Государственная поддержка граждан пожилого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

В организации социальной работы с пожилыми людьми необходимо учитывать всю специфику их социального статуса не только в целом, но и каждого человека в отдельности, их нужды, потребности, биологические и социальные возможности, определенные региональные и другие особенности жизнедеятельности. Немаловажно и то, что в специфических российских условиях старшее поколение в связи с периодом перестройки и отрицанием всех ценностей и достижений до перестроечного периода испытывает чувство глубокой обиды и разочарования: вся их жизнь и работа, посвященные труду на благо общества, нередко признаются бесполезными, ненужными.
Цель данной работы – рассмотреть формы и методы социального обслуживания пожилых людей.

Содержание

Введение
Глава 1. Государственная поддержка граждан пожилого возраста
1. Объективная необходимость социальной защиты
населения, её место в политической жизни государства.
1.1. Нормативно-правовые основы социальной поддержки
пожилых людей.
1.3. Модели социального обслуживания пожилых людей.
1.4. Социально-психологическое положение
пожилых людей.
Вывод.
Глава 2 Социальная защита граждан
пожилого возраста в Российской Федерации.
2.1. Принципы и механизмы социальной защиты
пожилых людей.
2.2. Основные направления социальной защиты пожилых людей
в Российской Федерации.
Вывод
Заключение
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 76.63 Кб (Скачать файл)

   В целях организации посильной  трудовой деятельности трудоспособных пенсионеров, инвалидов могут создаваться  по ремонту обуви, одежды, оказания бытовых услуг, ритуальных услуг, ремонту  квартир, изготовления швейных, вязальных  изделий и т.д. Одна из задач такой  формы социального обслуживания является распродажа товаров, оказания бытовых услуг по сниженным ценам  малоимущим гражданам по прейскуранту.

   Дом сестринского ухода, хоспис (отделение  сестринского ухода), организуются при  больнице и предназначены для  проведения курса поддерживающего  лечение больных, преимущественно  пожилого и старческого возраста.

   Основными направлениями работы являются:

   -         Квалифицированный медицинский уход.

   -         Социальное обслуживание.

   -         Своевременное выполнение врачебных назначений и процедур.

   -         Медицинская реабилитация больных и престарелых с элементами трудотерапии.

   -         Динамическое наблюдение за состоянием больных и престарелых.

   -         Своевременная диагностика осложнений или обострений хронических заболеваний.

   Дом сестринского ухода обеспечивает, во-первых: первую экстренную и неотложную помощь, во-вторых: своевременный переход  больных и престарелых при обострении хронических заболеваний или ухудшении их состояния, в соответствующие лечебно-профилактические учреждения. Пожилых пациентов периодически осматривают врачи, для них организовано диетическое питание, оказывается консультативная и психологическая помощь.

   Новой  формой медицинского и социального  обслуживания считается хоспис. Это  специализированное заведение помогает тяжелобольным, умирающим людям  своевременно получить помощь, которая  облегчила бы их страдания, психологически подготовить к смерти.

   В нашей стране увеличивается число  граждан, нуждающихся в ночлеге, временном жилье. Для такой категории  людей открываются дома ночного  пребывания и социальные гостиницы.

   Дома  ночного пребывания предназначены  в первую очередь для лиц без  определенного места жительства, исключительно для ночного. Им предоставляется  койка-место на ночь, они проходят санитарную обработку, доврачебный  осмотр, получают талоны на питание. В  случае необходимости этим людям  оказывается медицинская, консультативная  помощь по вопросам бытового и трудового  устройства.

   Для временного проживания иногородних, в  том числе пожилых граждан, стали  открываться социальные гостиницы, где им оказывается бытовая и  социальная помощь, то есть на определенный срок бесплатно или по прейскуранту питание, отдельное место с комплектом постельных принадлежностей, предметами культурно-бытового назначения,  консультативная  помощь и медицинская помощь.

   1.4. Социально-психологическое положение

   пожилых людей. 

   Старость  – самый тяжелый период в жизни  человека, как с физической, так  и с психологической точки  зрения. Пожилые люди не в состоянии  обеспечивать собственные потребности  – они нуждаются в поддержке  более молодых, трудоспособных членов общества.  Демографическое постарение требует от общества всё больших затрат финансовых и других материальных ресурсов на обслуживание этой возрастной категории населения. Общество вынуждено взять на себя решение всех проблем, связанных с комплексом социальной защиты и социального обеспечения пожилых людей. Социальная политика по отношению к этой возрастной группе отражает сущность любого государства независимо от его политического строя. Старость – это заключительная фаза в развитии человека, в которой этот процесс происходит по нисходящей жизненной кривой. Иначе говоря, в жизни человека с определённого возраста проявляются инволюционные10 признаки, что выражается уже во внешнем виде человека, уменьшении его жизненной активности, изменении психических реакций и психологических характеристик, ограничении физических возможностей.

   Переход человека в группу пожилых существенно  изменяет его отношения с обществом  и такие ценностно-нормативные  понятия, как цель и смысл жизни, добро, счастье  и т.д. Самочувствие пожилых людей в значительной мере определяется  сложившейся  атмосферой в семье – доброжелательной или недоброжелательной, тем, как  распределяются обязанности в семье  между пожилыми и более молодыми людьми.11

   Точное  хронологическое определение границы, отделяющей старость от зрелого возраста не всегда возможно из-за больших индивидуальных различий каждого отдельного человека, таких как характер, физические данные, психологическая и психическая  устойчивость. Например, постепенное  ослабление по мере старения процессов  восприятия и затруднение двигательной активности сочетаются иногда с весьма неоднозначной картиной изменений  в области интеллекта, памяти и  других психических функций. Известны факты высокой творческой активности и продуктивности учёных, представителей искусства и других профессий  не только в пожилом, но и в старческом возрасте.

   С позиций молодых, взгляды на жизнь  имеют чаще всего положительный  заряд: у этой группы населения все  главные свершения впереди, отчего возникает психологическое состояние  обращённости в будущее и соответствующее  этому состоянию поведение.

   Совершенно  иначе интерпретируется перспектива  жизненной дуги с точки зрения пожилого человека: конец его жизни  это уже реальная и близкая  перспектива, поэтому вектор интересов  смещается на анализирование прошлого, психологическую подготовку к уходу  из жизни.

   Стереотип старости, сформировавшийся в том  или ином обществе, является отражением положения пожилых людей, которые  в этом обществе живут. Каждое общество в целом создаёт свой стереотип  пожилого человека, черты которого экстраполирует затем на всю категорию  пожилого и старческого населения.

   Позитивный  стереотип. В его основе лежат  ценность жизненного опыта и мудрости пожилых людей, потребность в  уважении к ним и соответствующей  опеке.

   Негативный  стереотип. На пожилого человека смотрят как на ненужного, лишнего, бесполезного, «нахлебника», а его опыт расценивают как устаревший и неприменимый в настоящий момент12.

   В современном обществе наиболее распространён  негативный взгляд на старость. Этому  способствует тот факт, что болезненные  формы психического старения всегда на виду и встречаются часто, а  также то, что практически всегда старение сопровождается физической и  психической болезненностью. По существу, как утверждает известный геронтопсихиатр  Н.Ф. Шахматов, старость в той или  иной мере болезненна всегда13. Поборники такого взгляда на старение усматривают в личности старого человека обязательное ослабление интеллекта, памяти, образование характерологических пороков, таких, как скупость, консерватизм, сварливость и пр. Проявление психического упадка находит своё выражение в ограничении круга интересов, пассивности, психической вялости.

   Другой  крайней точки зрения на старость придерживаются исследователи, склонные восхвалять старость. Основания для  этого представляют те наблюдения над  стареющими людьми, в которых бросается  в глаза несоответствие между  духовной и физической эволюцией  человека, которые показывают, что  регрессивным изменениям подвергается только биологический организм, а  духовный и интеллектуальный потенциал  не только не снижается, но может даже и возрастать. Иначе говоря, физическое ослабления компенсируется высоким  духовным подъемом. Как пишет Н.Ф. Шахматов, нередко пожилые люди говорят, что в старости они впервые  переживают чувство удовлетворённости  собой и окружающими. При этом они не могут найти лучшего  определения для своего состояния, чем счастливое14.

   Таким образом, в среде такого рода пожилых  людей наблюдается феномен счастливой старости как формы благоприятного психического старения, когда долгая жизнь приносит новые положительные  эмоции. Характеризуя психологическое  и физическое старение, они учитывают  наличие в процессе старения определённых положительных сдвигов, которые  являются компенсаторными или приспособительными в новых условиях жизни. Старые люди имеют реальную возможность  в  значительной степени развивать  многие свои способности и даже проявлять  новые.

   Какова  же роль личности в процессах формирования психо-социального статуса пожилого человека? Каково её влияние на процессы адаптивного (благоприятного) и дезадаптивного (неблагоприятного) старения?

   Различные формы поведения пожилых людей  в однотипных ситуациях отражают их индивидуальные особенности реагирования на собственное старение. Именно эта  психологическая особенность человека определяет его отношение к личным потерям, утрате прошлых возможностей, так же как и новое восприятие окружающего. Личность пожилого человека, претерпевая различного рода трансформации, всё же, при этом, остаётся сама собою, сохраняя индивидуальные черты. В старости не происходит какого-либо изменения личностных характеристик, ни нравственные, ни социальные качества личности не утрачивается. На неадаптивный процесс старения влияют такие особенности личности, как привычка тормозить своё поведение, преобладание стратегии отказа от решения актуальных задач, от использования благоприятных возможностей. Неадаптивным оказывается процесс старения у людей, которые не смогли развить в себе качества самостоятельности и инициативы, у которых ориентирами организации жизни были в основном указания, мнение окружающих людей. В ситуации отставки они чувствуют себя потерянными, беспомощными и быстро усваивают негативные социально-психологические стереотипы старости.

   Из  неправильных установок и предпосылок, мешающих пожилому человеку «вписаться»  в старость, исходит многообразие индивидуальных типов старения. Американские психологи выделяют следующие варианты:

   а) Регрессия – возвращение к прошлым формам поведения, проявляющегося в форме «детского» требования помощи в повседневной жизни, независимо от состояния здоровья;

   б) Бегство или изменение места жительства как форма освобождения в трудной  ситуации;

   в) Добровольная изоляция от окружающих, пассивность и минимальное участие в общественной жизни;

   г)   Стремление вызвать к себе интерес у окружающих;

   д) Попытка включиться в жизнь общества, не взирая на возраст и состояние здоровья, стремление скрыть специфические недомогания15.  Функции органов социальной защиты в данном аспекте социальной работы заключаются в выявлении лиц пожилого возраста, находящихся в кризисной ситуации, причиной которой стали проблемы психологического порядка, а также в проведении специальных мероприятий, обеспечивающих социально-психологическую адаптацию и реабилитацию тех пожилых людей, которые нуждаются в такого рода помощи.

   В идеале органы социальной защиты в  тесном сотрудничестве с органами  федеральной, региональной и муниципальной  власти должны вести просветительскую деятельность, как в среде представителей старшего поколения, так и в среде  близких к ней возрастных групп  с целью профилактики всевозможных осложнений, связанных с психологической  неподготовленностью отдельных  личностей к социальной роли пожилого человека.

   Таким образом, насколько адаптивной, успешной будет жизнь человека в старости, определяется тем, как он строил свой жизненный путь на предшествующих стадиях. В этом смысле очень важно, что  человек несёт в себе, какова его  система жизненных ценностей, установок, всего внутреннего строя личности. Для того, чтобы работать с пожилыми людьми, нужно знать их социальное положение (в прошлом и настоящем), особенности психики, материальные и духовные потребности, и в этой работе опираться на науку, данные социологических, социально-психологических и других видов исследований. 
 
 

Вывод. 

   Проблема  старения человека является той проблемой, которая затрагивает каждого  в равной степени и в любом  возрасте. С какими проблемами сталкивается пожилой человек в современном  обществе, и с какими проблемами сталкивается общество при решении  вопросов, связанных с пожилыми людьми?

   Во-первых, это проблемы экономического порядка. Пожилые люди в силу объективных  причин в подавляющем большинстве  являются нетрудоспособными, а потому возникает проблема их материального  обеспечения. Во-вторых, это проблемы нравственных взаимоотношений как пожилого человека с обществом, так и общества с пожилыми людьми. В-третьих, это круг вопросов, связанных с решением проблем ослабленного здоровья пожилых людей. В-четвёртых, немаловажным является решение проблемы досуга, культурно-нравственной востребованности пожилых людей, рекреации, адаптации пожилого человека, ещё недавно принадлежащего к трудоспособной возрастной когорте, к новой социальной роли. Разумеется, в разных странах, в различных культурах все эти проблемы разрешаются по-разному.

Информация о работе Государственная поддержка граждан пожилого возраста