Экспериментальное исследование психологических особенностей готовности к школе детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Речь – важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. Таким образом, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретический анализ проблемы готовности к школе детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи………………………………………………………6
1.1. Психологический портрет старшего дошкольного возраста……………...6
1.2. Понятие готовности к школьному обучению……………………………..11
1.3. Особенности детей с общим недоразвитием речи………………………..17
Глава II. Экспериментальное исследование психологических особенностей готовности к школе детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи…………….26
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...26
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….60
Список используемой литературы……………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 205.94 Кб (Скачать файл)

Сравнительный анализ по методике «Графический диктант» детей с общим недоразвитием речи и детей, не страдающих общим недоразвитием речи.

1. Упорядочить значения отдельно  в каждой выборке по степени  возрастания признака.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

ОНР

2

4

4

4

4

5

7

7

8

9

10

12

12

14

14

14

14

15

16

16

16

без ОНР

4

5

5

6

8

8

11

12

12

14

14

15

15

15

16

16

16

16

16

16

16


2. Определить самое высокое значение  в выб.2 (без ОНР): max=16

3. Подсчитать количество значений  в выб.1, которые выше максимального  значения в выб.2, Обозначить величину  S1. S1=0.

4. Определить самое низкое значение  выб.1 (ОНР): min=2

5. Подсчитать значения выб.2, которые  ниже минимального значения выб.1, обозначить как S2. S2=0.

6. Подсчитать Qэмп по формуле: Q=S1+S2. Qэмп=0+0=0

7. По таблице определить Qкр для данных n1 и n2. Qкр=7 при p≤0,05

8. Сравнить Qэмп и Qкр: Qэмп<Qкр, следовательно различия достоверны, т.о., уровень развития произвольной сферы выше у детей, не страдающих общим нарушением речи.

 

Сравнительный анализ по методике «Домик» детей с общим недоразвитием речи и детей, не страдающих общим недоразвитием речи.

1. Упорядочить значения отдельно  в каждой выборке по степени  возрастания признака.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

ОНР

2

2

2

2

3

3

3

3

4

4

4

4

5

5

6

6

6

6

6

6

7

без ОНР

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

4

4

4

4

4

5

5

7


 

2. Определить самое высокое значение  в выб.2 (без ОНР): max=7

3. Подсчитать количество значений  в выб.1, которые выше максимального  значения в выб.2, Обозначить величину  S1. S1=0.

4. Определить самое низкое значение  выб.1 (ОНР): min=2

5. Подсчитать значения выб.2, которые  ниже минимального значения выб.1, обозначить как S2. S2=3.

6. Подсчитать Qэмп по формуле: Q=S1+S2. Qэмп=0+3=3

7. По таблице определить Qкр для данных n1 и n2. Qкр=7 при p≤0,05

8. Сравнить Qэмп и Qкр: Qэмп<Qкр, следовательно различия достоверны, т.о., уровень развития произвольной сферы, возможности в области перцептивной и моторной организации пространства выше у детей, не страдающих общим недоразвитием речи.

 

Сравнительный анализ по методике «10 слов» детей с общим недоразвитием речи и детей, не страдающих общим недоразвитием речи.

1. Упорядочить значения отдельно  в каждой выборке по степени  возрастания признака.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

ОНР

4

5

5

5

5

5

6

6

6

6

6

6

7

7

7

7

8

8

8

8

8

без ОНР

4

5

5

5

6

6

6

6

6

6

7

7

7

7

7

7

7

8

8

8

9


 

2. Определить самое высокое значение  в выб.2 (без ОНР): max=9

3. Подсчитать количество значений  в выб.1, которые выше максимального  значения в выб.2, Обозначить величину  S1. S1=0.

4. Определить самое низкое значение  выб.1 (ОНР): min=4

5. Подсчитать значения выб.2, которые  ниже минимального значения выб.1, обозначить как S2. S2=0.

6. Подсчитать Qэмп по формуле: Q=S1+S2. Qэмп=0+0=0

7. По таблице определить Qкр для данных n1 и n2. Qкр=7 при p≤0,05

8. Сравнить Qэмп и Qкр: Qэмп<Qкр, следовательно различия достоверны, т.о., уровень развития произвольного внимания, сформированности пространственного восприятия, умения копировать по образцу выше у детей, не страдающих общим недоразвитием речи.

 

Сравнительный анализ по методике «Рисование бус» детей с общим недоразвитием речи и детей, не страдающих общим недоразвитием речи.

1. Упорядочить значения отдельно  в каждой выборке по степени  возрастания признака.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

ОНР

2

3

4

5

5

5

5

6

6

6

7

7

8

8

8

8

8

8

8

9

9

без ОНР

4

5

6

6

6

7

7

7

8

8

8

8

8

8

8

8

8

9

9

10

10


2. Определить самое высокое значение  в выб.2 (без ОНР): max=10

3. Подсчитать количество значений  в выб.1, которые выше максимального  значения в выб.2, Обозначить величину  S1. S1=0.

4. Определить самое низкое значение  выб.1 (ОНР): min=2

5. Подсчитать значения выб.2, которые  ниже минимального значения выб.1, обозначить как S2. S2=0.

6. Подсчитать Qэмп по формуле: Q=S1+S2. Qэмп=0+0=0

7. По таблице определить Qкр для данных n1 и n2. Qкр=7 при p≤0,05

8. Сравнить Qэмп и Qкр: Qэмп<Qкр, следовательно различия достоверны, т.о., уровень сформированности навыков учебной деятельности, уровень развития произвольного внимания, сформированности пространственного восприятия выше у детей, не страдающих общим недоразвитием речи.

Выводы  по главе II

 

Таким образом, на основании всех полученных данных можно сделать выводы о  том, что:

  1. Уровень сформированности наглядно-образного мышления у детей с общим недоразвитием речи ниже, чем у детей, не страдающих общим недоразвитием речи;
  2. Уровень сформированности вербально-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи ниже, чем у детей, не страдающих общим недоразвитием речи;
  3. Уровень развития произвольной сферы выше у детей, не страдающих общим нарушением речи;
  4. Уровень развития произвольной сферы, возможности в области перцептивной и моторной организации пространства выше у детей, не страдающих общим недоразвитием речи;
  5. Уровень развития произвольного внимания, сформированности пространственного восприятия, умения копировать по образцу выше у детей, не страдающих общим недоразвитием речи;
  6. Уровень сформированности навыков учебной деятельности, уровень развития произвольного внимания, сформированности пространственного восприятия выше у детей, не страдающих общим недоразвитием речи.

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги данной курсовой работы, нужно отметить, что цель исследования была достигнута: были изучены психологические особенности готовности к школе детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.

Так же были решены задачи, поставленные в работе:

    1. Проведен теоретический анализ источников по проблеме готовности к школе детей  6-7 лет с общим недоразвитием речи;
    2. Подобран диагностический материал по проблеме исследования;
    3. Проведено эмпирическое исследование психологических особенностей готовности к школе детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи;
    4. Определены различия психологической готовности к школе детей        6-7 лет с общим недоразвитием речи и детей, не страдающих общим недоразвитием речи. Подобные различия наблюдаются в следующем:
  • По методике «Схематизация» Р.И.Бардиной выявлено, что уровень сформированности наглядно-образного мышления у детей с общим недоразвитием речи ниже, чем у детей, не страдающих общим недоразвитием речи;
  • По методике исследования вербально-логического мышления выявлено, что уровень сформированности вербально-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи ниже, чем у детей, не страдающих общим недоразвитием речи;
  • По методике «Графический диктант» Д.Б. Эльконина выявлено, что уровень развития произвольной сферы выше у детей, не страдающих общим нарушением речи;
  • По методике «Домик» Н. И. Гуткиной выявлено, что уровень развития произвольной сферы, возможности в области перцептивной и моторной организации пространства выше у детей, не страдающих общим недоразвитием речи;
  • По методике «10 слов» А. Р. Лурии выявлено, что уровень развития произвольного внимания, сформированности пространственного восприятия, умения копировать по образцу выше у детей, не страдающих общим недоразвитием речи;
  • По методике «Рисование бус» И. И. Аргинской выявлено, что уровень сформированности навыков учебной деятельности, уровень развития произвольного внимания, сформированности пространственного восприятия выше у детей, не страдающих общим недоразвитием речи.

Таким образом, на основании полученных результатов  можно сделать вывод о том, что психологическая готовность к школе у детей 6-7 лет с общим  недоразвитием речи ниже, чем у  детей 6-7 лет, не страдающих общим недоразвитием  речи.

На основании  этого можно говорить, что полученные результаты исследования подтверждают гипотезу о том, что психологическая готовность к школе детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи ниже, чем у детей 6-7 лет, не страдающих общим недоразвитием речи.

Данные проведенного исследования могут быть использованы при разработке рекомендаций для  родителей детей 6-7 лет с общим  недоразвитием речи, а также для  педагогов, работающих с данной группой  детей, для более эффективного взаимодействия с ними, а также помощи в адаптации  при поступлении детей в школу.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Агашкина О.Н. Методика развития речи детей дошкольного возраста – М.: Просвещение, 2001. – 266с. ISBN 5-7695-2389-1
  2. Айзман Р., Жарова Г., Вартапетова Г., Петрова Е. Готов ли ребенок к школе? Диагностика в экспериментах, заданиях, рисунках и таблицах. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 208с. ISBN 5-93196-593-9
  3. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности/под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1995 – 209с.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. – с.227.
  5. Валявко С. М. Психолого-педагогические аспекты изучения речевой активности дошкольников с общим недоразвитием речи // Спец. Психология, 2007. – № 3.
  6. Возрастная  и  дифференциальная психология: Учеб. пособие. – Спб.: Питер, 2004 – 256 с. SBN 5-288-00454-4
  7. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для студентов высших педагогических учебных заведений/ сост. И.В.Дубровина. – 3-е изд., стереотип. М.:Academia, 2005. – 367с. ISBN 5-7695-2389-1
  8. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 208с. ISBN 5-469-01447-8
  9. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб.пособие для студентов вузов, обуч. по спец. «Педагогика и психология»/ под ред. В.Е.Клочко. – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 263с. ISBN 5-305-00110-2
  10. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1999. – 324с. ISBN 5-8291-0641-8
  11. Иванова Н.В. Методические приоритеты в работе с дошкольниками с ОНР // Школьный психолог, 2007. – №3
  12. Иванова С. А. Об особенностях диалога дошкольников с ОНР // Логопед в дет. саду, 2007. – №1
  13. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.– 32 с. ISBN 5-23897-695-1
  14. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М.: Изд-во РОУ, 1999. – 177с. ISBN 5-87854-298-6
  15. Лаврентьева М. В. // Характеристика развития детей старшего дошкольного возраста// Вопросы психологии, 2003. – №2
  16. Лаврентьева М. В. Психологическая готовность детей к обучению в школе как учебно-важные качества // Вопросы психологии, 2006. – №4
  17. Лаврентьева М. В. Социальная готовность детей к обучению в школе// Вопросы психологии, 2006. – №3
  18. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1999. – 241с. ISBN 5-88711-216-6
  19. Лямина Г.М., Русскова Л.В. Готовим детей к школе: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2000. – 96 с.
  20. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 432 с. ISBN 5-93788-092-3
  21. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений: В 3 т. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2004. – Т.1. – 400с. ISBN 5-09-007335-Х.
  22. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005. – 284с. ISBN 5-4256-0056-1
  23. Правдина О.В. Логопедия. – М.: Просвещение, 2001. – 324с. ISBN 5-469-00533-9
  24. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Авт.-сост. Е.Е. Данилова; Под. ред. И.В.Дубровиной. – 2-еизд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 208с. ISBN 5-89395-418-1
  25. Путкова Н. М. Проблема овладения инициативными высказываниями детьми старшего дошкольного возраста в норме и при общем недоразвитии речи // Дефектология, 2007. – № 5.
  26. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.  ISBN 5-93878-029-2
  27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2005. – 700с. ISBN 5-8297-0176-6
  28. Сафонова О. В. Коррекционно-педагогическая работа по активизации речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопед в дет. саду, 2006. – №6
  29. Современный психологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко, – Спб. : прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. – 633с. ISBN 5-93878-316-Х
  30. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология / Е.А.Сорокоумова. – М.: Питер, 2006. – 208с. ISBN 5-469-00943-2
  31. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова и др.; Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 139с. ISBN 5-272-00266-0
  32. Специальная педагогика/ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 216с. ISBN 5-7567-0232-6
  33. Фуреева Е. П. Особенности формирования понимания логико-грамматических конструкций у младших школьников с общим недоразвитием речи / Е. П. Фуреева, Е. А. Штеле // Шк. Логопед, 2006. – № 6
  34. Эльконин Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. – М.: Педагогика, 2001. – 234с. ISBN 5-288-00454-4
  35. Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи// Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999.
  36. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999.

Информация о работе Экспериментальное исследование психологических особенностей готовности к школе детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи