Экспериментальное исследование психологических особенностей готовности к школе детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Речь – важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. Таким образом, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретический анализ проблемы готовности к школе детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи………………………………………………………6
1.1. Психологический портрет старшего дошкольного возраста……………...6
1.2. Понятие готовности к школьному обучению……………………………..11
1.3. Особенности детей с общим недоразвитием речи………………………..17
Глава II. Экспериментальное исследование психологических особенностей готовности к школе детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи…………….26
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...26
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….60
Список используемой литературы……………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 205.94 Кб (Скачать файл)

Примечательным  является тот факт, что по сравнению  с группой детей с общим  недоразвитием речи, в группе детей, не страдающих общим недоразвитием  речи, высокие баллы получены лишь у четырех детей (19% от общего числа  детей), что указывает на высокий  уровень развития у этих детей  речевой кратковременной памяти и динамики запоминания. Такой уровень  развития речевой памяти позволит избежать детям при поступлении в школу  трудностей в восприятии и усвоении учебного материала, а также при  выполнении учебных заданий, требующих  хорошего уровня развития речевой памяти.

Результаты сравнения уровня сформированности мышления детей с общим недоразвитием речи и без ОНР представлены на гистограмме №15

По результатам, отображенным на гистограмме №15 можно  сделать вывод о том, что существуют различия в уровне развития речевой  кратковременной памяти и динамики запоминания у детей с общим  недоразвитием речи и детей, не страдающих общим недоразвитием речи.

Подобные  различия заключаются в том, что  по среднегрупповому результату в группе детей, не страдающих общим недоразвитием речи, можно отметить более высокие показатели, характеризующие уровень развития речевой кратковременной памяти и динамики запоминания, чем в группе детей с общим недоразвитием речи.

 

Исследование уровня сформированности навыков учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста

(методика «Рисование бус» И.  И. Аргинской)

 

Методика направлена на изучение уровня сформированности навыков учебной деятельности, уровня развития произвольного внимания, сформированности пространственного восприятия [см. Приложение4].

Стимульный материал представляет собой лист бумаги, на котором изображены две кривые линии, изображающие нитку. У каждого ребенка должны быть разноцветные карандаши. Работа состоит  из двух частей:

1) выполнение задания (рисование бус);

2) повторное рисование бус на второй нитке.

Инструкция  к I части: «Дети, у каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать семь круглых бусинок так, чтобы нитка проходила через середину бусинок. Все бусины должны быть разного цвета, средняя бусина должна быть синяя. (Инструкция повторяется два раза). Начинайте рисовать».

Инструкция  ко II части задания (выполнение этой части теста начинается после того, как все дети выполнили первую часть): «Сейчас я еще раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а вы проверьте свои рисунки, все ли сделали правильно. После этого сделайте на нижней нитке новый рисунок. Слушайте внимательно». (Условие теста повторяется еще раз в медленном темпе, каждое условие выделяется голосом).

После выполнения задания производится оценка выполнения задания. За каждое выполненное условие начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов за каждый рисунок равен 5, за два  правильно выполненных рисунка  соответственно 10 баллов. По количеству набранных баллов определяется уровень сформированности навыков учебной деятельности: высокий уровень (9-10 баллов); средний уровень (6-8 баллов); низкий уровень (5 и менее баллов).

Результаты, полученные по данной методике у детей  с общим недоразвитием речи представлены на гистограмме №16

По данным, отображенным на гистограмме  №16, можно сделать вывод о том, в группе детей с общим недоразвитием  речи высоким уровнем развития навыков  учебной деятельности, развития произвольного  внимания, сформированности пространственного восприятия, отмечается лишь у двух детей (9,5% от общего числа детей), которые по предлагаемой методике набрали по 9 баллов. Полученные результаты указываю на то, что в дальнейшем при поступлении в школу у этих детей не будет возникать трудностей в восприятии и усвоении учебного материала, а также в выполнении учебных заданий, требующих хорошего развития пространственного восприятия и произвольного внимания. Следует также отметить, что при поступлении в школу детям как никогда необходимо умение «заставлять» себя выполнять учебные задания, слушать учителя, сидеть 40 минут на уроке и т.д., для выполнения чего необходимы волевые усилия, то высокий уровень сформированности произвольного внимания позволит детям прилагать меньше усилий при начале обучения в школе.

В группе детей с общим недоразвитием  речи средние баллы по предлагаемой методике набрали двенадцать человек (57,2% от общего числа детей), что указывает  на то, что данным детям характерен средний уровень развития навыков  учебной деятельности, развития произвольного  внимания, сформированности пространственного восприятия. Полученные данные могут указывать на то, что при дальнейшем поступлении детей в школу у них могут возникнуть некоторые трудности в восприятии и усвоении учебного материала, а также выполнения учебных заданий, требующих сосредоточенности и внимания. Поэтому можно говорить о том, что с данными детьми необходимо проводить занятия, включающие в себя упражнения, позволяющие развивать произвольное внимание, пространственно восприятие, что позволит детям при обучении в школе избежать некоторого числа трудностей в выполнении учебно-познавательной деятельности.

Следует также отметить, что в  группе детей с общим недоразвитием  речи семь детей (33,3% от общего числа  детей) набрали небольшое количество баллов по предлагаемой методике, что  указывает на низкий уровень сформированности у данных детей произвольного внимания, пространственного восприятия и сформированность навыков учебной деятельности. При поступлении в школу у данных детей будут возникать трудности при восприятии и усвоении учебного материала, а также при выполнении учебных заданий, так как в начале обучения детям необходимо прилагать большие усилия при выполнении домашних заданий, работы на уроке и т.д., поэтому несформированность произвольного внимания не позволит им должным образом включиться в выполнение учебно-познавательной деятельности, что может негативным образом сказаться на всем дальнейшем процессе обучения. Полученные результаты должны послужить сигналом к тому, что с данными детьми необходимо проводить занятия, включающие упражнения, направленные на то, чтобы развить произвольное внимание детей, пространственное восприятие, что поможет повысить уровень сформированности навыков учебной деятельности в целом.

Результаты, полученные по данной методике у детей  без общего недоразвития речи представлены на гистограмме №17

По данным, отображенным на гистограмме  №17 можно сделать вывод о том, что в группе детей, не страдающих общим нарушением речи, высокие баллы  по предлагаемой методике получили четыре ребенка (19,1% от общего числа детей), что указывает на высокий уровень  сформированности навыков учебной деятельности, произвольного внимания, а также пространственного восприятия. Полученные результаты указывают на то, что при поступлении в школу дети будут достаточно легко справляться с предъявляемыми учебными заданиями, выполнять домашнее задание, они без особых трудностей смогут воспринимать и усваивать учебный материал и выполнять в целом учебно-познавательную деятельность, для которой необходимо произвольное внимание, требующее определенных волевых усилий со стороны ребенка, следовательно новая ситуация развития, в которой окажется ребенок после выхода из детского сада не вызовет у него тревоги и нежелания посещать школу.

В рассматриваемой группе детей  средние баллы по предлагаемой методике набрали пятнадцать детей (71,4% от общего числа детей), что указывает на то, что данным детям характерен средний уровень развития произвольного внимания и пространственного восприятия, а также средний уровень сформированности навыков учебной деятельности. Полученные результаты указывают на то, что с данными детьми желательно проводить занятия, включающие в себя упражнения, позволяющие развивать произвольное внимание и пространственное восприятие, что в свою очередь благоприятным образом скажется на обучении детей в школе после выхода из детского сада, позволит избежать возможных трудностей в восприятии учебного материала, а также выполнении учебно-познавательной деятельности в целом, которое требует от ребенка некоторых волевых усилий и развитого произвольного внимания.

Примечательным является тот факт, что в группе детей, не страдающих общим нарушением речи, низкие баллы  по предлагаемой методике получили лишь два ребенка (9,5% от общего числа детей), что указывает на то, что данные дети обладают низким уровнем развития произвольного внимания, пространственного  восприятия, а также низким уровнем  сформированности навыков учебной деятельности. Полученные результаты должны послужить сигналом к тому, что с данными детьми необходимо проводить занятия, включающие упражнения, позволяющие развивать произвольное внимание и пространственное восприятие, чтобы в дальнейшем при поступлении детей в школу у них возникало как можно меньше проблем с учебно-познавательной деятельностью, в восприятии учебного материала, выполнении учебных заданий, требующие от ребенка развитого произвольного внимания.

 

 

Результаты сравнения уровня сформированности мышления детей с общим недоразвитием речи и без ОНР представлены на гистограмме №18

По данным, отображенным на гистограмме  №18 можно сделать вывод о том, что существую различия в уровне развития произвольного внимания и  пространственного восприятия у  детей с общим недоразвитием  речи и у детей, не страдающих общим  недоразвитием речи. В группе детей  без общего недоразвития речи наблюдается  более высокий уровень сформированности навыков учебной деятельности, а также более высокие уровень развития произвольного внимания и пространственного восприятия, на основании этого можно предположить, что детям, не страдающим общим недоразвитием речи, при поступлении в школу будет несколько легче воспринимать и усваивать учебный материал.

 

Сравнительный анализ по Q-критерию Розенбаума

 

Для сравнительного анализа полученных результатов по предлагаемым методикам  был использован Q-критерий Розенбаума (т.к. n1n2≥11 и n1=n2), непараметрический критерий, предназначенный для сравнения независимых выборок.

 

Сравнительный анализ по методике «Схематизация» детей с общим недоразвитием речи и детей, не страдающих общим недоразвитием речи.

1. Упорядочить значения отдельно  в каждой выборке по степени  возрастания признака.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

ОНР

16

16

17

20

20

21

22

23

23

23

26

26

27

28

28

29

29

29

32

32

36

без ОНР

10

12

12

15

18

19

21

24

26

27

28

31

32

35

35

35

36

37

40

41

41


 

2. Определить самое высокое значение  в выб.2 (без ОНР): max=41

3. Подсчитать количество значений  в выб.1, которые выше максимального  значения в выб.2, Обозначить величину  S1. S1=0.

4. Определить самое низкое значение  выб.1 (ОНР): min=16

5. Подсчитать значения выб.2, которые  ниже минимального значения выб.1, обозначить как S2. S2=4.

6. Подсчитать Qэмп по формуле: Q=S1+S2. Qэмп=0+4=4

7. По таблице определить Qкр для данных n1 и n2. Qкр=7 при p≤0,05

8. Сравнить Qэмп и Qкр: Qэмп<Qкр, следовательно различия достоверны, т.о., уровень сформированности наглядно-образного мышления у детей с общим недоразвитием речи ниже, чем у детей, не страдающих общим недоразвитием речи.

 

Сравнительный анализ по методике исследования вербально-логического  мышления детей с общим недоразвитием речи и детей, не страдающих общим недоразвитием речи.

1. Упорядочить значения отдельно  в каждой выборке по степени  возрастания признака.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

ОНР

19

19

19

20

23

23

23

23

25

26

26

28

28

28

31

31

32

32

35

38

41

без ОНР

19

19

19

19

23

25

25

26

26

31

31

32

32

32

35

35

35

38

38

38

38


 

2. Определить самое высокое значение  в выб.2 (без ОНР): max=38

3. Подсчитать количество значений  в выб.1, которые выше максимального  значения в выб.2, Обозначить величину  S1. S1=1.

4. Определить самое низкое значение  выб.1 (ОНР): min=19

5. Подсчитать значения выб.2, которые  ниже минимального значения выб.1, обозначить как S2. S2=0.

6. Подсчитать Qэмп по формуле: Q=S1+S2. Qэмп=1+0=1

7. По таблице определить Qкр для данных n1 и n2. Qкр=7 при p≤0,05

8. Сравнить Qэмп и Qкр: Qэмп<Qкр, следовательно различия достоверны, т.о., уровень сформированности вербально-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи ниже, чем у детей, не страдающих общим недоразвитием речи.

 

Информация о работе Экспериментальное исследование психологических особенностей готовности к школе детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи