Экспериментальное исследование взаимосвязи личностных факторов и социального статуса подростков в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 01:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является психологический анализ проявления тревожности в подростковом возрасте.
Задачами данной работы является:
- теоретически проанализировать литературу по данной проблеме;
- определить особенности эмоциональной тревожности подростков и ее влияние на общее развитие и эмоциональное состояние ребенка;
- провести диагностические исследования эмоциональной тревожности подростков и проследить ее влияние на учебную деятельность подростков;
- подобрать приемы и методики психологической коррекции тревожных состояний в подростковом возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Психологическая характеристика тревожности как важного фактора формирования личности……………………………………………………….......5
1.1. Тревожность – одно из основных свойств личности……………….5
1.2. Основные причины возникновения подростковой тревожности…..8
1.3. Типы, виды и уровни тревожности…………………………………13
Выводы к главе…………………………………………………………...18
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи личностных факторов и социального статуса подростков в группе………………………..20
2.1. Этапы проведения экспериментального исследования…………..20
2.2. Анализ результатов экспериментального изучения зависимости уровня тревожности, самооценки с социальным статусом у подростков….................22
Выводы к главе…………………………………………………………....26
Рекомендации……………………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………......29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Тревожность как личностная черта и факторы_н .doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

 

28. Фельдштейн, Д.Н. Психология воспитания подростка.- М.: Знание.- 1978.-82 с.

 

29. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности / Хьелл Л., Зиглер Д.  – Спб,2000 – С.493. 

 

 

Приложение  № 1

 
Определение самооценки личности

 

Инструкция: из предложенного списка качеств характеризующих личность, выберите 20 слов, которые Вам хорошо знакомы. Расположите выбранные слова в столбик так, чтобы на первом месте находилось качество наименее желаемое с Вашей точки зрения в человеке. За ним ставится слово, которое Вам нравится меньше всего из оставшихся 19 и т.д. На последнем месте будет стоять наиболее привлекательное качество.

Далее с исходным списком  проделайте другую работу. На первое место  поставьте качество, которое из выбранных 20 меньше всего выражено в Вас. На второе место наименее выраженное из оставшихся 19 и т.д. Тогда на последнем месте будет стоять наиболее выраженное в Вас качество.  
Список качеств, характеризующих личность:

Аккуратность

Несдержанность

Беспечность

Обаяние

Вдумчивость

Обидчивость

Вспыльчивость

Осторожность

В восприимчивость

Отзывчивость

Гордость

Педантичность

Грубость

Подвижность

Жизнерадостность

Подозрительность

Заботливость

Принципиальность

Завистливость

Поэтичность

Застенчивость

Презрительность

Злопамятность

Радушье

Искренность

Развязанность

Изысканность

Рассудочность

Капризность

Решительность

Легковерие

Самозабвение

Медлительность

Сдержанность

Мечтательность

Сострадательность

Мнительность

Стыдливость

Мстительность

Терпеливость

Настойчивость

Трусость

Нежность

Увлекаемость

Непринужденность

Упорство

Нервозность

Уступчивость

Нерешительность

Холодность

 

Энтузиазм


 

Ключ:  
От 0 до 0,3 - заниженная самооценка

От 0,31 до 0,7 - адекватная

От 0,71 до 1 - завышенная

От 0 до -3 - завышенная

От  0,31 до -0,7 - адекватная

От  0,71 до -1 - заниженная самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  № 2

 
Шкала самооценки тревожности (Ч. Д. Спилбергера)

 
Инструкция.

Прочитайте внимательно  каждое из приведенных ниже предложений. Зачеркните цифру в соответствующей  графе справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов нет.

 
Фамилия, имя, отчество______________________________________________

Дата____________ Возраст_______ Образование_____________  

Шкала ситуативной тревожности (СТ)

№п/п

   

Ответы

   

Суждение

Нет, это не так

Пожалуй, так

Верно

Совершенно верно

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я внутренне скован

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего  удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряжения

1

2

3

4

 

напряжения

     

:

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден и мне  не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4


 

 

Шкала личностной тревожности

Инструкция.

Прочитайте внимательно  каждое из приведенных ниже предложений. Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зависимости оттого, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных и неправильных ответов нет.

Ответы

№п/п

Суждение

Нет это не так

Пожалуй, так

Верно

Совершенно верно

21

У меня бывает приподнятое настроение

1

2

3

4

22

Я бываю раздражительным .

1

2

3

4

23

Я легко могу расстроиться

1

2

3

4

24

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

1

2

3

4

25

Я сильно переживаю неприятности и  долго не могу о них забыть

1

2

3

4

26

Я чувствую прилив сил, желание работать

1

2

3

4

27

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28

Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

29

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

30

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

31

Я все принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

32

Мне не хватает уверенности в  себе

1

2

3

4

33

Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

34

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

35

У меня бывает хандра

1

2

3

4

36

Я бываю доволен

1

2

3

4

37

Всякие пустяки отвлекают и  волнуют меня

1

2

3

4

33

Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

39

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

40

Меня охватывает беспокойство, когда  я думаю о своих делах и  заботах

1

2

3

4


 

 

Ключ к шкале личностной тревожности

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

Номер

Ответ

Номер

Ответ

Номер

Ответ

Номер 
Ответ

 

суждения

1234

суждения

1234

суждения

1 2 3 4

1 2 3 4 

суждения

1

4321

11

4321

21

4 3 2 1

1 2 3 4

31

2

4 3 2 I

12

1234

22

1 2 3 4

1 2 3 4

32

3

1234

13

1 234

23

4 3 2 1

1 2 3 4

33

4

1234

14

1234

24

1 2 3 4

1 2 3 4

34

5

4321

15

4321

25

1 2 3 4

1 2 3 4

35

6

1234

16

4321

26

4 3 2 1

4 3 2 1

36

7

1234

17

1234

27

4 3 2 1

1 2 3 4

37

8

4321

18

1234

28

1 2 3 4

1 2 3 4

38

9

1234

19

4 3 2 I

29

1 2 3 4

4 3 2 1

39

10

4321

20

4321

30

4 3 2 1

1 2 3 4

40

 

Сумма СТ =

 

Сумма ЛТ =


 

Обработка результатов

Подсчитать сумму баллов по всем ответам. При интерпретации  показателей можно применять  следующие ориентировочные оценки тревожности: 
Низкая............................ до 30 баллов 
Умеренная...................... 31- 44 балла 
Высокая.......................... 45 и более баллов

 

 

 

 

 

Приложение  № 3

 

 

Методика выявления  социометрической структуры группы

 
Инструкция:

Вам необходимо будет  выбрать из членов вашей группы троих в порядке предпочтения (или отвержения).

1.С кем из группы  вы чаще всего общаетесь или  хотели бы общаться в свободное  от занятий время.

2.С кем из группы  вы реже общаетесь или менее  всего хотели бы общаться в  свободное от занятий время?

 


 

Приложение № 4 

 


 

 

 

 

 

 

Приложение  № 5

 
Анализ таблиц сопряженности. 
Взаимосвязь между тревожностью, самооценкой и социометрическим статусом



1 Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб., Питер, 2000.- С. 165.

2 Психология современного подростка /  Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Пегагогика, 1987. – С. 102.

3 Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – М. ; Воронеж : МПСИ : МОДЭК, 2000. – 303 с

4 Божович, Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка / Е.Д. Божович. -М., 1979.




Информация о работе Экспериментальное исследование взаимосвязи личностных факторов и социального статуса подростков в группе