Экономическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:42, курс лекций

Краткое описание

ель изучения дисциплины: дать представление о предмете, истории, состоянии, проблемах и перспективах науки – «экономическая психология».

Содержание

Введение ………………………………………………….4
I. Цели и задачи дисциплины …………………………...5
II. Программа дисциплины ……………………………...7
III. Содержание основных тем дисциплины …………...9
Тема 1. Экономическая психология как наука … ..9
Тема 2. Психология экономического поведения . .23
Тема 3. Психология потребителя …………………54
Тема 4. Психология бедности и богатства ……….75
Тема 5. Психология денег …………………………81
Тема 6. Психология предпринимательства …...110
IV. Тематика контрольных работ ……………………...125
V. Вопросы к зачету …………………………………....126
VI. Список рекомендуемой литературы ……………....128

Вложенные файлы: 1 файл

economicheskaya psychology.doc

— 818.50 Кб (Скачать файл)

- личные источники (семья, друзья, знакомые);

- коммерческие источники (реклама, продавцы, дилеры, упаковка, выставки);

- общедоступные источники (средства массовой информации);

- источники эмпирического опыта.

На этапе оценки вариантов важно  выделить следующие моменты. Во-первых, каждый потребитель рассматривает  товар, как определенный набор свойств, но обращает больше всего внимания на те свойства, которые имеют отношение к его нужде. Во-вторых, потребитель склонен придавать разные весовые показатели значимости свойствам, которые он считает актуальными для себя. В-третьих, потребитель формирует у себя набор убеждений о марках товаров, который можно назвать образом марки. Далее, каждому свойству потребитель приписывает функцию полезности. Наконец, отношение к марочным альтернативам складывается у потребителя в результате выполненной им оценки. Оценка вариантов ведет к ранжированию объектов из множества альтернатив выбора. У потребителя формируется намерение совершить покупку наиболее предпочтительного объекта. Однако на пути от намерения до принятия решения в дело могут вмешаться еще два фактора: 1) отношения других людей; 2) непредвиденные обстоятельства.

Купив товар, потребитель  будет либо удовлетворен, либо не удовлетворен, что отразится на его последующем поведении и отношении к данному товару, марке, фирме.

 

Более психологизированные поведенческие  модели потребительского выбора представлены в обзоре М. Фридмана27. Автор рассматривает пять концептуальных моделей. Все они пытаются исчерпывающе объяснить процесс выбора, используя для этого графические схемы, отразить различные взаимосвязи эндогенных и экзогенных переменных, влияющих на потребительское поведение, проследить основные этапы поведения покупателя.

Модель Андриасена. Первую поведенческую модель потребительского выбора, разработанную Андриасеном, можно назвать моделью формирования отношения28. Ядром модели является комплекс установок и способности переработки информации у отдельного потребителя. Андриасен утверждает, что именно установки потребителя на товар в наибольшей степени влияют на его реакции в сфере потребительского выбора. В свою очередь, на эти установки могут оказывать влияние пять факторов:

1) личность отдельного потребителя;

2)  прошлые переживания, связанные  с удовлетворением потребностей;

3) прошлый опыт, не включающий  удовлетворение;

4) социальное восприятие, т.е. восприятие человеком надежд, норм и ценностей, значимых для него других людей;

5) личностные установки на объекты,  связанные с интересующим товаром.

Изменение отношения к продукту может быть результатом изменения одного или нескольких из этих образующих факторов. Информация, получаемая индивидом из разных источников, подвергается "процессу фильтрации", после которого она взаимодействует со множеством явлений (например, убеждениями, эмоциями). В результате формируется установка, которая влияет на дальнейшее поведение.

Возможны три варианта действий потребителя. Потребитель может выбрать продукт (купить), продолжить поиск или воздержаться от действий. Решение выбрать товар, как и два других варианта, принимается с некоторым элементом принуждения (доход, бюджетные приоритеты, технические возможности, например, габаритные, хозяйственная полезность). Выбранные альтернативы содержат механизм обратной связи, который влияет на фильтрационные процессы в будущем.

Модель Никосиа. Одной из относительно компактных моделей потребительского поведения является модель Никосиа29. С опорой на компьютерный каркас в ней сделан акцент на природе взаимодействия купли-продажи. Другое достоинство модели состоит в ведущей роли, отводимой продающей фирме. Как видно из рис. 7, модель содержит четыре основных блока:

1) цепь событий, начинающаяся с активации посредством маркетингового сообщения – до формирования потребительской установки;

2) процессы поиска и оценивания;

3) акт приобретения или покупка;

4) процесс обратной связи.

Первый блок делится  на две части: элементы маркетинга фирмы, влияющие на установки потребителя, и психологические атрибуты (особенно предубеждения), влияющие на восприятие потребителем маркетинговых сообщений фирмы. Установка потребителя в отношении продукции фирмы является результатом действия этого блока.

 

 

Рис. 7. Модель Никосиа.

 

Второй блок содержит процессы поиска соответствующей информации для оценки продукции фирмы по сравнению с другими альтернативами и покупки. Результат этих процессов – наличие или отсутствие мотивации к приобретению товара данной фирмы.

В случае возникновения  мотивации к покупке осуществляется акт приобретения (третий блок).

Четвертый блок обеспечивает после приобретения обратную связь двух типов: обратную связь с фирмой, несущую информацию о продаже, и обратную связь с потребителем, порождающую переживания, связанные с покупкой. Второй тип связи влияет на потребительские предубеждения в будущем.

Модель Ховарда-Шеса отражает пять стадий в процессе принятия решения потребителем: привлечение внимания, восприятие товара, формирование установки, возникновение намерения, акт приобретения30. В качестве входных стимулов модель рассматривает три группы факторов: качественные физические характеристики (размер, форма, качество и пр.), символические стимулы (например, название) и социальные стимулы (социальный класс и т.д.).

Далее подключаются перцептивные конструкты, такие как внимание и  открытый поиск; они фильтруют информацию. Приобретенные конструкты (мотивы, критерий выбора, установка, восприятие марки и т.д.) являются ядром данной модели и взаимодействуют между собой сложным образом.

Если перцептивные и  приобретенные конструкты рассматриваются как внутренние ненаблюдаемые механизмы покупательского поведения, то факторы выхода, включающие опять-таки внимание, восприятие, установку, намерение и новый конструкт – приобретение, основаны уже на непосредственно наблюдаемых данных. Помимо прочего, модель учитывает экзогенные переменные, а именно: пол, личностные черты, религиозные установки, финансовое положение и т.д.

Модель Энжел-Колат-Блэквел схожа с вышеупомянутыми моделями31. Процесс решения здесь представлен так же пятью этапами: осознание проблемы, поиск информации, оценка альтернатив, выбор, результаты (диссонанс-удовлетворение).

Особенностью и достоинством модели является то, что на этапе  оценки альтернатив авторы добавляют такие факторы принятия решения, как жизненный стиль, следование нормам, подверженность воздействиям информации. В качестве внешних факторов авторы отмечают культурные нормы и ценности, референтные (значимые) группы, непредвиденные обстоятельства.                                                                                          

Модель Бетмана. Самой новой поведенческой моделью потребительского выбора является разработка Бетмана.32 В качестве ее ключевых элементов представлены следующие: способность переработки информации, мотивация, внимание и восприятие, получение информации и оценка, использование памяти, процессы решения, потребление и узнавание. Учитываются также индивидуальные различия и ситуативные влияния.

Основное отличие модели состоит в том, что она включает сканирующий механизм для постоянного корректирования среды, механизм прерывания текущего поведения, интерпретации и управления конфликтными ситуациями. Процесс выбора рассматривается скорее как повторяющаяся процедура, а не последовательная. На каждой стадии цикла делаются выборы; таким образом, процессы решения являются критическими в модели. Процессы решения протекают в ходе выбора определяющих целей, отбора информации, сравнения альтернатив при покупке

Модели потребительского избирательного поведения различаются  полнотой охвата компонентов процесса и факторов, влияющих на него. Несмотря на попытки авторов моделей исчерпывающе рассмотреть весь круг явлений, связанных с потребительским выбором, каждая из них встретилась с рядом критических замечаний со стороны специалистов в области психологии и экономики. Тем не менее, теоретическое значение разработки моделей потребительского выбора, на наш взгляд, состоит в осознании авторами сложности и многоуровневости потребительского поведения, невозможности его однозначного прогнозирования. Хотя каждая из моделей направлена на поиск компонентов и механизмов покупательского выбора с целью оптимального управления им, задача остается пока нерешенной. Модели, как правило, являются громоздкими и малопригодными для прикладных целей, поскольку потребительский выбор обусловлен многими факторами

 

3.8. Личность и потребительский выбор

 

Что касается влияния на выбор личностных особенностей, то к ним относятся, прежде всего, мотивационно-волевые, коммуникативные особенности и соотношение рационального и эмоционального в профиле личности. В наших исследованиях было показано, что более целеустремленные оказались более осторожными в экономическом поведении, меньше внимания ими уделяется второстепенным признакам товара, например, упаковке, и больше содержательным (качество, функциональность)33.

У более настойчивых выражена поисковая активность в поведении потребителя, последовательность и избегание влияния ситуативных авторитетов.

Самостоятельность также высокозначима и связана с активностью в поиске информации о товаре и оценке его свойств.

Что касается таких качеств, как решительность и самообладание, то они оказались связаны с риском, стремлением к новизне, с отсутствием боязни покупать новые неопробированные товары.

Самообладание высокозначимо связано с приоритетностью полезности товара (может быть, человеку с высоким самообладанием легче отследить эту полезность). Кроме того, чем выше самообладание, тем больше риска в покупках.

Влияние социальных (коммуникативных) мотивов также сказывается на потребительском поведении. Так, люди с более высоким уровнем эмпатии (сопереживания, соучастия, мотива и умения поставить себя на место другого) больше тревожатся по поводу правильности выбора товара. Это связано с тем, что в ситуации покупки эмпатичные люди в большей степени подвержены влиянию эмоционального контекста общения. Рациональная же оценка товара часто происходит уже после совершения ими покупки.

Люди с ярко выраженной аффилиацитивной потребностью (стремлением к установлению эмоциональных контактов), т.е. те, кто постоянно нуждаются в присоединении, одобрении, поддержке, в большей степени при выборе товара опираются на информацию, полученную из рекламы. Чем больше выражена потребность в присоединении, тем чаще при покупке человек прислушивается к мнениям других людей, меньше уделяет внимания объективным качествам товара, поскольку в ситуации покупки для него важны добрые отношения с партнером по общению – продавцом.

Чувствительность  к отвержению другими так же, как и эмпатия, отрицательно связана с тщательностью изучения характеристик товара. Человек, который в большей степени переживает осуждение другими, будет скорее испытывать чувство вины, проявляя дотошность, тщательность упорство и недоверие. Чем дольше и внимательнее такой человек в магазине изучает характеристики товара, тем сильнее у него отрицательные эмоции, связанные с боязнью, что о нем плохо подумают. Факт преувеличения социального контекста покупки более чувствительными к отвержению людьми проявляется и в свойственном им беспокойстве о правильности выбора товара. Таким образом, вовлеченные в общение по поводу покупки чаще делают нерациональный выбор.

 

Контрольные вопросы:

 

  1. Что означает эффект Веблена?
  2. Какие этапы обычно выделяют в процессе покупки?
  3. Что такое сверхвыбор?
  4. Какие продуктивные тактические приемы борьбы со сверхвыбором Вы запомнили? Какие из них применяются Вами?
  5. Перечислите основные формы власти рынка над потребителем.
  6. Назовите экономические причины и психологические последствия сверхвыбора.
  7. В чем состоит терапевтическая функция вещей?
  8. Назовите   потребности,   которые  учитываются   классификацией Ж.Ф. Кролара. Используйте их для составления рекламного описания какого-либо товара.
  9. Какие эффекты, противоречащие традиционному пониманию рационального поведения покупателя, Вы знаете?
  10. Опишите блоки, стадии и механизмы потребительского выбора согласно модели Котлера.
  11. Какие формы привлечения внимания обозначены в модели Ховарда-Шеса как входные стимулы?                                                                      
  12. Какая из приведенных выше моделей потребительского выбора делает акцент на управлении покупкой продающей фирмой?
  13. Каковы крайние позиции во взглядах экономистов на место потребителя в рыночной системе?
  14. Есть ли специфические особенности и психологические последствия положения потребителя в отечественном рынке? Представьте свои размышления об этом.
  15. Какие личностные качества осложняют процесс покупки, если рассматривать ее с точки зрения максимальной рациональности?
  16. Понаблюдайте за собой в роли покупателя. Какие индивидуальные качества влияют на типичное для Вас потребительское поведение?
  17. Каковы крайние позиции во взглядах экономистов на место потребителя в рыночной системе?
  18. Какие индивидуальные качества влияют на типичное потребительское поведение?

Информация о работе Экономическая психология