Шпаргалка по логопедиии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 08:55, шпаргалка

Краткое описание

1 Предмет и объект логопедии. цель логопедии. Теоретические и практические задачи логопедии.
Логопедия — это специальная педагогическая наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры по логопедии.docx

— 148.58 Кб (Скачать файл)

Мягкое нёбо служит продолжением твердого нёба кзади; оно представляет собой мышечное образование, покрытое слизистой оболочкой. Задняя часть мягкого нёба называется нёбной занавеской. В середине нёбной занавески имеется удлиненный отросток - язычок.

Язык - массивный мышечный орган. Передняя часть языка подвижна, задняя часть фиксирована и носит название корня языка. Различают кончик и передний край (лезвие) языка, боковые края языка и спинку языка. Спинка языка условно делится на три части: переднюю, среднюю и заднюю.

Мышцы языка делятся на две группы. Мышцы одной группы обеспечивают движение языка как целого; при сокращении мышц второй группы изменяются форма и положение отдельных частей языка.

К первой группе мышц языка относятся следующие:

1. Подбородочно-язычная мышца. Назначение этой мышцы - выдвигать язык вперед (высовывать язык изо рта).

2. Подъязычно-язычная мышца. Назначение - опускать язык книзу.

3. Шило-язычная мышца. Эта мышца является антагонистом первой (подбородочно-язычной): она втягивает язык в полость рта.

Во вторую группу мышц языка входят следующие:

1. Верхняя продольная мышца языка. При сокращении эта мышца укорачивает язык и загибает кончик его кверху.

2. Нижняя продольная мышца языка. Сокращаясь, сгорбливает язык и загибает кончик его книзу.

3. Поперечная мышца языка. Назначение - уменьшать поперечный размер языка (суживать и заострять язык).

ГЛОТКА

Глотка представляет собой воронкообразную  полость с мышечными стенками, начинающуюся сверху от основания черепа и переходящую вяизу в пищевод.

Различают три отдела глотки: верхний, или носоглотку, средний, или ротоглотку, и нижний, или гортаноглотку.

ГОРТАНЬ

Гортань представляет собой широкую  короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Она расположена  в переднем отделе шеи и может  быть спереди и с боков прощупана  через кожу, особенно у худощавых  людей.

Сверху гортань переходит  в гортанную часть глотки. Снизу  она переходит в дыхательное  горло (трахею). С боков к гортани прилежат крупные шейные сосуды и нервы, сзади - нижняя часть глотки, переходящая в пищевод.

Внутренние мышцы гортани делятся на три группы:

  1. мышцы, натягивающие голосовые связки;
  2. мышцы, расширяющие голосовую щель;
  3. мышцы, сужающие голосовую щель.

 

ТРАХЕЯ, БРОНХИ И ЛЕГКИЕ

Трахея, или дыхательное горло служит продолжением гортани книзу и представляет собой цилиндрическую трубку. Она состоит из отдельных хрящевых колец числом от 16 до 20, соединенных между собой волокнистой тканью.

Бронхи представлены первичными (главными), вторичными, третичными бронхами и бронхиолами. Конечные разветвления бронхов переходят в альвеолярные ходы, окруженные легочными пузырьками (альвеолами). Легочные пузырьки вместе с разветвлениями бронхов составляют ткань легких. Легкие расположены в правой и левой половинах грудной клетки. Правое легкое состоит из трех долей, левое - из двух; каждая из долей разделена на несколько долек. Снаружи легкие покрыты гладкой серозной оболочкой - плеврой.

ГРУДНАЯ КЛЕТКА, ДИАФРАГМА И ДРУГИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ МЫШЦЫ

Грудная клетка образуется позвоночником, ребрами и грудной костью. Она имеет приблизительно форму усеченного конуса. Промежутки между ребрами заполнены мышцами, расположенными в два слоя, - внутренними и наружными реберными мышцами

С функциональной точки зрения все  дыхательные мышцы можно разделить  на две группы:

  1. мышцы вдоха;
  2. мышцы выдоха.

К первой группе относят прежде всего диафрагму, которая представляет собой массивную плоскую мышцу, которая отделяет грудную полость от полости живота, а кроме того наружние межреберные мышцы, из глубоких мышц груди – мышцы, поднимающие ребра, из глубоких мышц спины – верхнюю заднюю зубчатую мышцу, при глубоком дыхании и значительной физической нагрузке в обеспечении вдоха принимают участие большая и малая грудные мышцы.

Ко второй группе мышц относят внутренние межреберные мышцы, а также подреберные мышцы и поперечную мышцу груди (все эти мышцы относятся к глубоким мышцам груди), из глубоких мсышц спины в акте выдоха принмает участие нижняя задняя зубчатая мышца. Также в активном выдохе принимают участие ряд мышц живота: мышцы боковой стенки - наружняя и внутренняя косые мышцы живота, поперечная мышца живота, а также прямая мышца живота – мышца передней стенки живота.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 Онтогенез речевого развития

Процесс развития речи делят на подготовительный период, включающий крик, гуление и лепет; период понимания речи взрослых и использование в активной речи слов-предложений: овладение фразовой речью.

Первые функциональные связи в соответствующих морфологических  структурах возникают при крике  новорожденного. Акустическая характеристика крика новорожденного несет в себе те же составляющие, что и звуки речи, совершается на тех же частотах, а значит, крик, воспринимаемый органами слуха ребенка, стимулирует функциональную активность речевых зон коры.

На протяжении первых месяцев  жизни крик приобретает второе сигнальное значение, так как он вызывает те ответные действия взрослых, которых требует данная ситуация.

 В первые же месяцы жизни ребенка появляются голосовые реакции гуления (звуки типа АУ, ЭУ), постепенно приобретающие различную интонационную окраску, что свидетельствует о начинающемся усвоении интонационной системы языка. Основные виды интонаций родного языка при нормальном речевом развитии формируются к началу 2-го года жизни. Вместе с тем органы артикуляции ребенка продолжают развиваться, слуховой анализатор постепенно делается способным к таким тонким слуховым восприятиям, которые необходимы для различения фонем.

Прежде чем ребенок  научится понимать слова взрослого  (сенсорная речь) и тем более сам произносить слова (моторная речь), он проходит подготовительный период (развитие гуления и лепета), который начинается с конца 2-го месяца.

Сенсорная речь развивается  у ребенка в возрасте 7-8 мес. К 1 году он знает названия многих (нескольких десятков) действий, понимает значения слов «нельзя», «можно», «дай», «покажи», имен близких ему людей, названия игрушек.

Моторная речь начинает развиваться в возрасте 10-12 мес, к 1 году словарный запас составляет обычно 10-12 слов. Слово становится сильным сигналом и приобретает самостоятельное значение.

К концу 1-го года жизни  ребенок произносит по системе языка фонемы, которые он слышит как в речи взрослого, так и в своих звуках гуления (гласные звуки типа А, Б, У) и лепета (согласные типа М, П, Т). Остальные фонемы (все шипящие, звук Р) произносятся ребенком позже - на 2-3-м году жизни.

В развитии речи чрезвычайно  важную роль играет также двигательный анализатор. Различение звуков речи основывается не только на анализе проприоцептивных импульсов с артикулярного аппарата. Оказывается, участие неречевых мышечных групп (например, рук) тоже облегчает анализ звуковой речи, особенно тонких движений пальцев, происходит формирование так называемой «думающей руки».

В формировании речи важнейшую  роль играет также звуковое подражание. Одновременно устанавливается связь  слова со свойствами обозначаемого  предмета.

Наиболее бурно развивается понимание речи на 2-м году жизни. Ребенок начинает понимать обращенную к нему речь, по слову выполняет простые поручения. Это значит, что функция речеслухового анализатора распознавания акустических структур по системе родного языка сформирована. Во втором полугодии 2-го года жизни происходит скачок в развитии активной речи. В 2 года словарь ребенка достигает примерно 300 слов. На 2-м году жизни при недостаточном речевом общении с ребенком активная речь может задержаться в своем формировании.

На 3-м году жизни отрабатывается правильное произношение фонем, усваиваются первые грамматические формы, появляются многословные фразы, придаточные предложения, а к концу 3-го года жизни - соединительные союзы и местоимения. Это свидетельствует об овладении речедвигательными алгоритмами родного языка. Основное формирование функциональной речевой системы заканчивается, однако совершенствование ее продолжается на 4-м и 5-м годах жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 Нарушения голоса. Определение дефекта,  классификация нарушений голоса.

Нарушения голоса - это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Существует два основных термина  для обозначения патологии голоса: афония (лат. а - отрицательная частица и греч. phone - звук, голос) - полное отсутствие голоса и дисфония (дис. и греч. phone) - частичные нарушения высоты, силы и тембра.

Нарушения голоса разделяются на центральные и периферические, каждое из них может быть органическим и функциональным.

Органические нарушения голоса

Патология голоса, возникающая  вследствие анатомических изменений  или хронических воспалительных процессов голосового аппарата, считается  органической.

К периферическим органическим нарушениям относятся  дисфонии и афонии при хронических ларингитах, парезах и параличах гортани, состояниях после удаления опухолей. Степень дефекта голоса зависит не от вида заболевания, а от его тяжести. Так, при любом из указанных заболеваний наряду с афонией может наблюдаться лишь незначительное изменение тембра (исключением является состояние после удаления гортани, которое всегда приводит к афонии).

Функциональные нарушения голоса

Наиболее распространенными  и многообразными являются функциональные нарушения голоса. Они не сопровождаются воспалительными или какими-либо анатомическими изменениями гортани. Причины функциональной патологии могут быть самые разнообразные: голосовое переутомление, плохая постановка голоса, различные инфекционные заболевания и влияние психических факторов. Иногда несколько из перечисленных причин выступают в совокупности.

К периферическим функциональным нарушениям относятся фонастения, гипо- и гипертонусные афонии и дисфонии.

Фонастения - нарушение голоса в ряде случаев, особенно на начальных стадиях, не сопровождаемое видимыми объективными изменениями в голосовом аппарате. Данное нарушение имеет профессиональный характер и развивается у лиц голосоречевых профессий. Проявляется фонастения в нарушении координации дыхания и фонации, невозможности владения голосом - усиливать и ослаблять звучание, в появлении детонации и ряда субъективных ощущений. Острые формы могут сопровождаться афонией.

Гипотонусная дисфония (афония) обусловлена, как правило, двусторонними миопатическими парезами, т.е. парезами внутренних мышц гортани. Они возникают при некоторых инфекциях (ОРВИ, гриппе, дифтерии), а также при сильном перенапряжении голоса. Страдают мышцы, суживающие голосовые складки. Патология голоса может проявляться от легкой осиплости до афонии с явлениями голосового утомления, напряжения и боли в мышцах шеи, затылка и грудной клетки.

Гипертонусные (спастические) нарушения голоса связаны с повышением тонуса гортанных мышц. При попытках фонации голос или не возникает совсем, или появляется резко искаженный, глухой звук.

 

Ринофония и ринолалия стоят несколько обособленно среди других голосовых нарушений, так как их патофизиологический механизм заключается в неправильной функции мягкого нёба органического или функционального характера. При закрытой ринофонии носовые согласные приобретают ротовое резонирование, гласные теряют звучность, тембр становится неестественным.

Открытая ринофония проявляется в патологической назализации всех ротовых звуков, голос при этой слабый, сдавленный.

К функциональным нарушениям голоса центрального происхождения относится функциональная, или психогенная, афония. Возникает она внезапно как реакция на психотравмирующую ситуацию у лиц, склонных к истерическим реакциям, чаще у девочек и женщин. При полном отсутствии голоса сохраняются звучный кашель и смех, это является важным диагностическим признаком.

Форма несмыкания голосовых складок при обследовании очень изменчива, что тоже свидетельствует о психогенном нарушении. Функциональная афония может протекать длительно, а после восстановления голоса возможны рецидивы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 Коррекция и профилактика нарушений  голоса.

В зависимости от этиологии и  механизма нарушения голоса при  его восстановлении выдвигаются  две задачи.

Первая задача определяется необходимостью выявления и включения компенсаторных возможностей организма. Компенсация может наступать только с включением значительного числа физиологических компонентов, расположенных в различных частях нервной системы и рабочей периферии.

Второй задачей является ликвидация патологического способа голосообразования.

Для реализации этих задач требуется:

  1. активизация функции нервно-мышечного аппарата гортани;
  2. предотвращение развития вторичных дефектов голосового аппарата, т.е. появление псевдоорганических наслоений при функциональных расстройствах;
  3. положительное воздействие на личность обучающегося для ликвидации психогенных реакций;
  4. восстановление утраченных кинестезии голосоведения, т.е. непосредственно самой фонации;
  5. восстановление координации дыхания и фонации.

Информация о работе Шпаргалка по логопедиии