Экономическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:42, курс лекций

Краткое описание

ель изучения дисциплины: дать представление о предмете, истории, состоянии, проблемах и перспективах науки – «экономическая психология».

Содержание

Введение ………………………………………………….4
I. Цели и задачи дисциплины …………………………...5
II. Программа дисциплины ……………………………...7
III. Содержание основных тем дисциплины …………...9
Тема 1. Экономическая психология как наука … ..9
Тема 2. Психология экономического поведения . .23
Тема 3. Психология потребителя …………………54
Тема 4. Психология бедности и богатства ……….75
Тема 5. Психология денег …………………………81
Тема 6. Психология предпринимательства …...110
IV. Тематика контрольных работ ……………………...125
V. Вопросы к зачету …………………………………....126
VI. Список рекомендуемой литературы ……………....128

Вложенные файлы: 1 файл

economicheskaya psychology.doc

— 818.50 Кб (Скачать файл)

Сегодня в западноевропейской и американской науке можно выделить три наиболее разрабатываемых направления исследований, рожденных тремя типами экономической реальности, а именно:

  • потребительский рынок, где в центре внимания оказываются психология поведения потребителя и психология ведения домашнего хозяйства;
  • сфера бизнеса, где исследуется психологические особенности  предпринимателя и его поведение, заключение сделок, ведение переговоров, конкуренция, коммерческая тайна и др.;
  • сфера отношений «гражданин-общество», где рассматриваются проблемы реакции граждан на экономическую и налоговую политику государства, социальные блага и льготы, инфляцию, безработицу и пр.

В настоящее время в отечественной экономической психологии сформировались следующие направления исследований и подходы к решению теоретических и практических задач:

  • экономико-психологическая методология;
  • история экономической психологии;
  • психология экономической культуры;
  • психология хозяйственных организаций;
  • психология трудовых отношений;
  • психология занятости;
  • психология домашнего хозяйства;
  • психолого-профессиональная и экономическая стратификация;
  • психология истории хозяйства;
  • психология экономического знания.
  • психология денег;
  • психология потребителя;
  • психология спроса;
  • психология накопления;
  • психология экономического поведения;
  • макроэкономическая психология;
  • психология предпринимательской деятельности;
  • психология рекламы;
  • психология принятия решений в хозяйственной деятельности.

 

Некоторые из данных направлений  являются содержанием учебного курса «Экономическая психология» и  рассмотрены в данном пособии.

 

3. Экономическая  психология в системе наук. Методы исследования

 

Базовая фундаментальная составляющая экономической психологии – общая и дифференциальная психологии. Кроме того экономическая психология тесно связана с психологией личности, психологией труда, возрастной и педагогической психологией, этнической психологией, экономической социологией, а также со специальными научно-практическими дисциплинами.

Эти науки предлагают результаты многочисленных исследований в области психических процессов и состояний, индивидуальных различий людей, культурно и социально обусловленного поведения, различные теории, закономерности, методы получения данных. В русле этих наук исследуются качества человеческой души, ее проявления и факторы, влияющие на формирование личности, индивидуума, психологические механизмы нашего поведения, определяемые влиянием других людей и ситуаций, взаимным общением, и т.д.

Общая психология представляет теоретическую и экспериментальную область исследований, выявляющих наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй.

Дифференциальная психология изучает психологические различия между индивидами и группами людей, а также их причины и последствия. Поскольку в общей психологии исследователи обращались к общим закономерностям психической жизни, к законам, которым подчиняются все психические процессы, в поисках общего и совпадающего не может  учитываться бесконечное разнообразие, в котором проявляется сущность психического разных личностей, народов, сословий, полов, типов и т.д.

На стыке с психологией личности и психологией индивидуальных различий исследуется влияние индивидуально-психологических факторов на восприятие и оценку социально-экономических явлений и особенности экономического поведения субъектов.

На стыке с психологией труда, организационной психологией и психологией управления, наиболее важными проблемами выступают: исследования мотивации трудовой деятельности и поведения человека в организации, удовлетворенности трудом и социально-психологических факторов повышения производительности труда и эффективности работы организаций.

На стыке с возрастной и педагогической психологией активно разрабатываются проблемы экономической социализации детей и подростков, экономического обучения и образования детей и взрослых.

На стыке с этнической психологией исследуются этнокультурные и этнопсихологические особенности экономического сознания и поведения

Экономическая психология тесно связана с экономической социологией и имеет во многом общее предметное поле и сходную структуру. Спецификой экономической психологии является исключительное внимание к субъективным, психологическим, осознаваемым и неосознаваемым явлениям, связанным с отражением человеком экономической сферы жизнедеятельности и регуляцией его экономического поведения.

 

Методы исследования. Экономическая психология почти не имеет своих специфических методов исследования. Ею используются как методы других отраслей психологии, так и экономические методы.

В качестве основных методологических принципов в экономической психологии выступают историко-генетический, позволяющий рассматривать явления в конкретно-исторических условиях их саморазвития и строить логическую схему реальности с целью объяснения эмпирических процессов, а также принцип гуманитарно-личностного подхода, позволяющий связать эволюцию общественного организма с типом культуры и типом личности.

В качестве методов исследования в экономической психологии можно выделить два основных: лабораторные эксперименты (различные экономические игры) и полевые исследования, проводимые в естественных условиях.

Широко применяются  логико-теоретический анализ, метод моделирования.

Большее распространение получили принятые в социальной психологии опросные методики.

 

Контрольные вопросы:

 

    1. Какова история возникновения и развития экономической психологии как самостоятельно и отрасли психологического знания?
    2. Каковы предмет, объект и основные направления исследований экономической психологии?
    3. Какое место экономической психологии в системе наук?
    4. Какова связь экономической психологии с другими науками?

 

 

Тема 2. Психология экономического поведения (Дейнека О.С. Экономическая психология: учеб. пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. Модуль 1. Экономическое поведение)

 

Порядок изучения темы:

Для изучения темы выделяется 2 часа лекций, 2 часа самостоятельной работы.

Предусмотрены:

1) лекция на тему: «Экономическое  поведение»;

2) самостоятельная работа  студентов в формах:

- подготовка к лекциям;

- изучение дополнительной литературы.

 

Вопросы темы:

 

    1. Когнитивные факторы.
    2. Аффективные факторы.
    3. Мотивационно-волевые компоненты.

 

Методические  указания по изучению вопросов темы

Готовясь к лекции, прочитайте:

1. Малахов С.В. Основы экономической психологии: учеб. пособие / Под ред. Задорожнюка И.В. – М., 1992. Тема 1. Теория принятия решения и выбора в экономической психологии.

2. Основы экономической психологии: учеб. пособие / Под ред. д.э.н., проф. В.М. Соколинского. – М.: ФА, 1999. Глава 2. Личность в экономике.

 

Согласно определению  В.А. Ядова, поведение человек – это форма деятельности, ее внешняя сторона1.

Экономическим поведением обычно называют поведение, вызванное экономическими стимулами, и деятельность хозяйствующего субъекта. Экономическая психология направлена на исследование процессов и механизмов, лежащих в основе потребления или других типов экономического поведения, и прежде всего предпочтений, выборов, принятий решения и влияющих на них факторов.

Любому поступку человека обычно предшествует восприятие, осмысление, понимание ситуации и себя в ней, т.е. когнитивные (познавательные) компоненты; субъективное отношение, окрашенное чувствами, т.е. афффективные (эмоциональные) компоненты, и, наконец, действие или, наоборот, его сдерживание, т.е. конативные (действенно-динамические) компоненты. Рассматривая экономическое поведение, ученые, как правило, выделяют для его анализа эти три очень тесно взаимосвязанные составляющие.

Существуют некоторые  расхождения в более конкретном определении своего предмета молодой отечественной экономической психологией и достаточно зрелыми и практически ориентированными западноевропейской и американской. Представители последней, как правило, остаются на необихевиористической позиции и ставят во главу угла экономическое поведение. Предостерегая от потери собственного специфического предмета и превращения экономической психологии в психологическую экономику, А.В.Филиппов и С.В.Ковалев подчеркивают, что экономическое сознание должно быть предметом рассмотрения экономической психологии2. Сталкиваясь здесь с расхождением на теоретико-методологическом уровне, мы не видим резкого расхождения на эмпирическом уровне, ибо западноевропейские и американские исследования обычно охватывают когнитивные и аффективные, а не только действенно-динамические компоненты экономического поведения, ими накоплен к настоящему времени богатый эмпирический материал, представлены ценные наблюдения и обобщения о восприятии и понимании экономических явлений (economic mind) и отношениях к ним.

 

 

2.1. Когнитивные факторы

 

2.1.1.Принятие экономического решения

Наибольшее внимание в полемике экономистов и психологов о рациональности экономической деятельности и поведения было сконцентрировано на проблеме принятия экономического решения. Вложение денег в бизнес, выбор профессии или учебного заведения, перемена районов, городов или стран жительства связаны с принятием решения при отсутствии определенной информации о результате.

Неопределенность остается постоянной, иногда доминирующей особенностью условий существования человека.

Экономический взгляд на принятие решения сводится к двум вопросам: "Какова ценность этого?" и "Что я должен за это отдать?" Отсюда выбор между тем или этим, "сейчас" или "потом". Когда делается выбор

между определенными  альтернативами, то достаточно описать варианты для самих себя словами "лучше, чем", "хуже, чем", или "такой же".

Но в поведении человека все не так однозначно. Обратимся, например, к аксиоме "жадности", представленной в теории спроса: "Если корзина А содержит такие же товары, что и корзина Б, но хотя бы на одну единицу одного товара больше, то А всегда будет предпочитаться Б".

 

Задание

Приведите примеры нерационального  с экономической точки зрения выбора, опровергающего аксиому "жадности". Проанализируйте ситуации и объясните причины нерационального поведения.

В ответе могут использоваться варианты поведения, в которых доминирует социальная желательность, т. е. стремление выглядеть лучше в глазах других и отказаться от большего приза, "лучшего куска" из-за воспитанности, галантности или скромности и т.д.

 

Часто выбор осуществляется в ситуации, когда то, что может  быть выбрано, не представляет собой  единственный определенный результат, а является двумя или более разными возможностями, каждая из которых имеет собственную вероятность, например, решение, покупать или нет лотерейный билет, ценную бумагу, или требующее расчета временных и денежных потерь решение, принимаемое в ситуации, когда человек опаздывает на важную деловую встречу, свидание. В этом случае уже недостаточно просто сравнить альтернативы, нужно определить численное значение "счастья" или пользы, оценивающее каждый вариант.

Основания изучения вероятностного экономического поведения были заложены экономистом Оскаром Монгерштейном и математиком Джоном фон Нейманом в книге "Теория игр и экономического поведения" (1944)3. Авторы проявляют свойственную экономистам тенденцию преувеличения, абсолютизации когнитивных компонентов. Они рассматривают принимающего решение человека как рационального, последовательного, главная цель которого – выгода, а основной принцип деятельности – ее максимизация. Обратимся для примера к двум аксиомам из предлагаемых авторами.

 

2.1.2. Непостоянство выбора и притягательность определенности

Аксиома транзитивности (постоянства): "Если Вы А предпочитаете В, а В предпочитаете С, то Вы должны А предпочесть С (например, если Вы душистый миндаль предпочитаете грецким орехам, а орехи шоколаду, то Вы должны предпочесть миндаль шоколаду)".

Сталкиваясь с обратными  случаями, экономисты исходили в своем объяснении из того, что теория требует постоянства, а люди несовершенны, они делают ошибки. Психологи же считают, что люди постоянно непостоянны. Их предпочтения имеют тенденцию к нетранзитивности, но отклоняются от постоянства систематическим образом, который может быть измерен, объяснен и изучен.

Эксперименты показали, что даже следующая более слабая версия транзитивности не имеет места: " Если Вы А предпочитаете большую часть времени, и В предпочитаете С большую часть времени, то Вы в большинстве случаев должны А предпочесть С". Действительно, по разным причинам (влияние других людей, мода, стремление к новизне, экономия и др.) человек может резко изменить свои предпочтения.

Информация о работе Экономическая психология