Государственная поддержка граждан пожилого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

В организации социальной работы с пожилыми людьми необходимо учитывать всю специфику их социального статуса не только в целом, но и каждого человека в отдельности, их нужды, потребности, биологические и социальные возможности, определенные региональные и другие особенности жизнедеятельности. Немаловажно и то, что в специфических российских условиях старшее поколение в связи с периодом перестройки и отрицанием всех ценностей и достижений до перестроечного периода испытывает чувство глубокой обиды и разочарования: вся их жизнь и работа, посвященные труду на благо общества, нередко признаются бесполезными, ненужными.
Цель данной работы – рассмотреть формы и методы социального обслуживания пожилых людей.

Содержание

Введение
Глава 1. Государственная поддержка граждан пожилого возраста
1. Объективная необходимость социальной защиты
населения, её место в политической жизни государства.
1.1. Нормативно-правовые основы социальной поддержки
пожилых людей.
1.3. Модели социального обслуживания пожилых людей.
1.4. Социально-психологическое положение
пожилых людей.
Вывод.
Глава 2 Социальная защита граждан
пожилого возраста в Российской Федерации.
2.1. Принципы и механизмы социальной защиты
пожилых людей.
2.2. Основные направления социальной защиты пожилых людей
в Российской Федерации.
Вывод
Заключение
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 76.63 Кб (Скачать файл)

   По  Конституции пожилым гражданам  гарантируются равные со всеми гражданами России социальные права и свободы. Так, согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гражданину гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и др.

   В соответствии со ст. 41 Конституции пожилые  люди, наряду со всеми, имеют право  на охрану здоровья и бесплатную медицинскую  помощь в государственных и муниципальных  учреждениях. Кроме этого в Конституции  РФ имеются и другие нормы, обеспечивающие права и свободы пожилых граждан.

   Вышеперечисленные основополагающие конституционные  нормы явились базисом для  многих федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства  РФ и других подзаконных актов, определяющих направление социальной политики нашего государства в области социальной защиты и обеспечения пожилых  людей.

   Особое  значение имеет для пожилых людей  законодательство, связанное с пенсионным обеспечением граждан Российской Федерации, представленное Федеральным законом «О государственных пенсиях в Российской Федерации»  Федеральным законом «Об исчислении и увеличении государственных пенсий» а также Федеральном законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

   Действующее пенсионное законодательство многогранно. Оно содержит ответы практически  на все основные вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения большинства  граждан.

   Оценивая  пенсионное законодательство с точки  зрения возможностей для повышения  социальной поддержки пожилых людей, необходимо отметить, что, в отличие  от прежнего пенсионного законодательства, работающие пенсионеры получают пенсии в полном размере. Отмечая положительные  моменты в действующем пенсионном законодательстве, между тем нельзя не отметить, что нормы, регулирующие исчисление размеров пенсий, далеко «отстают»  от реалий жизни. Современные пенсии не обеспечивают в полном объёме затрат на самые необходимые нужды пожилого человека.

   В перечне социального законодательства, играющего немаловажную роль в жизни  пожилых людей, есть Федеральный  закон «О ветеранах». Это один из основных социальных законов, который  устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации. В соответствии с вышеназванным  законом, социальная защита ветеранов, большинство из которых – пожилые  люди, предусматривает осуществление  системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое  и моральное благополучие ветеранов, предоставляет  им дополнительные права  и льготы.

   Социальный  аспект содержат основы законодательства РФ по охране здоровья граждан. Статья 26 «Основ» прямо закрепляет права  граждан пожилого возраста. В ней  отмечается, что граждане, достигшие  возраста, установленного законодательством  РФ, имеют право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственной  или муниципальной системы здравоохранения, а также в учреждениях системы  социальной защиты населения, а также на санаторно-курортное лечение и реабилитацию бесплатно или на льготных условиях8.

   Особое  место в комплексе законов, нацеленных на социальную поддержку пожилых  граждан, занял Федеральный закон  «О государственной социальной помощи», поскольку значительная часть пожилых  людей относится к категории  малоимущих людей, то именно они относятся  к числу получателей государственной  социальной помощи на основании данного  закона.

   Основополагающими документами, регулирующими в российском законодательстве социальные права  человека, являются также Федеральный  закон «Об основах социального  обслуживания населения в Российской Федерации» и Федеральный закон  «О социальном обслуживании граждан  пожилого возраста и инвалидов». Названные  законы устанавливают основные формы  социального обслуживания граждан, их права, гарантии реализации этих прав, полномочия федеральных региональных органов государственной власти.

   Кроме этого в Российской Федерации  принят ряд общих законов, который  содержит в себе нормы, регулирующие образование, спорт и досугову и  политическую деятельность пожилых  людей. Согласно этим законодательным  нормам, пожилые люди никаким образом  не могут быть ограничены в своих  желаниях приобщиться к спорту, получать образование, посещать культурные  заведения, заниматься творческой и  иной деятельностью, не противоречащей закону, участвовать в выборах, быть избранными и т.п.

   Таким образом, краткий анализ российского  законодательства в части, касающейся социальной поддержки граждан старшего поколения, позволяет сделать следующие  выводы.

   Ситуация  с реализацией социальных прав граждан  пожилого возраста нельзя оценивать  однозначно, поскольку она характеризуется  определённой двойственностью. С одной  стороны, существует обширная нормативно-правовая база, направленная на повышение уровня социальной поддержки пожилых людей, предусматривающая достаточно полную реализацию ими своих прав, гарантий и льгот. С другой стороны, многие из норм «существуют лишь на бумаге», что подтверждают проведённые исследования. 77,8% граждан в возрасте 55 – 60 лет, 69,1% в возрасте от 61 до 70 лет, 76,5% в возрасте от 71 до 80 отметили, что существующее законодательство не действует, осуществление его в полном объёме затруднено из-за отсутствия эффективных механизмов реализации, финансового обеспечения, социального контроля и ответственности за исполнение принятых законов9.

   Согласно  данным, полученным в ходе самостоятельного исследования проблем социальной защиты пожилых людей, проведенного автором, около 50% пенсионеров г. Югорска получают пенсию, размер которой ниже прожиточного минимума и находятся за чертой бедности; пенсию же по старости, превышающую  минимальный потребительский бюджет, получают всего лишь около 4% неработающих пенсионеров. Ещё одна проблема, с  которой пришлось столкнуться в  ходе этого исследования – это  недостаток квалифицированных специалистов и низкая оплата их труда, что также  не способствует  высокой эффективности  социальной защиты пожилых людей. Большинство  людей отметили связь между качеством  услуг отдела и профессионализмом  работников. Респонденты отмечают основные причины малой эффективности  работы специалистов: отсутствие должной  самостоятельности работников социальной защиты и недостаточное знание всех законов, нормативно-правовых актов  и законодательных нюансов в  сфере пенсионного обеспечения  и социальной защиты пожилых людей 

   Кроме того, современное законодательство не в полной мере соответствует европейским  и мировым стандартам. Не получили надлежащей правовой защиты интересы пожилых граждан в сферах имущественных, земельных, жилищных, семейных отношений, охраны здоровья и, в определённой степени, пенсионного обеспечения и социального  обслуживания.

   Не  сформирована правовая культура, пожилые  люди плохо знают действующее  законодательство, свои социальные права  и порядок обжалования в случае их нарушения, что обусловлено их плохой информированностью, недостатком социально-правовой практики и сложившимися стереотипами мышления. 
 
 

   1.3. Модели социального обслуживания пожилых людей. 

   Развивая  и совершенствуя деятельность служб  социальной помощи престарелым и  инвалидам, органы социальной защиты проявляют  постоянную заботу о создании более  комфортных условий для жизнедеятельности  пожилых людей в стационарных учреждениях. Дома – интернаты предоставляют  возможность престарелым и инвалидам  находиться там не только постоянно, но и временно, в них вводится недельное и дневное пребывание. С появлением центров социального  обслуживания, реабилитационных центров, отделений социальной помощи на дому и дневного пребывания несколько  изменяются функции, объем и некоторые  аспекты деятельности стационарных учреждений.

   В настоящее время в системе  социальной защиты населения действуют  стационарные учреждения для лиц пожилого возраста и инвалидов. Сейчас в дома – интернаты поступают в основном люди, требующие постоянного ухода, утратившие в значительной мере способность передвигаться.

   Статистические  данные показывают, что 88% людей, находящихся  в домах – интернатах, страдают психическими патологиями, у 67,9% наблюдается  ограничение двигательной активности:  они нуждаются в посторонней  помощи, 62,3% не способны даже частично себя обслуживать, а среди поступающих  в эти учреждения такой показатель достигает 70,2%. Наиболее распространенными  заболеваниями среди пожилых  людей болезни органов кровообращения и костно-мышечные системы. Исследования показывают, что 71,1% лиц пожилого возраста нуждаются в доставке продуктов, 69,1% - в доставке медикаментов, 12,2% - топлива, 33,3% - в доставке горячей пищи, 77,1% в стирке белья, 72,7% - в уборке жилища, 31,4% - в ремонте жилья, 23,6% - в приготовлении пищи.

   Практика  показывает, что в домах-интернатах для престарелых и инвалидов  обеспечивается медицинское обслуживание, осуществляется целый ряд мероприятий  реабилитационного значения: трудовая терапия и трудовая занятость, организация  досуга и т.п. Здесь проводится работа по социально-психологической адаптации  пожилых людей к новым условиям, включая информирование о доме-интернате, проживающих в нем и вновь  прибывших, об оказываемых услугах, наличии и расположении медицинских  и других кабинетов и др. Изучаются  особенности характера, привычек, интересов  поступающих пожилых людей, их потребности  в посильной трудовой занятости, их пожелания в организации досуга и т.п. Все это имеет важное значение для создания нормального  морально-психологического климата, особенно при расселении людей на постоянное место жительства и предотвращения возможных конфликтных ситуаций.

   Однако  функционирование домов-интернатов как  одной из основных стационарных форм социального обслуживания престарелых  связано с целым рядом серьезных  проблем. Среди них: степень удовлетворения потребности в домах-интернатах, качество обслуживания в них, создание соответствующих условий для  проживания и т.д. С одной стороны  сохраняется очередь пожилых  граждан, желающих поступить в стационарные учреждения социального обслуживания, с другой стороны, пожилые люди все  больше проявляют желание жить в  привычной для них обстановке.

   Одной из новых форм социального обслуживания является развитие сети специальных  домов для одиноких пожилых граждан  и супружеских пар, которые сохранили  полную или частичную способность  к самообслуживанию в быту и нуждаются  в создании условий для самореализации своих основных жизненных потребностей.

   Основная  цель создания таких домов – обеспечение  благоприятных условий проживания и самообслуживания, предоставление проживающим престарелым гражданам  социально-бытовой и медицинской  помощи, создание условий для активного  образа жизни, в том числе посильной  трудовой деятельности.

   Специальные дома для одиноких престарелых могут  быть построены как по типовому проекту, так и располагаться в переоборудованных  отдельных зданиях или части  многоэтажного дома. Они состоят  из одно-двухкомнатных квартир и  включают в себя комплекс служб социально-бытового назначения, медицинский кабинет, библиотеку, столовую, пункты заказов на продовольственные  товары, сдачу белья в прачечную  или химчистку, помещения для  проведения культурного досуга и  для трудовой деятельности. Они оснащаются средствами малой механизации для  обеспечения самообслуживания проживающих  граждан. При таких домах организуются круглосуточные действующие диспетчерские  пункты, обеспеченные внутренней связью с жилыми помещениями и внешней  телефонной связью. Граждане, проживающие  в таких домах, получают пенсию в  полном размере, имеют право на первоочередное направление в стационарные учреждения.

   Таких домов в нашей стране пока мало, но они получают все большее признание  и развитие, так как это позволит решить многие проблемы, удовлетворить  потребности одиноких пожилых людей, продлить их активную жизнедеятельность.

   Социальный  магазин – торговое предприятие, предназначаемое для торгового  обслуживания малообеспеченных категорий  населения, нуждающихся в социальной поддержке.

   Предметом деятельности магазина является:

   1)            Торговля продовольственными и непродовольственными товарами первой необходимости по регулируемым ценам.

   2)            Торговля в установленном порядке товарами, поступающими по линии благотворительной и гуманитарной помощи.

   3)            Торгово-закупочная деятельность.

   4)            У магазина процент торговой наценки не должен превышать 10%

   Такая форма социального обслуживания крайне удобна для пожилых людей  особенно сейчас, когда цены на продовольственные  и промышленные товары резко выросли  и не позволяют на низкую пенсию их приобретать.

   Аптечный  киоск организуется для обеспечения  лекарствами в основном ветеранов, инвалидов и участников Великой  Отечественной  войны, согласно реализации Закона Российской Федерации «О ветеранах» по рецептам врача «бесплатно». На каждого  обратившегося в киоск заводится  личная карточка с последующей отметкой полученного медикамента.

Информация о работе Государственная поддержка граждан пожилого возраста