Волонтерство как средство профессиональной социализации будущих социальных работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 18:00, дипломная работа

Краткое описание

Цель: выявление системы организации волонтерской деятельности студентов.
Задачи:
1) изучить опыт организации волонтерской деятельности в России;
2) определить педагогические условия, способствующие эффективной организации волонтерской деятельности студентов;

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические и практические аспекты волонтерской деятельности
1.1 Основные характеристики волонтерской деятельности
1.2 Волонтерство и социальная работа: точки соприкосновения
Выводы
Глава 2. Организация волонтерской деятельности будущих специалистов
2.1 Подходы к организации волонтерской деятельности студентов
2.2 Подготовка студентов к волонтерской деятельности
Выводы
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

волонтерская.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

Добровольческая деятельность по своему смыслу и назначению имеет те же гуманистические ценностные основания, что и профессиональная социальная работа и социально-педагогическая деятельность. Можно сказать, что добровольчество - это практический гуманизм. Поэтому неоценим вклад добровольческой деятельности в процесс формирования гуманистических профессионально-личностных ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы. В процессе добровольческой деятельности, как показывает опыт, у будущих социальных работников формируются следующие компоненты гуманистического профессионально-личностного опыта: ценностно-информационный (знания о сущности и содержании гуманистических ценностей общественного развития, гуманистической миссии своей профессии, ее гуманистических ценностях - целях и ценностях-средствах), ценностно-ориентационный (опыт ориентации в мире гуманистических ценностей, умение выделять их в содержании профессиональной деятельности, наблюдать и анализировать их проявления в практической работе и поведении специалистов, своих товарищей и т.д.), ценностно-смысловой (опыт выбора, критической оценки гуманистических терминальных и инструментальных ценностей общества и профессии), ценностно-эмоциональный (опыт переживания и проживания эмоционально насыщенных ситуаций гуманистического общения и поведения), ценностно-поведенческий (опыт гуманистически ориентированной профессиональной деятельности, ее регуляция в соответствии с гуманистическими принципами и нормами профессии, опыт «опредмечивания» гуманистических ценностей), ценностно-рефлексивный (опыт ценностной рефлексии своей деятельности, поведения и общения, самоанализа и самооценки своих личностно и профессионально значимых качеств с точки зрения их соответствия гуманистическим нормативам профессиональной среды), ценностно-коррекционный (опыт коррекции ценностных представлений, убеждений, чувств, качеств в соответствии с гуманистическими требованиями профессии и общества).

Участие будущих специалистов в социально значимой неоплачиваемой деятельности прививает им стремление к ответственности не только за собственную жизнь, но и за благополучие общества в целом, не дает развиваться инфантильным и иждивенческим настроениям. Добровольчество способствует формированию у волонтеров таких качеств, как милосердие, доброта, стремление прийти на помощь ближнему. Немаловажным результатом участия в социальном добровольчестве становится понимание возможности и собственности изменить что-то в обществе, в окружающем мире в лучшую сторону. В свою очередь, осознание такой необходимости самым положительным образом сказывается на развитии самоуважения, уверенности в себе, определении собственного места в жизни, как в настоящем, так и в будущем - тех самых факторах, на которых базируется успешность человека как личности.

Характерная особенность участия студентов в добровольческой деятельности - возможность увидеть результаты собственного труда - улыбку воспитанника детского дома после благотворительного праздника, посаженные деревья в парке, благодарность людей за приведенные в порядок могилы безымянных участников войны и т.д. Добровольческая деятельность за счет названного фактора формирует у человека привычку, потребность в деятельности, приносящей созидательные плоды, дающей неоспоримый результат. Закрепляясь, такая потребность в будущей профессиональной деятельности станет ориентировать сегодняшнего студента на достижение поставленных целей, доведение начатого дела до желаемого результата.

Участие в организации добровольческих акций развивает у студентов необходимые и в жизни, и в профессиональной социальной работе, и в социально-педагогической деятельности лидерские качества: умение привлечь к делу, заинтересовать людей, организовать людей, организовать себя, добиться поддержки от государственных и коммерческих структур и т.п. В процессе добровольческой деятельности студенты пополняют профессиональный опыт, расширяют свой кругозор, повышают культурный уровень, развивают социальный интеллект, творческие способности и т.д.

Положительные моменты организации волонтерской деятельности студентов заключается также в следующем:

1) студенты чувствуют, что  с ними считаются и предоставляют  им известную свободу;

2) студенты работают с  более четкой мотивацией и  большей отдачей;

3) им удается избежать  неприятного чувства, которое возникает  всякий раз, когда их заставляют заниматься чем-то против их воли.

Волонтерство выполняет ряд функций, которые и определяют егоместо в системе профессиональной социализации в ВУЗе: организационно-регулирующую:

4) вовлечение студентов  в волонтерскую деятельность  обеспечивает разноуровневые связи вуза с социальной средой. За счет их включения в созидательный процесс происходит перестройка жизнедеятельности и взаимоотношений студентов, корректировка ценностей и эталонов;

5) технологическую, определяющую  возможность создания и применения  технологических процедур оперативного реагирования студентов на решение социальных проблем, способствующих их профессиональному самоопределению и успешному вхождению в социальную среду;

6) мотивационную, обусловленную  основным предназначением добровольческой деятельности в форме безвозмездного труда;

7) прогностическую, способствующую  проектированию индивидуальных  траекторий развития личности  будущего специалиста по социальной  работе. [13]

Бесспорно, перечисленными выше функциями не исчерпывается роль волонтерства в воспитании студенческой молодежи. Однако, доминирование этих функций оказывает значительное влияние на развитие добровольческого ресурса в системе вуза. В этом смысле функции волонтерства соответствуют смыслу любой гуманистически направленной деятельности. Кроме того, волонтерское студенческое движение - это реализация социально- значимой проектной деятельности, в основе которой лежат лучшие традиции студенчества, коллективный поиск различных форм активности и индивидуальный выбор пути профессионального становления.

Выводы

Социальная работа, возникшая в виде добровольной, филантропической и благотворительной помощи, существует и реализуется в современном обществе на профессиональном и непрофессиональном уровнях. К последним относятся различные виды добровольческой помощи и взаимоподдержки, основанной, прежде всего на эмоционально- личностном отношении к нуждающимся в помощи. В обществе всегда были люди, для которых способом самореализации, связи и общения была помощь другим людям. Но только в XX веке добровольчество стало приобретать черты социального феномена. Одной из особенностей российского добровольчества сегодня является его интеграция в сферу социальной работы, что позволяет рассматривать его как одно из средств профессиональной социализации будущих специалистов. Анализ проблем профессиональной социализации будущих специалистов позволить сделать следующие выводы:

1. В процессе становления  профессионального самосознания  будущих специалистов при традиционном  построении образовательного процесса  неизбежно происходит отрыв тех знаний, которые они получают в ходе лекционных и семинарских занятий, от поля их актуальных жизненных смыслов. Фактором, препятствующим развитию профессиональной направленности студентов, является слабая приобщенность в социальной деятельности в период обучения в вузе.

2. Новая парадигма профессионального  воспитания, обусловленная требованиями  гуманизации профессиональных отношений, основана на утверждении в  качестве основной цели воспитания  развитие у студентов активной  профессиональной и жизненной позиции, способности к творчеству, заинтересованности и потребности в саморазвитии. Основным содержанием профессионального воспитания, таким образом, становится обеспечение процесса социализации личности профессионала и саморазвития человека.

3. Волонтерство представляет  собой добровольческую деятельность, основанную на идеях бескорыстного  служения гуманным идеалам человечества  и не преследующую целей извлечения  прибыли, получения опыта или  карьерного роста; его целью получение  всестороннего удовлетворения своих личных и социальных потребностей путем оказания помощи другим людям.

4. Вопрос о потенциале  использования молодежной волонтерской  деятельности может рассматриваться  как минимум в двух аспектах: влияние молодежного волонтерства  на конкретно - историческую ситуацию, сложившуюся в обществе; влияние волонтерства на саму личность молодого человека, включающегося в данную деятельность.

5. Эффективное решение  проблемы формирования добровольческого  звена в системе высшего образования  социальных работников делает необходимым освоение новых технологических моделей волонтерской деятельности, ориентированных на приоритеты их профессиональной социализации.

Глава 2. Организация волонтерской деятельности будущих специалистов

2.1 Подходы к организации волонтерской деятельности студентов

Сегодня в нашей стране уже оформился некоторый опыт использования добровольческой деятельности как средства профессиональной социализации будущих социальных работников. Изучение этого опыта позволяет выделить следующие варианты. В некоторых вузах организация участия студентов в практической работе социальных служб в виде волонтерской деятельности рассматривается на ряду с учебно-производственной практикой студентов в соответствии с учебными планам и организацией научно-исследовательской работы студентов по проблемам социальной защиты граждан как часть процесса непрерывной практики. Она проводится в течение учебного года и включает в себя следующие обязательные элементы:

1. Проведение установочной  конференции с привлечением представителей социальных учреждений.

2. Подготовку и оформление  индивидуальных заданий студентам  уходящих на практику.

3. Текущий контроль за  процессом прохождения практики, устранение возникающих проблем  и разногласий.

4. Сбор и анализ отчетов  студентов по завершению практики.

5. Организация и проведение  итоговой конференции для каждого  курса с привлечением представителей  социальных учреждений; аттестация  результатов практики.

В подготовительный период куратор непрерывной практики на основе согласования с социальными учреждениями составляет перечень мероприятий, проводимых этими учреждениями, в которых желательно и возможно участие студентов - добровольцев. Кураторы групп подбирают студентов с учетом их индивидуальных профессиональных предпочтений для участия в социальной помощи и представляет списки куратору практики, который регистрирует студентов-добровольцев, инструктирует их и направляет в соответствующие учреждения (возможно, под руководством одного из преподавателей). Студенты могут сами проявлять инициативу по выбору места приложения своих сил в добровольном порядке. Такой подход имеет много преимуществ, однако не лишен и недостатков. К преимуществам следует отнести включенность студентов в коллектив, при которой они обязаны выполнять все требования, предъявляемые к штатным сотрудникам, и, следовательно, привыкать к работе в реальном ситуативном поле. Кроме того, студенты становятся частью коллектива, пусть и на время, что позволяет им приобретать коммуникативные навыки и навыки работы в команде. Отрицательные стороны проявляются в силу отдельного правового положения студента-практиканта, так как на них не распространяются требования Трудового законодательства о взысканиях за нарушение дисциплины. А при этом руководители учреждений не ставят перед собой задач по воспитанию студента, так как он временный сотрудник. Следовательно, необходимо разрабатывать мотивацию у студентов-практикантов для соблюдения ими трудовой служебной дисциплины. Не следует забывать, что студенты в период практики вступают в прямые контакты с клиентами социальных учреждений, которые нуждаются в реальной помощи. Любой срыв в оказании этой помощи для клиента этого учреждения - логический стресс, а нередко и нарушение его гражданских прав.

Непрерывность практической подготовки сочетается с поэтапным продвижением к поставленной цели профессиональной социализации студентов, при этом на каждом курсе могут быть определены соответствующие уровни освоения практических навыков. Например, на первом курсе это может быть участие студентов в мероприятиях, посвященных памятным дням (День пожилого человека, День инвалидов и пр.), на втором курсе - волонтерская деятельность с детьми в государственных социальных учреждениях; на третьем курсе - волонтерская деятельность с пожилыми гражданами и инвалидами и т.д.

Цель организации волонтерской деятельности в процессе непрерывной практики - совершенствовать профессиональную подготовку студентов на основе их непрерывного участия в деятельности социальных служб, формировать у будущих специалистов комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

Принципами организации волонтерской деятельности студентов в ходе непрерывной практики являются:

1. Доминирование интересов  студентов (принцип повышения мотивации  студентов для овладения умениями  и навыками социальной работы).

2. Использование индивидуального  потенциала студентов.

3. Разнообразие форм и  содержание практической деятельности.

4. Последовательное усложнение  заданий, выполняемых студентами.

5. Учет интересов учреждений, в которых осуществляется волонтерская  деятельность.

6. Использование результатов  волонтерской деятельности в  дальнейшем процессе обучения  и в научно-исследовательской деятельности.

Волонтерская работа студентов фиксируется в журнале, где куратор практики делает отметку о начале работы и ее завершении, а также в трудовой книжке студента (см. приложение 1). Сам же студент ведет дневник, в котором фиксирует все работы, которые он выполняет в период волонтерской деятельности, их объем и сложность выполнения. Содержание записей в дневнике свидетельствует о тщательности, с которой студент подходит к выполнению заданий, о внимании к деталям своей деятельности, об умении выделить главное в проделанной работе. Студент должен не просто сделать работу, но при этом понять ее общественную значимостью, что должно способствовать мотивации будущего специалиста для продолжения этой деятельности. Необходимо иметь в виду, что понимать общественную значимость - это не только стремиться освоить практическую деятельность, но и способствовать достижению целей данным социальным учреждением. Весьма важна и субъективна сторона выполненной студентом работы, чувство удовлетворенности от полученных новых знаний, от понимания социальной значимости сделанного. Умение рассказать о своей деятельности свидетельствует, об осмысленности сделанного, о том, что студент осознает свою роль в общем деле социальной помощи населению.

Информация о работе Волонтерство как средство профессиональной социализации будущих социальных работников