Экспериментальное исследование психологических особенностей готовности к школе детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Речь – важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. Таким образом, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретический анализ проблемы готовности к школе детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи………………………………………………………6
1.1. Психологический портрет старшего дошкольного возраста……………...6
1.2. Понятие готовности к школьному обучению……………………………..11
1.3. Особенности детей с общим недоразвитием речи………………………..17
Глава II. Экспериментальное исследование психологических особенностей готовности к школе детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи…………….26
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...26
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….60
Список используемой литературы……………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 205.94 Кб (Скачать файл)

План содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретический анализ проблемы готовности к школе детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи………………………………………………………6

1.1. Психологический портрет  старшего дошкольного возраста……………...6

1.2. Понятие готовности  к школьному обучению……………………………..11

1.3. Особенности детей с  общим недоразвитием речи………………………..17

Глава II. Экспериментальное исследование психологических особенностей готовности к школе детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи…………….26

2.1. Организация и методы  исследования……………………………………...26

2.2. Анализ результатов исследования…………………………………………27

Заключение……………………………………………………………………….60

Список используемой литературы……………………………………………..62

Приложение1……………………………………………………………………..65

Приложение2……………………………………………………………………..66

Приложение3……………………………………………………………………..67

Приложение4……………………………………………………………………..68

Приложение5……………………………………………………………………..69

Приложение6……………………………………………………………………..70

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. Речь – важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. Таким образом, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка.

На основе речи и ее смысловой единицы –  слова формируются и развиваются  такие психические процессы, как  восприятие, воображение, память. На огромное значение речи для развития мышления и формирования личности неоднократно указывал Л. С. Выготский, который писал: «Развитие устной речи, вероятно, самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения и сопоставить подход к этим явлениям, типичный для учения об условных рефлексах, с психологическим подходом к ним. Развитие речи представляет, прежде всего, историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта» [18].

В настоящее  время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую  многочисленную группу детей с нарушениями  развития, именно поэтому в последние  годы внимание специалистов и педагогов  привлечено к росту числа неуспевающих в школе детей, чьи школьные проблемы связаны с недостаточной сформированностью речевой системы и снижением качества речемыслительных процессов.

Важным является тот факт, что в старшем дошкольном возрасте существует намного больше возможностей коррекции нарушения  речи, благодаря чему ребенок будет  более адаптивен к школьному  обучению, более контактен в общении  с окружающими, что в свою очередь  окажет благоприятное воздействие  на обучение ребенка в школе и  его успеваемость.

Целью исследования данной работы является изучение психологических особенностей готовности к школе детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.

Задачи:

  1. Провести теоретический анализ источников по проблеме готовности к школе детей  6-7 лет с общим недоразвитием речи;
  2. Подобрать диагностический материал по проблеме исследования;
  3. Провести эмпирическое исследование психологических особенностей готовности к школе детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи;
  4. Определить различия психологической готовности к школе детей        6-7 лет с общим недоразвитием речи и детей, не страдающих общим недоразвитием речи.

Объект исследования: учебно-познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования: психологическая готовность детей 6-7 лет к школьному обучению.

Гипотеза исследования: психологическая готовность к школе детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи ниже, чем у детей 6-7 лет, не страдающих общим недоразвитием речи.

Методология исследования: За основу данной работы по рассмотрению проблемы психологических особенностей готовности к школе детей 6-7 лет с общим нарушение речи были взяты труды Божович Л. И., Эльконина Д. Б., Гуткиной Н. И., Выготского Л.С., Лаврентьевой М. В. и др.

Методы исследования: наблюдение (включенное и пассивное), теоретический анализ источников, тестовый метод:

    1. Методика «Схематизация» Р.И.Бардиной;
    2. Методика исследования вербально-логического мышления (в основе тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (1955), модифицированный Э. Ф. Замбацявичене (1984) и Л.И.Переслени, Е.М. Мастюковой, Л.Ф. Чупровым (1989) для младших школьников);
    3. Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина;
    4. Методика «Домик» Н. И. Гуткиной;
    5. Методика «10 слов» А. Р. Лурии;
    6. Методика «Рисование бус» И. И. Аргинской;
    7. Сравнительный анализ по Q-критерию Розенбаума.

База исследования: 21 воспитанник детского сада № 95 г.Владимира с общим недоразвитием речи и 21 воспитанник детского сада №95 г.Владимира, не страдающих общим недоразвитием речи, в возрасте от 6 до 7 лет.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы при разработке рекомендаций для родителей детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи, а также для педагогов, работающих с данной группой детей, для более эффективного взаимодействия с ними, а также помощи в адаптации при поступлении детей в школу.

Структура курсовой работы: содержание, введение, глава I, глава II, заключение, библиографический список, приложения.

Объем работы 64 страницы, библиографический список 36 источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретический анализ проблемы готовности к школе детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи

 

1.1. Психологический портрет старшего  дошкольного возраста

 

Дошкольный возраст – большой  и ответственный период психического развития ребенка, захватывающий период от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода:

    • младший дошкольный возраст – от 3 до 4 лет;
    • средний дошкольный возраст – от 4 до 5 лет;
    • старший дошкольный возраст – от 5 до 7лет.

Старший дошкольный возраст (6–7 лет) традиционно выделяется в психологии как переходный, критический период детства, получивший наименование «кризиса семи лет». Постановка и разработка проблемы критических возрастов  в отечественной психологии впервые  была осуществлена Л.С. Выготским. [13].

По выражению Леонтьева А.Н., это возраст первоначального  фактического складывания личности [7]. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например, игра, общение со взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей. В личностной сфере формируются иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференцированная самооценка, элементы волевой регуляции поведения. Активно усваиваются нравственные формы поведения. Нарушения любого из звеньев или механизмов психологической структуры развития дошкольников может решающим образом сказаться на всем дальнейшем ходе развития ребенка. К важным особенностям дошкольного возраста можно отнести то обстоятельство, что многие неблагоприятные характеристики ребенка носят латентный, скрытый характер. С одной стороны многие нежелательные проявления оказываются приходящими, временными и постепенно, по мере взросления, ребенок теряет их, а с другой стороны - именно к концу дошкольного возраста у ребенка складываются устойчивые особенности личностного реагирования, происходит выстраивание иерархии мотивов и ценностей.

По мнению Л. С. Выготского, ребенок  с 7 лет в состоянии регулировать свое поведение с помощью речи, а психические процессы с этого  времени начинают управляться с  помощью интеллекта, то есть становятся опосредствованными или произвольными. Именно к 7 годам он относит кризис, основным проявлением которого является симптом потери непосредственности. Теперь ребенок думает, прежде чем  что-то сделать, как бы оценивая, что  принесет ему этот поступок [8].

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические  механизмы деятельности и поведения [15].

В этом возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических  систем организма ребенка: нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением.

В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности:

    • формируется устойчивая структура мотивов;
    • зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.);
    • возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения;
    • ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо» (хочется посмотреть мультики, но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит, это надо делать) [9].

Старший дошкольный возраст – это  переходная ступень в развитии, когда  ребенок уже не дошкольник, но еще  и не школьник. Давно замечено, что  при переходе от дошкольного к  школьному возрасту,  ребенок  резко меняется и становится более  трудным в воспитательном отношении [20]. Негативная симптоматика кризиса, свойственная всем переходным периодам, в полной мере проявляется и в этом возрасте (негативизм, упрямство, строптивость). Наряду с этими появляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения; паясничание, вертлявость, клоунада. Ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Дети перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих.

Обычно старшие дошкольники  стремятся поскорее начать обучение в школе и всячески торопят  этот момент. Ребенок понимает, что  обучение в школе накладывает  на него новые обязанности, но он готов  выполнять их, поскольку ему хочется  скорее почувствовать себя взрослым. Стать школьником означает для него прикоснуться к жизни взрослых, через  это он получает возможность почувствовать  себя полноценным членом общества [24].

Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание  своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. В ранние периоды развития дети еще не отдают себе отчета в том, какое место  они занимают в жизни. Поэтому  осознанное стремление измениться у  них отсутствует. Если новые потребности, возникающие у детей этих возрастов, не находят реализации в рамках того образа жизни, который они ведут, это вызывает неосознанный протест  и сопротивление. Начинается осознание  себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой» [14].

В старшем дошкольном возрасте конструкторская  игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок  конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту [26].

Старший дошкольник начинает стремиться к участию в жизни не только своей семьи, но и общества в целом, а наиболее близкий и доступный  в его восприятии способ реализации этого стремления – поступление  в школу. Вот почему большинство  детей с нетерпением ждут этого  момента, с удовольствием играют «в школу» и по несколько раз в  день перебирают купленные мамой  и папой школьные принадлежности. Дети старшего дошкольного возраста стремятся всячески продемонстрировать, что они уже стали взрослыми, что они многое знают и понимают, хотят постоянно участвовать в разговорах взрослых, высказывать свое мнение и даже навязывать его окружающим. Дети этого возраста любят надевать «взрослую» одежду, часто примеряют мамины туфли или папину шляпу, девочки, когда поблизости нет мамы, пытаются использовать ее косметику.

Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка  и возникает на том уровне, когда  ему становится доступным осознание  себя не только как субъекта действия, но и как субъекта в системе  человеческих отношений. Если переход  к новому социальному положению  и новой деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает  чувство неудовлетворенности [22].

Однако, как правило, все это  вызывает недовольство со стороны окружающих, в частности родителей, они постоянно  одергивают ребенка, призывая его «не  мешать маме или папе», «вести себя прилично». Таким образом, в восприятии ребенка себя и восприятии его  родителями имеется довольно значительный разрыв. Не получая со стороны взрослых возможности быть самостоятельным, демонстрировать окружающим свое мнение, ребенок ищет новые способы реализации возникшей потребности. Он обнаруживает, что не может просто так выразить и высказать то, что он думает, поскольку, делая это, он вызывает чувство  недовольства у взрослого. Не получая  возможности говорить прямо, ребенок  начинает кривляться, капризничать, привлекать к себе внимание взрослых доступными ему способами [34]. Такое недоверие со стороны взрослых в самостоятельность и «взрослость» ребенка может негативным образом сказаться на самоуважении дошкольника, что в свою очередь окажет влияние на дальнейшее общение ребенка с миром взрослых, его адаптацию к школьному обучению, когда он непосредственно должен будет проявить все те навыки самостоятельности, которые приобрел в дошкольном учреждении.

Информация о работе Экспериментальное исследование психологических особенностей готовности к школе детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи