Шпаргалка по "Конфликтологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 16:43, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Конфликтологии".

Вложенные файлы: 1 файл

polit_konflikt_otvety.doc

— 1.40 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

14. Варианты завершения  конфликтного взаимодействия.

Управление конфликтом, его условия  и формы.

Завершение конфликта также не однозначно. Конфликт может быть исчерпан (например, примирением сторон), но может прекратиться выходом из конфликта одной из сторон либо ее уничтожением (во время войны или при совершении преступления). Наконец, возможно пресечение развития и прекращение конфликта в результате вмешательства третьих лиц. Этим способом в ряде случаев заканчиваются так называемые криминальные конфликты. Практика международных отношений все более часто использует третьи силы для пресечения межнациональных конфликтов (ввод войск ООН, дипломатическое посредничество и др.). Эти методы, как известно, используются во многих странах, в том числе в нашей стране и государствах СНГ

Таким образом, окончанием конфликта нужно считать прекращение  действий всех противоборствующих сторон, независимо от причины, по которой они имели место.

 

 

Управление конфликтом – это  сознательная деятельность, осуществляемая на всех этапах возникновения, развития и завершения конфликта его участниками  или третьей стороной.

Диагностика конфликта – одна из составляющих управления конфликтом. Диагностика предполагает определение основных составляющих конфликта, причин, его породивших, а именно определение:

• истоков конфликта, субъективных или объективных переживаний  сторон, способов «борьбы», противоречия мнений, событий, затронутых потребностей и интересов;

• истории конфликта, фона, на котором  он прогрессировал, нарастание конфликта, кризисы и поворотные точки в  его развитии;

• участников конфликтного взаимодействия личностей, группы подразделений;

• позиций и отношений сторон, взаимозависимости их ролей, ожиданий, личностных отношений;

• исходного отношения к конфликту  – хотят и могут ли стороны  сами разрешить конфликт, каковы их надежды, ожидания, установки, условия, либо конфликт спровоцирован намеренно в интересах одной из сторон, которая поддерживает уровень напряженности.

Для выработки дальнейшего решения  необходимы прояснение сути конфликтной  ситуации и адекватное ее понимание  каждой из сторон.

Наиболее сложным аспектом диагностики конфликта является выявление субъектов конфликта, их потребностей, интересов, опасений, причин конфликтного взаимодействия.

Управление конфликтами наряду с диагностикой включает симптоматику, прогнозирование, профилактику, предупреждение, ослабление, урегулирование и разрешение.

Однако процесс управления конфликтами  зависит от множества факторов, часть  которых плохо поддается управляющему воздействию (например, взгляды личности, мотивы и потребности индивидов, групп).

В зависимости от вида конфликта поиском решений занимаются разные службы: руководство организации, служба управления персоналом, отдел психолога и социолога, профком, стачком, милиция.

Управление конфликтом должно строиться  на принципах компетентности сотрудничества и компромисса.

К методам управления конфликтами  относятся следующие методы:

• внутриличностные (методы воздействия  на отдельную личность);

• структурные (методы по профилактике и устранению организационных конфликтов);

• межличностные или стили поведения  в конфликте;

• персональные;

• переговоры;

• методы управления поведением личности и приведение в соответствие организационных  ролей сотрудников и их функций;

• включающие ответные агрессивные  действия методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Прогнозирование, предупреждение  и стимулирование политического  конфликтов.

Прогнозирование конфликтов заключается  в обоснованном предположении об их возможном будущем возникновении  или развитии. Основой прогнозирования  служат научные исследования конфликтов, а также мероприятия по симптоматике и диагностике конфликтов.

Прогнозирование конфликта повышает эффективность мероприятий по его  предупреждению и урегулированию, так  как осуществляется на  ранних стадиях  возникновения. Прогнозирование обеспечивает заблаговременное обнаружение тех социальных противоречий, которые в будущем могут стать основой конфликтов. Для прогнозирования конфликтов необходима разработка описательных моделей различных видов конфликтов (вскрытие сущности, функций, описание эволюции и динамики), а также объяснительных моделей конфликтов (движущие силы, детерминанты, причины).

Деятельность по предупреждению конфликтов – весьма непростое дело. Поэтому  возможности профилактической деятельности не следует переоценивать, хотя ею нельзя и пренебрегать. Профилактика конфликтов представляет такой вид управленческой деятельности, который состоит в заблаговременном распознавании, устранении или ослаблении конфликтогенных факторов и ограничении таким путем возможности их возникновения или деструктивного развития в будущем.

Деятельность по предупреждению конфликтов может осуществляться по четырем  направлениям:

• создания объективных условий, препятствующих возникновению предконфликтных  ситуаций;

• оптимизации организационно-управленческих условий создания и функционирования организаций;

• устранения социально-психологических  причин конфликтов;

• блокировки личностных причин возникновения  конфликтов.

Профилактика конфликта предполагает существование объективных и  организационно-управленческих (субъективно-объективных) предпосылок их предупреждения. В качестве объективных предпосылок можно

назвать следующие:

1. Создание благоприятных условий  жизнедеятельности сотрудников  организации. 

2. Справедливое и гласное распределение  материальных благ в коллективе.

3. Разработка нормативных процедур  разрешения типичных предконфликтных  ситуаций.

4. Успокаивающая материальная среда,  которая окружает человека.

Организационно-управленческие факторы  представляют группу субъективно-объективных  предпосылок профилактики возникновения конфликтов и включают:

• структурно-организационные условия  предупреждения конфликтов, связанные  с оптимизацией структуры фирмы, цеха, фабрики как организации, с  одной стороны, и как социальной группы – с другой;

• функционально-организационные условия, связанные с оптимизацией функциональных взаимосвязей между структурными элементами организации и работниками;

• личностно-функциональные условия  предупреждения конфликтов, предполагающие соответствие работника максимальным требованиям по занимаемой им должности;

• ситуативно-управленческие условия, связанные с принятием оптимальных  управленческих решений и компетентной оценкой результатов деятельности других работников, в особенности  подчиненных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Типологизация политических  конфликтов.

Типологизировать конфликты  можно с помощью, например,     с и с т е м н о г  о  п о д х о д а. Согласно этому подходу, действия системы  и ее компонентов, направленные на достижение цели с применением определенных средств, есть не что иное, как осуществление функций системы и ее элементов. При этом функции последних производны от функции системы, они направлены на достижение системных целей. Однако, «работая» на главную цель, компоненты выполняют и свои специфические функции, необходимые для достижения своей специфической (не системной, а частной, частичной) цели. На этом часто основан внутрисистемный конфликт.

Любая общественная система  не является раз и навсегда данной, неизменной. Она не абсолютна, ей присущи внутренние противоречия, она проходит этапы своего зарождения и становления, развития и расцвета, упадка и гибели. Время является непременной характеристикой системы.

Система постоянно испытывает на себе внутренние возмущения, являющиеся результатом ее внутренней противоречивости. Компонент и система, часть и целое; прерывное и непрерывное, структура и функция; внутреннее и внешнее; организация и дезорганизация; разнообразие и однообразие - таков далеко не полный перечень противоречивых сторон и отношений, присущих системам и порождающих конфликты. Каждая из этих характеристик способна служить базой для выделения конфликтов определенного типа.

Изучение структур и  механизмов, обеспечивающих устойчивость социальных систем, предпринятое представителями структурно-функционального анализа (Т. Парсонс, Р. Мертон, К. Дэвис и др.), привело к созданию различных типологий структур и функций систем, так или иначе связанных с конфликтами. По Парсонсу, например, можно выделить четыре обязательных требования к системе: адаптация к внешним объектам, целеполагание, поддержание бесконфликтного отношения между элементами системы (интеграция) и, наконец, поддержание институциональных нормативных предписаний («ценностного» образца). Это, по сути, предпосылки или условия бесконфликтного существования в обществе.

В отличие от Парсонса Р. Мертон сосредоточил внимание на дисфункциональных  явлениях, возникающих вследствие противоречий и напряжений в социальной структуре. В работе «Социальная структура  и аномия» он выделяет пять типов приспособления индивидов в обществе (конформизм, инновация, ритуализм, ретризм, мятеж). Отклонение от каждого из этих типов означает неизбежность конфликта - либо с властью, либо с так называемой репрезентативной группой.

 Новейшие версии  структурно-функционального анализа (Р. Александер и др.) модифицировали эти основные положения, однако основные идеи данной концепции сохранились (статичное, внеис-торическое рассмотрение общества, абстрактный категориальный аппарат, «некорректное поведение» индивида в описании саморегулируемых систем и т.д.).

Вообще, надо заметить, что  классификация противоречий в рамках системного подхода по критерию этапности  и последовательности их разрешения достаточно уязвима. Как известно, в  диалектике принято следующее описание последовательности развития:

возникновение и созревание внутренних противоречий между элементами, частями подсистем, т.е. становление  системы, дестабилизация и разрушение системы через борьбу и отрицание  одной противоположности другой и переход к новой системе. Современные исследователи признают возможность такого развития, но не считают его единственно возможным. Напротив, получила широкое распространение точка зрения, согласно которой изменения происходят не через разрушение системы, а через рост ее упорядоченности и усложнения. Рост же противоречий в системе рассматривается не как источник развития, а как причина типичного антисистемного действия.

Деление конфликтов на внутри- и внесистемные имеет несомненное познавательное и практическое значение. Особенно важна трактовка внутрисистемных социальных противоречий конфликтов. В соответствии с марксистской позицией, смена общественных систем объясняется, в частности, непримиримыми противоречиями между новыми производительными силами и устаревшими производственными отношениями. Такое упрощенное понимание подверглось в современной социологии основательной критике. Л. Козер, например, считал, что общества можно разделить на «ригидные» (закрытые) и плюралистические (открытые). В ригидных большие группы (враждебные классы) разрешают свои интересы через революционное насилие, в плюралистических же существует возможность решения конфликта через разнообразные социальные институты.

В этом плане представляют интерес воззрения Э. Гидденса. По его мнению, каждый отдельный тип общества характеризуется плюрализмом форм господства и эксплуатации, которые не могут быть сведены к единому классовому принципу. Наряду с классовой эксплуатацией существуют другие виды эксплуататорских отношений:

а) эксплуататорские отношения между государствами, во многом формирующиеся военным господством; б) эксплуататорские отношения между этническими группами, совпадающие или же не совпадающие по форме с эксплуататорскими отношениями первого типа; в) эксплуататорские отношения между мужчинами и женщинами (эксплуатация по половому признаку). Очевидно, что ни один из этих видов эксплуатации не может быть сведен к исключительно классовому уровню.

Внутрисистемные противоречия, таким образом, могут лежать в  основании типологии конфликтов, но их отнюдь не следует ограничивать только классовыми противоречиями.

Типология конфликтов по сферам

Наиболее простой и  легко объяснимой является типология, основанная на выделении сфер проявления конфликта. По этому критерию можно  обнаружить экономические, политические, в том числе межнациональные, бытовые, культурные и социальные (в узком смысле слова) конфликты.

Стоит обратить внимание на экономические конфликты, суть и степень распространенности которых при переходе общества к рыночной экономике заметно изменяются. Ведь в обществе, где господствует государственная собственность, а рынка как такового нет, основа для экономических конфликтов весьма ограничена. Отнюдь не беспочвенными являются утверждения, что в тоталитарных обществах нет безработицы, забастовок, «борьбы классов. Мы не обсуждаем здесь вопрос о том, какой ценой это достигается, важно отметить другое: в экономической сфере СССР конфликты общенационального масштаба в течение многих лет практически не встречались или были весьма локальными и кратковременными. Это, разумеется, не относится к теневой экономике, всегда находившейся в состоянии скрытой войны с государством.

Информация о работе Шпаргалка по "Конфликтологии"