Шпаргалка по логопедиии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 08:55, шпаргалка

Краткое описание

1 Предмет и объект логопедии. цель логопедии. Теоретические и практические задачи логопедии.
Логопедия — это специальная педагогическая наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры по логопедии.docx

— 148.58 Кб (Скачать файл)

На фоне относительно развернутой  речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные  и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов  и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает  трудности в использовании вариантов  слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых  слов с помощью суффиксов и  приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием  целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению.

В свободных высказываниях  преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются  сложные конструкции.

Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.

Понимание обращенной речи значительно  развивается и приближается к  норме. Отмечается недостаточное понимание  изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдаются  трудности в различении морфологических  элементов, выражающих значение числа  и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.

Описанные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического  строя у детей школьного возраста проявляются более отчетливо  при обучении в школе, создавая большие  трудности в овладении письмом, чтением и учебным материалом.

 

 

33 Характеристика IV уровня ОНР.

34 Основные направления логопедической  работы при ОНР у детей дошкольного  возраста.

 

35 Фонетико-фонематическое недоразвитие  речи (ФФНР).

Фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

К этой категории  относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

Состояние фонематического  развития детей влияет на овладение  звуковым анализом.

Принято выделять первичное  и вторичное фонематическое восприятие:

При первичном нарушении  фонематического восприятия предпосылки  к овладению звуковым анализом и  уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при  вторичном.

Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается  при нарушениях речевых кинестезии, имеющих место при анатомических  и двигательных дефектах органов  речи. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения. Имеет значение и низкая познавательная активность ребенка в период формирования речи, и ослабленное произвольное внимание.

В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько  состояний:

• недостаточное  различение и затруднение в анализе  только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова  и слоговая структура анализируются  правильно. Это наиболее легкая степень  фонетико-фонематичес-кого недоразвития;

• недостаточное  различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при  достаточно сформированной их артикуляции  в устной речи. В этих случаях  звуковой анализ нарушается более грубо;

• при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок  «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми  элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.

Низкий уровень  собственно фонематического восприятия с наибольшей отчетливостью выражается в следующем:

а) нечеткое различение на слух фонем в собственной и  чужой речи;

б) неподготовленность к элементарным формам звукового  анализа и синтеза;

в) затруднение при  анализе звукового состава речи.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдается общая  смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи. Это в основном дети с ринолалией, дизартрией и дислалией — акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

Для них характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они хуже, чем нормально говорящие  дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с  активной речевой деятельностью. Раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием является необходимым  условием для успешной коррекции  недостатков в дошкольном возрасте и предупреждения нарушений письма.

 

36 Основные направления логопедической  работы при фонетико-фонематическом  недоразвитии речи у детей  дошкольного возраста.

Преодоление фонетико-фонематического  недоразвития достигается путем  целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

Система обучения и  воспитания детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием  включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, 1978, 1974г.).

Логопедическая  работа включает:

  • формирование произносительных навыков,
  • развитие фонематического восприятия,
  • развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Коррекционное обучение предусматривает также определенный круг знаний об окружающем и соответствующий  объем словаря, речевых умений и  навыков, которые должны быть усвоены  детьми на данном возрастном этапе.

На материале  правильного произношения звуков осуществляется:

• развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний  в предложении;

• воспитание у  детей умения правильно составлять простые распространенные и сложные  предложения, употреблять разные конструкции  предложений в связной речи;

• развитие связной  речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой какой-либо коррекционной  задачи;

• развитие словаря  детей путем привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

• развитие произвольного  внимания и памяти.

 

37 Афазия: определение понятия, причины. механизм нарушения.

Афазия  — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Причинами возникновения  афазии являются нарушения мозгового  кровообращения (ишемия, геморрогия), травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга. Афазии сосудистого генеза чаще всего возникают у взрослых людей. В результате разрыва аневризм сосудов головного мозга, тромбоэмболии, вызванных ревматическим пороком сердца, и черепно-мозговых травм. У детей афазия возникает реже, как результат черепно-мозговой травмы, опухолевого образования или осложнения после инфекционной болезни.

В основе любой фонемы афазии лежит та или иная первично нарушенная нейрофизиологическая и нейропсихологическая предпосылка, которая ведет к  специфическому системному нарушению  понимания речи, письма, чтения, счета. При афазии специфически системно нарушается реализация разных уровней, сторон, видов речевой деятельности (устная речь, речевая память, фонематический слух, понимание речи, письменная речь, чтение, счет и т. д.).

А. Р. Лурия различает шесть  форм афазий: акустико-гностическая и акустико-мнестическая афазии, возникающие при поражении височных отделов коры головного мозга, семантическая афазия и афферентная моторная афазия, возникающие при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга, эфферентная моторная афазия и динамическая афазия, возникающие при поражении премоторных и заднелобных отделов коры головного мозга (слева у правшей).

 

38 Характеристика моторной афазии.

Афферентная кинестетическая  моторная афазия возникает при поражении вторичных зон постцентральных и нижнетеменных отделов коры головного мозга, расположенных сзади от центральной, или Роландовой, борозды

А. Р. Лурия отмечает (1969, 1975), что  существуют два варианта афферентной кинестетической моторной афазии Первый характеризуется нарушением пространственного, симультанного синтеза движений различных органов артикуляционного аппарата и полным отсутствием ситуативной речи при грубой выраженности расстройства. Второй вариант, носящий в клинике название «проводниковой афазии», отличается значительной сохранностью ситуативной, клишеобразной речи при грубом распаде повторения, называния и других произвольных видов речи. Этот вариант афферентной кинестетической моторной афазии характеризуется преимущественно нарушением дифференцированного выбора способа артикуляций и симультанным синтезом звуковых и слоговых комплексов, входящих в слово.

При первом варианте афферентной кинестетической  моторной афазии выраженная апраксия артикуляционного аппарата может привести к полному отсутствию спонтанной речи. Попытки произвольного повторения звуков приводят к хаотичным движениям  губ и языка, к литеральным (звуковым) заменам.

Нарушение понимания. На раннем этапе после травмы или инсульта при афферентной афазии может наблюдаться грубое нарушение понимания речи. Это объясняется тем, что в процессе понимания значительную роль играет кинестетический контроль, сопряженное, скрытое произнесение воспринятого на слух сообщения.

ЭФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ

1 вариант: 1.апраксия  артикуляц. аппар. – звуки повторяет, но серию звуков или слоги – не может. Артикуляция звуков не нарушена; 2.При подсказке 1 слога в слове соскальзывает на созвучное слово: МОЛОКО МО…РЕ. 3.Контаминации – перенос слога из предыдущего слова: СТОЛ – ЛОЖКА = СТОЛОЖКА. 2 вариант: пропуск в речи глаголов, предлогов, окончаний существительных – «телеграфный стиль»; нарушения структуры фразы – глаголы в конце. 3 вариант: инертность в выборе слов, паузы, растянутое произнесение слов; нарушение плавности, мелодичности, ритма, логики ударений, интонации.

ДИНАМИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Динамическая афазия возникает  при поражении заднелобных отделов левого доминантного по речи полушария, т. е. отделов третьего функционального блока — блока активации, регуляции и планирования речевой деятельности.

Проявления: 1.Невозможность построения высказывания; 2.Отдельные звуки, слова  и короткие предложения произносятся правильно; 3.Нарушена коммуникативная  функция речи (не задают вопросов); 4.Речевая  безынициативность; 5.Эхопраксия и эхолалия; 6.Трудности в воспроизведении и запоминании имен, названий; 7.Нарушения чувства языка (понимание сложных фраз); 8.Чтение и письмо сохранны; 9.Счет сохранен, выполнение арифметических действий сохранно, нарушено решение задач.

 

 

 

39 Характеристика сенсорной афазии.

АКУСТИКО-ГНОСТИЧЕСКАЯ СЕНСОРНАЯ  АФАЗИЯ

Сенсорную афазию впервые описал немецкий психиатр Вернике. Он показал, что афазия, которую он назвал сенсорной, возникает при поражении задней трети верхней височной извилины левого полушария (рис. 18, поле 22). Отличительной чертой этой формы афазии является нарушение понимания речи при восприятии ее на слух. Длительное время причины нарушения понимания при этой форме афазии оставались неясными. Лишь в 30-е годы нашего века отечественными психологами было установлено, что в основе речевой акустической агнозии лежит нарушение фонематического слуха.

Проявл: 1.Наруш. поним. речи – чужая речь как нечленоразд-й поток звуков. 2.Наруш. фонемат. слуха; 3.Расстр. слух. контроля за собств. речью, много парафазий (Искажение отдельных элементов речи - замены слов в устной речи другими, близкими по смыслу или звучанию (П. вербальная) и пропуски, замены, перестановка отдельных звуков в словах, приводящие к их искажению (П. литеральная).)(ЧЕМОДАН–ШКАФ). 4.Логорея (многоречивость) с аграмматизмами. 5.Незаконч-ть высказ-я, пропуски слов, зам. сущ-х местоим. 6.Наруш. счета: вместо реш. примера копируют 2+3=2+3 (счет восст-ся быстро).

АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Процесс слухового, акустического  запоминания является прямым продолжением процесса восприятия, т. е. акустико-гностического  анализа звукового состава слова. Любое внешнее воздействие, а  тем более необходимость запомнить  следующее слово, по смыслу не связанное  с предыдущим словом, отвлечение на него внимания, неизбежно тормозит и блокирует акустико-мнестические процессы.

Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних и задних отделов височной области (А. Р. Лурия, 1969, 1975; Л. С. Цветкова, 1975) (рис. 18, поля 21 и 37).

А. Р. Лурия считает, что в ее основе лежит снижение слухоречевой памяти, которое вызвано повышенной тормозностью слуховых следов. При восприятии каждого нового слова и его осознании больной утрачивает предыдущее слово. Это нарушение проявляется также при повторении серий слогов и слов.

Проявл: 1.Наруш. поним. обращ. речи - дефект слухореч. памяти (не м. повт-ть 3-4 слова, не связ-е по смыслу, но повт-т по одному)» 2.Фонемат. слух и артик. сохранны; 3.Наруш. поним. длинных фраз. 4.Повт-т слово, не м. вспомн. предм. и показать; 5.Не наз-т детали предм. 6.Трудн. подбора слов в речи; 7.Верб. парафразии: ВИЛКА+НОЖ= НОЖИЛКА; 8.Аграмматизмы. 9.Наруш. счета: не м. вып-ть арифм. действия при сохранном счете.

АМНЕСТИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Амнестико-семантическая афазия возникает при поражении теменно-затылочной области доминантного по речи полушария (рис. 18, поле 39). При поражении теменно-затылочных (или задних нижне-теменных) отделов полушария головного мозга сохраняется плавная синтагматическая организация речи, не отмечается никаких поисков звукового состава слова, отсутствуют явления снижения слухоречевой памяти или нарушения фонематического восприятия.

Информация о работе Шпаргалка по логопедиии