Шпаргалка по "Конфликтологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 16:43, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Конфликтологии".

Вложенные файлы: 1 файл

polit_konflikt_otvety.doc

— 1.40 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24 «Третья сторона» и  ее роль в решении политического  конфликта. 

С древних времен для  урегулирования конфликтов привлекалась третья сторона, которая вставала между  конфликтующими с тем, чтобы найти  мирное решение. Обычно в качестве третьей стороны выступали наиболее уважаемые в обществе люди. Они судили, кто прав, а кто виноват, и выносили решения о том, на каких условиях должен заключаться мир. В средневековой Европе, до того, как были образованы национальные государства, важнейшую роль в качестве третьей стороны при урегулировании конфликтов играл папа римский. Выполняя функции скорее судьи, чем посредника, он решал, как должен закончиться спор. Однако позже роль римского папы в урегулировании конфликтов значительно снизилась. Суверенные государства стремились не допускать вмешательства церкви в свои дела, дабы не ограничивать свою свободу. Такая тенденция могла бы привести к резкому росту конфликтов в Европе, однако этого не произошло, и не в последнюю очередь потому, что еще в средние века здесь начали разрабатываться правила нейтралитета.

Национальные государства  с момента своего формирования и  по настоящее время очень активно  выступали и выступают в качестве третьей стороны при урегулировании конфликтов, так как Конфликты, особенно вооруженные, всегда самым непосредственным образом затрагивали их интересы. Однако сегодня деятельность третьей стороны не сводится только к роли государств. Мир стал сложнее, поэтому в нем наряду с государствами третьей стороной могут быть и нередко бывают группы государств, объединенных ad hoc* для урегулирования конкретного конфликта; международные универсальные (т.е. те, которые открыты для всех стран мира) и региональные организации; церковь; неофициальные (неправительственные) институты и организации, а в некоторых случаях - отдельные лица, предпринимающие усилия по мирному урегулированию конфликта. Причем, надо заметить, что роль иных, неправительственных, участников урегулирования конфликтов в современном мире возрастает.

Понятие "третья сторона" является широким и собирательным, включающим в себя обычно такие термины, как "посредник", "наблюдатель  за ходом переговорного процесса", "арбитр". Под "третьей стороной" может пониматься также любое  лицо, не имеющее статуса посредника или наблюдателя, однако занятое вопросами урегулирования конфликтных отношений между другими сторонами. Вообще, когда речь идет о вмешательстве в конфликт (с целью его урегулирования или по крайней мере приостановления эскалации) кого-то иного, кроме самих его участников, то используют общее понятие "третья сторона". При этом важно подчеркнуть, что третья сторона вмешивается в конфликт именно с целью его мирного урегулирования, а не для оказания помощи одному из участников. В последнем случае в зависимости от характера вмешательства третья сторона становится его прямым или косвенным участником.

Третья сторона может  вмешиваться в конфликт самостоятельно, а может - по просьбе конфликтующих  сторон. Ее воздействие на участников конфликта очень разнообразно. Среди средств воздействия различают две группы:

убеждение и оказание помощи в нахождении мирного решения;

принуждение, оказание давления и ограничение конфликтных действий.

Убеждение и оказание помощи в нахождении решения являются основными средствами воздействия третьей стороны при использовании переговорного подхода, хотя не исключено и использование средств давления (например, оказание политического или экономического давления).

Когда говорят об ориентации третьей стороны на переговорный подход, то обычно различают следующие понятия: "посредничество", "оказание "добрых услуг"", "наблюдение за ходом переговоров". Хотя нередко все понятия выступают как синонимы, что вносит некоторую путаницу.

Под посредничеством, как  правило, понимается участие третьей  стороны с целью оптимизации процесса поиска взаимоприемлемого решения. В Дипломатическом словаре, например, посредничество определяется как одно из средств мирного разрешения международных споров, суть которого "заключается в том, что какая-либо третья, не участвующая в споре сторона в соответствии с международным правом организует по своей инициативе или по просьбе спорящих сторон переговоры между ними в целях мирного разрешения спора, зачастую принимая непосредственное участие в этих переговорах".

Наиболее близкое к посредничеству понятие - "оказание "добрых услуг"". Гаагской конвенцией 1907 г. о мирном решении международных столкновений не предусматривалось проведение различий между посредничеством и оказанием "добрых услуг". Однако отечественный исследователь Э.А. Пушмин выделяет три основных критерия возможного разведения названных понятий:

по способу возникновения (согласие одного или обоих участников конфликта);

по практике применения;

по целям и задачам.

Некоторые исследователи  подчеркивают, что для осуществления посреднических услуг необходимо согласие всех конфликтующих сторон. Так, известный новозеландский специалист в области изучения посредничества Дж. Беркович специально обращает внимание на этот аспект. Аналогичное требование к посредничеству выдвигают и многие другие авторы.

В то же время для оказания "добрых услуг" согласия лишь одного Участника конфликта обычно бывает достаточно. Здесь третья сторона  выступает от его имени при  контактах с противоположной  стороной.

Посредничество и оказание "добрых услуг", как подчеркивает Э.А Пушмин, совпадают по своей конечной цели - содействовать мирному урегулированию конфликта, но различаются по ближайшим задачам, т.е. по тому, что и как делается в этом направлении. "Добрые услуги" направлены на то, чтобы побудить конфликтующие стороны разрешить конфликт мирными средствами предоставить им условия для такого разрешения. В этом случае третья сторона может ограничиться, например, лишь предоставлением своей территории для проведения встреч между конфликтующими участниками или выступить в роли своеобразного "почтальона", доставляя сообщения от одного участника конфликта другому Посредничество же предполагает, как правило, более существенное участие третьей стороны в урегулировании конфликта Ее задача - не только организовать переговоры, но и участвовать в них, помогая найти взаимоприемлемые формулы решения. Поэтому иногда предлагается различать посредничество и оказание "добрых услуг" по тому, насколько активную роль играет третья сторона в процессе урегулирования конфликта (посредничество) или, напротив, - пассивную (оказание "добрых услуг")

На практике более  распространено посредничество, хотя в ряде случаев участники конфликта  предпочитают "добрые услуги", поскольку  последние подразумевают меньшее  вмешательство Например, в споре со Швецией в 1742 г. Россия согласилась только на "добрые услуги" Франции. Участники конфликта могут и отказаться от предложенных посреднических услуг Так, при урегулировании пограничного конфликта между Марокко и Алжиром в 1963 г. посреднические услуги предлагали многие африканские страны, а также Лига арабских государств, однако переговоры между двумя указанными странами состоялись только после их обоюдного согласия на посредничество Мали и Эфиопии

Наблюдатель за ходом  переговоров еще в меньшей степени вовлечен в процесс урегулирования. Однако сам факт наличия наблюдателя при проведении переговоров создает условия для снижения напряженности между сторонами, так как его присутствие сдерживает стороны от проявления враждебных действий по отношению друг к другу или от нарушения ими ранее достигнутых договоренностей, что способствует более эффективному поиску переговорного решения

 

 

 

 

25 Стратегия предупреждения политических  конфликтов.

 

 

Существуют методы,  с помощью которых удается ослабить напряженность между политической элитой и политическими группами, чьи интересы спровоцировали  конфликт. 
 
         Метод социального маневрирования позволяет перераспределить часть общественных благ в интересах конфронтирующих групп. 
 
         Метод политического маневрирования применяет действия, направленные на объединение интересов различных политических групп и преобразования их в комплекс мер, способствующих сохранению власти правящей элитой. 
 
         К формам реализации метода политического маневрирования относятся: 1) анализ возможного политического компромисса конфликтующих сторон, замена  средств для достижения цели, смена политического лидера; 2) политическое манипулирование как теневой способ управления общественным мнением с использованием методов психологического влияния; 3) интеграция конфронтирующих групп . (Эти группы обычно объединяют факторы общественного возмущения. Для правящей элиты важно интегрировать конфликтующие группы в свою структуру, включить представителей других групп в состав своего руководства; 4) ослабление «системной оппозиции». Поскольку  «системная оппозиция» видит свою задачу в разрешение действующей политической системы, для правящей верхушки важно нейтрализовать действия оппозиции. В этих целях могут использоваться: демонстрация недостижимости целей оппозиции; подготовка негативного общественного мнения по отношению к оппозиции среди слоев, где она имела популярность; демонстрация корыстных целей лидеров оппозиции; нейтрализация влияния лидеров оппозиции; создание групп, изнутри подрывающих авторитет оппозиции; включение представителей оппозиции в состав органов действующей власти, достижения консенсуса в разработке текущих задач. 
 
Метод силового давления применяют в обществе, где политическая активность невелика, преобладают консервативные взгляды, а противодействие насильственными методам слабое. Используются специфические формы силового  давления -  от насильственного установления диктатуры  до косвенных способов воздействия. С помощью диктатуры правящие круги пытаются насильственным путем уничтожить негативное восприятие существующей системы и сохранить ориентацию на возврат к жесткой иерархии политической власти.


Информация о работе Шпаргалка по "Конфликтологии"