Экспериментальное исследование взаимосвязи личностных факторов и социального статуса подростков в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 01:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является психологический анализ проявления тревожности в подростковом возрасте.
Задачами данной работы является:
- теоретически проанализировать литературу по данной проблеме;
- определить особенности эмоциональной тревожности подростков и ее влияние на общее развитие и эмоциональное состояние ребенка;
- провести диагностические исследования эмоциональной тревожности подростков и проследить ее влияние на учебную деятельность подростков;
- подобрать приемы и методики психологической коррекции тревожных состояний в подростковом возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Психологическая характеристика тревожности как важного фактора формирования личности……………………………………………………….......5
1.1. Тревожность – одно из основных свойств личности……………….5
1.2. Основные причины возникновения подростковой тревожности…..8
1.3. Типы, виды и уровни тревожности…………………………………13
Выводы к главе…………………………………………………………...18
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи личностных факторов и социального статуса подростков в группе………………………..20
2.1. Этапы проведения экспериментального исследования…………..20
2.2. Анализ результатов экспериментального изучения зависимости уровня тревожности, самооценки с социальным статусом у подростков….................22
Выводы к главе…………………………………………………………....26
Рекомендации……………………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………......29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Тревожность как личностная черта и факторы_н .doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Психологическая характеристика тревожности как важного фактора формирования личности……………………………………………………….......5

1.1. Тревожность – одно из основных свойств личности……………….5

1.2. Основные причины возникновения подростковой тревожности…..8

1.3. Типы, виды и уровни  тревожности…………………………………13

Выводы к главе…………………………………………………………...18

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи личностных факторов и социального статуса подростков в группе………………………..20

2.1. Этапы проведения экспериментального исследования…………..20

2.2. Анализ результатов экспериментального изучения зависимости уровня тревожности, самооценки с социальным статусом у подростков….................22

Выводы к главе…………………………………………………………....26

Рекомендации……………………………………………………………..27

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………......29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….30

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современный подросток  развивается в мире неопределенности и противоречий. Переходное состояние нашего общества негативно влияет на эмоциональную сферу развивающейся личности. Наиболее общим показателем эмоционального неблагополучия является личностная тревожность. Проблема изучения негативного влияния высокого уровня тревожности на самооценку, межличностное взаимодействие, влияющее на формирование социального статуса, профессиональную направленность, результаты деятельности, обусловлена увеличением количества тревожных подростков. Важность своевременного выявления ранней диагностики и разработки коррекционных программ для детей с различными уровнями тревожности и самооценкой является актуальной на современном этапе развития общества. 

Подростковый возраст – это период становления Я-концепции. В этом возрасте формируется отношение к себе, своему Я и к окружающим. Как правило, неправильно сформированная Я-концепция приводит к искаженным отношениям человека к окружающим его людям. В этом возрасте человек начинает осознавать себя как личность и как член общества. Поэтому изучение личностных особенностей данного возраста, позволит оказать помощь подросткам в преодолении различных трудностей, стоящих на их жизненном пути.

Можно отметить, что среди  наиболее актуальных проблем, возникающих  в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется изучению проблемы определения тревожности (З. Фрейд, Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин, А.М. Прихожан, В.М. Астапов, Р. Лазарус), формирования детской тревожности (Е.Ю.Брель, А.И.Захаров), определения места эмоций в структуре личности (К.Э. Изард и др.).

В настоящее время  существуют исследования (В.М.Астапов), показывающие, что тревога, зарождаясь у ребёнка уже в 7-месячном возрасте, при неблагоприятном стечении обстоятельств в старшем дошкольном возрасте трансформируется в личностную тревожностью. Другой важной проблемой для подростка является взаимодействие в обществе и конкретной группе. Определение социального статуса позволит более полно охарактеризовать межличностное отношение. Эти отношения также влияют на формирование личности. На данном моменте этим вопросом занимаются многие авторы, но до сих пор он полностью не разрешен.

Актуальность исследования. Рассмотрение вопроса о развитии подростка предполагает всестороннее психологическое изучение его личности,  поведения и деятельности, его взаимоотношений с окружающими людьми, характера его внутренних психических процессов, его мотивации, его моральной сферы, особенностей его переживаний, качеств личности, мировоззрения.

Объектом исследования являются особенности возникновения тревожности в подростковом возрасте.

Предмет исследования:  тревожность в подростковом возрасте.

Целью данной работы является психологический анализ проявления тревожности в подростковом возрасте.

Задачами данной работы является:

-   теоретически проанализировать литературу по данной проблеме;

-  определить особенности эмоциональной тревожности подростков и ее влияние на общее развитие и эмоциональное состояние ребенка;

- провести диагностические  исследования эмоциональной тревожности  подростков и проследить ее  влияние на учебную деятельность  подростков;

- подобрать приемы  и методики психологической коррекции  тревожных состояний в подростковом возрасте.

Для определения возможных  состояний тревожности личности были выбраны следующие методики: методика определения тревожности по шкале Филиппса; методика Андреевой «Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем возрасте»; методика Кандаш «Выявление уровня тревожности у подростков».

Опытно-экспериментальная база: учащиеся 10-11 классов МОУ средняя школа №23.

Глава 1. Психологическая характеристика тревожности как важного фактора  формирования личности

1.1. Тревожность – одно из основных свойств личности

 

Тревожность является важнейшим свойством личности - это свойство во многом обусловливает поведение человека. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. Это так называемая полезная тревожность. У каждого человека свой оптимальный уровень тревожности - его можно назвать личностной тревожностью. При высокой личностной тревожности (а этот показатель можно выяснить тестированием) наблюдается предрасположенность человека к повешенной тревоге, наличие тенденции воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Такой человек воспринимает и расценивает некоторые ситуации как угрозу его престижа, самооценке, компетенции и отвечает на нее эмоциональной реакцией.

Люди с устойчивой эмоциональной сферой, как правило, преодолевают фазу тревоги и включаются в активную борьбу со 
стрессфакторами: берут себя в руки, разумно взвешивают все «за и против» в фазе сопротивления. Эмоционально же неустойчивые люди в фазе тревоги испытывают страх, затем за фазой тревоги - истощение, обреченность (фрустрация, податливость ситуации, отчаяние). Стрессы, если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и физическое здоровье человека. Стресс сравнивают с тяжелым недугом. Частые стрессовые ситуации репрессируют эмоциональный аппарат человека, развиваются специфические болезни социальной адаптации. К их числу относят ряд так называемых психосоматических заболеваний - прежде 
всего гипертоническую болезнь, язвенную болезнь желудка и др.1

Перенапряжение в одной сфере и недогруженность в другой приводят к перекосам в системе саморегуляции, что в свою очередь, 
ведет к заболеваниям, раннему старению.

Психический стресс, несомненно, представляет собой одно из воплощений развитой эмоциональности и высокой жизненной потенции человека. Важнейшим компонентом психического стресса является феномен тревоги как эмоциональной реакции человека на неопределенную угрозу собственному благополучию2.

Возникающее в связи с тревогой переживание возможности неблагоприятного развития событий приводит к формированию особого психического состояния - к тревожности. В развитом виде зто состояние охватывает весь организм, от его физиолого-биохимических основ (Калуев, 1998 и др.) до высших контуров сознания, включаясь в многочисленные механизмы адаптивных регуляций в качестве компонента мотивационно-эмоциальной сферы (Вилюнэс, 1990 и др.). Тревожность как бы подпитывает текущую деятельность на наиболее трудных ее участках, чем способствует мобилизации ресурсов организма, поиску оптимальных решений и, в конечном 
итоге, преодолению затруднительных ситуаций. Состояние тревожности делает человека более чувствительным к признакам опасного развития событий и тем самым позволяет вовремя локализовать источник этой опасности, организовать ресурсы для его нейтрализации и выстроить адекватную линию поведения. В аффективно-эмоциональной сфере колебания уровня тревожности выражаются, таким образом, в полярных переживаниях, исполняющих роль отрицательного или положительного подкрепления текущей деятельности. Стремление к преодолению затруднительной ситуации в стеническом варианте сопровождается ожиданием комфортного переживания момента сброса тревоги, дополнительно стимулируя скорейшее преодоление затруднительной ситуации. Человеку свойственно увлекаться и потому характерный для многих людей целенаправленный поиск трудностей «на свою голову» не выглядит таким уж странным занятием, если учесть, что при удачном развитии событий они получат внеочередную порцию удовольствия. Люди в большей или меньшей мере склонны переживать возможность неблагоприятного развития событий в опасной ситуации. Поэтому тревожность можно рассматривать не только как актуальное переживание, но и как свойство характера или черту личности (Спилбергер, 1985). В этой связи нам представляется, что для здорового человека некоторая тревожная личностная диспозиция и определенный актуальный фон тревожности - это не только энергетическая подпитка активного поведения в проблемных ситуациях, но и потенциальный источник позитивного эмоционального заряда, выплескивающий свою энергию всякий раз, когда остается позади покоренная горная вершина. Можно даже предположить, что именно состояния тревожности являются тем эмоциональным фоном, который способствует проявлению и фиксации моментов личностного роста.

Тревога и развивающаяся на ее основе тревожность, являются в этом контексте главной внутренней пружиной и динамическим центром неврозов (С. Хорни. 2002). Признаки переживания человеком глубинной тревоги вот уже более века является для психиатров и психотерапевтов сигналом неблагополучия личности, а в фармации и фармакологии - основанием для разработки и применения вскормленной на этой почве многочисленной популяции лекарств и их производных. Как видно сходные по феноменологии миры тревожных состояний могут иметь совершенно разные онтологические основания и актуальные реализации. По-видимому, в каждой конкретной психической реальности существует оптимальная конфигурация этих миров, обеспечивающая человеку неразрывную гармонию реалий, чувств и действий.

Ч. Спилбергер, по-видимому, одним из первых выделил из богатого смыслового разнообразия понятия «тревожность» 
два краеугольных его значения, относящихся к совершенно разным аспектам функционирования психики. Одна тревожность - есть ситуативное психогенное состояние, т.е. результат адаптивных регуляций, а другая тревожность - это личностная черта, постоянно преломляющая восприятие реальности и ее мысленные репрезентации в 
агрессивные тона на деле отсутствующих опасностей и угроз.

1.2. Источники состояния  тревожности и ее проявления

Центральным и вместе с тем наименее изученным является вопрос об источниках тревожности. Ответ  на него во многом зависит от того, рассматривается ли тревожность как личностное образование или как свойство темперамента.

При понимании тревожности как  свойства темперамента в качестве основных признаются природные предпосылки  – свойства нервной и эндокринной  систем, в частности слабость нервных процессов.

П. Лазарус, С. Ослер указывают на зависимость возникновения состояния  тревоги и ее протекания при стрессе  и фрустрации от индивидуально-психологических  особенностей личности.

Данные Б.М. Теплова указывают  на связь состояния тревоги с силой нервной системы. Высказанное им предположение об обратной корреляции силы и чувствительности нервной системы нашло экспериментальное подтверждение в исследованиях В.Д. Небылицина. Он находит преимущество в скорости замыкания условной связи у представителей слабой нервной системы, в то время как у лиц с сильной нервной системой условные связи могут образовываться как быстро, так и медленно. Отсюда он выводит предположение о более высоком уровне тревожности субъектов со слабым типом нервной системы.

Л.А.Тейлор приходит к заключению, что склонность субъекта к тревоге  обусловлена типологическими особенностями  динамики образования условных рефлексов. В рамках этого подхода, а также  подхода Айзенка тревожность  сближается с повышенной эмоциональностью и чувствительностью к эмоциогенным ситуациям, при которой тревожность или невротичность выступают как одно из проявлений эмоциональной возбудимости.

В.Р. Кисловская отмечает отсутствие связи между тревожностью как  свойством личности и физиологическими показателями склонности к тревоге. Если тревожность рассматривается как свойство личности, то при признании природной предрасположенности решающая роль отводится социальным и личностным факторам. Эта точка зрения в последнее время стала преобладающей.

Так, ряд исследователей согласны с тем, что источник личностной тревожности следует искать в  нарушении детско-родительских отношений, прежде всего отношений "мать-ребенок" (А.И. Захаров, А.В. Спиваковская, Дж. Боулби, Г.С. Салливен, Б. Филлипс, К. Хорни), а также в раннем школьном опыте (Е.В. Новикова, Б. Филлипс). В основном же, тревожность рассматривается в общем ряду невротических и предневротических образований как порождаемая внутренними конфликтами, противоречиями между имеющимися у личности возможностями и предъявляемыми к ней требованиями действительности (А.И. Захаров, В.Н. Мясищев, М.С. Неймарк, 3. Фрейд, К. Хорни и др.) Выделяется, прежде всего, конфликт самооценочного характера, расхождение между "Я-идеальным" и "Я-реальным" (К. Роджерс), самооценкой и уровнем притязаний (Р. Берне, Л.В. Бороздина и Е.А. Залученова, A.M. Прихожан, Мак-Клеланд, Д. Уотсон и др.). Необходимо отметить, что подобные выводы основываются преимущественно на теоретической интерпретации данных корреляционных исследований.

Итак, в большинстве  исследований причин тревожности основным источником ее признается внутренний конфликт личности. 3. Фрейд, а за ним  Г.С. Салливен, Э.А. Стрекер, Э. Фромм, А.Х. Маслоу, Ф. Кюнкель считали таким  конфликтом, порождающим неврозы  и тревоги, столкновение биологических влечений с социальными запретами.

Рассматривая вопрос о причинах невротического развития личности и повышенной личностной тревожности, А. Адлер усматривал в основе невроза  не действие сексуальных влечений, а другой механизм – страх, боязнь жизни, трудностей, стремление к определенной позиции в группе людей, которой индивид в силу каких-либо индивидуальных особенностей или социальных условий не смог добиться. Уже в 4-5 лет у ребенка может возникнуть чувство неудачи, неприспособленности, неудовлетворенности, которое может привести в будущем к развитию личностной тревожности. Адлер выдвигает 3 условия, которые могут привести к возникновению неправильной позиции: 1) органическая и физическая неполноценность органов подростка. Сравнивая себя с другими, такие подростки испытывают чувство неполноценности, страдания; 2) избалованность: привычка все получать, ничего не давая взамен. Превосходство становится стилем жизни. Все интересы направлены на себя. Единственный способ реакции на трудность – требования к другим людям. Общество рассматривается как враждебное; 3) отверженность подростка: такой ребенок не знает, что такое любовь, дружба и сотрудничество.

Информация о работе Экспериментальное исследование взаимосвязи личностных факторов и социального статуса подростков в группе