Экономическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:42, курс лекций

Краткое описание

ель изучения дисциплины: дать представление о предмете, истории, состоянии, проблемах и перспективах науки – «экономическая психология».

Содержание

Введение ………………………………………………….4
I. Цели и задачи дисциплины …………………………...5
II. Программа дисциплины ……………………………...7
III. Содержание основных тем дисциплины …………...9
Тема 1. Экономическая психология как наука … ..9
Тема 2. Психология экономического поведения . .23
Тема 3. Психология потребителя …………………54
Тема 4. Психология бедности и богатства ……….75
Тема 5. Психология денег …………………………81
Тема 6. Психология предпринимательства …...110
IV. Тематика контрольных работ ……………………...125
V. Вопросы к зачету …………………………………....126
VI. Список рекомендуемой литературы ……………....128

Вложенные файлы: 1 файл

economicheskaya psychology.doc

— 818.50 Кб (Скачать файл)

Немецкий психолог Г. Мюнстерберг (1863-1916), более известный  в России как основатель психотехники, занимался эмпирическими, в том числе экспериментальными, исследованиями в области психологии труда и рекламы. Его работа «Психология и экономическая жизнь» (1912) была переведена на русский язык.

Джордж Катона был первым психологом, сосредоточивший свое внимание на психологических проблемах на макроэкономическом уровне. Он ввел в общую экономическую теорию такие понятия, как "отношение к чему-либо", "настроение" и "ожидания". В США он считается отцом экономической психологии. Он первый начал систематически применять психологическую теорию и методы к исследованию экономических проблем. Именно Катона сформулировал одну из базовых идей экономической психологии: покупка зависит не только от способности (экономической возможности) сделать покупку, но и от желания ее сделать (психологической готовности).

В книге «Психологическая экономика» (1975) в наиболее полном объеме описаны его теоретические представления о соотношении психологии и экономики. Главная задача в использовании психологии для экономических исследований состоит, по мнению Дж. Катоны, в выявлении и анализе внутренних тенденций, лежащих в основе экономических процессов и ответственных за экономические поступки, решения и выборы. Экономика без психологии не может успешно исследовать важнейшие экономические процессы, также как и психология без экономики не имеет возможности исследовать наиболее важные аспекты человеческого поведения.

Дж. Катона предложил  общую модель, включающую основные группы факторов экономического поведения, которая, несмотря на всю ее упрощенность и явный бихевиористский крен определяет место психических процессов как промежуточных переменных, опосредствующих влияние внешних условий на экономическое поведение.   

 

Объективное    ---    Психические     ---      Экономическое

Окружение                  процессы                      поведение

 

В России экономическая  психология получила широкое развитие в 80-90 годы, когда встал вопрос об эффективности экономических реформ. Неудачи первого этапа экономического реформирования ярко продемонстрировали ограниченность узко экономического подхода, породили ряд социальных проблем (безработицы, нищеты, преступности, апатии), для решения которых все более востребованными становятся знания и методы практической психологии.

Таким образом, объективной  предпосылкой становления экономической психологии в самостоятельную науку  в России явились радикальные преобразования, смена экономических отношений, прежде всего в сфере отношений собственности на средства производства, появление новых субъектов экономической активности.

Инициативы создания этой дисциплины и обоснования необходимости учета психологических факторов в экономике исходили от ведущих экономистов, в частности Л.М. Абалкина, П. Бунича, А.Г. Аганбегяна, Т.И. Заславской, В.В. Куликова, П.Х. Попова.

Психологические исследования, заложившие основы отечественной экономической психологии, были выполнены: А. И. Китовым, В.Д. Лоповым, А.В. Филигшовым. Авторский коллектив ленинградских психологов в монографии «Промышленная социальная психология», изданной под редакцией Е.С. Кузьмина и А.Л. Свенцицкого в 1982 г., привлек внимание ученых к аспектам экономической психологии, связанным с мотивацией и управлением трудовой деятельностью.

Однако интерес отечественных  ученых длительное время был в основном сконцентрирован на психологии производителя, человеческом факторе в производстве, проблемах управления. Специфика же экономической психологии в отличие от психологии труда, промышленной психологии и других отраслей психологического знания, исследующих производителя, состоит в том, что она изучает производителя и потребителя в единстве. Объективными звеньями, опосредующими связь двух неотъемлемых сфер хозяйственной жизни – производства и потребления, являются заработная плата, цена, налоги, доходы и другие экономические категории, которые, тем не менее, имеют психологический смысл, психологическую составляющую.

Организационное оформление экономической психологии в науку  произошло в начале 80-х годов ХХ века, когда ведущие исследователи (в первую очередь западноевропейские), занимающиеся проблемами экономической психологии, объединились в Международную ассоциацию исследователей экономической психологии. Основной задачей этой организации является оказание помощи исследователям путем организации конференции, школ совместного обучения, издания «Журнала экономической психологии».

 

 

2. Объект, предмет  и области исследования экономической психологии

 

Микроэкономика. Классики-экономисты создали науку об экономическом поведении людей в ситуации рыночных экономических отношений. В  качестве объекта исследования берутся малые экономические системы – фирмы, предприятия, хозяйства отдельных владельцев, отдельные индивиды. Важным объектом эмпирических исследований на этом уровне выступает семья и экономическое поведение в быту. Впоследствии такой подход был назван микроэкономическим.

Микроэкономика оперирует понятиями: прибыль, цены, затраты; изучает отношения между участниками рынка: производителями, потребителями, в основу анализа закладывая понятие конкуренции.

Микроэкономика, исходя из представлений о достаточно устойчивой экономической реальности, соответствующей определенной экономической формации и определенному типу цивилизации, дает ответы субъектам экономических отношений микроэкономической среды – владельцу фирмы (группе владельцев), предпринимателю, банкиру и другим – о том, как оптимизировать свою деятельность, повысив ее экономические показатели.

Экономическая психология (микроэкономическая психология) отвечает на теже вопросы, что и микроэкономика, учитывая человеческий фактор на психологическом уровне:

- характеристики личности,

- особенности ее поведения и деятельности,

- принятия решений в сфере семейного бюджета,

- проблема экономической социализации детей в семье,

- использование экономических  стимулов в управлении,

- психология потребителя,

- психология рекламы, 

- проблемы потребительского и сберегающего поведения граждан,

- изучение психологических закономерностей взаимодействия и взаимоотношений продавцов и покупателей в процессе купли-продажи,

- психология других видов хозяйственной деятельности в микроэкономической среде.

 

Макроэкономика. Общемировая тенденция к усложнению хозяйственных систем, усилению их взаимозависимости, глобализации экономических проблем, выходу их за рамки отдельных национальных и государственных хозяйств создает другую экономическую реальность и, как следствие, – макроэкономику – науку, выявляющую закономерности экономического развития на основе взаимосвязей между основными структурными пропорциями, обобщающими показатели народного хозяйства.

В макроэкономике  представлены экономические объекты такого масштаба, как государства, большие социальные группы и такие макроэкономические явления как экономическая политика, экономическое благосостояние страны и т.д.

Макроэкономика оперирует понятиями: общественное благосостояние, пропорции распределения национального дохода, инфляция, совокупность инвестиций и т.д.

Экономическая психология (макроэкономическая психология), как наука об  агрегатном экономическом поведении людей в макросистеме, рассматривает:

- сферу экономических отношений индивида и общества,

- психологические механизмы  экономического поведения граждан по отношению к экономической политике государства,

- психологические проблемы  отношений собственности, инфляции, безработицы, теневой экономики, богатства и бедности и т.д.,

- ту экономическую реальность, в которой действует экономически активный человек,

- характеризует уровень  развития данной экономической среды по сравнению с другими.

Различия в подходах экономики и психологии носят принципиальный характер. Подход, идущий от экономики, изначально рассматривает экономическое поведение как экономически целесообразное, рациональное, направленное на максимизацию выгоды и минимизацию издержек. Главной задачей экономики и является изучение законов ведения более эффективного хозяйствования.

Подход, идущий от психологии, рассматривает экономическое поведение как частный элемент человеческой жизни, далеко не единственный и не всегда самый главный. Психолога скорее может заинтересовать вопрос о том, а почему иногда человек ведет себя экономически целесообразно и рационально, а не в соответствии со своей человеческой природой, как проявляются индивидуальные психологические особенности людей в их реальном экономическом поведении, как влияют экономические условия на психологические особенности людей, взаимоотношения между ними.

Подход экономики к  психологии утилитарен, он определяется тем, что она (психология) может дать полезного для повышения успешности экономической деятельности.

Подход психологии к  экономике гуманистичен, ее (психологию) интересует, каково человеку в хозяйственной деятельности, что он чувствует, будучи включен в нее, что с ним происходит в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Что может дать хозяйственная деятельность для развития человека (или чего может лишить). Для экономиста нерациональное поведение – артефакт, для психолога оно – норма. Его интересует, каким образом, в конечном счете, люди умудряются связать концы с концами и успешно вести хозяйство.

 

Экономическая психология – это наука, которая изучает психологические закономерности экономического поведения и взаимодействия между людьми, как субъектами экономических отношений.

Объектом экономической психологии могут выступать индивиды, большие и малые группы.

Предметом экономической психологии являются психологические закономерности экономического поведения человека, связанного с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг.

Экономическое поведение – это поведение людей, вызванное экономическими стимулами, в котором имеет место принятие экономических решений, а также детерминанты и последствия экономических решений.

Существуют экономические  и психологические подходы к изучению экономического поведения.

Экономические.

1. Напрямую зависят от математических подсчетов при разработке экономических моделей.

2. Базовые принципы и теории принимаются большинством экономистов.

3. Главный догмат – «рациональный и экономический человек». Его мотивы – стремление к максимизации выгоды и минимизации потерь. Единственная детерминанта – экономические факторы.

Психологические.

1. Математический аппарат применяется только для статистической обработки данных.

2. Нет единой всеми принимаемой теории.

3. Рассматривает детерминанты реальных людей, с учетом менталитета и т.д., как экономические факторы, так и психологические.

 

Области исследования. Ученые предпочитают работать с общепринятыми эталонными моделями, и экономические психологи не исключение. В 1981 году Ф. Ван Раай (Раджн) предложил концептуальную схему выработки и таксономии исследовательских проблем экономической психологии. Согласно этой схеме, он приводит примеры возможных исследований.

 

 

Рис. 2. Общая модель экономической психологии (Ван Райджн).

 

На схеме представлена эталонная модель экономической психологии, предложенная Ван Райджном в 1981 году  (прямоугольники). Стрелки между прямоугольниками – это определенные взаимоотношения, требующие изучения. Взаимодействиями между различными субъектами, вписанными в прямоугольники, являются исследования в экономической психологии:

A) восприятие различных сторон и факторов экономической реальности;

B) особенности восприятия, предпочтений, установок и мнений, связанных с поведением;

C) удовлетворение и претензии потребителя;

D) спрос и предложение товаров и услуг;

E) дизайн и разработка продуктов, услуг и программ, основанных на удовлетворении требований и опыта участников;

F) насколько оправданные и неоправданные ожидания потребителя изменяют его восприятие рынков и продукции;

G) соотношение общих экономических условий и личных финансовых возможностей семей;

H) влияние типа личности, когнитивного стиля и стиля жизни на восприятие и категоризацию экономической реальности;

I) влияние ситуационных воздействий на экономическое поведение;

J) соотношение удовлетворенность браком, работой и жизнью в целом, с одной стороны, и потреблением и экономической удовлетворенностью, с другой.

Предложенная схема  дает широкие возможности для  расширения потенциального поля исследования.

Информация о работе Экономическая психология