Экспериментальное исследование взаимосвязи личностных факторов и социального статуса подростков в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 01:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является психологический анализ проявления тревожности в подростковом возрасте.
Задачами данной работы является:
- теоретически проанализировать литературу по данной проблеме;
- определить особенности эмоциональной тревожности подростков и ее влияние на общее развитие и эмоциональное состояние ребенка;
- провести диагностические исследования эмоциональной тревожности подростков и проследить ее влияние на учебную деятельность подростков;
- подобрать приемы и методики психологической коррекции тревожных состояний в подростковом возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Психологическая характеристика тревожности как важного фактора формирования личности……………………………………………………….......5
1.1. Тревожность – одно из основных свойств личности……………….5
1.2. Основные причины возникновения подростковой тревожности…..8
1.3. Типы, виды и уровни тревожности…………………………………13
Выводы к главе…………………………………………………………...18
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи личностных факторов и социального статуса подростков в группе………………………..20
2.1. Этапы проведения экспериментального исследования…………..20
2.2. Анализ результатов экспериментального изучения зависимости уровня тревожности, самооценки с социальным статусом у подростков….................22
Выводы к главе…………………………………………………………....26
Рекомендации……………………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………......29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Тревожность как личностная черта и факторы_н .doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

В настоящее время принято говорить о так называемой мобилизующей и расслабляющей тревожности. Расслабляющая тревога парализует личность в ответственные моменты, а мобилизующая как бы дает действиям человека дополнительный импульс. В последнем случае человек может сделать даже то, что, казалось бы, ему совершенно не под силу.

Выделяют две группы признаков  проявления тревоги: первые – внутренние, соматические признаки, возникающие  у человека под влиянием волнения (учащенное сердцебиение, сухость  во рту, ком в горле), вторые –  внешние поведенческие реакции (теребят одежду, волосы или какой-то предмет, кусают ногти, сжимают кулаки и другие невербальные жесты).

Возникающая внутренняя неудовлетворенность требует от человека поиска выхода. Появляется соблазн  избежать тревогу, уйти от боли. Выделяют четыре способа такого бегства.

1. Разрыв связи между  состоянием тревоги и ситуацией,  вызывающей ее через создание  ложно-иллюзорного мира, где нет  чувства тревоги. Так как переживать  смутное и неопределенное чувство  тревоги мучительно, то человек пытается избавиться от него, заменяя страхом. Страх прост, ясен и связан с конкретной ситуацией. Так как причины тревоги не устраняются, то мир иллюзий совершенствуется. Страх перерабатывается и сменяется: а) ритуальными действиями; б) уходом в фантазии, которые проживаются в жизни; в) появлением односторонних увлечений, которые так захватывают, что не оставляют места никаким другим интересам.

2. Типичный способ  бегства от тревоги – агрессивность.  Унижая других, агрессивный человек  избавляется от собственного чувства неуверенности, от сознания своей униженности, неспособности жить так, как хотелось бы. Чаще всего у таких людей в глубине души тревожная рассеянность, внутренний конфликт.

3. Апатия, вялость, безынициативность,  отсутствие живых эмоциональных реакций мешают увидеть те конфликты, переживания, которые породили тревогу.

4. Последний, также  распространенный способ ухода  от тревоги – превращение ее  в заболевание. Соматические признаки  тревоги, углубляясь, могут стать  симптомами серьезных заболеваний, расстройств. Такое расстройство может быть не только проявлением тревоги, но и заменять ее. Эмоциональное состояние приходит в норму, но за счет ухудшения физического здоровья. Все эти способы неконструктивны и ведут в тупик, из которого самому очень трудно выбраться. Ведь ни один из этих способов не дает полного освобождения.

Так как переживать смутное  и неопределенное чувство тревоги  мучительно, то человек пытается избавиться от него, заменяя страхом. Страх ясен, он связан с конкретной ситуацией (например, боязнь темноты). К тому же, если чувство тревоги угнетает, оно невыносимо, то страх-заменитель может мобилизовать, дать большее чувство безопасности. Поскольку причины тревоги не устраняются, то мир иллюзий совершенствуется. Страх перерабатывается и сменяется ритуальными действиями; уходом в фантазии, которые противопоставляются жизни; появлением односторонних увлечений, которые не оставляют места никаким другим интересам. Здоровое увлечение соединяет личность с миром, с друзьями. Тревожное состояние способствует созданию замкнутого мирка, становится самоцелью человека, единственным способом утвердить себя, не вспоминая о жизни.

Выводы

Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение  субъекта. Уровень тревожности показывает внутреннее отношение ребенка к определенному типу ситуаций и дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми.

Личность с повышенным уровнем тревожности, а именно с  личностной тревожностью склонна воспринимать угрозу своей самооценке. Как правило, у нее формируется неадекватная заниженная самооценка (см. выше). Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Очевидно, что дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости.

Как известно, что в  большинстве случаев, дети, испытывающие тревожное расстройство, становятся либо агрессивными, конфликтными, драчливыми, либо более замкнутыми, апатичными, что в свою очередь влияет на их взаимоотношения со сверстниками, т.е на социальный статус. На низкий социальный статус влияют некоторые трудности психологического характера: негативный образ «Я», чувство социальной отверженности и чувство зависимости.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ И СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ПОДРОСТКОВ В ГРУППЕ

 

В диагностировании принимали участие учащиеся 10-11 классов в возрасте от 15 до 17 лет.

Общее число испытуемых составило 100 человек; из них: 
42 человека – мальчики и 58 человек - девочки.

2.1. Этапы проведения экспериментального исследования

Экспериментальное исследование проводилось в два этапа:

  • подготовительный;
  • констатирующий.

Подготовительный этап:

  • анализ психологической литературы по данной проблеме;
  • разработка плана работы проведения диагностического исследования;
  • подбор диагностических методик;
  • выбор эмпирической базы исследования.

Констатирующий этап:

  • выявлен уровень личностной тревожности по методике Ч.Д. Спилбергера, определение самооценки личности и социального статуса с помощью социометрической методики.
  • проанализированы полученные результаты;
  • проверена поставленная гипотеза;
  • сделаны выводы и сформулированы рекомендации для работы с подростками высоким уровнем тревожности и заниженной самооценкой для формирования положительного социального статуса.

В качестве методик исследования использовались:

Шкала самооценки личностной тревожности   (Ч. Д. Спилбергера). Данная методика, предложенная Ч. Спилбергером, на русском языке и была адаптирована Ю.Л. Ханиным. Она позволяет дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личностной тревожности), и как состояние (уровень ситуативной тревожности).

Бланк шкал самооценки Спилбергера  включает в себя инструкции и 40 вопросов – суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня личностной тревожности (ЛТ) и 20 – для оценки уровня ситуативной тревожности (СТ). На каждый вопрос даются четыре варианта ответа по степени интенсивности.

Обработка результатов: подсчитывается сумма баллов по всем ответам соотнесенные с ключом. При интерпретации показателей применяются следующие ориентировочные оценки тревожности: 
Низкая - до 30 баллов. Умеренная - 31-44 балла. Высокая - 45 и более баллов 

Методика исследования межличностных отношений в группе детей подросткового возраста.

Cоциометрический эксперимент: позволяет определить межличностных отношений в группе, что позволило выявить неформальных лидеров группы, распределение статусов, эмоциональную сплоченность группы, предпочтение в общении.

Обработка результатов  социометрического изучения детской  группы осуществляем следующим образом: в заготовленной социометрической таблице (матрице) мы фиксируем выборы детей. Потом осуществляем подсчет  выборов, полученных каждым ребенком и находим взаимные выборы, которые подсчитываем и записываем.

Для определения социального  статуса ребенка нами использованы следующие показатели:

а) социометрический статус ребенка в системе межличностных  отношений.

Статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:

1 – «звезды» : 5 и более  выборов,

2 – «предпочитаемые» - 3-4 выбора,

3 – «принятые» - 1-2 выбора,

4 – «не принятые»  - 0 выборов.

Методика определения самооценки личности.

Участникам исследования предлагался список личностных качеств, из которых необходимо выбрать 20 наиболее знакомых. Далее нужно расположить  выбранные качества в столбик  так, чтобы на первом месте находилось качество наименее желаемое в людях. За ним ставится качество, которое нравится меньше всего из оставшихся 19 и т. д. Таким образом, на последнем месте будет стоять наиболее привлекательное качество.  
Далее, с исходным списком необходимо проделать другую работу. На первое место поставить то качество, из 20, которое наименее выражено у вас. На второе место, наименее выраженное из оставшихся 19 и т. д. Тогда на последнем месте, будет стоять качество наиболее выраженное у вас.

Результат сравнивается с оценочной шкалой:

От 0 до 0,3 – заниженная самооценка;

От 0,31 до 0,7 – адекватная;

От 0,71 до 1 – завышенная.

 
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования взаимосвязи тревожности и самооценки с социальным статусом подростков. 
Таблица 1. Гендерные различия экспериментального исследования уровня личностной тревожности

 

 

Тревожность

низкая

 

умеренная

 

высокая

 

Всего

 

чел

%

чел

%

чел

%

 

Девочки

35

60.3

10

17.2

13

22.4

58

Мальчики

10

23.8

15

35.7

17

40.5

42

Всего

45

45

25

25

30

30

100


По результатам исследования уровня тревожности, представленные в таблице 2.1 , можем сделать вывод, что во всей выборке доминирует низкий уровень тревожности у 45% испытуемых. За счет преобладание низкого уровня тревожности у 35 девочек (60.3%) В тоже время данное исследование свидетельствует об обратной зависимости у мальчиков – у них отличается высокий уровень тревожности – 40.5% (17 чел) и в меньшей степени выражен умеренный уровень – 35.7% (15 чел). У девочек разница в показателях между уровнем умеренной и высокой тревожности незначительная – 17.2% (10 чел) и 22.4% (13 чел) соответственно. Таким образом, мы можем говорить, что на фоне низкого уровня личностной тревожности у девочек в нашей выборке мальчики характеризуются высоким и средним уровнем тревожности.  

Таблица 2. 
Гендерные различия экспериментального исследования самооценки подростков

Самооценка

занижена

 

адекватная

 

завышена

 

Всего

 

чел

%

чел

%

чел

%

 

Девочки

17

29.3

19

32.8

22

37.9

58

Мальчики

12

28.6

10

23.8

20

47.6

42

Всего чел

 

29

 

29

 

42

100


В результате обработки методики по определению самооценки личности получены следующие результаты, которые приведены в таблице 2.2. Наибольшее количество испытуемых (42%) имеют неадекватно завышенную самооценку из них (37.9%) - девочки и (47.6%) – мальчики. У (29%) испытуемых адекватная самооценка, из них (32.8%) –девочки и (23.8%) – мальчики. У оставшихся (29%) респондентов отмечается заниженная самооценка, из них (29.3%) –девочки и (28.6%) –мальчики. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в нашей выборке доминирует завышенная самооценка, а показатели заниженной и адекватной самооценки распределены равномерно.

Таблица 3. 
Взаимосвязь уровня тревожности и самооценки подростка

 
Самооценка

Уровень тревожности

занижена

 

адекватна

 

завышена

 

Всего

 

%

 

%

 

%

 

низкий

8

17.7

17

35.6

21

46.7

45

умеренный

7

28

7

28

11

44

25

высокий

14

46.3

6

20

10

33.3

30

Всего

29

29

29

29

42

42

100


По результатам исследования взаимосвязи уровня личностной тревожности  и самооценки, приведенные в таблице 2.3 можно сказать, что в нашей выборке у подростков обоего пола при завышенной самооценке наблюдается низкий (46.7%) и умеренный уровень личностной тревожности, которая отличается у (35.6%) опрошенных. При заниженной самооценке (29% опрошенных) наблюдается преобладание высокого уровня личностной тревожности по всей выборке – 46.3%, а между показателями низкого и умеренного уровня личностной тревожности при заниженной самооценке значимых различий не обнаружено. У подростков с адекватной самооценкой преобладает низкий уровень личностной тревожности. Хотя наблюдается определенная тенденция, что при высоком уровне тревожности преобладает заниженная самооценка, а при умеренном и низком уровне личностной тревожности – завышенная самооценка. Однако статистический анализ не подтверждает значимости данных различий, что может говорить о том, что личностная тревожность и самооценка выступают двумя независимыми друг от друга факторами.

Информация о работе Экспериментальное исследование взаимосвязи личностных факторов и социального статуса подростков в группе