Волонтерство как средство профессиональной социализации будущих социальных работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 18:00, дипломная работа

Краткое описание

Цель: выявление системы организации волонтерской деятельности студентов.
Задачи:
1) изучить опыт организации волонтерской деятельности в России;
2) определить педагогические условия, способствующие эффективной организации волонтерской деятельности студентов;

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические и практические аспекты волонтерской деятельности
1.1 Основные характеристики волонтерской деятельности
1.2 Волонтерство и социальная работа: точки соприкосновения
Выводы
Глава 2. Организация волонтерской деятельности будущих специалистов
2.1 Подходы к организации волонтерской деятельности студентов
2.2 Подготовка студентов к волонтерской деятельности
Выводы
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

волонтерская.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

1) лекционные и семинарские  занятия, которые предполагают информационную подготовку студентов к волонтерской деятельности;

2) семинары - тренинги: тренинг  коммуникативных умений и навыков, тренинг сплоченности группы, тренинг  личностного роста;

3) социально - педагогический  тренинг.

4. Лекции специалистов социальных учреждений об особенностях взаимодействия и общения с их клиентами.

5. «Круглые столы» с  участием действующих волонтёров  для обсуждения стратегии будущей  работы, обмена опытом, проблемами  и находками.

6. Индивидуальные консультации  по запросам студентов.

Обучение в «Школе волонтёров» заканчивается торжественной церемонией посвящения в волонтеры.

7. Основным этапом организации  волонтёрской деятельности студентов  является их включение в практическую  добровольческую деятельность. Он  начинается с собеседования со специалистом учреждения. Опыт этой работы позволяет предположить, что существуют вопросы, которые специалист должен задать волонтёру: «Знаете ли Вы особенности организации, ее цели и ценности?», «Почему Вы заинтересовались этой работой?»; «Каковы Ваши ожидания, связанные с работой в нашей организации?»; «Работали ли Вы волонтером раньше?»; «Сколько времени Вы можете уделять работе?»; «Хотели бы Вы пройти подготовительный тренинг?»; «Есть ли у Вас специальные интересы, хобби?»; «Есть ли у Вас какой-либо опыт, полезный для этой работы?»; «Вы предпочитаете работать в команде или индивидуально?». Опыт проведения собеседования с будущими волонтерами позволяет предположить, что существуют некоторые вопросы, которые может задать и сам волонтер во время собеседования: «Чем я буду заниматься?»; «Какое время Вы хотите, чтобы я работал?»; «Часы работы фиксированные или изменяемые?»; «С кем я могу постоянно контактировать?»; «Есть ли у вас группа поддержки волонтеров?»; «Будет ли у меня возможность расширить круг моих обязанностей?»; «Что произойдет, если у меня не получится?»; «Могу ли я тогда обратиться к кому-либо за поддержкой?»; «Если мне надоест работа, позволите ли мне уйти без проблем?». Деятельность, которая предлагается потенциальным волонтерам, может быть и должна быть разнообразной, однако любой ее вид должен отвечать Важному требованию: быть направленной на решение проблем, близких и понятных волонтеру.

Поддержка и контроль волонтёров осуществляется в следующих формах:

1) на каждого волонтёра заводится « Лист контроля деятельности волонтёра», в котором фиксируются все виды деятельности волонтёров;

2) лекции по проблемам  психологии общения и взаимоотношений (1-2 раза в год);

3) «Круглые столы», в т.ч. с участием студентов из «школы  волонтёров»;

4) проведение общего собрания  волонтёров и персонала социального  учреждения (1раз в год);

5) индивидуальные консультации  волонтёров преподавателями вуза  и специалистами учреждения;

6) все волонтёры ведут  «Дневник волонтёра», в котором  фиксируется содержание деятельности, личные наблюдения, впечатления, проблемы и т.д.

Все вышеперечисленное в совокупности позволяет повысить качество волонтёрской деятельности и не пускать работу на самотёк.

Поощрение волонтёров.

Заключительным этапом работы с волонтером является его поощрение за проделанную работу. Организаторам волонтерского движения необходимо продумать методы поощрения волонтеров. Очень часто люди забывают, насколько важно поощрять тех, кто работает безвозмездно. Поощрения демонстрируют, насколько вуз и учреждение умеют ценить людей. Волонтеры тоже должны чувствовать благодарность за свой труд.

Самая важная награда - слово “спасибо”. Создание благоприятной атмосферы для работы, обращение к ним по имени, посвящение им свободного времени - тоже награда. Хотя бы один раз в год координаторы волонтерского движения должны организовать общее собрание волонтеров и выразить благодарность по итогам работы за год. В этот момент очень важно напомнить каждому о цели деятельности, которой волонтеры занимаются. Так волонтеры могут увидеть свое место в целостной структуре добровольческой деятельности. Рассматривая себя в контексте ценностей и успехов организации, волонтер получает эффективную мотивацию.

Другими формами поощрения волонтёров могут быть:

- празднование дня волонтёров,

- поздравление с Днём  рождения,

- вручение значка с  логотипом организации,

- включение имени в  доклад организации,

- приглашение волонтёров  на неофициальные встречи коллектива  учреждения,

- рассылка открыток с  хорошими пожеланиями,

- помощь волонтёру в повышении квалификации.

Выражение благодарности принесёт желаемые результаты, если помнить, что необходимо: выражать благодарность очень часто и использовать разные формы признательности: выражение удовлетворения человеком, а не только его работой; соизмерять признательность в соответствии с достижениями; использовать одни и те же похожие награды для одинаковых успехов; обращать внимание на те достижения, которые волонтёр оценивает наиболее высоко. Поощрение вместе со стимулированием делает свой вклад в создание хорошей рабочей атмосферы и повышение эффективности труда.

В качестве основных принципов волонтерства внутри вуза выступают следующие ценностные основания:

- принцип гуманистической  ориентации взаимодействия, который  предполагает усиление общечеловеческих ценностей через реализацию личностно-ориентированного и индивидуализированного подхода к организации добровольческой деятельности;

- принцип рекрутинга, в основе которого лежит идея соорганизации ресурса студентов волонтеров (пришел сам - приведи друга) через дальнейшее получение ими портфолио, включающего различный режим обучения добровольческим навыкам, как в постоянном режиме, так и в режиме интенсивного участия; главным условием жизненности этого принципа является осуществление менеджмента волонтерских программ и предоставление возможности каждому студенту в проектировании собственного деда;

- принцип корпоративности, заключающийся в максимальном признании ценности совместного коллективного творчества студентов; определяющий дух общественного студенческого объединения, представители которого добровольно действуют на благо нуждающихся; единство целей и их понимание всеми субъектами взаимодействия для достижения общего результата;

- принцип ценностной насыщенности жизнедеятельности. Насыщенность жизнедеятельности ценностным содержанием обеспечивается через демонстрацию и популяризацию престижа волонтерской деятельности, фиксацию на символически-знаковом уровне единства студенческого общественного объединения. Символика волонтеров включает в себя множество предметов и явлений действительности, насыщенных ценностным содержанием: флаг объединения, гимн, эмблема, форма и др.; освященные традицией действия, оказывающие огромное воздействие на сознание и мировоззрение студентов;

- принцип стимулирования и поддержки инициативы студента, заключающийся в организации работы, которая направлена на поддержку в развитии таких его качеств и умений, которые обусловливают самостоятельный поиск решения общественных проблем;

- принцип профессиональной ориентации: ориентировать студентов на будущую профессиональную деятельность посредством включения в разработку проектов, имеющих общественную полезность, и результаты которых будут значимы в дальнейшей профессиональной деятельности;

- принцип преемственности позволяет решать задачу обеспечения связей между курсами на всех этапах обучения студентов. Целостность процесса преемственности включает преемственность целей, содержания, форм, методов добровольческой деятельности Указанный принцип дает возможность строить каждый новый этап процесса совершенствования добровольческих навыков с опорой на предыдущий опыт студентов-волонтеров и обеспечивает пропедевтику последующего этапа.

Единство и взаимосвязь этих принципов проявляется в их органическом проникновении друг в друга, в том, что соблюдение требований, условий и правил одних принципов влияет на возможность реализации других. Составляя основу содержания этого процесса, они могут войти в реальную педагогическую практику вуза при соблюдении ряда условий психолого-педагогического характера:

- эмоционально-ценностная  насыщенность среды жизнедеятельности  общественно-студенческого объединения, направленная на обогащение ее  знаково-символическими элементами, несущими эстетическую нагрузку, стимулирующая общественную активность студентов;

- обеспечение ситуаций  успеха в процессе психолого-педогогического  сопровождения личностного роста  каждого студента через создание  различных видов мотиваций (мотивации  обучения, общественной полезности  и мотивации личностной заинтересованности в приобретении опыта добровольческой деятельности).

Педагогическими условиями, способствующими реализации воспитательного потенциала добровольческой деятельности, в данном случае, являются:

1. Формирование общественного  мнения в студенческом коллективе о добровольческой деятельности как средстве профессионального развития, получения дополнительного профессионального опыта, знакомства с интересными людьми, развития организаторских спосо6ностей и т.п.

2. Рекламирование добровольческих  акций и программ.

3. Предоставление студентам возможности выбора:

- сфер приложения добровольческих  усилий, направлений добровольческой  деятельности (профессионального, политического, культурного, валеологического, экологического  и др.);

- категорий людей, нуждающихся  помощи добровольцев (пожилые люди, ветераны войны, инвалиды, дети и молодежь, бездомные, беженцы, бывшие заключенные и др.);

- продолжительности участия  в добровольческой деятельности (единичные кратковременные акции  или долгосрочные программы).

4. Публичное признание достижений, выражение благодарности добровольцам; информирование о заслугах добровольцев, о результатах их труда, накопление памяти об этом в трудовой биографии, истории коллектива, семье, что повышает статус и престиж человека в социуме.

5. Предоставление возможности общения в рамках добровольческого проекта с новыми значимыми людьми, доступ к новым социальным группам.

6. Предоставление дополнительных  образовательных возможностей в  рамках подготовки, организации  и участия в долгосрочных добровольческих программах.

7. Привлечение студентов  к поиску сфер и объектов  приложения добровольческих усилий.

8. Предоставление возможностей  для самореализации волонтера - чаще  всего через конкурс грантов, дающих возможность придумать  и реализовать свой проект. Однако для того, чтобы добровольческая деятельность студентов стала действительным и действенным средством профессионального воспитания (профессиональной социализации), нужно, прежде всего, неукоснительное соблюдение ее добровольности. Студент, поставленный в рамки необходимости участия в такой деятельности, воспринимает ее как тягостную обязанность, относится к ней формально и не использует заложенных в ней возможностей для своего личностного и профессионального развития. Кроме того, предлагаемая добровольцу работа должна быть:

- результативной (т. е. иметь  видимый результат, не отсроченный  во времени);

- четко локализованной  во времени и объеме (учитывать  рабочую и учебную занятость  молодого человека);

- «живой» (не носить характер  рутинной, бумажной работы, часто несообразной с возрастными особенностями молодежной группы).

Волонтерство должно стать гармоничным дополнением к основной занятости, а не навязанной извне обузой. С другой стороны, плохо, если юноша или девушка забрасывают учебу для своей общественной деятельности.

Наиболее важными задачами в организации волонтёрской деятельности студентов является:

1) описание характеристик  человека и умений, ожидаемых  учреждениями от волонтёра;

2) координирование обучения  и развития волонтёров;

3) определение круга деятельности волонтёров в учреждении;

4) понимание потребности, как волонтера, так и учреждения;

5) разработка процесса  приёма волонтёров;

6) поддержка и контроль  волонтёров;

7) разъяснение взаимоотношений  между волонтёрами и персоналом  учреждения;

8) создание системы поощрения волонтёров;

9) проведение общих информационных  собраний;

10) выработка достойного  процесса отстранения волонтёров.

2.2 Подготовка студентов к волонтёрской деятельности

Специальная программа подготовки студентов к волонтёрской деятельности должна способствовать реализации потенциала добровольческой деятельности. Программа подготовки должна быть краткосрочной, интересной и эффективной, предлагающей максимум знаний и умений за минимальный срок обучения. Основные требования к подготовке волонтёров определяются спецификой учреждений социальной защиты, в которых им предстоит работать. Тем не менее, можно выделить основные блоки обязательной программы подготовки волонтёров:

1. Информационный, который предполагает знакомство студентов на лекциях и семинарских занятиях с развитием благотворительности в современной России, проблемами становления института волонтёрства, условиями, задачами и содержанием волонтёрской деятельности молодёжи за рубежом, России в своём регионе. Для будущих социальных работников немаловажно значение имеет информация о деятельности негосударственных и общественных организаций в сфере социальной защиты населения, в социальных учреждениях. Обязательным является правовое обучение волонтёров, их знакомство с нормативными документами, правами и обязанностями. Лекционные и семинарские занятия первого блока могут проходить непосредственно на площадках будущей волонтёрской деятельности. Проигрывание различных ситуаций придаст студентам уверенность в собственных силах, позволит рассмотреть различные варианты своих действий.

Информация о работе Волонтерство как средство профессиональной социализации будущих социальных работников