилых людей.
Вывод.
Глава 2 Социальная защита граждан
пожилого возраста в Российской Федерации.
2.1. Принципы и механизмы социальной защиты
пожилых людей.
2.2. Основные направления социальной защиты пожилых людей
в Российской Федерации.
Вывод
Заключение
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 76.63 Кб (Скачать файл)

   В современном обществе успешно существует и развивается специальная наука  геронтология16, изучающая феномен старения и все те проблемы, явления, которые с этим феноменом связаны. Также существует специальная профессия – геронтолог, носящая медико-социальный характер. Главной задачей геронтолога является специализированный подход к решению медико-психологических проблем, возникающих у пожилых людей. Решением социально-медицинских проблем пожилых людей занимаются социальные геронтологи17.

   Перед современной Россией, как и большинством индустриально развитых стран, в  ХХ веке остро встала проблема роста  доли людей пожилого возраста. Это  связано с двумя основными  причинами: увеличением средней  продолжительности жизни населения  и резким сокращением рождаемости.

   В индустриально развитых странах  происходит резкое снижение естественного  воспроизводства населения, т.е. количество рождающихся детей не восполняет естественных пропорций демографической  стабильности общества, что приводит к сокращению доли молодого поколения  по отношению к доле людей старшего возраста. Подобные тенденции характерны для подавляющего большинства современных индустриально развитых обществ. Рост уровня жизни приводит к тому, что люди начинают по иному относиться к проблеме воспроизводства населения. Интересы людей в подобных обществах переносятся с проблемы количества (главное – больше детей в семье) на проблему качества (главное – в каких условиях будут жить дети или ребёнок), следствием чего является ситуация, когда подавляющее большинство семей имеют либо одного, либо двоих детей.

   В целом в индустриально развитых странах процесс старения населения  начался около 30 лет назад и  развивался нарастающими темпами. Этот процесс пока не затронул слаборазвитые  страны, однако, по мнению демографов Организации  Объединённых Наций, предполагаемый резкий спад рождаемости населения в  этой части мира будет означать начало активного старения населения во всём мире, что проявится уже в  ближайшие десятилетия. По прогнозам  ООН к 2025 году доля пожилых людей  составит около 20% от общемировой численности  населения18.

   Современное общество породило несколько вариантов  социальных теорий старения, общая  цель которых – обосновать социально-философскую  позицию пожилого человека и отношения  общества к нему.

   Процессы  старения населения, являясь своего рода приметой нашего времени, характеризуют  начало нового этапа развития демографических  отношений и вызывают серьёзные  демографические, экономические, общественные, социально-психологические, культурные и медицинские последствия. В  странах, где процесс старения выражен  наиболее отчётливо, произошли радикальные  изменения соотношения численности  трёх основных групп населения: допроизводительного, производительного и послепроизводительного возраста. В связи с этим, высказывалось  мнение, что старение населения является причиной социальных конфликтов, так  как с экономической точки  зрения старые люди якобы представляют для общества обузу, так как затраты  на их содержание постоянно увеличиваются. Однако подобная позиция не находит поддержки у подавляющего большинства специалистов, исследующих эту проблему. Наоборот, в противоположность вышеуказанной точке зрения, в современной геронтологии высказывается мысль о том, что всеобщий характер постарения населения находится в прямой зависимости от уровня экономического и общественно-политического развития и в целом является прогрессивным процессом. Общество, в котором велика доля пожилых людей, является обществом, в котором достигнут уровень жизни, достаточный для того, чтобы обеспечить такой уровень функционирования систем здравоохранения и социального обеспечения, который позволил бы позволяющему большинству населения доживать до весьма преклонных годов.

   Но, несмотря на всё вышесказанное, процесс  глобального старения населения, всё-таки, имеет свои отрицательные стороны, поскольку сопровождается резким снижением  уровня рождаемости, что в перспективе  ведёт к резкому дисбалансу количества людей трудоспособного и нетрудоспособного  возраста. Однако, постоянно увеличивающаяся  производительность труда даёт основание  предполагать, что совершенствование  технологий производства компенсирует все недостатки данного явления.

   Таким образом, каждое общество или социальная группа или даже отдельный индивид  сами для себя определяют, в соответствии с какой из вышеперечисленных  теорий строить свои отношения с  пожилыми людьми или наоборот, будучи пожилыми людьми, относиться к собственной  социальной роли и положению в  обществе, семье, социальной группе. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.

   Социальная защита граждан пожилого возраста в Российской Федераци. 

   2.1. Принципы и механизмы социальной защиты

   людей пожилого возраста.

   Социальная  защита пожилых людей строится на основе принципов правового, социально  ориентированного государства.

   Основные  принципы оказания социальной помощи пожилым людям в целом соответствуют  общепринятым нормам морали и права  современного общества с учётом специфики  положения каждой конкретной социально-экономической  группы или категорий лиц, нуждающихся  в той или иной общественной или  государственной поддержке. В отношении  социальной защиты и поддержки лиц  пожилого возраста субъекты, которые  занимаются данного рода деятельностью, обязаны придерживаться следующих  принципов:

  1. Принципа адресности, предусматривающего предоставление социальной помощи конкретно нуждающимся людям с учётом их индивидуальных способностей и жизненных условий;
  2. Принципа гарантированности, предполагающего обязательное оказание помощи старым людям, обратившимся за ней в специальные учреждения;
  3. Принципа дифференцированного подхода при определении размеров и видов помощи в зависимости от места проживания и специфики условий;
  4. Принципа комплексности, предполагающего возможность предоставления одновременно нескольких видов помощи;
  5. Принципа самостоятельности местных органов власти и социальной защиты в деле организации и проведении мероприятий по оказанию социальной помощи в сочетании с централизованными мероприятиями;
  6. Принципа социального реагирования, предусматривающего пересмотр социальных нормативов в связи с ростом стоимости жизни, повышением минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума19.

   Пожилые люди России нуждаются в гарантированном  обеспечении своих жизненно важных потребностей: в надёжном жилье, полноценном  питании, благоприятной среды жизнедеятельности, охране здоровья, медико-социальном уходе, человеческом общении, а также достойном  погребении после смерти.

   А.А. Козлов подчёркивает, что в государстве  должна быть стратегия социальной защиты пожилых людей, которая складывалась бы из следующих элементов:

  • селекции (отбора), которая подразумевает поиск основных или стратегически важных составляющих жизни человека, утраченных в связи с возрастом;
  • оптимизации, заключающейся в том, что пожилой человек находит для себя новые резервные возможности, оптимизирует свою жизнь как в количественном, так и в качественном отношении;
  • компенсации, состоящей в создании дополнительных источников, возмещающих возрастную ограниченность в адаптационном процессе20.

   На  данном этапе развития общества особого  внимания заслуживает анализ потребностей старых людей в различных видах  медико-социальной и бытовой помощи и разработка новых форм и методов  организации такой помощи. Разрешение социально-экономических, семейно-бытовых, эмоционально-психологических  проблем  пожилых людей требует объединения  усилий государственных и негосударственных  структур, широких слоёв общественности  и, конечно, самих пожилых людей. В установлении такого единства в  достижении поставленной цели инициативная и главенствующая роль должна принадлежать органам социальной защиты населения.

   В силу естественного старения организма  у пожилых людей проявляется  ряд хронических заболеваний  растёт удельный вес лиц, нуждающихся  в постоянном медицинском наблюдении, в помощи кардиологов, невропатологов, геронтологов, гериатров. Цивилизованность общества определяется, в частности, и тем, насколько широка сеть специальных поликлиник, больниц, домов отдыха и санаториев для пожилых людей.21 В этом аспекте немаловажную роль играет развитие в нашей стране такой науки как геронтология (наука, изучающая проблему старения), которая призвана изучать процессы старения и вырабатывать методики, обеспечивающие устранение, либо сглаживание негативных явлений, связанных с процессом старения человеческого организма.

   Что касается организаций и учреждений, обеспечивающих социальную защиту пожилых  людей, то их деятельность должна опираться  на теоретико-прикладные методики, разработанные  одним из направлений науки о  старости – социальной геронтологии.

   В центре внимания социальной геронтологии оказываются предпенсионный и пенсионный периоды жизнедеятельности человека,  его трудоспособность, профессиональная и социальная активность. Один из важнейших  аспектов социальной геронтологии –  социальная работа, содержание которой  состоит в следующем:

  • оказание практической помощи пожилым и старым людям, семьям и группам лиц пожилого возраста с низким уровнем благосостояния и нарушенными социальными контактами;
  • социальная реабилитация пожилых людей, создание условий, повышающих их социальную активность;
  • формирование политики социальной защиты в отношении пожилых людей;
  • разработка превентивных программ по устранению отрицательных последствий старения и старости;
  • проведение социальных экспериментов с целью получения объективно подтверждённых результатов для создания банка данных  по улучшению жизненных условий и материального благополучия пожилых людей22.

   Механизмы социальной защиты пожилых людей  реализуются как на государственном (федеральном), так и на региональном (местном) уровне. Осуществляет координацию  и согласованность действий государственных  и общественных организаций данного  профиля Координационный комитет, созданный на основе Указа Президента РФ затем был организован департамент  по делам пожилых в министерстве социальной защиты (25 июня 1993 г.)23.

   Особенность государственной политики в нашей  стране  в современных условиях состоит в переносе центра тяжести  при осуществлении социальной защиты пожилых граждан непосредственно  на места. На данный момент основной целью  социальной защиты пожилых и престарелых  людей является избавление их от абсолютной нищеты, оказание материальной помощи в экстремальных условиях переходного  периода к рыночной экономике, содействие адаптации этих слоёв к рыночной экономике.

   Таким образом, анализ положения пожилых  и старых людей свидетельствует  о том, что они являются одной  из наиболее социально незащищенных категорий населения, нуждающихся  в особом внимании со стороны государства. 
 

2.2. Основные направления социальной защиты

   пожилых людей в Российской Федерации. 

   Важнейшая задача системы социальной защиты в  Российской Федерации в настоящее  время – поддержание уровня жизни  пожилых людей и содействие их адаптации к последствиям рыночной экономики.

   Социальная  защита пожилых людей включает в  себя все юридические и практические действия в интересах данной социальной группы и состоит из таких составляющих, как профилактика, поддержка и представительство.

   Профилактика  имеет своей целью сохранить  благосостояние пожилого человека, уменьшив или устранив факторы риска, и  тем самым предотвратить его  помещение в стационарные учреждения социального обслуживания.

   Поддержка представляет собой помощь, необходимую  пожилым людям для сохранения максимально возможного уровня самостоятельности.

   Представительство – это защита интересов пожилых  людей, признанных недееспособными, от их имени, для оказания необходимой  им помощи24.

   Существенное  значение в условиях кризисной обстановки в нашей стране имеет адресная  социальная защита пожилых людей, которая  оказывается в первую очередь  наиболее нуждающимся: одиноким пенсионерам, инвалидам, престарелым, старше 80 лет.25

   Традиционно в нашем обществе сложилось три  направления деятельности органов  социальной защиты пожилых людей: социальная помощь, социальное обслуживание и организация пенсионного обеспечения.

   1. Социальная помощь – это система экстренных действий, мер по устранению или смягчению острых кризисных ситуаций, в которые попадают как отдельные граждане, так и социальные группы и категории людей.

   Социальная  помощь пожилым людям – это обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставленных с учётом законодательно установленных государством гарантий по социальному обеспечению. Социальная помощь имеет характер периодических и единовременных выплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной поддержки нуждающимся категориям пожилых людей, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями26.

   Срочная социальная помощь пожилым людям – это оказание помощи разового характера остро нуждающимся пожилым людям. Она может включать обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью, предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилья; оказание экстренной психологической или юридической помощи. Срочная социальная помощь по преимуществу носит адресный характер.

Информация о работе Государственная поддержка граждан пожилого возраста