Экономическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:42, курс лекций

Краткое описание

ель изучения дисциплины: дать представление о предмете, истории, состоянии, проблемах и перспективах науки – «экономическая психология».

Содержание

Введение ………………………………………………….4
I. Цели и задачи дисциплины …………………………...5
II. Программа дисциплины ……………………………...7
III. Содержание основных тем дисциплины …………...9
Тема 1. Экономическая психология как наука … ..9
Тема 2. Психология экономического поведения . .23
Тема 3. Психология потребителя …………………54
Тема 4. Психология бедности и богатства ……….75
Тема 5. Психология денег …………………………81
Тема 6. Психология предпринимательства …...110
IV. Тематика контрольных работ ……………………...125
V. Вопросы к зачету …………………………………....126
VI. Список рекомендуемой литературы ……………....128

Вложенные файлы: 1 файл

economicheskaya psychology.doc

— 818.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования

«Пермский государственный университет»

 

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебно-методическое пособие для студентов специальности

«Национальная экономика и экономическая безопасность»

очно-заочной формы обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь 2009

 

УДК 159.9:33

ББК 65.49я73

Э40

 

Составитель проф.  А.А. Никитин

Экономическая психология: учеб.-метод. пособие

Э40  для студ. спец. «Национальная экономика и экономическая безопасность» очно-заочной формы обучения / сост. А.А. Никитин; Перм. гос.ун-т. – Пермь, 2009. – 130 с.

 

ISBN 978-5-7944-1371-7

В учебно-методическом пособии содержится программа дисциплины «Экономическая психология», рассматриваются некоторые теоретические вопросы экономической психологии, предлагается перечень контрольных вопросов для самопроверки, тематика контрольных работ, а также список рекомендуемой литературы.

Методическое издание предназначено для студентов специальности «Национальная экономика и экономическая безопасность» очно-заочной формы обучения.

 

УДК 159.9:33

ББК 65.49я73

Печатается  по решению ученого совета философско-социологического факультета Пермского государственного университета

 

 Рецензенты:  Ж.А. Мингалева, д.э.н., проф. каф.

                        нац. эк-ки и экон. без-ти ПГУ

                        В.В. Маркелов, д.пед.н., к.пс.н,

                        проф. каф. псих. ПГТИ

 

ISBN 978-5-7944-1371-7

©  Никитин А.А., 2009

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………….4

I. Цели и задачи дисциплины …………………………...5

            II. Программа дисциплины ……………………………...7

III. Содержание основных тем дисциплины …………...9

Тема 1. Экономическая  психология как наука … ..9

Тема 2. Психология экономического поведения . .23

Тема 3. Психология потребителя …………………54

Тема 4. Психология бедности и богатства ……….75

Тема 5. Психология денег …………………………81

Тема 6. Психология предпринимательства    …...110

            IV. Тематика контрольных работ ……………………...125

V. Вопросы к зачету …………………………………....126 

VI. Список рекомендуемой литературы ……………....128

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Экономическая психология – молодое, но быстроразвивающееся направление психологической науки. Это новое научное направление призвано интегрировать подходы психологической и экономической наук в исследовании экономического поведения субъекта, хозяйственной жизни общества, взаимодействия и отношений хозяйствующих субъектов. И экономика, и психология исследуют поведение субъектов. Сочетание экономического и психологического подходов позволяет более полно изучить поведение человека.

Экономическая психология возникла в результате осознания того факта, что понимание поведения человека в сфере экономических отношений и выработка успешной экономической политики невозможны без понимания психологических особенностей субъекта этих отношений. Появление новой отрасли знаний на стыке экономической теории и психологии было обусловлено объективными требованиями решения практических задач в финансово-экономической области и маркетинге: психологии восприятия денег, психологии инвестиционного и сберегающего поведения, психологических аспектов экономической политики, психологии рекламы и потребительского поведения и др.

Курс «Экономическая психология» отражает современное состояние экономической психологии и нацелен на формирование у студентов понимания психологических основ экономического поведения субъектов; призван способствовать более глубокому и современному пониманию экономических явлений с учетом их психологической составляющей, выработке навыков использования некоторых экономико-психологических закономерностей.

 

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Курс «Экономическая психология» предназначен для студентов 1-го курса экономического факультета специальности «Национальная экономика и экономическая безопасность».

Экономическая психология – это наука, занимающаяся исследованием поведения людей в условиях экономических отношений, т.е. в условиях производства, распределения, обмена, потребления, владения и управления.

Объектом экономической  психологии являются индивиды и группы, действующие в экономической среде в качестве участников и организаторов производства, владельцев, акционеров, работников, администрации, покупателей, т.е. личности во всех ролях, которые исполняются субъектами различных рынков.

Предметом экономической психологи являются закономерности и особенности проявления личностных и групповых свойств, качеств в экономической среде и влияние на экономическое поведение, на действия, на успех в деятельности, а также факторы и механизмы воздействия экономических явлений на формирование личности и ее поведение.

Цель изучения дисциплины: дать представление о предмете, истории, состоянии, проблемах и перспективах науки – «экономическая психология».

Экономическую психологию правомерно рассматривать как базисную дисциплину, овладение которой позволяет решить следующие задачи:

  • формирование знаний по основным направлениям истории и развития экономической психологии;
  • изучение особенностей психологии  экономического  поведения  в  различных  его  формах: от  повседневной хозяйственной деятельности до экономической политики;
  • изучение представлений индивидов и  групп об экономических явлениях и процессах в новой экономической ситуации в обществе, их поведении,  основанном  на  этих  представлениях;
  • обучение навыкам анализа экономического поведения субъектов, восприятия экономической политики государства.

В результате изучения курса  «Экономическая психология» студенты должны:

знать:

  • историю развития экономической психологии как системы научного знания;
  • основные концепции экономической психологии;
  • основные механизмы экономического поведения индивида и социальных групп в сфере экономической жизни;
  • модели экономического  поведения,  несводимости  его только к рациональному поведению;

уметь:

  • ориентироваться в психологических аспектах проблем финансов и денежного обращения, потребительского поведения, экономической политики;
  • анализировать проблемные ситуации в их экономико-психологических аспектах;
  • находить и анализировать психологические факторы, влияющие на экономическую активность;
  • понимать психологические основы экономического поведения;
  • прогнозировать  возможные последствия влияния психологических факторов на различные формы экономического поведения;
  • учитывать и пояснять вариативность моделей экономического поведения;
  • обращать внимание на индивидуальные различия поведения;
  • использовать полученные знания и рекомендации применительно к собственному экономическому поведению.

 

II. ПРОГРАММА КУРСА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

Тема 1. Экономическая  психология как наука

Экономическая психология как сфера человеческой деятельности. Предмет и объект экономической психологии. Микроэкономическая и макроэкономическая психология. Истоки и становление экономической психологии как науки. Соотношение экономической психологии и других психологических дисциплин. Методологические принципы проведения исследований в экономической психологии.

 

Тема 2. Психология экономического поведения

Понятие экономического поведения. Составляющие экономического поведения. Когнитивные компоненты экономического поведения (принятие экономического решения, психологические затраты экономического решения). Аффективные компоненты экономического поведения. Мотивационно-волевые компоненты экономического поведения (экономические мотивы, волевые компоненты экономического поведения).

 

Тема 3. Психология потребления

Потребитель в рыночной системе. Формы власти рынка над  человеком. Психологические последствия технико-экономического прогресса. Терапевтические функции мира вещей. Факторы потребительского выбора. Типичные эффекты потребительского поведения. Модели избирательного по ведения потребителя. Личность и потребительский выбор.

 

Тема 4. Психология бедности и богатства

Проблема богатства  и бедности. Проблема бедности в  психологии. Личностные характеристики бедных. Психологические причины бедности. Проблемы психологии богатства.

 

Тема 5. Психология денег

Особенности отношения  к деньгам у разных социальных групп. Стратификация людей по отношению  к величине оплаты труда, трате денег. Деньги как мерило отношений между людьми и странами. Влияние денег на формирование личности. Стимулы увеличения заработка. Психологические особенности функционирования денег вне сферы товарного производства. Проблема хранения и накопления денег. Денежные типы личности.

 

Тема 6. Психология предпринимательства

Существующие подходы  к анализу проблемы предпринимательства. Психологические предпосылки предпринимательства. Психологические проблемы предпринимательства. Предприниматель и государство. Этика и идеология предпринимательства. «Образ» предпринимателя. Автопортрет и портрет предпринимателя. Предприниматель и менеджер.

 

III. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Экономическая психология как наука

 

Порядок изучения темы:

Для изучения темы выделяется 2 часа лекций, 2 часа самостоятельной работы.

Предусмотрены:

1) лекция на тему: «Экономическая  психология как наука»;

2) самостоятельная работа  студентов в формах:

- подготовка к лекциям;

- изучение дополнительной литературы.

 

Вопросы темы:

 

1.1. История экономической психологии.

1.2. Объект, предмет и области исследования экономической психологии.

1.3. Экономическая психология в системе наук. Методы исследования.

 

Методические  указания по изучению вопросов темы

Готовясь к лекции, прочитайте:

1. Дейнека О.С. Экономическая   психология:   учеб. пособие. – СПб.:   Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. Введение.

2. Малахов С.В. Основы  экономической психологии: учеб. пособие / Под ред. Задорожнюка И.В. – М., 1992. Введение.

3. Основы экономической  психологии: учеб. пособие / Под ред. д.э.н., проф. В.М. Соколинского. – М.: ФА, 1999. Глава 1. Основы экономической психологии.

 

1. История экономической  психологии

 

Истоки истории экономической психологии можно найти, прежде всего, в трудах знаменитых экономистов.

Адам Смит (1723-1790), основатель экономики как самостоятельной науки, заложил основу теоретических представлений об «экономическом человеке» как эгоистичном, рациональном, склонном к обмену индивиде.

Дж. Бентам (1748-1832) сформулировал  принцип максимизации удовольствия и минимизации страдания как основной закон человеческого поведения.

К. Маркс (1818-1883) развивал идею о ведущей роли общественного  производства в формировании не только условий человеческой жизнедеятельности, но и самого человека.

Джон Кейнс (1883-1946) –  автор теории макроэкономики. Его основной психологический закон гласит: склонность к потреблению в обществе повышается по мере роста доходов и снижается по мере их снижения, но более медленно (см. рис. 1), что объясняется действием социально-психологических факторов (инертностью привычек, традиций). Этим объясняется разница в соотношении долей бюджета, направляемых на потребление и сбережение на разных стадиях жизненного цикла.

 

 

Рис. 1. Основной, психологический закон Дж. Кейнса. Доля потребления (С) в реальном доходе (Y) по мере его роста уменьшается и увеличивается доля сбережений (Y-C).

 

В трудах этих авторов  оформилась теория рационального «экономического человека», цель деятельности которого состоит в получении выгоды, дохода. Определяющей чертой концепции является «экономический эгоизм», т.е. стремление субъекта к максимизации собственной выгоды.

Идея «экономического  человека» длительное время доминировала в экономической психологии, принимая все новые формы. Рамки этой концепции не стесняли исследователей до тех пор, пока ими были экономисты.

 

Как самостоятельная  отрасль психологического знания экономическая  психология зародилась на Западе как прикладная наука для удовлетворения нужд экономической теории и начала формироваться вначале ХХ в.

Среди психологов проблемы экономической психологии одним из первых начал изучать французский психолог Габриэль Тард. Он в 1902 году написал на эту тему  двухтомный труд  la Psychologic Economique. По определению Г. Тарда (1902) экономическая психология имеет дело с психологическими основами экономики или, говоря другими словами, с психологическими положениями, на которых основывается экономическая теория.

Информация о работе Экономическая психология