Экспериментальное исследование психологических особенностей готовности к школе детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Речь – важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. Таким образом, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретический анализ проблемы готовности к школе детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи………………………………………………………6
1.1. Психологический портрет старшего дошкольного возраста……………...6
1.2. Понятие готовности к школьному обучению……………………………..11
1.3. Особенности детей с общим недоразвитием речи………………………..17
Глава II. Экспериментальное исследование психологических особенностей готовности к школе детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи…………….26
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...26
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….60
Список используемой литературы……………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 205.94 Кб (Скачать файл)

Также необходимо отметить, что среди детей с  общим недоразвитием речи насчитывается  одиннадцать детей (47,7% от общего числа), которые по предлагаемой методике получили достаточно высокие баллы. На основании  этого можно говорить, что большинство из рассматриваемых детей с общим недоразвитием речи обладают достаточно высоким уровнем развития произвольной сферы (умение сосредоточиваться, переключать внимание, удерживать задание, работать по образцу и т.д.). Наряду с этим можно также отметить, что способности к перцептивной и моторной организации пространства у детей находится также на высокоразвитом уровне. На основании этого, можно сделать вывод о том, что при дальнейшем поступлении в школу у данных детей не будет возникать трудностей в учебно-познавательной деятельности, восприятии и усвоении учебного материала, выполнении учебных заданий.

Результаты, полученные по данной методике у детей без общего недоразвития речи представлены на гистограмме №8

По результатам, отображенным на гистограмме №8 можно  сделать выводы о том, что среди  детей 6-7 лет, не страдающих общим нарушением речи, насчитывает лишь четыре ребенка (19% от общего числа), набравших по предлагаемой методике средние баллы (6-11 баллов). Полученные результаты свидетельствуют  о том, что для данных детей  характерен средний уровень развития произвольной сферы (умение сосредоточиваться, переключать внимание, удерживать задание, работать по образцу и т.д.), способности  к перцептивной и моторной организации  пространства также находятся на среднем уровне. На основании этого, можно предположить, что в том случае, если с этими детьми будет проводиться работа, включающая в себя упражнения, направленные на развитие таких способностей, то это будет способствовать повышению уровня развития произвольной сферы детей, что в дальнейшем, при поступлении их в школу, окажет благоприятное воздействие на выполнение детьми учебно-познавательной деятельности, учебных заданий, общее восприятие и усвоение предлагаемого им материала.

Положительным представляется тот момент, что среди  детей рассматриваемой группы насчитывается  лишь три ребенка (14,3%) набравших  по предлагаемой методике низкие баллы, которые свидетельствуют о том, что для данных детей характерен низкий уровень развития произвольной сферы и таких навыков как  перцептивная и моторная организация  пространства. Подобные результаты должны послужить сигналом к тому, что  с данными детьми необходимо проводить  больше занятий, содержащих упражнения на развитие именно такие навыков, приводить  им в пример окружающих детей, чтобы  они стремились получать такие же высокие баллы. Однако в целом  следует отметить, что такой маленький  процент детей с низким уровнем  развития произвольной сферы указывает  на то, что большинство детей не будет иметь проблем при поступлении в школу.

Необходимо  особым образом отметить, что среди  детей 6-7 лет, не страдающих общим нарушением речи, высокие баллы по предлагаемой методике получили 14 детей, что составляет 66,7% от общего числа испытуемых. Для  данных детей характерен высокий  уровень развития произвольной сферы, а также навыков перцептивной и моторной организации пространства. Полученные результаты указывают на то, что в дальнейшем при поступлении  в школу у данных детей не будут  возникать трудности в восприятии и усвоении учебного материала, а  также в выполнении учебных заданий.

Результаты сравнения уровня сформированности мышления детей с общим недоразвитием речи и без ОНР представлены на гистограмме №9

По результатам, отображенным на гистограмме №9 можно  сделать вывод о том, что существуют различия в уровне сформированности произвольной сферы и навыков перцептивной и моторной организации пространства у детей с общим недоразвитием речи и детей, не страдающих общим недоразвитием речи, т.к. в группе детей без ОНР насчитывается большее число детей, получивших высокие баллы по предлагаемой методике, а соответственно обладающих высоким уровнем развития произвольной сферы. Также отмечается, что среди детей, не страдающих общим недоразвитием речи, обладающих низким уровнем развития произвольной сферы насчитывается на 50% меньше, чем в группе детей с общим недоразвитием речи. На основании этого можно предположить, что дети, не страдающим общим нарушением речи, обладают более высоким уровнем готовности к школьному обучению, при дальнейшем поступлении в школу они будут более успешно справляться с предлагаемыми учебными заданиями и в целом выполнять учебно-познавательную деятельность.

 

Исследование  уровня развития произвольного внимания, сформированности пространственного восприятия, умения копировать по образцу (методика «Домик» Н. И. Гуткиной)

 

Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться  на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного  внимания, сформированность пространственного восприятия [см. Приложение3].

Ребенку предлагается как можно точнее срисовать изображение  домика. После окончания работы предложить проверить, все ли верно. Может исправить, если заметит неточности.

Точное воспроизведение  оценивается 0 баллов, за каждую допущенную ошибку начисляется 1 балл.

Ошибками  являются: а) неправильно изображенный элемент; правая и левая части  забора оцениваются отдельно; б) замена одного элемента другим; в) отсутствие элемента; г) разрывы между линиями  в тех местах, где они должны быть соединены; д) сильный перекос  рисунка.

Результаты, полученные по данной методике у детей с общим недоразвитием  речи представлены на гистограмме №10

По результатам, отображенным на гистограмме №10 можно  сделать выводы о том, что в  данной группе у девяти детей (42,9% от общего числа испытуемых) по предлагаемой методике набраны достаточно высокие баллы (от 5 до 9 баллов), что свидетельствует о том, что уровень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия, умение копировать по образцу находятся на низком уровне, таким образом можно говорить о несформированности произвольного внимания.

Стоит отметить, что у двенадцати детей (57,1% от общего числа детей) из данной группы получено менее 5 баллов по предлагаемой методике, что указывает на достаточность  сформированности произвольного внимания, умения копировать по образцу. Такие данные могут говорить о том, что при поступлении в школу у данных детей не будут возникать особых трудностей при выполнении учебных заданий, для которых необходимы подобные навыки копирования по образцу (рисование, списывание с образца, копирование фигур и т.д.). Также стоит отметить, что достаточно высокий уровень произвольного внимания позволит при выполнении учебно-познавательной деятельности без особых сложностей воспринимать и усваивать учебный материал, что благоприятным образом скажется на успеваемости будущих учеников, а соответственно на самооценке, отношениях с окружающими и т.д.

Очень важным является тот факт, что ни у одного ребенка из данной группы по результатам  выполнения предлагаемой методике не получено 0 баллов, что указывало  бы на точное выполнение предлагаемого  задания, на основании этого можно  сделать вывод о том, что со всеми детьми данной группы необходимо проводить занятия, которые бы включали в себя упражнения, способствующие развитию произвольного внимания, которое  необходимо для более успешного выполнения учебно-познавательной деятельности при поступлении детей в школу.

 

 

 

 

Результаты, полученные по данной методике у детей без общего недоразвития речи представлены на гистограмме №11

По результатам, отображенным на гистограмме №11 можно  сделать вывод о том, что в  группе детей, не страдающих общим недоразвитием  речи, практически все (18 детей – 85,7% от общего числа детей) набрали  достаточно низкие баллы по предлагаемой методике, что свидетельствует о  достаточно высоком уровне развития произвольного внимания, а также  навыков копирования по образцу. Однако тот факт, что полученные баллы являются верхним пределом высокого уровня развития произвольного внимания указывает на то, что с данными детьми для профилактических целей необходимо проводить занятия с упражнениями, позволяющими развивать произвольное внимание, для того, чтобы повысить уровень развития произвольного внимания и помочь в дальнейшем при поступлении в школу избежать возникновения возможных трудностей в учебно-познавательной деятельности.

Из всей группы детей только лишь у трех детей (14,3% от общего числа детей) набраны высокие  баллы по предлагаемой методике, что  указывает на низкий уровень сформированности уровня развития произвольного внимания, а также навыков копирования по образцу, что может в дальнейшем при поступлении в школу негативным образом сказаться на выполнении учебно-познавательной деятельности.

Результаты сравнения уровня сформированности мышления детей с общим недоразвитием речи и без ОНР представлены на гистограмме №12

По результатам, отображенным на гистограмме №12 можно  сделать вывод о том, что у  детей с общим недоразвитием  речи и детей, не страдающих общим  нарушением речи, существуют некоторые  различия в уровне сформированности произвольного внимания. Подобные различия выражаются в том, что у детей, не страдающих общим нарушением речи, отмечается более высокий уровень развития произвольного внимания, чем у детей с общим недоразвитием речи.

 

Исследование  развития речевой кратковременной  непосредственной механической памяти, динамики запоминания (методика «10 слов»  А. Р. Лурии)

 

Методика  предназначена для изучения развития речевой кратковременной непосредственной механической памяти, динамики запоминания, измерения продуктивности запоминания.

Стимульный  материал представляет собой десять односложных имен существительных, не связанных между собой по смыслу, значения которых знакомы дошкольнику (лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед).

Процесс диагностики  проходит в индивидуальном порядке  и включает в себя 5 этапов, в процессе которых ребенку зачитываются данные слова, которые ребенку необходимо повторить после прочтения. После  проведения 5 этапов, исследователю  необходимо подсчитать показатель продуктивности запоминания по формуле (Рср=(Р1+Р2+Р3+Р4+Р5)/5) и определить уровень продуктивности запоминания:

0-1 слово –  патология;

2 слова –  слабый уровень, субнорма;

3-4 слова –  средний уровень;

5-7 слов –  хороший уровень;

8-10 слов –  высокий уровень.

Результаты, полученные по данной методике у детей с общим недоразвитием  речи представлены на гистограмме №13

По результатам, отображенным на гистограмме №13 можно  сделать вывод о том, что уровень  развития речевой кратковременный  памяти у детей с общим нарушением речи в целом находится на достаточно высоком уровне развития.

По результатам  выполнения предлагаемой методике только лишь у одного ребенка из группы получен средний балл (4 балла  – 4,7% от общего числа детей), что  указывает на недостаточность сформированности речевой кратковременной памяти, а также динамики запоминания предъявляемого материала. Однако обладание подобным уже сформированном уровне речевой памяти, при небольшом вмешательстве со стороны педагогов, в частности проведения занятий с ребенком, включающих упражнения на развитие именно речевой памяти, позволит ребенку в достаточной степени развить уровень речевой памяти к моменту поступления в школу, что поможет ему избежать возможных возникающих трудностей в восприятии учебного материала.

Хорошим уровнем  развития речевой памяти и динамики запоминания предъявляемого материала  обладают четырнадцать детей группы (66,7% от общего числа детей), что указывает  на то, что при поступлении в  школу у данных детей не возникнет  больших трудностей в восприятии и усвоении учебного материала, а  также при выполнении учебных  заданий, требующих навыков запоминания (разучивание стихов, пересказ тестов и т.д.).

Примечательным  является тот факт, что в группе детей с общим недоразвитием  речи шесть детей (28,6% от общего числа  детей) набрали высокие баллы  по предлагаемой методике, это указывает  на то, что у данных детей речевая  кратковременная память и динамика запоминания находятся на высоком  уровне, что, несомненно, окажет положительное  воздействие на выполнение этими  детьми учебно-познавательной деятельности при поступлении в школу, а  также позволит избежать возникновения трудностей в восприятии и усвоении учебного материала и выполнении учебных заданий, требующих высокого уровня развития речевой памяти (пересказ текстов и т.д.).

Результаты, полученные по данной методике у детей без общего недоразвития речи представлены на гистограмме №14

По результатам, отображенным на гистограмме №14 можно  сделать вывод о том, что в  группе детей, не страдающих общим недоразвитием  речи, развитие речевой кратковременной  памяти и динамика запоминания в  целом находится на хорошем уровне.

Из всей группы детей лишь у одного ребенка получен  средний балл (4 балла – 4,8% от общего числа детей), что указывает на недостаточность сформированности речевой кратковременной памяти, а также динамики запоминания предъявляемого материала. Однако обладание подобным уже сформированном уровне речевой памяти, при небольшом вмешательстве со стороны педагогов, в частности проведения занятий с ребенком, включающих упражнения на развитие именно речевой памяти, позволит ребенку в достаточной степени развить уровень речевой памяти к моменту поступления в школу, что поможет ему избежать возможных возникающих трудностей в восприятии учебного материала.

Хорошим уровнем  развития речевой кратковременной  памяти и динамики запоминания обладают большинство членов исследуемой  группы, а именно шестнадцать человек (76,2% от общего числа детей), таким  образом можно говорить о том, что при поступлении в школу  у данных детей не будет возникать  особых трудностей в учебно-познавательной деятельности, восприятии и усвоении учебного материала, в выполнении учебных  заданий, для выполнения которых необходим хороший уровень развития речевой памяти (пересказ текстов, заучивание стихов и т.д.).

Информация о работе Экспериментальное исследование психологических особенностей готовности к школе детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи