Системный анализ рынка корпоративных информационных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы - провести системный анализ и выделить основные тенденции развития российского рынка КИС.
Для достижения вышеуказанной цели были поставлены следующие задачи:
• изучить историю возникновения КИС;
• описать ситуацию, сложившуюся на российском рынке;

Содержание

Введение(стр.3)
1. Теоретические основы методологии системного анализа
1.1. Сущность системного анализа, основные категории системного анализа, их взаимосвязь и развитие в рыночной экономике (стр.4-8)
1.2. Принципы и основные направления развития системного анализа в рыночной экономике и управлении(стр.8-15)
1.3. Проблемы управления сложными объектами в Российской экономике
2. Системный анализ рынка корпоративных информационных систем(КИС):
2.1. Эволюция информационных систем управления предприятием (стр.15-18)
2.2. Рынок КИС как сложный объект(стр.18-20)
2.3. Факторы и закономерности, определяющие состояние и развитие рынка КИС(стр.20-21)
Заключение(стр.22-23)
Список использованной литературы(стр.24-25)
Приложения(стр.26-30)

Вложенные файлы: 1 файл

0216863_76E59_sistemnyy_analiz_rynka_korporativnyh_informacionnyh_sistem_k.doc

— 760.00 Кб (Скачать файл)

По мере развития рынка (в первую очередь, потребностей клиентов) совершенствовались и программные средства. В настоящее время с рынка практически ушли чисто бухгалтерские программы. Большинство из них были доведены до уровня так называемых систем финансового и управленческого учета. В ряде таких систем есть даже элементы производственных модулей, что позволило разработчикам назвать их системами MRPII (и даже ERP!). В подавляющем большинстве случаев вряд ли это название является полностью обоснованным. Функциональные возможности данного ПО до сих пор не соответствуют требованиям, которые предъявляются к MRPII/ERP системам.

В основном, отечественное ПО управления предприятиями до сих пор способно решать задачи только финансового и управленческого учета, а возможности планирования (в первую очередь, производства) в нем почти не реализованы. В определенной степени данное обстоятельство можно объяснить спецификой российского рынка, востребовавшего, в первую очередь, возможности автоматизированного учета, а не планирования. Большой проблемой для отечественных программных систем управления предприятием является также отсутствие методик внедрения, по степени их проработки аналогичных зарубежным методикам (процедуры внедрения отечественных программных средств недостаточно стандартизованы, и нередко внедрение осуществляется «по аналогии» с другим похожим отраслевым проектом).

В настоящее время на российском рынке получили достаточно широкую известность несколько десятков отечественных программных продуктов управления торговыми и промышленными предприятиями разного размера. Всего же на российском рынке работают несколько сотен фирм и независимых коллективов разработчиков (старожилы рынка вышли, в основном, из нашего военно-промышленного комплекса), занимающихся созданием ПО управления предприятием для корпоративных клиентов. Практически у всех российских разработчиков есть Windows-версии их ПО, выполненного в двух и трехзвенной клиент-серверной архитектуре с применением различных продуктов и технологий (MS SQL Server, Oracle, Sybase, Borland Delphi и др.). Во многих системах реализована многоплатформенность (MS Windows, Unix, Novell NetWare), есть встроенные инструментальные средства собственной разработки (используемые как для настройки систем, так и для их развития) и ряд других интересных возможностей. Следует отметить, что в ряде отечественных программных систем реализована и дополнительная функциональность (СRM, SCM и др.), которая широко востребована сейчас на мировом рынке.

До кризиса объёмы российского рынка КИС росли рекордными темпами (таблица 2) в среднем на 40% в год, это показывает, насколько высоко оценили российские предприятия значимость внедрения интегрированных систем управления предприятием. Текущий кризис несколько затормозил развитие рынка, но большинство аналитиков сходятся во мнении, что скоро рынок восстановится за счет предприятий, решивших использовать кризис как шанс заняться оптимизацией внутренних процессов.

Системный анализ исходит из понятия  системности объектов. Как и во всяком экономическом объекте на рынке КИС можно выделить две основные подсистемы: поставщиков, обмена и потребителей.

Условно их можно изобразить (рис.3). Рынок служит системой обмена. Поставщики поставляют на рынок предложение, а потребители спрос. На рынке так же работает большое количество консалтинговых агентств, которые служат посредниками между поставщиками и потребителями.

В подсистеме поставщиков можно  выделить четыре безусловных лидера SAP, 1C, Oracle, Microsoft и Галактика (таблица 3, диаграмма 1) вместе они удерживают более 80% объемов рынка. Как видно из таблицы безусловным лидером на протяжении длительно периода является немецкая SAP. Условно рынок делят между собой зарубежные и отечественные поставщики. Основное отличие отечественных КИС это учет российской специфики и большая ориентированность на конечного пользователя. Стоит отметить, что рынок КИС избежал существенного спада благодаря сопровождающему обеспечению КИС, что может составлять до 50% прибыли поставщиков.

Поведение потребителей на рынке КИС  характеризуется рациональным поведением, так как в большинстве случаев  выбор КИС основывается на экспертном мнении. Если рассматривать рынок по отраслевой структуре (таблица 4, диаграмма 2), то среди потребителей КИС преобладают сегменты непрерывного производства и розничной торговли. Это объясняется тем, что они больше прочих заинтересованы в создании прозрачной системы управления так, как она обеспечивает более быструю реакцию на изменения в окружающей среде. Стоит отметить, что наиболее активными в области инновационного внедрения выступают предприятия связи.

2.3.Факторы и закономерности, определяющие состояние и развитие  рынка КИС

В конце десятилетия наблюдается  уменьшение ИТ-затрат, сокращение доходов у многих ERP-вендоров, а также присутствует неуверенность и неопределенность в будущем.

По данным исследования североамериканской консалтинговой компании Panorama Consulting Group, которое включает сравнительные  данные с показателями 2008 года, компании осознали свои ошибки во внедрении ERP-систем, и предпринимают небольшие, но важные меры по исправлению сложившейся ситуации. В исследовании приняли участие 1600 организаций, которые осуществляли внедрение ERP-систем в течение последних четырех лет.

1. Совокупная стоимость владения  корпоративным программным обеспечением  сократилась в среднем до 6,2 млн.  долларов по сравнению с 8,5 млн. долларов в 2008 году. В среднем  начальные затраты на развертывание  ERP-систем с учетом размеров компаний составили 6,9% от годового дохода по сравнению с 9,0% в 2008 году.

По мнению экспертов консалтинговой компании, проводившей исследование, такое уменьшение более чем на 20% можно объяснить сокращениями ИТ-бюджетов и снижением активности внедрения ERP-систем в ответ на нестабильные глобальные экономические условия. В результате сокращения расходов на ИТ-проекты компании менее довольны своими инвестициями в ERP-системы, чем в прошлые годы.

2. Сроки реализации ERP-проектов. Внедрение  ERP-систем в организациях продолжается 18,4 месяца, что немного меньше, чем в 2008 году (19,8 месяцев).

Специалисты Panorama Consulting Group объясняют  сокращение сроков ERP-проектов экономическим  спадом, в условиях которого компании вынуждены более жестко управлять сроками внедрения ERP-систем. Кроме того, ряд компаний ограничил свои инициативы по внедрению корпоративного программного обеспечения.

3. Расходы на внедрение ERP-систем. Согласно исследованию, 54% ERP-проектов  выполняются с превышением бюджета,  тогда как в 2008 году 59% внедрений ERP-систем вышли за рамки бюджета.

Эксперты Panorama Consulting Group такой результат  объясняют тем, что многие организации, участвовавшие в исследовании, на этапе планирования не смогли выделить все потенциальные затраты проекта, в то же время планируя расходы, не характерные для проектов внедрения ПО, такие как управление проектами, управление организационными изменениями, обновление оборудования и т.п.

Кроме того, согласно исследованию, большинство  внедрений ERP-систем не увеличивают ценность бизнеса, и компании неэффективно управляют организационными изменениями при внедрении ERP.

Последнее замечание касается выбора между "традиционным" программным  обеспечением и решениями, предоставляемыми по модели SaaS. В среднем внедрение систем, предоставляемых по модели SaaS, осуществляется в более короткие сроки - 11,6 месяцев, тогда как внедрение "традиционного" ПО занимает 18,4 месяца. Кроме того, стоимость развертывания SaaS решений ниже - 6,2% от годового дохода против 6,9% для "традиционного" ПО. Удовлетворенность клиентов от развертывания решений по модели SaaS составляет 52,6%, тогда как удовлетворенность компаний от "традиционных" ERP-систем составляет 50%.

Однако ERP-системы, предоставляемые  по модели SaaS, не лишены недостатков. Согласно исследованию, у внедрения SaaS-решений гораздо меньше шансов достичь ожидаемых преимуществ для бизнеса - 23,5% против 42,9% для "традиционного" ПО. Кроме того, более вероятно, что внедрения решений по модели SaaS превысят бюджет - 70,6% против 59% для "традиционных" ERP-систем.

Рост популярности решений SaaS объясняется, как их «глобальностью», гибкостью  и простотой адаптации, так и  относительно невысокой стоимостью. А фактор сокращения затрат на автоматизацию  вышел на первый план, в основном, из-за смещения активных продаж в сектор среднего и малого бизнеса, которому приходится «считать деньги».

В связи с этим проявляется еще  одна тенденция. Решения для СМБ  становятся сравнимыми по функциональности с HRM-системами для крупных компаний, оставаясь при этом доступными по цене. Возможно, это стало дополнительным фактором перехода вендоров «тяжелых» HRM-систем на сервисно-ориентированную архитектуру, что должно сделать эти решения более доступными (можно будет купить только необходимые сервисы) и гибкими (можно будет комбинировать решения от разных разработчиков и дополнять их собственными).

Таким образом, сегмент СМБ, модель SaaS и развитие «стратегического»  уровня HRM-систем обеспечили рынку возможность  расти темпами, составляющими 10 % в  год. По мнению аналитиков Gartner, в течение ближайших пяти лет передовой сегодня функционал, который не всегда оказывается востребован, будет являться стандартом и использоваться большинством компаний. Соответственно, после наступления этого срока рост рынка должен замедлиться. До тех же пор, темпы его роста должны составлять 7%-10 %, как прогнозируют в Forrester и AMR Research.

 

 

 

Заключение

Сокращение  бюджетов на фоне глобального экономического кризиса заставляет компании с большей  ответственностью относится к тратам на автоматизацию бизнес-процессов и поддержку ИТ-систем. Основное внимание в настоящее время смещается в сторону снижения эксплуатационных затрат, сроков реализации ИТ-проектов и стоимости обслуживания ПО, говорится в отчете. В свою очередь, вендоры сконцентрировались на небольших проектах, которые приносят более быструю отдачу, чем проекты с длинным циклом и задержками платежей. Компании же отдают предпочтение одной функциональной прикладной системе вместе нескольких разных, что, по их мнению, делает работу информационной инфраструктуры более эффективной.

Компании среднего и малого бизнеса  вернутся на рынок ERP-систем. Когда экономика  начинает восстанавливаться, компании СМБ, как правило, начинают искать ERP-системы  для автоматизации своей деятельности. Крупные разработчики программного обеспечения будут по-прежнему сосредоточены на рынке СМБ для активизации роста своих доходов от продажи лицензий на ПО.

Увеличение принятия модели SaaS среди  компаний малого и среднего бизнеса. Первоначально многим компаниям  малого и среднего бизнеса будет  сложно инвестировать в необходимое программное обеспечение. С учетом того, что жесткие условия кредитования сохранятся и в новом десятилетии, многие компании СМБ будут выбирать ERP-системы, предоставляемые по модели SaaS, чтобы минимизировать первоначальные ИТ-расходы.

Много разговоров, но мало действий относительно ERP по модели SaaS в крупных организациях. Крупные компании в меньшей степени будут развертывать ERP-приложения по модели SaaS, чем компании СМБ. ERP-вендоры будут предлагать гибридные решения, сочетающие преимущества модели SaaS с гибкостью традиционных ERP-систем, а крупные компании будут выбирать традиционное ПО, которое в долгосрочной перспективе позволяет сократить затраты и минимизировать риски. При этом крупные организации будут склонны использовать SaaS для автоматизации функционала HRM/HCM, PLM и CRM.

Повышенное внимание к управлению организационными изменениями и  пользе от внедрения ERP. Компании направляют большую часть своих инвестиций в автоматизацию процессов, которые  могут принести большую финансовую выгоду. Необходимость более эффективно управлять организацией приведут к сохранению этой тенденции в 2010 году.

Рынок ERP-систем является рынком покупателей. Даже при самом оптимистичном  развитии событий в 2010 году ИТ-расходы  на корпоративное программное обеспечение не восстановятся до уровня, предшествующего рецессии. Это означает, что клиенты ERP-рынка будут иметь возможность отражать агрессивную ценовую политику вендоров и использовать более выгодные предложения.

Консолидация ERP-разработчиков. В настоящее время десятки небольших ERP-вендоров испытывают нехватку денежных средств для развития и продвижения своих продуктов. В такой ситуации продолжение консолидации вендоров является неизбежным.

Упор на интеграцию, а не на основные расширенные функции ERP-систем. С учетом необходимости минимизации рисков, компании меньше будут приобретать новые продукты или осуществлять рискованные модернизации. В результате разработчики будут вкладывать средства в дополнительное усовершенствование своих продуктов и более тесную интеграцию модулей, а не в революционное изменение своего программного обеспечения.

Бизнес-ценность. Если руководство  компании не убеждено, что инвестиции в программное обеспечение принесут измеримые преимущества для бизнеса, они не будут вкладывать средства в автоматизацию. Автоматизация областей, которые обеспечивают немедленную отдачу от инвестиций, является приоритетной задачей на предстоящий год.

Облачные  технологии ведут к коренной перестройке  рынка аутсорсинга. По прогнозам Gartner, к 2012 году у 20% компаний практически не будет собственных ИТ-активов. Облачные сервисы, предоставляемые через Интернет, стали находкой для многих ИТ-подразделений. Они помогают компаниям избегать крупных вложений – как в серверные решения, так и в программное обеспечение. Облачные технологии принципиально меняют принцип предоставления ИТ-услуг. Эти тенденции предвещают изменения правил игры для поставщиков традиционных аутсорсинговых услуг всех видов. Заказчики постоянно ищут новые виды сервисов – более дешевые, быстрые и качественные. В связи с этим многие известные поставщики услуг начинают включать в свои портфели предложений облачные сервисы – или, по крайней мере, делают вид. Независимо от реальной заинтересованности в предоставлении услуг этого рода, им необходимо хотя бы создать видимость своего присутствия на этом рынке.

Информация о работе Системный анализ рынка корпоративных информационных систем