Системный анализ рынка корпоративных информационных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы - провести системный анализ и выделить основные тенденции развития российского рынка КИС.
Для достижения вышеуказанной цели были поставлены следующие задачи:
• изучить историю возникновения КИС;
• описать ситуацию, сложившуюся на российском рынке;

Содержание

Введение(стр.3)
1. Теоретические основы методологии системного анализа
1.1. Сущность системного анализа, основные категории системного анализа, их взаимосвязь и развитие в рыночной экономике (стр.4-8)
1.2. Принципы и основные направления развития системного анализа в рыночной экономике и управлении(стр.8-15)
1.3. Проблемы управления сложными объектами в Российской экономике
2. Системный анализ рынка корпоративных информационных систем(КИС):
2.1. Эволюция информационных систем управления предприятием (стр.15-18)
2.2. Рынок КИС как сложный объект(стр.18-20)
2.3. Факторы и закономерности, определяющие состояние и развитие рынка КИС(стр.20-21)
Заключение(стр.22-23)
Список использованной литературы(стр.24-25)
Приложения(стр.26-30)

Вложенные файлы: 1 файл

0216863_76E59_sistemnyy_analiz_rynka_korporativnyh_informacionnyh_sistem_k.doc

— 760.00 Кб (Скачать файл)

4) саморегуляция систем.

Взаимосвязь категорий системного анализа обеспечивается системообразующими факторами. Системообразующие факторы — силы, которые способствуют образованию системы, являются чуждыми для ее элементов, не обусловливаются и не вызываются внутренней необходимостью к объединению. Они не могут играть главную роль, они случайны, но могут быть внутренними и необходимыми в масштабе той системы, в которую рассматриваемая входит как элемент. Эти факторы нередко бывают крайне противоположными той системе, которую они образуют. В политике и обыденной жизни людей известен фактор внешнего врага, который приводит к консолидации наций, формированию государственных коалиций и т.п.

Внутренние системообразующие факторы порождаются объединяющимися в систему отдельными элементами, группами элементов или всем множеством. Их перечень достаточно велик:

    • общность природного качества элементов позволяет существовать многим естественным системам потому, что элементы какого-либо природного качества имеют только им присущие, особые связи (атомы одного элемента, мономеры в полимере, клетки одного органа, организмы в популяции и пр.);
    • взаимодополнение — обеспечивает связь как однородных, так и разнородных элементов в системе;
    • факторы индукции — отражают присущее всем системам живой и неживой природы “достраивать” систему до завершенности (например, обломок кристалла при доращивании восстанавливает первоначальную форму кристалла);
    • постоянные стабилизирующие факторы системообразования включают постоянные жесткие связи, обеспечивающие единство системы (примерами могут быть каркас здания, скелет организма), кроме того, они не только системообразующие, но и системо-сохраняющие;
    • связи обмена — представляют собой сущность любого взаимодействия элементов, но характер обмена и его субстрат зависят от уровня развития взаимодействующих элементов или подсистем в системе. В неорганической природе в качестве субстрата обмена выступают различные виды вещества, поля, энергия, информация. Живая природа несет большее разнообразие: вещество, информация, энергия, различные силы, звуковые колебания и пр. В человеческом обществе — основная форма связи такого типа — экономическая;
    • функциональные связи возникают в процессе специфического взаимодействия элементов систем. Можно назвать функциональными связи, возникающие между различными химическими элементами, взаимодействия между животными во время охоты, между людьми при совместных действиях. Эти связи нередко носят временный характер и образуемые ими системы могут распадаться, если еще нет более сильных, постоянных системообразующих факторов.

Данные факторы носят как внутренний, так и внешний характер. Внешние — элементы образуемой системы индифферентны по отношению друг к другу (куча камней, мешок зерна); внутренние — образуемая ими система выступает как единство подобных элементов.

Обратим внимание, некоторая совокупность объектов всегда является системой. Назначение человека заключается в том, чтобы понять, в каком отношении данную совокупность можно считать системой. Три улицы большого города — это не законченная территориальная, хозяйственная, политическая, экологическая система. Но они могут составлять этническую систему, поскольку исторически сложилось так, что на этих улицах проживают преимущественно представители одного этноса. Поэтому проблема заключается только в правильном определении системообразующего фактора.

В любой экономической системе  можно выделить три подсистемы: производства, обмена и распределения. Во всех экономических  системах для производства требуются  ресурсы, результаты хозяйственной деятельности обмениваются, а результаты обмена распределения.

 Производственная подсистема  является исходной, она предназначена  для создания благ (товаров и  услуг), необходимых человеку и  обществу для существования и  развития. Производственная подсистема потребляет экономические ресурсы, ее элементы и структура зависят от вида создаваемого продукта. Производственная подсистема является основой экономической системы. Если не создан продукт, то, естественно, нечего обменивать и распределять.

 Подсистема обмена с одной  стороны обеспечивает продвижение  товаров и услуг к потребителям, а с другой стороны – движение  ресурсов в экономическую систему.  Обмен соединяет производителя  и потребителя, связывает членов  общества. Через обмен формируются системы экономических отношений более высокого уровня. Способы обмена многообразны – он может производиться с помощью бартера или опосредованно – через деньги, быть свободным или строго регулируемым. Обмен производится на основании полезности объектов обмена для его субъектов. Процесс обмена сопровождается передачей права собственности на объект обмена. Обмен выгоден для его участников и эффективен для общества.

 Распределение в узком смысле  означает определение размера  дохода, получаемого отдельными участниками экономической деятельности. Распределение поддерживает непрерывность производства, и может повышать или снижать эффективность экономической деятельности. В современных условиях рыночного хозяйствования можно выделить два типа распределения – по труду и капиталу.

2.2.Принципы и основные  направления развития системного  анализа в рыночной экономике  и управлении

Принцип — это обобщенные опытные  данные, это закон явлений, найденный  из наблюдений. Поэтому их истинность связана только с фактом, а не с какими-либо домыслами. В формулировке принципов существует некоторый элемент условности, связанный с общим уровнем развития науки в данную историческую эпоху. Поэтому происходит постепенное уточнение принципов, но не их отмена или пересмотр.

По своей структуре методы и принципы имеют общие черты и различия. Метод — это не фактическая деятельность, а возможные ее альтернативные способы. Принцип — это постоянно и последовательно применяемый метод. Следовательно, по мере того как метод теряет свою альтернативность, становится все больше и больше преобладающим вариантом или даже единственным вариантом действий, тем меньше он метод и тем больше он принцип. Принцип мы не выбираем, мы ему следуем постоянно.

Известно, что принципы всеобщей связи  и развития как основополагающие принципы диалектики в условиях научно-технической революции подвергаются дальнейшему развитию и конкретизации в применении их к естествознанию и технике. Представляется, что для более плодотворного использования философских категорий, в том числе и принципов, необходимо, чтобы между ними и частными естественными и техническими знаниями (науками) находились связующие звенья. Одним из них и является системный анализ. Именно он и позволяет реализовать непосредственный контакт, стыковку философских положений и методов (принципов) конкретных наук.

Системный подход к изучению общественных, в том числе экономических, явлений  предполагает комплексное исследование выбранного объекта как единого  целого с учетом его внутренней структуры  и всей системы взаимосвязей внутри нее. Системный подход включает как анализ существующих систем, так и синтез систем для достижения каких-либо целей. Анализ и синтез тесно взаимосвязаны. Рынок представляет собой сложную систему, имеющую определенную структуру, внутри которой существует тесная взаимосвязь всех ее элементов. Применение системного подхода к анализу рынков имеет свои особенности и свою историю.

Теоретическая база для исследования рынков на основе системного подхода, по мнению одной группы экономистов, была заложена в работах Э.Мэйсона и Д.Бэйна, а, по мнению других, в более ранних работах - Э.Чемберлина и Д.Робинсон. В основу системного подхода к анализу отраслей и рынков была положена теория, воплощенная в системе понятий, отражающих существенные черты и проблемы их реального функционирования. Соответствующая этой теории концептуальная схема содержала три базовых блока и получила название парадигмы «Структура – Поведение – Результат» («Structure – Conduct – Performance»). При этом «Структура» представляла структуру рынка, «Поведение» – поведение фирм на рынке, а «Результат» – результативность функционирования рынка. Аналитическую структуру парадигмы предложил Д.Бэйн в работе 1958 г.

Э.Мэйсон, Д.Бэйн и их единомышленники  отстаивали тезис о существовании  прямой связи между структурой рынка, поведением фирм на рынке и результативностью функционирования рынка. При прямой связи в соответствии со структурой парадигмы экзогенно заданные формы рыночных структур определяют эндогенно формируемые типы рыночного поведения, которые, в свою очередь, предопределяют результаты функционирования отраслей и рынков. В развитие выдвинутой гипотезы:

  • рассматривались разные соотношения между экзогенными и эндогенными параметрами (переменными) в рамках парадигмы;
  • расширялось и систематизировалось содержание базовых блоков парадигмы;
  • первоначальная схема парадигмы была дополнена двумя блоками, в одном из которых предполагалось формулировать базовые условия для анализа отрасли или рынка, а в другом – сосредоточить внимание на инструментах и проблемах государственной политики;
  • взаимосвязи между блоками парадигмы тестировались в процессе многочисленных исследований отраслей и рынков.

В результате во второй половине ХХ в. была сформирована наиболее полная версия парадигмы, которая в той или  иной степени нашла отражение в большинстве работ по анализу отраслевых рынков и их организации. Содержание каждого блока парадигмы определяет объект анализа, а также возможные характеристики функционирования отраслей и рынков в статике и в динамике. Так базовые условия принято рассматривать со стороны спроса и со стороны предложения. Со стороны спроса необходимо оценить размер рынка и перспективы его расширения (или сужения), сезонность спроса и структуру дислокации потребителей. Особое значение для определения границ рынка имеют показатели эластичности спроса и наличие товаров-заменителей.

Со стороны предложения определяющими  являются как технологические, так  и организационные параметры. Во-первых, нужно хорошо знать существующие технологии производства продуктов и необходимые для этого сырье и материалы, что фактически обусловливает средние издержки производства (в том числе, трудоемкость и капиталоемкость продукции), возможную экономию на масштабах производства, а также может ограничить структуру его размещения. Во-вторых, следует обратить внимание на систему правовых норм, регулирующих рыночные отношения, а также на такие социальные факторы, как наличие профсоюзов и степень их влияния.

Структура рынка рассматривается  как относительно обособленная система, где значение имеют как внутренние, так и внешние факторы. К внутренним факторам относятся число продавцов и покупателей, степень концентрации производства и дифференциации продуктов. К внешним факторам – вероятность потенциальной конкуренции, которая, с одной стороны, определяет существование и высоту барьеров для входа на рынок новых фирм, а с другой – сама регулируется наличием таких барьеров. К внешним факторам с определенной степенью условности можно также отнести уровень вертикальной интеграции и диверсификации фирм, работающих на рынке.

При анализе поведения фирм акцент делается на процессы принятия решений  внутри фирмы, на факторы, определяющие стратегические решения фирм, а также  их стратегическое взаимодействие на рынке. Стратегические решения фирм принимаются при выборе продукта и при организации рекламной кампании, при развитии научных исследований и разработок и при инвестировании в производство, в процессе ценообразования и при заключении сделок с другими фирмами, функционирующими на рынке. Стратегическое взаимодействие фирм может принимать различные формы вплоть до слияния (поглощения) или сговора.

Результативность функционирования рынка можно оценивать как  с точки зрения прибыльности, так  и с точки зрения социально-экономической  эффективности, что не всегда одно и то же. При этом параметрами могут служить уровень рыночных цен и качество продуктов, доля акционерного капитала и характеристики занятости (например: стабильность занятости, уровень оплаты труда), показатели эффективности производства и распределения ресурсов, а также уровень технического прогресса в отрасли.

Государственная политика, очевидно, оказывает влияние на формирование и развитие рыночных отношений в  современном мировом сообществе, что собственно и обусловило появление  данного блока в составе парадигмы. Государства могут варьировать налоги и субсидии, устанавливать барьеры входа на рынок и выхода с рынка, контролировать уровень цен, проводить инвестиционную политику, политику в области занятости, антимонопольную политику и т.п.

Таким образом, парадигма со временем претерпела изменения, а системный подход получил развитие. Регулярное тестирование представленных в пионерских работах однонаправленных (односторонних) причинно-следственных связей между блоками парадигмы привело к выводу, что поведение субъектов рынка нельзя идентифицировать исключительно на основе экзогенно заданных параметров структуры рынка, а, следовательно, нельзя утверждать, что та или иная рыночная структура во многом предопределяет параметры функционирования рынка и его эффективность. Возникло предположение о том, что структура рынка, поведение фирм на рынке и эффективность функционирования рынка взаимосвязаны по многим параметрам. При этом в основном тестировались связи между прибылью или ценой и:

  • абсолютным размером фирмы;
  • рыночной концентрацией;
  • барьерами входа на рынок и выхода с рынка;
  • темпами экономического роста;
  • уровнем инновационной активности;
  • интенсивностью рекламной деятельности.

Информация о работе Системный анализ рынка корпоративных информационных систем