Шпаргалка по "Конфликтологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 16:43, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Конфликтологии".

Вложенные файлы: 1 файл

polit_konflikt_otvety.doc

— 1.40 Мб (Скачать файл)

Экзамен по политической конфликтологии

 

1. Объект, предмет и специфика  политической конфликтологии.

Конфликтология – область теоретического знания, которая исследует концептуальные и методологические подходы к  изучению и описанию конфликтных  явлений разного рода и практику работы с ними. Предметом конфликтологии являются общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов. Объектом комплексного изучения конфликтологии являются конфликты в целом.

Слово «конфликт» (от лат. conflictus) означает столкновение. Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, противодействия субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Наиболее распространенными являются следующие два подхода к пониманию конфликта:

• столкновение (широкое) сторон, мнений, сил;

• столкновение противоположно направленных целей, интересов,

позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия, которыми могут быть люди и группы людей, а также отдельный человек.

Современная конфликтология представляет собой прикладную научную дисциплину, сферу практической работы по урегулированию конфликтов. К основным целям конфликтологии следует относить:

• исследование всех конфликтов, выступающих объектом науки, и развитие теории конфликта;

• создание в стране системы конфликтологического образования;

• организацию практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов.

Для достижения перечисленных целей следует решить определенные задачи:

• дальнейшего формирования самостоятельной  науки, проведения междисциплинарных  исследований конфликтов, регулярного  проведения научных и научно-практических конференций и создания системной  базы эмпирических данных, основанных на результатах ситуационного анализа отдельных конфликтов, а также расширения контактов с мировым сообществом конфликтологов;

• введения курса «Основы конфликтологии»  в вузах страны, а также выделения  самостоятельной учебной специальности в ряде вузов страны;

• разработки универсальных междисциплинарных  методов анализа реальных конфликтов и создания на этой основе базы данных, позволяющих оценивать актуальные конфликты, сравнивать их с аналогичными завершившимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Предпосылки возникновения политической конфликтологии и ее функции.

 

Конфликтология – это система  знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях  управления ими. 
 
Конфликтология представляет собой отдельную область научного знания. У нее свой предмет изучения – социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупреждения и регулирования. 
 
Как важная отрасль обществознания и человековедения конфликтология возникла, сформировалась и развивается в настоящее время в тесной связи с социальной философией, социологией, психологией, политэкономией, историей, правом, этикой, рядом других социальных и гуманитарных наук.

Функции политической конфликтологии: 
Познавательная 
Прогностическая 
Преобразующая (выработка решений, которые могли бы способствовать предупреждению и прекращению политических конфликтов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Структура и методы  политической конфликтологии.

Методы: 
Всеобщие. Метафизика и диалектика. 
Общенаучные. Анализ, синтез, аналогия, сравнение, индукция, дедукция. 
Собственно научные. Одна из обществоведческих систем знаний, вынуждена пользоваться общественными законами. Историко-материалистические методы – от конкретных фактов через выявление их способностей к обощению и обратно.

Конфликтология (от лат. conflictus – столкновение, столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, острый спор и греч. logos – учение) – наука о конфликтах. Эти конфликты возникают: 1) внутри субъектов между разными психическими состояниями (потребностями, интересами, нормами, ценностями), 2) между разными людьми с одинаковыми или разными психическими состояниями, 3) между социальными субъектами: социальными общностями (производственными, экономическими и т.п.), социальными институтами (семья, школа, транспорт и т.п.), социальными организациями (государство, политические партии, профсоюзы и т.п.), нациями, странами, цивилизациями и т.п. 
В зависимости от характера сторон конфликта конфликтология включает несколько относительно самостоятельных, но тесно взаимосвязанных уровней: 1)внутриличностный, 2) межличностный, 3) социальный, 4) международный. Международная конфликтология может рассматриваться как разновидность социальной. В зарубежной и отечественной конфликтологии в большей мере присутствуют первые два типа конфликтологии, носящие преимущественно психологический характер. 
 
Предлагаемое читателям учебное пособие анализирует социальные конфликты, которые существенно отличны от конфликтов внутриличностных и межличностных. Поэтому употребление терминов «конфликт» и «социальный конфликт» исходит из данного различия. 
Предметом изучения конфликтологии являются следующие вопросы: 
• конфликты как стороны общественных противоречий; 
• стороны конфликтов (чувства, идеи, ценности; индивиды с разными интересами; социальные институты; социальные общности; национальные общности и т.п.); 
• конфликты как процессы, имеющие определенную структуру и условия протекания (становление, развертывание, разрешение, предупреждение); 
• конфликтные ситуации, социальные напряженности, социальные депривации; 
• причины, условия, поводы конфликтов; 
• основные типы предметных конфликтов в обществе (экологические, экономические, политические, юридические и т.п.); 
• основные типы субъектных конфликтов в обществе (институциональные, формационные, цивилизационные и т.п.); 
• прогнозирование, предупреждение, разрешение конфликтов и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Ранние представления  о конфликте. 

Первые упоминания о причинах и  путях преодоления конфликтов содержатся в мифах и преданиях, а также  в идеях и высказываниях философов  древности. Основным способом разрешения конфликтов в древнейшие времена являлась священная власть старейшин и вождей племени.

Первые исследования природы конфликтов были проведены китайскими учеными  в VII–VI вв. до н.э., которые считали  причиной всех конфликтов сложные взаимоотношения  Инь и Янь – отрицательной (темной) и положительной (светлой) сторон любого существующего на земле явления.

В мифах и преданиях, идеях и высказываниях философов, историков, писателей прошлых веков  содержатся многочисленные и порой  довольно глубокие замечания о причинах всевозможных конфликтов и путях их преодоления. Тогда основным средством разрешения конфликтов считалось применение «священной» власти старейшин, вождей. Однако формирование личностных раннегосударственных структур не всегда приводило к порядку, а зачастую еще больше обостряло социальную несправедливость, усиливало и обнажало борьбу за существование. Именно поэтому на протяжении столетий продолжали жить надежды на более совершенное будущее, когда прекратятся войны во всех концах земли, исчезнут вражда и споры.

Первые подробные описания и  оценка войн как одного из видов  конфликта возникли в эпоху Античности. Первые попытки рационального осмысления природы социального конфликта  мы находим у Гераклита (ок. 530–470 гг. до н.э.) в его знаменитом тезисе: «Война – отец всего и царь всего. Одним она определила быть богами, а другим – людьми, одних она сделала рабами, других – свободными». Гераклит одним из первых обнаружил позитивную роль конфликта в процессе общественного развития, представив его в качестве неотъемлемой и важной части общественной жизни. Гераклиту оппонировали Платон (ок. 428–348 гг. до н.э.) и Геродот (ок. 490–425 гг. до н.э.). Они рассматривали войну как величайшее зло. Мнение Платона разделял и Эпикур (341–270 гг. до н.э.), который

надеялся, что негативные последствия конфликтов и войн в конце концов спровоцируют у людей желание жить в мире друг с другом. Цицерон (106–43 гг. до н.э.) в своем труде «О государстве» ввел понятие справедливой войны, целями которой могут быть изгнание врага с родной земли или справедливая месть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Представления о конфликте  в средние века.

Эпоха Средневековья была ознаменована частыми конфликтами и конфронтациями христианства с другими религиозными и светскими учениями. Видный христианский деятель и философ Ф. Аквинский (1225–1274) развивал идею справедливой войны и выделил следующее ее условие: для ведения такой войны необходима санкция государственной власти.

Х р и с т и  а н с к а я  ф и л  о с о ф и я  в соответствии с заветами Евангелия стремилась, особенно в начальный период своего развития, доказать преимущества мира, согласия и братства между людьми. На рубеже II-III вв. видные ее представители развивали аргументацию, направленную против вооруженных столкновений, которая, однако, не оказала существенного влияния на естественный ход исторического развития. Но уже в начале IV в. принцип несовместимости войн с «учением Христа» ставится под сомнение.

Сложные и противоречивые оценки социальных конфликтов дала эпоха Возрождения - период интенсивного культурного и идейного развития стран Западной и Центральной Европы, переходный от средневековья к Новому времени. В то время с резким осуждением социальных столкновений и вооруженных конфликтов выступали такие известные гуманисты, как Т. Мор, Эразм Роттердамский, Ф. Рабле, Ф. Бэкон.

 

Системный анализ социальных конфликтов был сделан флорентийским государственным  деятелем Н. Макиавелли (1469–1527), который  совершил попытку отказаться от преобладающих  в те времена божественных взглядов на источники и силы общественного движения и развития.

Н. Макиавелли видел в конфликте  не только разрушительную, но и созидательную  функцию. Другой видный средневековый  мыслитель, Э. Роттердамский (1469–1536), рассматривая природу конфликта, указал на наличие у него собственной логики развития, когда по мере разрастания в процесс противоборства вовлекаются все новые люди, страны и государства. Допущение возможности войны между суверенными государствами, в которой обе стороны убеждены в собственной правоте, высказывал Г. Гроций (1583–1645). Его рассуждения зародили теоретическую основу для позднейшего понятия нейтралитета.

Интересны высказывания о природе конфликтов английского  философа-материалиста Ф р э н  с и с а  Б э к о н  а (1561-1626), поскольку он, пожалуй, впервые подверг основательному теоретическому анализу совокупность причин конфликтов внутри страны, проанализировав материальные, политические и психологические условия социальных беспорядков, а также возможные способы их преодоления. Для Ф. Бэкона была характерна глубокая оценка решающей роли материальных причин в возникновении социальных беспорядков. Одной из них он считал бедственное материальное положение народа. «Сколько в государстве разоренных, - замечает он, - столько готовых мятежников. А если к разорению и оскудению знати прибавляется обнищание простого народа, опасность становится велика и неминуема, ибо мятежи, вызываемые брюхом, есть наихудшие».

Рассматривая политические причины конфликтов, Бэкон отмечал, что государи связаны со своими государствами и не должны пренебрегать мнением сословий и сената, решая все вопросы по собственному разумению и произволу. «Народы с трудом переносят этот произвол и сами замышляют самостоятельно создать и укрепить какое-то новое правление. Это начинается с тайных подстрекательств знати и вельмож, а когда этому попустительствуют, начинается волнение народа». Кроме политических ошибок в управлении Бэкон указывал на несколько психологических причин социальных беспорядков. Это, в частности, «иное острое и колкое слово в устах государя», «зависть в общественной жизни», «пасквили и крамольные речи, когда они часты и смелы, а также ложные слухи, порочащие правительство, когда они возникают часто и охотно подхватываются».

Обращал внимание Бэкон  и на конкретные средства предупреждения конфликтов, отмечая, что на «каждый случай болезни» существует свое лекарство. «Первым из лекарств» он называет устранение всеми возможными способами материальных причин социальных конфликтов, среди которых особая роль принадлежит неудовлетворительному положению отдельных сословий в обществе. При этом он замечал, что недовольство одного из основных сословий еще не представляет большой опасности, «...ибо простой народ не скор на подъем, если вельможи его к этому не возбуждают; а те бессильны, если сам народ не расположен к возмущению. Опасность тогда велика, когда знать только и ждет смуты в народе, чтобы тотчас выступать самой».

Важным средством предупреждения социальных столкновений Бэкон считал искусство политического маневрирования. «В самом деле, - писал он, - искусно и ловко тешить народ надеждами, вести людей от одной надежды к другой есть одно из лучших противоядий против недовольства. Поистине, мудро то правительство, которое умеет убаюкивать людей надеждами, когда оно не может удовлетворить их нужды, и ведет дело таким образом, чтобы любое зло смягчено было надеждой; это не так уж трудно, ибо как отдельные лица, так и целые партии весьма склонны тешить себя надеждами или хотя бы заявлять о них вслух, если сами уж им не верят». К подобного рода предписаниям можно отнести и соображения Бэкона о роли и значении политики «разделения и раскалывания всех враждебных государству союзов и партий посредством стравливания их между собой и создания меж ними недоверия».

Самостоятельной и, как утверждал Бэкон, «прекрасной мерой» предотвращения конфликтов является забота о том, чтобы у недовольных не оказалось подходящего вожака, который бы мог их объединить. А с другой стороны, большое значение имеет наличие одного, а еще лучше нескольких лиц, обладающих способностями к подавлению народных волнений и мятежей. Он не только указывает на необходимость в таких людях, но и называет основные качества, которыми они должны обладать. Правда, необходимо, «...чтобы эти военачальники были людьми надежными и почтенными, а не любителями расколов и искателями популярности, и чтобы они были в ладах с другими важными особами в государстве; иначе лекарство это может оказаться опаснее самой болезни».

Информация о работе Шпаргалка по "Конфликтологии"