Шпаргалка по логопедиии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 08:55, шпаргалка

Краткое описание

1 Предмет и объект логопедии. цель логопедии. Теоретические и практические задачи логопедии.
Логопедия — это специальная педагогическая наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры по логопедии.docx

— 148.58 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

6 Клинико-педагогическая  классификация Виды речевых нарушений.

Клинико-педагогическая классификация  ориентирована в основном на коррекцию  дефекта речи, на разработку дифференцированного  подхода к их преодолению и  нацелена на предельную детализацию  видов и форм речевых нарушений, поэтому основывается на подходе  от общего к частному. В ней учитываются  межсистемные взаимодействия речевых  нарушений с обусловливающим  их материальным субстратом.

В данной классификации  ведущая, определяющая роль отводится  психолого-лингвистическим критериям. Выделяют следующие критерии, позволяющие представить, что нарушено в речи, и на основе этого отграничить одно речевое нарушение от другого по признаку отграничения:

1) нарушения формы речи (устной или письменной);

2) нарушенного вида речевой  деятельности применительно к  каждой из форм: для устной  — нарушение говорения или  слушания, для письменной — письма  или чтения;

3) нарушенного этапа (звена)  порождения или восприятия речи: применительно к продуктивным  видам речевой деятельности (говорению  и письму).

Все виды нарушений, рассматриваемые в данной классификации, на основе психолого-лингвистических  критериев можно подразделить на две большие группы в зависимости  от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная.

В логопедии выделяются 11 форм речевых нарушений, 9 из них  составляют нарушения устной речи на разных этапах ее порождения и реализации и 2 формы составляют нарушения письменной речи, выделяемые в зависимости от нарушенного процесса. Нарушения  устной речи: дисфония (афония), тахилалия, брадилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия (анартрия), алалия, афазия. Нарушения письменной речи: дислексия (алексия) и дисграфия (аграфия).

  • Нарушения устной речи, в свою очередь, могут быть разделены на два типа:

1) фонационного (внешнего) оформления  высказывания, которые называют  нарушениями произносительной стороны  речи, и 

2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют  системными или полиморфными  нарушениями речи.

I. Расстройства фонационного оформления высказывания могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена: а) голосообразования, б) темпоритмической организации высказывания, в) интонационно-мелодической, г) звукопроизносительной организации. Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных комбинациях, в зависимости от чего в логопедии выделяются следующие виды нарушений, для обозначения которых существуют традиционно закрепившиеся термины:

1. Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения.

2. Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Синоним: брадифразия.

3. Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Синоним: тахифразия.

4. Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синонимы: логоневроз, lalonevros, balbuties.

5. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Синонимы: косноязычие (устаревшее), дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем.

Описанные дефекты являются избирательными, и каждый из них  имеет статус самостоятельного нарушения. Однако наблюдаются и такие, в  которых оказываются вовлеченными одновременно несколько звеньев  сложного механизма фонационного оформления высказывания. К таким относятся  ринолалия и дизартрия.

6. Ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Синонимы: гнусавость (устаревшее), палатолалия. При ринолалии наблюдается искаженное произнесении всех звуков речи (а не отдельных, как при дислалии). При этом дефекте речь мало разборчива (невнятная), монотонная.

7. Дизартрия —  нарушение произносительной стороны  речи, обусловленное недостаточностью  иннервации речевого аппарата. Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи.

II. Нарушения структурно - семантического (внутреннего) оформления высказывания представлены двумя видами: алалией и афазией.

1. Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Синонимы: дисфазия, ранняя детская афазия, афазия развития, слухонемота (устаревшее). Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается не сформированной речевая деятельность ребенка.

2. Афазия — полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Синонимы: распад, утрата речи.

У ребенка теряется речь в  результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь уже была сформирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до трех лет, то исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Если же нарушение произошло в более старшем возрасте, то говорят об афазии. В отличие от афазии взрослых есть детская, или ранняя афазия.

  • Нарушения письменной речи.

Подразделяются на две  группы в зависимости от того, какой  вид ее нарушен. При нарушении  продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной  письменной деятельности — расстройства чтения.

1. Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в  затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.

2. Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма.

Проявляется в нестойкости  оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках  букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений. В случае несформированности процессов чтения и письма (в ходе обучения) говорят об алексии и аграфии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 Психолого-педагогическая классификация. Группы речевых нарушений и их виды.

 Психолого-педагогическая  классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости ее в педагогическом процессе, каким является логопедическое воздействие. В данной классификации отражается последовательная опора на принцип системного подхода, на основе которого учитывается два соотношения: соотношение нарушений в системе речевой деятельности и соотношение нарушений как одного из психических процессов с другими сторонами психики ребенка, развитие которых тесно связано с речью.

Нарушения речи в данной классификации  подразделяются на две группы.

Первая группа — нарушение средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи).

1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

2. Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

В качестве общих признаков  отмечаются: позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения, дефекты фонемообразования.

Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребенка общее недоразвитие подразделяется на три уровня.

Вторая группа — нарушения в применении средств общения, куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.

В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных  нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рассматриваются  в составе фонетико-фонематического  и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 Характеристика  коркового отдела речевой функциональной  системы.

В осуществлении  речи принимают участие корковые речевые зоны, расположенные в доминантном полушарии (центры Брока (центр моторной речи) И Вернике (центр сенсорной речи / понимания)), двигательные, кинетические, слуховые и зрительные области, а также проводящие афферентные и эфферентные пути, относящиеся к пирамидной и экстрапирамидной системам, анализаторам чувствительности, слуха, зрения; бульбарные отделы мозга, зрительный, глазодвигательный, лицевой, слуховой, языкоглоточный, блуждающий и подъязычные нервы (II III VII VIII IX X XII черепно-мозговые нервы соответственно).

Выделение и распознавание  признаков звучащей речи обеспечивается аналитико-синтетической деятельностью  кортикальных аппаратов речеслухового  анализатора, куда входят вторичные  отделы левой височной области коры головного мозга (зона Вернике).

Звуки речи воспринимаются первичными слуховыми центрами коры, затем сигналы поступают в  зону Вернике, что обеспечивает осмысление речи. При чтении импульсы доходят до первичных зрительных зон, откуда переходят в угловую извилину, связываясь со звуковыми образами соответствующих слов, в результате чего письменная форма слова перерабатывается и осмысливается, как при слуховом восприятии. В речевой функции принимают участие не только центры Вернике и Брока, но и левое полушарие в целом.

Моторная организация  речевого акта обеспечивается вторичными отделами постцентральной области (кинестетический аппарат) и нижними  отделами левой премоторной области (кинетический аппарат).

. Третичные отделы коры  головного мозга обеспечивают  перевод последовательно выступающей  акустико-моторной информации в  смысловые схемы и образы. В  теменно-затылочной области коры  формируются также схемы, обозначающие  пространственные отношения.

В процессе же письменной речи принимают участие и различные  отделы затылочной и теменно-затылочной области коры головного мозга.

Таким образом различные зоны головного мозга по-разному участвуют в речевом процессе. Поражение какого-либо его участка приводит к специфическим симптомам нарушений речевой деятельности. Данные о мозговой организации речевого процесса дают возможность уточнить представления об этиологии и механизмах нарушений речевой деятельности. Особенно необходимы эти данные для дифференциальной диагностики различных форм расстройства речи (афазий) при локальных поражениях головного мозга, что позволяет более эффективно проводить логопедическую работу по восстановлению речи у этих больных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 Строение  и функции периферического отдела  речедвигательного анализатора.

Функция голосо- и речеобразования тесно связана с дыхательной функцией, а периферические органы речи являются в то же время и дыхательными органами. Некоторые части речевого аппарата относятся также к системе органов обоняния (полость носа) и пищеварения (зубы, язык, нёбо, глотка).

В состав периферического речевого аппарата входят: нос, рот, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка, диафрагма и другие дыхательные мышцы.

HOC

Hoc является началом дыхательных путей. Одновременно он служит органом обоняния, а также участвует в образовании так называемой надставной трубы голосового аппарата. Нос состоит из наружного носа и носовой полости с ее придаточными пазухами.

РОТ

Рот, являясь начальной частью пищеварительного тракта, служит одновременно органом  речи и вкуса (язык), а в особых случаях (при затрудненном носовом  дыхании, а также во время речи) - органом дыхания.

В анатомическом отношении рот  делится на две части: 1) преддверие рта и 2) собственно полость рта.

Преддверие рта - щелевидное пространство, ограниченное спереди и с боков  губами и щеками, а сзади - зубами и деснами.

Взаиморасположение верхнего и  нижнего зубных рядов при сомкнутых  челюстях называется прикусом. При нормальном строении челюстей и зубной системы верхняя зубная дуга несколько больше нижней, так что при смыкании челюстей нижние передние зубы слегка прикрываются верхними, причем все зубы верхнего ряда соприкасаются с соответствующими зубами нижнего ряда. Такой прикус считается нормальным

Твердое небо - костная стенка, отделяющая полость рта от носовой полости, является одновременно крышей полости рта и дном носовой полости. Конфигурация нёбного свода у разных людей значительно варьирует.

Информация о работе Шпаргалка по логопедиии