Волонтерство как средство профессиональной социализации будущих социальных работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 18:00, дипломная работа

Краткое описание

Цель: выявление системы организации волонтерской деятельности студентов.
Задачи:
1) изучить опыт организации волонтерской деятельности в России;
2) определить педагогические условия, способствующие эффективной организации волонтерской деятельности студентов;

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические и практические аспекты волонтерской деятельности
1.1 Основные характеристики волонтерской деятельности
1.2 Волонтерство и социальная работа: точки соприкосновения
Выводы
Глава 2. Организация волонтерской деятельности будущих специалистов
2.1 Подходы к организации волонтерской деятельности студентов
2.2 Подготовка студентов к волонтерской деятельности
Выводы
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

волонтерская.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

2. Тренинговый. Тренинг - систематическое тренировка или совершенствование определённых навыков поведения его участников. Различают тренинг делового общения, тренинг продаж, поведенческий тренинг, тренинг чувствительности, ролевой тренинг и др. Тренинг- это интенсивный курс обучения, сочетающий краткие семинары и практическую отработку навыков за короткий срок, включая профессиональные навыки, особенно важные для тех, кто работает с людьми. Можно выделить основные аспекты, которые характеризуют роль тренинга в подготовке волонтёров студентов:

3. повышение способности  индивидов осознать ситуацию, так  как группа стремится определить  как можно больше возможностей  выбора при встрече с трудностями  и проблемами;

4. поощрение исследовательского отношения к действительности.

Тренинг в подготовке студентов к волонтёрской деятельности является обязательным, а не добровольным, т.к. в процессе тренинга они вовлекаются в специально организованные действия (проигрывание ситуаций, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других), которые помогают выработать важные навыки: принятие другого таким, какой он есть, безоценочность суждений, умение выслушать другого, уловить рациональное звено в любом высказывании и поведении. Этот блок состоит из нескольких частей:

1) тренинг сплочённости  группы. Цель -сформировать в сжатые  сроки команду, т.е. автономный самоуправляемый  коллектив, способный оперативно, эффективно  и качественно решать поставленные  перед ним задачи.

Основными признаками команды являются :

- эффектные конструктивные  межличностные взаимоотношения;

- профессионализм каждого  человека команды;

- положительное мышление, ориентация на общий успех;

- способность согласованно  работать на общий успех;

- способность согласованно  работать на общий результат;

- фиксированное, гибкое и  мобильное распределение функций  между членами команды.

2) тренинга личностного  роста.

Под тренингом «Личностного роста» мы понимаем способности личности к принятию ответственности, осознанию и осмыслению личных и профессиональных целей, способность доверять и любить и т.д. Личностные способности имеют безусловную ценность для личностного развития, потому что однозначно увеличивают свободу выбора, и тем самым однозначно обогащают личность. Личностный рост является содержательным аспектом развития личности и способствует последовательному приобретению человеком ряда личностных способностей. В тренингах личностного роста с помощью различных техник участники пытаются осознать и преодолеть свои психологические проблемы, которые препятствуют решению их жизненных и профессиональных задач. Каждый участник тренинга с помощью других участников и тренера может понять свои неосознаваемые страхи, избавиться от внутренних барьеров, лучше узнать, как его воспринимают окружающие люди. Это позволяет выявить и в дальнейшем более эффективно применять свои положительные качества, сформировать более реальную оценку способностей, увидеть собственные ошибки и недостатки.

Студент в ходе этих тренингов должен понять:

- что может дать именно ему участие в волонтёрской деятельности;

- какие формы деятельности  в проекте он может выбрать  для себя;

- какие личностные черты  будут помогать ему в работе  волонтёрской команды;

- как правильно использовать  особенности своего характера  в общении с людьми.

3) тренинги общения.

Тренинги общения предназначены для того, чтобы научить членов группы эффективному поведению в различных ситуациях общения, развить у них соответствующие навыки. Предполагается, что умения и навыки, приобретенные в «безопасных» условиях психологического тренинга, помогут студентам преодолеть трудности в реальной жизни. Предполагается, что опыт учебно - тренинговой группы сыграет роль своеобразной прививки , которая позволит выработать определенный социально-психологический иммунитет. Конечно, даже самый лучший тренинг не подготовит человека ко всем возможным жизненным ситуациям, но он поможет избежать наиболее грубых ошибок и снизит остроту эмоционального стресса, возникающего при неизбежных трудностях в общении.

Коммуникативные умения, развиваемые в тренировочной группе, включают описание поведения, коммуникацию чувств, активное слушание, обратную связь и конфронтацию. Треннинговая группа может повысить индивидуальные коммуникативные умения индивида, концептуальное понимание. Это ведёт к увеличению чуткости к собственным и чужим потребностям, к появлению большого числа альтернативных видов поведения при столкновении с проблемами в жизнедеятельности. Треннинговая группа может помочь членам группы утвердить и укрепить самоидентичность и наметить направление их будущего развития, может помочь индивиду повысить самооценку и чувство собственного достоинства.

Тренинги общения направлены на развитие следующих умений:

- создавать доверительную  теплую обстановку, располагающую  собеседника к общению;

- ясно и просто излагать  информацию при личном общении;

- принимать решения в  проблемной, спорной ситуации;

- отслеживать изменения  эмоционального состояния клиента  по невербальным признакам;

- общаться с людьми, оказавшимися  в трудной жизненной ситуации,

- определять границы вмешательства  в зону личных интересов клиента.

4) социально- педагогический  тренинг, целью которого является  развитие умений и навыков  проведения досуговых мероприятий, праздников, развлечений с учётом  особенностей категорий клиентов будущих волонтёров.

3 блок предусматривает  самостоятельную деятельность обучающихся. В первый день занятий волонтёры  получают задание и сроки его  реализации.

Выводы

Последние десятилетия стали наиболее активным этапом развития волонтерства в новейшей истории России. За это время российский добровольческий сектор стремительно развивался и своему нынешнему состоянию во многом обязан социальной активности молодежи, ее стремлению оказать поддержку нуждающимся что, собственно, и является основой добровольчества. По разным данным, в России действуют около тысячи общественных организаций, активно развивающих молодежные добровольческие программы.

Важная роль участия будущих социальных работников в добровольческой деятельности обусловлена возможностью получения дополнительных профессиональных знаний и необходимого профессионального опыта (аспект профессионалого обучения), но, что еще важнее, огромным воспитательным потенциалом.

Изучение опыта вузов в России по организации добровольческой деятельности студентов позволило сделать следующие выводы:

1. Волонтерство рассматривается  как технология социального воспитания  студенческой молодежи, т.е. как определенная  последовательность применения  методик по привлечению, организации  работы и поддержке волонтеров  в добровольческом студенческом объединении. Данное определение не только раскрывает сущность волонтерской деятельности, но и показывает технологию его организации. Иными словами, волонтерство, оказывая на студенческую молодежь социализирующее влияние, выступает своеобразной формой ее вовлечения в решение общественных проблем, и поэтому процесс его организации является гуманитарным социальным проектом педагогической направленности.

2. От правильной организации  добровольческой деятельности внутри  вуза зависит эффективность профессиональной подготовки будущих социальных работников. Поэтому при организации этой работы необходимо соблюдать следующие этапы:

1) мотивационный - направлен  на развитие у студентов мотивации  к оказанию безвозмездной помощи  и формирование у них позитивного мнения о значимости добровольчества;

2) этап командообразования - предполагает формирование коллектива  единомышленников и приобретение, углубление и расширение ориентировочных, коллективистских и общественных  навыков, т.е. навыков работы в команде. С этой целью в вузе создается инициативная студенческая группа, которая рассматривается как первый шаг к самостоятельности студентов. На данном этапе обеспечивается их технологическая готовность получать качественную профессиональную подготовку в осуществлении добровольческой деятельности

3) поисково-творческий - ориентирован  на организацию самостоятельной  проектно- творческой деятельности  студентов, совершенствование системы  приобретенных знаний, умений и  навыков, самостоятельное экспериментирование в области реализации студенческих инициатив.

3. Для осуществления этого  процесса необходимо создание  комплекса педагогических условий, придающих волонтерской деятельности  «жизненный характер». Такими условиями  выступают:

- наличие в студенческой  среде идеи о безвозмездной  помощи нуждающимся; если в среду  эти идеи не попали, то нельзя  их сверху насаждать;

- пропаганда идей добровольчества  одновременно среди преподавателей  вуза и студентов, т.е. воспитание  массовых носителей этой идеи;

- наличие студентов - пропагандистов  студенческой среды;

- наличие ядра преподавателей  вуза и общественных объединений, привлекаемых к реализации идей  добровольного служения обществу.

4. Целесообразно определить  что будут делать добровольцы, какие навыки работы требуются от них, где и с кем они будут работать. Четкая проработка названных вопросов позволит: определить типы работ и виды ответственности за осуществляемую деятельность; более подробно объяснить добровольцам суть обращения к ним, какой вклад они могут внести в работу организации; разработать план оценки эффективности использования добровольцев.

5. Программа подготовки  студентов к волонтёрской деятельности  включает в себя несколько  блоков, содержание которых может  варьироваться в зависимости от задач и содержания волонтёрской деятельности.

Заключение

Деятельность по социальной поддержке населения не может быть и никогда не была сугубо государственной задачей. Если общество становится субъектом социальной помощи, защищенность каждого его члена значительно возрастает. Таким образом, волонтерская деятельность, с одной стороны, помогает созданию стабильного и сплоченного общества, а с другой стороны - дополняет услуги, предоставляемые государством (и бизнесом - когда эти услуги нерентабельны, но необходимы обществу). На современном этапе развития российского общества профессиональная социальная работа не способна охватить вниманием всех людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, поэтому добровольческая помощь гражданам здесь важна и необходима.

В годы советской власти добровольческая деятельность имела искаженную форму: участие в общественных работах на безвозмездной основе приобрело принудительный характер. Таким образом, был нарушен основной принцип добровольчества. Это, естественно, сформировало негативное отношение людей к подобному труду, что сохраняется и по сей день. Тем не менее, можно утверждать, что волонтерская деятельность сегодня имеет тенденцию к активному развитию, но без вмешательства государства развить и хотя бы немного приблизить к зарубежным масштабам волонтерское движение в России вряд ли удастся. Необходимо сформировать институт волонтерства, имеющий законодательную базу, четко определенные цели и задачи, фиксированную структуру. Это позволило бы людям, проявляющим заботу о социально уязвимых слоях населения, чувствовать себя частью чего-то большого и значимого, а не бесплатной рабочей силой.

Основой развития волонтерского движения в нашей стране может стать молодежь как наиболее активная социально-демографическая группа, в том числе студенты - будущие социальные работники.

Современная система подготовки социальных работников в нашей стране уже прошла этап своего становления. Найдены и внедрены в жизнь учебных заведений разного рода программы теоретического обучения, наработаны технологии преподавания, обращенные не только к теоретическим знаниям, но и к практическим навыкам будущих специалистов. Однако точкой отсчета все же служат реальные процесс и нормативы образования. Поэтому необходимо подчеркнуть следующее: современным вузам необходима осмысленная практическая подготовка студентов, которая позволит им увидеть специфику будущей профессиональной деятельности. Значительное количество исследований убеждает в том, что освоение студентами профессиональных знаний, умений применять их на практике сохраняются на устойчиво низком уровне. В современных учебных программах и учебниках целью преподавания было и остается усвоение знаний. Что касается формирования на основе полученных знаний социальных и психолого - педагогических умений, то эта задача остается во многом на уровне декларирования. Доминирует академический стиль представления материала, рассчитанный, главным образом, на информирование студентов, на приобретение ими основ научных, а не практических знаний. Сегодня уже назрела необходимость отхода от жесткой линии традиционного обучения, формирующей некие комплексы знаний, которые считаются достаточными и необходимыми для проведения той или иной деятельности. Таким образом, поиск подходов к совершенствованию процесса профессиональной социализации студентов ведется в основном в двух направлениях:

1) коррекция содержания  образования;

2) усиление практической  ориентированности образования.

Повышение социальной активности студентов как фактора профессиональной подготовки предполагает:

- особое внимание реализации  практико-ориентированного направления  в подготовке социальных работников;

- развитие различных видов  практической работы с клиентами  социальных учреждений;

- формирование активной  нравственной позиции будущих  специалистов;

- усиление ориентации  в процессе подготовки социальных  работников на выработку умений, навыков общения с клиентами  социальной работы;

- содействие формированию  навыков контроля и самоконтроля  студентов.

В связи с этим волонтерскую деятельность студентов можно рассматривать как специфический вид обучения, активного формирования будущего профессионала, существенного средства профессиональной социализации студентов.

Информация о работе Волонтерство как средство профессиональной социализации будущих социальных работников