Системный анализ рынка корпоративных информационных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы - провести системный анализ и выделить основные тенденции развития российского рынка КИС.
Для достижения вышеуказанной цели были поставлены следующие задачи:
• изучить историю возникновения КИС;
• описать ситуацию, сложившуюся на российском рынке;

Содержание

Введение(стр.3)
1. Теоретические основы методологии системного анализа
1.1. Сущность системного анализа, основные категории системного анализа, их взаимосвязь и развитие в рыночной экономике (стр.4-8)
1.2. Принципы и основные направления развития системного анализа в рыночной экономике и управлении(стр.8-15)
1.3. Проблемы управления сложными объектами в Российской экономике
2. Системный анализ рынка корпоративных информационных систем(КИС):
2.1. Эволюция информационных систем управления предприятием (стр.15-18)
2.2. Рынок КИС как сложный объект(стр.18-20)
2.3. Факторы и закономерности, определяющие состояние и развитие рынка КИС(стр.20-21)
Заключение(стр.22-23)
Список использованной литературы(стр.24-25)
Приложения(стр.26-30)

Вложенные файлы: 1 файл

0216863_76E59_sistemnyy_analiz_rynka_korporativnyh_informacionnyh_sistem_k.doc

— 760.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, среди факторов, определяющих развитие отраслей и рынков в России, выявляется юридический аспект. Причина  неуверенности в завтрашнем дне  в том, что система правовых норм, регулирующих рыночные отношения в России, находится в стадии формирования. Фактически один эксперимент сменяет другой, не найден баланс между государственной и частной собственностью, между степенью государственного и рыночного регулирования процессов функционирования отраслей и рынков.

В целом анализ отраслей и рынков в России подтверждает наличие прямых и обратных причинно-следственных связей в рамках парадигмы, характер которых  меняется в зависимости от объекта  исследования. Так направленность причинно-следственных взаимосвязей может меняться даже на разных этапах развития отрасли, что видно на примере отрасли сотовой связи. На начальных этапах ее развития высокие прибыли фирм отрасли позволяли тратить большие средства на рекламу предлагаемой продукции. Однако на более поздних этапах развития, когда появилось ограничение на использование существующих каналов связи, наоборот, интенсивность рекламной кампании во многом определяет уровень прибыли.

Обобщение мирового опыта применения системного подхода в экономике отраслевых рынков, а также использование системного подхода при анализе развития отраслей и рынков в России позволяют сделать следующие выводы:

  • существует тесная связь между параметрами, характеризующими блоки парадигмы;
  • наличие связи между блоками парадигмы не предопределяет ее направленность;
  • при анализе отрасли или рынка необходимо рассматривать весь комплекс причинно-следственных взаимосвязей в рамках парадигмы, как в статике, так и в динамике;
  • характер взаимозависимости между блоками парадигмы варьируется от отрасли к отрасли (от рынка к рынку), а также может изменяться по мере развития каждой отдельной отрасли (рынка);
  • необходимо уделять пристальное внимание взаимосвязям между теорией и практикой реального функционирования отраслей и рынков;
  • следует проводить комплексное исследование каждой отдельной отрасли (рынка) и даже на уровне отдельных фирм;
  • фирмы и государственные органы должны постоянно получать информацию о рынке и контролировать ее изменение.

Таким образом, системный подход дает возможность оценивать параметры функционирования отрасли (рынка) после анализа ее (его) структуры, базовых условий, поведения фирм и государственной политики. Накопленный опыт позволяет сделать вывод об эффективности данного подхода для структуризации объекта анализа, выявления особенностей и проблем функционирования отраслей и рынков, а также для оценки эффективности и перспектив их развития. Применение системного подхода дает материал для формулирования принципов и гипотез перспективного развития отраслей и рынков, для последующего тестирования выдвинутых гипотез. Это, в свою очередь, формирует основы для синтеза отраслевых рыночных структур в теории и помогает регулировать формирование рыночных отношений на практике.

2.3.Проблемы управления  сложными объектами в Российской экономике

С переходом России на рыночные отношения  перед предприятиями возник ряд  задач, которые ранее ими не рассматривались. Среди наиболее важных задач, стоящих  перед предприятиями в современных  условиях, можно выделить:

    • повышение конкурентной борьбы;
    • требование выпускать продукцию в соответствии с текущими заказами покупателей, а не с долгосрочными перспективными планами;
    • необходимость оперативного принятия решений в сложной экономической ситуации;
    • укрепление связей между поставщиками, производителями и покупателями.

В конкурентной борьбе побеждает только тот, кто быстрее других реагирует  на изменения в бизнесе и принимает  более верные решения. Для этого  предназначены разнообразные системы автоматизации, развитие которых характеризовалось развитием компьютерной техники и специализированного программного обеспечения. Непромышленные и небольшие предприятия различных сфер, особенно предприятия торговли, в условиях высокой конкуренции вынуждены были повышать производительность труда целью рационального использования материальных ресурсов, а также эффективность контроля и управления путем автоматизации бизнес процессов, что, в свою очередь, также стимулировало развитие рынка КИС.

КИС – это корпоративные информационные  системы, представляющие  собой  набор  интегрированных  приложений,  которые  комплексно,  в  едином информационном пространстве поддерживают все основные аспекты управленческой деятельности предприятий - планирование ресурсов (финансовых, человеческих, материальных)  для  производства  товаров (услуг),  оперативное  управление  выполнением  планов (включая снабжение, сбыт, ведение договоров), все виды учета, анализ результатов хозяйственной деятельности.

Глава 2:Системный анализ рынка корпоративных информационных систем

2.1.Эволюция информационных  систем управления предприятием

Эволюция информационных систем прошла путь длиной более чем в 40 лет. С развитием компьютерной техники, программных средств, методов управления информацией менялся и смысл, вкладываемый в это понятие - теперь уже никто не назовет электронную таблицу с калькулятором таким громким именем, как информационная система. Современные информационные системы являются сложными интегрированными комплексами, которые включают в себя модули, отвечающие практически за все механизмы работы современного предприятия. Информационная система - это набор механизмов, методов и алгоритмов, направленных на поддержку жизненного цикла информации и включающих три основных процесса: обработку данных, управление информацией и управление знаниями.

Информационные системы, представляющие собой набор интегрированных приложений, которые комплексно, в едином информационном пространстве поддерживают все основные аспекты управленческой деятельности предприятий - планирование ресурсов (финансовых, человеческих, материальных) для производства товаров (услуг), оперативное управление выполнением планов (включая снабжение, сбыт, ведение договоров), все виды учета, анализ результатов хозяйственной деятельности называются корпоративными информационными системами (КИС).

К КИС или, как их еще называют, к корпоративным управленческим системам EAS (Enterprise Application Suite - набор приложений масштаба предприятия) относятся системы стандартов MPS, MPR , MPR II, ERP, ERP II и CSRP. Эволюционный путь этих базовых стандартов представлен на рис. 1.

Исходным стандартом, появившимся в конце 50-х - начале 60-х годов, был стандарт MPS (Master Planning Scheduling - управление календарным планированием), предназначенный для составления основного плана производства. На основании данных о состоянии спроса вырабатывались планы выпуска конечной продукции.

С целью оптимального управления производством в середине 60-х годов были сформулированы принципы управления материальными запасами предприятия. Эти принципы легли в основу систем класса MRP (Material Requirement Planning - планирования материальных потребностей). Эти системы могут быстро подсчитать возможность выполнения нового заказа к нужному сроку при текущей загрузке производства. При условиях невозможности выполнения данного заказа к конкретному сроку, система способна ответить на вопрос, во что обойдется заказчику выполнение нового заказа, если он все же на сроке настаивает.

Затем появились системы класса MRPII (Manufacturing Resource Planning - планирование производственных ресурсов), основная суть которых сводится к тому, что прогнозирование, планирование и контроль производства осуществляется по всему циклу, начиная от закупки сырья и заканчивая отгрузкой товара потребителю. В общем случае они обеспечивают решение задач планирования деятельности предприятия в натуральных единицах, финансовое планирование в денежном выражении.

Следующим этапом в развитии КИС стало появление с конца 80-х годов систем класса ERP (Enterprise Resource Planning - планирование ресурсов предприятия). Эти системы охватывают всю финансово-хозяйственную и производственную деятельность предприятия. К ним предъявляются такие требования как: централизация данных в единой базе, режим работы близкий к реальному времени, сохранение общей модели управления для предприятий любых отраслей, поддержка территориально распределенных структур, работа в широком круге аппаратно-программных платформ и СУБД. Другими важными требованиями к ERP системам являются возможность применения графики, использования CASE-технологий для дальнейшего развития системы, поддержание архитектуры типа "клиент-сервер" и реализации их как открытых систем. При правильном внедрении и эксплуатации таких систем, эффективность бизнес-процессов предприятия повышается, что дает конкурентное преимущество для дальнейшего развития. Однако, занимаясь улучшением внутренней структуры, предприятие не повышает степени эффективности взаимодействия с контрагентами.

Следующий этап развития КИС ориентирован на интеграцию деятельности заказчиков и партнеров предприятия в его внутреннюю систему и называется ERPII (Enterprise Resource and Relationship Processing - обработка данных по ресурсам и взаимоотношениям предприятия). Internet предоставляет возможность предприятию взаимодействовать со всеми его контрагентами в совершенно новой среде, позволяющей контактировать напрямую с потребителем по типу B2C (Business-to-Consumer - "бизнес-клиент") или/и партнерами по бизнесу по типу B2B (Business-to-Business - "бизнес-бизнес").

Для того чтобы ERPII система была применима для электронной коммерции и бизнеса, необходимо создать приложения по управлению связями с заказчиком CRM (Customer Relationship Management - управление взаимоотношениями с клиентом), а также дополнительное программное обеспечение (ПО) промежуточного слоя. Такое ПО назвали EAI (Enterprise Application Integration - интеграция приложений масштаба предприятия). EAI обеспечивает следующие функции:

  • электронная коммерция;
  • управления цепочкой поставок;
  • услуги доступа к приложениям;
  • виртуальные торговые площадки.

ERPII-система, снабженная CRM и EAI-продуктами получила название XRP-система, т.е. расширенная (Extended) ERP-система. С ее помощью можно в реальном режиме времени разделять данные, циркулирующие между различными корпоративными приложениями. По классификации эта система приближается к следующему поколению КИС - системам стандарта CSRP (Customer Synchronized Resource Planning - планирование ресурсов совместно с потребителем). Системы такого класса позволяют интегрировать процессы как внутри одной корпорации, так и за ее пределами.

В мировом масштабе ERP можно рассматривать как пройденный этап. В развитых странах большинство корпораций внедрило у себя систему такого класса. Некоторые даже и не по одной - увы, риск неудачи внедрения в этой области велик даже на Западе.

Авторитетная консалтинговая компания Gartner Group заявила о завершении эпохи ERP-систем в 1999 году. На смену была предложена концепция «управление внутренними ресурсами и внешними связями предприятия» ERPII (Enterprise Resource and Relationship Processing).

В настоящее время ERPII-системы являются вершиной прогресса человечества в сфере информационных управленческих решений. Исторически развитие новых концепций протекало в русле поглощения отработанных ранее стандартов. Это прекрасно отражает рис.2.

Gartner Group определяет ERPII как бизнес-стратегию и набор специфичных для отрасли приложений, которые позволяют осуществлять внутренние и внешние бизнес-процессы, совместные операционные и финансовые инициативы, и дают возможность оптимизировать их. Ключевые финансовые сферы ERPII - это бухгалтерский учет, купля-продажа, ввод заказов и калькуляция себестоимости. Для того чтобы пакеты ПО можно было считать пакетами ERPII, они должны обладать вышеназванными функциями. К 2005 году нужда предприятий публиковать важную информацию для процессов совместной коммерции в сообществах по интересам приведет к тому, что ERPII заменит ERP в качестве основного гаранта производительности внутренних процессов и процессов между предприятиями.

Назначение ERPII заключается не только в оптимизации ресурсов и обработки транзакций традиционного ERP , но и в использовании информации. Данные функции ERP включает в процесс сотрудничества между предприятиями. Таким образом, роль ERP не ограничивается только осуществлением купли-продажи в рамках электронной коммерции. Предметная область ERPII распространяется за пределы ERP и затрагивает непроизводственные отрасли.

Внутренние функции этих отраслей выходят за пределы широкого понимания производства, распространения и финансов, и объединяют специфические для отраслевого сектора или какой-либо отрасли действия. Сконцентрированные в сети Интернет, рассчитанные на интеграцию архитектуры продуктов ERPII они настолько отличаются от монолитных архитектур ERP, что требуют полной трансформации. ERPII расширяют возможности ERP хранить все данные внутри предприятия до возможностей работы с данными, распределенными по торговому сообществу. В табл.1. представлены основные отличия ERPII от ERP.

Таким образом, ERPII — это результат развития методологии и технологии ERP в направлении более тесного взаимодействия предприятия с его клиентами и контрагентами. При этом управленческая информация компании не только используется для внутренних целей, но и служит для развития отношений сотрудничества с другими организациями.

Помимо новой управленческой ориентации, системы ERPII характеризуются и некоторыми технологическими особенностями. Здесь, прежде всего, имеется в виду Internet-ориентированная архитектура, которая существенно отличается от архитектуры традиционных ERP-систем. Это обусловлено тем, что управленческая информация, ранее хранимая и применяемая только внутри предприятия, теперь должна быть доступной (разумеется, с разумными ограничениями) для информационных систем клиентов и партнеров. Таким образом, традиционная клиент-серверная архитектура начинает уступать место Web-клиентам и распределенным компонентным технологиям.

Таким образом, ключевыми словами в концепции ERPII являются "сотрудничество" и "Internet". По мнению аналитиков, ERPII имеет большие перспективы именно потому, что она основана на самых передовых управленческих и информационных технологиях.

2.2.Рынок КИС как  сложный объект

Современный рынок КИС начал  формироваться в начале 90-х годов XX века с отказом России от плановой экономики и переходом к рыночным отношениям. Это сделало неэффективными отечественные АСУП, которые оказались не способны приспособиться к изменившимся условиям, и открыло путь зарубежным поставщикам на российский рынок, где они до сих пор удерживают лидирующие позиции. Большинство отечественных разработок были ориентированы на решение учетных бухгалтерских задач, необходимых, в первую очередь, для торговых предприятий (немалое число этих программных систем и сейчас остаются преимущественно учетными, автоматизируя лишь некоторые функции предприятия).

Информация о работе Системный анализ рынка корпоративных информационных систем