Экспериментальное исследование психологических особенностей готовности к школе детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Речь – важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. Таким образом, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретический анализ проблемы готовности к школе детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи………………………………………………………6
1.1. Психологический портрет старшего дошкольного возраста……………...6
1.2. Понятие готовности к школьному обучению……………………………..11
1.3. Особенности детей с общим недоразвитием речи………………………..17
Глава II. Экспериментальное исследование психологических особенностей готовности к школе детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи…………….26
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...26
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….60
Список используемой литературы……………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 205.94 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Анализ результатов исследования

 

Целью проводимого исследования является изучение психологических особенностей готовности к школе детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.

Для проведения исследования были использованы следующие  методики:

    1. Методика «Схематизация» Р.И.Бардиной;
    2. Методика исследования вербально-логического мышления (в основе тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (1955), модифицированный Э. Ф. Замбацявичене (1984), Л.И. Переслени, Е. М. Мастюковой, Л. Ф. Чупровым (1989) для младших школьников);
    3. Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина;
    4. Методика «Домик» Н. И. Гуткиной;
    5. Методика «10 слов» А. Р. Лурии;
    6. Методика «Рисование бус» И. И. Аргинской;
    7. Сравнительный анализ по Q-критерию Розенбаума.

 

Исследование сформированности наглядно-образного мышления детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи

(методика «Схематизация» Р.И.Бардиной)

Данная методика направлена на выявление уровня развития наглядно-образного мышления, содержит задачи на использование условно-схематических  изображений для ориентировки в  пространстве [см.Приложение1].

Стимульный  материал представляет собой тетрадь  из 12 страниц, на каждой из которых изображена полянка с разветвленными дорожками  и домиками на их концах. В нижней части страниц расположены «письма», в которых условно указан путь к одному из домиков. Детям предлагается отыскать «путь» в разветвленной  системе дорожек, пользуясь обозначением этого пути при помощи схемы и  условного изображения в виде системы ориентиров.

Результаты, полученные по данной методике у детей с общим недоразвитием  речи представлены на гистограмме №1

По данным, отраженным на гистограмме №1 можно  говорить о том, что только один ребенок (4,7%), набравший 36 баллов, обладает высоким  уровнем сформированности наглядно-образного мышления (до 33 баллов), следовательно, уровень сформированности мышления позволит данному ребенку без особых сложностей воспринимать и усваивать учебный материал при поступлении в школу.

Следует также  отметить, что у семи детей (33,3%), обладающих общим недоразвитием речи, уровень  сформированности наглядно-образного мышления находится на низком уровне (до 22 баллов), что может в дальнейшем, при поступлении детей в школу повлечь за собой ряд трудностей в усвоении учебного материала, поэтому с данными детьми необходимо проводить занятия, которые бы способствовали повышению уровня сформированности мышления.

Большая часть  детей (13 человек – 62%) с общим  недоразвитием речи обладают средним  уровнем развития наглядно-образного  мышления (до 33 баллов), на основании  этого можно предположить, что  своевременно оказанная помощь данным детям позволит повысить уровень  сформированности мышления, что в свою очередь будет играть положительную роль при поступлении детей в школу и выполнении учебной деятельности.

Результаты, полученные по данной методике у детей без общего недоразвития речи представлены на гистограмме №2

По данным, отображенным на гистограмме №2 можно  сделать вывод о том, что в  данной выборке отмечается большее  число детей, обладающих высоким  уровнем сформированности наглядно-образного мышления, которые набрали больше 33 баллов (7 человек – 33,3%), на основании этого, можно говорить о том, что эти дети при поступлении в школу не будут испытывать трудности с восприятием и усвоением учебного материала.

Детей, набравших  средние баллы (более 22 баллов) в  данной выборке насчитывается также 7 человек (33,3%). Для данных детей характерен средний уровень сформированности наглядно-образного мышления, это может дать информацию родителям и воспитателям, что для того, чтобы помочь ребенку в дальнейшем избежать возможных трудностей при поступлении в школу и выполнении учебной деятельности, данным детям необходимо выполнять больше заданий, способствующих повышению уровня наглядно-образного мышления.

Однако немаловажным является тот факт, что среди детей  данной группы, набравших по предлагаемой методике менее 22 баллов и обладающих низким уровнем сформированности наглядно-образного мышления, насчитывается 7 человек (33,3%), так же как и в группе детей с общим недоразвитием речи. Полученные результаты указывают на то, что с такими детьми необходимо проводить больше занятий, способствующих повышению уровня наглядно-образного мышления, это поможет избежать возникновения возможных трудностей при поступлении в школу.

Результаты сравнения уровня сформированности мышления детей с общим недоразвитием речи и без ОНР представлены на гистограмме №3

Таким образом, можно говорить о том, что существуют небольшие различия в уровне сформированности мышления у детей с общим недоразвитием речи и детей без общего недоразвития речи, т.к. в группе детей, не страдающих общим недоразвитием речи, наблюдается большее число детей, набравших высокие баллы по предлагаемой методике, что свидетельствует о более высоком уровне сформированности уровня мышления.

Исследование сформированности вербально-логического мышления детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи

(в основе лежит тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (1955), модифицированный Э. Ф. Замбацявичене (1984) и Л. И. Переслени, Е. М. Мастюковой, Л.Ф. Чупровым (1989) для младших школьников)

 

Данная методика объединяет разные виды словесных заданий  и позволяет получить достаточно полное, надежное и валидное представление  об уровне развития вербально-логического  мышления.

Методика  состоит из 4 субтестов:

- выявление  осведомленности;

- сформированность логического действия (классификация);

- умозаключение  по аналогии;

- сформированность обобщающих понятий.

По итогам проведения всех субтестов данные все баллы, полученные ребенком, складывают и получают общий балл по данной методике. Далее, по количеству полученных баллов, ребенка относят к одному из четырех уровней развития вербально-логического мышления.

Результаты, полученные по данной методике у детей с общим недоразвитием  речи представлены на гистограмме №4

По данным, отображенным на гистограмме №4 можно  сделать вывод о том, что большинство  детей с общим недоразвитием  речи (9 человек – 43%) получили низкие баллы по предлагаемой методике, что  указывает на низкий уровень сформированности вербально-логического мышления, что в свою очередь негативным образом может сказать при выполнении учебной деятельности после поступления детей в школу, т.к. низкий уровень развития такого типа мышления указывает на то, что у детей нарушены такие логические действия как классификация и умозаключение по аналогии, также на низком уровне находится общая осведомленность и сформированность обобщающих понятий. На основании этого можно говорить о том, что данные дети нуждаются в помощи со стороны окружающих взрослых, способных помочь им в развитии подобных навыков с помощью каких-либо упражнений.

Средние баллы  набрали семь членов данной группы (33,3%), это указывает на то, что  у детей такие логические действия как классификация и умозаключение  по аналогии находятся на среднем  уровне развития. При проведении с  данными детьми специальных упражнений позволит повысить уровень развития данных действий, что поможет детям  лучше воспринимать и усваивать  учебный материал при поступлении  в школу. Если же подобные занятия  проводиться не будут у детей, в дальнейшем, могут возникнуть трудности  при выполнении учебной деятельности.

Стоит также  отметить, что высокие баллы по предлагаемой методике получили лишь пять человек (23,7%). Полученные высокие баллы указывают на достаточно высокий уровень сформированности таких логический действий как классификация и умозаключение по аналогии. Также следует сказать о том, что общая осведомленность и сформированность обобщенных понятий у детей находятся на высоком уровне, что, несомненно, будет оказывать благоприятное воздействие на учебно-познавательную деятельность детей при поступлении в школу и выполнение учебных заданий различной сложности.

Результаты, полученные по данной методике у детей без общего недоразвития речи представлены на гистограмме №5

По результатам, отображенным на гистограмме №5 можно  сделать вывод о том, что в  группе детей, не страдающих общим недоразвитием  речи, средние баллы по предлагаемой методике получили лишь четыре человека (20%). Полученные данные указывают о  среднем уровне сформированности вербально-логического мышления у данных детей, в частности таких логических действий как классификация и обобщение по аналогии. На основании этого можно говорить о том, что специальные упражнения помогу детям развить вербально-логическое мышление, повысить уровень логических действий, что поможет им при выполнении учебных заданий после поступления в школу.

Низкие баллы  по предлагаемой методике получили семь человек (33,3%) из данной группы, таким  образом можно говорить, что у  этих детей вербально-логическое мышление находится на низком уровне развития, т.е. такие логические процессы как  классификация и обобщение по аналогии у них развиты слабо, также на низком уровне находятся  общая осведомленность и сформированность обобщающих понятий. Такие показатели должны послужить сигналом к тому, что с данными детьми необходимо проводить занятия, включающие упражнения, позволяющие развивать вербально-логическое мышление, что позволит уменьшить риск возникновения у них трудностей при обучении в школе.

Однако примечательным является тот факт, что в дано группе детей (без ОНР) высокие баллы  получило большее число детей (10 человек – 46,7%), что указывает на высокий уровень развития у этих детей вербально-логического мышления, а следовательно таких логический действий как классификация и обобщение по аналогии. Можно также говорить о том, что общий уровень осведомленности и сформированность обобщающих понятий у этих детей развит достаточно для того, чтобы при поступлении в школу и выполнении учебно-познавательной деятельности не иметь особых трудностей в восприятии усвоении учебного материала.

Результаты сравнения уровня сформированности мышления детей с общим недоразвитием речи и без ОНР представлены на гистограмме №6

Таким образом, на основании полученных данных, можно  сделать вывод о том, что существуют различия в уровне сформированности вербально-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи и у детей, не страдающих общим недоразвитием речи, т.к. наблюдается в группе без ОНР большее число детей, получивших высокие баллы по предлагаемой методике, поэтому можно предположить, что для детей без ОНР характерен более высокий уровень развития логических действий, таких как классификация и обобщение по аналогии, а также общий уровень осведомленности и сформированности обобщающих понятий.

Исследование уровня развития произвольной сферы ребенка, возможностей в области  перцептивной и моторной организации  пространства

(методика «Графический диктант»  Д. Б. Эльконина)

 

Данная методика используется для определения уровня развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в  области перцептивной и моторной организации пространства [см. Приложение2].

Стимульный  материал состоит из 4 диктантов, первый из которых – тренировочный. Детям  на листе бумаги в клетку предлагается выполнять указания исследователя (одна клетка вверх, две клетки вниз и т.д.).

По окончании  проведения методики подсчитывается итоговый балл (тренировочный диктант не оценивается), итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих  оценок за отдельные узоры путем  суммирования максимальной из них с  минимальной (т.е. оценка, занимающая промежуточное  положение или совпадающая с максимальной или минимальной не учитывается). На основе полученных данных возможны следующие уровни выполнения: более 12 баллов – высокий; 6-11 баллов – средний; 3-5 баллов – низкий; 0-2 балла – очень низкий.

Результаты, полученные по данной методике у детей с общим недоразвитием  речи представлены на гистограмме №7

По результатам, отображенным на гистограмме №7 можно  сделать вывод о том, что среди  детей с общим недоразвитием  речи, получивших по проводимой методике средние баллы (6-11 баллов), насчитывается  пять человек, что составляет 23,8% от всей группы. Этим детям характерен средний уровень развития произвольной сферы (умение сосредоточиваться, переключать  внимание, удерживать задание, работать по образцу и т.д.), а также возможности  перцептивной и моторной организации  пространства находят на среднем  уровне развития. Это может служить  сигналом к тому, что если с данными  детьми проводить специальные занятия, включающие необходимые упражнения для развития данных навыков, то в  дальнейшем, при поступлении детей  в школу можно снизить процент  возникновения трудностей в выполнении учебных заданий, для которых  необходимы подобные навыки.

Среди детей  данной группы, насчитывается шесть  детей (28,5%), обладающих низким уровнем  развития произвольной сферы (умение сосредоточиваться, переключать внимание, удерживать задание, работать по образцу и т.д.). У этих детей способности перцептивной и моторной организации пространства находятся на достаточно низком уровне, что может негативным образом  повлиять на их дельнейшее обучение в  школе, восприятие и усвоение школьной программы, выполнение учебных заданий. На основании полученных результатов можно говорить о том, что с данными детьми необходимо проводить больше занятий, содержащих упражнения на развитие именно таких навыков, чтобы помочь детям при их дальнейшем поступлении в школу избежать множественных проблем в учебно-познавательной деятельности, которые могут негативным образом сказаться на развитии ребенка в целом, снизить общий уровень успеваемости, привести к проблемам во взаимоотношениях с окружающими.

Информация о работе Экспериментальное исследование психологических особенностей готовности к школе детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи