Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 01:35, курсовая работа
Целью данной работы является психологический анализ проявления тревожности в подростковом возрасте.
Задачами данной работы является:
- теоретически проанализировать литературу по данной проблеме;
- определить особенности эмоциональной тревожности подростков и ее влияние на общее развитие и эмоциональное состояние ребенка;
- провести диагностические исследования эмоциональной тревожности подростков и проследить ее влияние на учебную деятельность подростков;
- подобрать приемы и методики психологической коррекции тревожных состояний в подростковом возрасте.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Психологическая характеристика тревожности как важного фактора формирования личности……………………………………………………….......5
1.1. Тревожность – одно из основных свойств личности……………….5
1.2. Основные причины возникновения подростковой тревожности…..8
1.3. Типы, виды и уровни тревожности…………………………………13
Выводы к главе…………………………………………………………...18
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи личностных факторов и социального статуса подростков в группе………………………..20
2.1. Этапы проведения экспериментального исследования…………..20
2.2. Анализ результатов экспериментального изучения зависимости уровня тревожности, самооценки с социальным статусом у подростков….................22
Выводы к главе…………………………………………………………....26
Рекомендации……………………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………......29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….
Таблица 4.
Данные соотношения уровня тревожности
с социальным статусом подростков
|
Уровень тревожности | ||||||
высокий |
средний |
низкий |
Всего чел | ||||
чел |
% |
чел |
% |
чел |
% |
||
I |
7 |
33.3 |
5 |
23.8 |
9 |
42.8 |
21 |
II |
5 |
14.7 |
8 |
23.5 |
21 |
61.8 |
34 |
III |
8 |
27.3 |
10 |
34.4 |
11 |
37.9 |
29 |
IV |
10 |
62.5 |
2 |
12.5 |
4 |
25 |
16 |
Всего чел |
30 |
25 |
45 |
100 |
На основе полученных
данных соотношений социального статуса подростков с
уровнем личностной тревожности, представленные
в таблице 2.2.4, можно сказать, что в
нашей выборке, доминируют предпочитаемые
(34%) и принимаемые (29%) члены группы, но
при этом отличается и большое количество
«звезд» (21%) и отвергаемых членов группы
(16%), что может свидетельствовать об динамических
изменениях межличностных отношений.
При этом необходимо отметить, что у подростков
«звезд», «предпочитаемых» и «принимаемых»
- выявлен низкий уровень личностной тревожности,
а у «отвергаемых» - высокий уровень тревожности.
Таким образом наблюдается взаимосвязь
между уровнем тревожности и социальным
статусом: чем более низким социальным
статусом обладает подросток, тем более
низкой у него будет самооценка. Эта закономерность
подтверждается статистическим анализом
5% уровне значимости.
Наличие взаимосвязи между уровнем тревожности
и социальным статусом можно объяснить
двояким образом. С одной стороны, высокая
личностная тревожность может максимально
проявляться в ситуациях взаимодействия
со сверстниками как в школьной деятельности,
так и в межличностных отношениях, что
может приводить к трудностям в установлении
контактов, и тем самым к снижению социального
статуса. С другой стороны, невысокий статус
и связанные с ним трудности в общении
могут способствовать повышению личностной
тревожности.
Таблица 5
Данные соотношения уровня самооценки
и социального статуса подростков
|
Уровень самооценки | ||||||
высокий |
адекватный |
низкий |
Всего чел | ||||
чел |
% |
чел |
% |
чел |
% |
||
I |
11 |
52.5 |
6 |
28.5 |
4 |
19 |
21 |
II |
16 |
57.1 |
11 |
52.4 |
7 |
20.5 |
34 |
III |
13 |
54.9 |
9 |
31 |
7 |
24.1 |
29 |
IV |
2 |
12.5 |
3 |
18.7 |
11 |
68.8 |
16 |
Всего чел |
42 |
29 |
29 |
100 |
Анализ приведенных в таблице 2.2.5 данных позволяет сделать вывод, что среди опрошенных выбранных как предпочитаемые и принимаемыми, в первую очередь преобладают подростки с высокой самооценкой (57.1% и 54.9% соответственно), а во вторую очередь, - с низкой самооценкой (20.5% и 24.1% соответственно). При этом различия в показателях между высокой (57.1%) и низкой (20.5%) самооценкой у предпочитаемых подростков, более выражены, чем у принимаемых (54.9%) и (24.1%) соответственно. Анализ полученных результатов для подростков с социальным статусом «звезд» показывает, что среди них доминируют те, у кого выявлен высокий уровень самооценки. В группе отвергаемых подростков выявлен показатель заниженной самооценкой.
На основании этого
можно сделать вывод, что у
подростков с заниженной самооценкой
складывается неблагоприятный статус
в группе, что говорит о взаимосвязи
самооценки и социального статуса, и это подтверждается
статистическим анализом на 5% уровне значимости.
Связь этих факторов также может быть
взаимной: низкая самооценка может приводить
к неуверенности в социальных контактах,
трудностям в совместной деятельности,
тем самым снижая статус подростка в группе.
С другой стороны, сам по себе статус отверженного
способствует формированию сниженной
самооценки, так как именно внешние оценки
выступают той основой, на которой закладывается
фундамент самооценки.
Таким образом, поставленные экспериментальные
гипотезы исследования, в общем, подтвердились,
т. е взаимосвязь существует между уровнем
личностной тревожности и социальным
статусом, а также между уровнем самооценки
и социальным статусом у подростков на
95% уровне доверительности.
Выводы
Анализ и интерпретация полученных в ходе экспериментального исследования данных позволил сделать следующие выводы:
1. в нашей выборке
отмечается преобладание
2. гендерные различия по показателям личностной тревожности показали, что у девочек в нашей выборке доминируют низкие показатели эмоциональной нестабильности – 60,3%, а у мальчиков, наоборот, высокие – 40,5% и умеренные – 35,7%
3. исследование самооценки
свидетельствуют об
4. рассмотрение гендерных
особенностей при исследовании
самооценки показали, что завышенная
самооценка характерна для
5. в исследовании было
выявлено, что у подростков с
высоким уровнем личностной
6. исследование межличностных
отношений показали, что в данной
выборке преобладают подростки
с социальным статусом
7. наличие в данной
социальной группе большого
(21%) и отвергаемых (16%) свидетельствует
о нестабильности группы и стихийности
протекающих в них социальных процессов.
8. при этом среди
«звезд» доминируют
9. среди подростков
с социальным статусом «
10. анализ результатов
взаимосвязи самооценки с
11. можно сделать общее
заключение о том, что
Рекомендации
На основе полученных
результатов мы можем предложить
следующие рекомендации по работе с
тревожными детьми и имеющими низкую
самооценку, для нормального
Заключение
В ходе проведённого теоретического и эмпирического исследования были решены поставленные в данной работе, задачи.
1. Анализ психологической
литературы показал, что среди
наиболее актуальных проблем,
возникающих в практической
2. В процессе проведенного
исследования влияния
3. На основании полученных результатов и их анализа, можно сделать вывод о том, что поставленная экспериментальная гипотеза исследования, в общем, подтвердилась, т. е. существует взаимосвязь между уровнем тревожности, самооценкой, и социальным статусом на 5% уровне значимости.
3. На основе проведенного
исследования были сделаны
Список использованной литературы
1. Аркелов, Г.Г. Психофизиологический метод оценки тревожности / Г.Г. Аркелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт // Психологический журнал. – 1997.- № 2. – С. 112-117.
2. Астапов, В. М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. – М, 2001 –160с.
3. Божович, Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка / Е.Д. Божович. -М., 1979. – С.14.
4. Бороздина, Л.В. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровня самооценки и притязаний / Л.В. Бороздина, Е.А.Залученова // Вопросы психологии.- 1993.-№ 1. – С.104.
5. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. – М.,1989.- 348с.
6. Возрастные особенности психического развития детей/Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М.: МГУ.- 1982. - 78 с.
7. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте//Вопросы психологии, 1992. - № 2. - С.14-20.
8. Дружинин, В. Е. Психология эмоций, чувств, воли / В.Е. Дружинин. – М. : Сфера, 2003. – 96 с.
9. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова – Минск, 1993. – С.55.
10. Изард, К. Эмоции человека/ К. Изард. – М.: Посвещение, 1987.- 260с.
11. Исследование тревожности (Ч.Д. Спилберг, адаптация Ю.Л. Ханин) // Диагностика эмоционально нравственного развития: Сборник / под ред. И.Б. Дерманова. – СПб, 2002. – 174с.
12. Костина, Л.М. Методы диагностики тревожности / Л.М. Костина. – СПб.: Речь, 2002. – 198 с.
13. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб., Питер, 2000.- С. 165.
14. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Просвещение.-1977. - 420 с.
15. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб. : Речь, 2004. – 245 с.
16. Окутина, О.И. Как помочь тревожному ребенку: памятка для родителей / О.И. Окутина // Открытый урок. – 2012. – № 1. – С. 59-61.
17. Подросток на перекрестке эпох/ Под ред. М.Локтионовой. - М.:Генезис, 1999.- С. 65.
18. Прихожан, А.М. Причина. Профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан.// Психологическая наука и образование. – 1998. - № 2. – С.12-18.
19. Прихожан, А. М Тревожность у детей и подростков / А.М. Прихожан. – М.:2000 – 348с.
20. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – М. ; Воронеж : МПСИ : МОДЭК, 2000. – 303 с
21. Психологические особенности самосознания подростка./ Под ред. М.И.Боришевского.- Киев.: "Вища школа".- 1980.
22. Психологический словарь/ под ред В. П. Зинченко - М.:1999 – С.328.
23. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн. — СПб.: Питер, 2003. — 272 с.: ил.
24. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Педагогика, 1987. – С. 102.
25. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб., 2000.- С.76.
26. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб, 2000. – 350с.
27. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и психологической психологии / Д.И. Фельдштейн .- М., 1993. – С. 93.