Экономическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:42, курс лекций

Краткое описание

ель изучения дисциплины: дать представление о предмете, истории, состоянии, проблемах и перспективах науки – «экономическая психология».

Содержание

Введение ………………………………………………….4
I. Цели и задачи дисциплины …………………………...5
II. Программа дисциплины ……………………………...7
III. Содержание основных тем дисциплины …………...9
Тема 1. Экономическая психология как наука … ..9
Тема 2. Психология экономического поведения . .23
Тема 3. Психология потребителя …………………54
Тема 4. Психология бедности и богатства ……….75
Тема 5. Психология денег …………………………81
Тема 6. Психология предпринимательства …...110
IV. Тематика контрольных работ ……………………...125
V. Вопросы к зачету …………………………………....126
VI. Список рекомендуемой литературы ……………....128

Вложенные файлы: 1 файл

economicheskaya psychology.doc

— 818.50 Кб (Скачать файл)

 

РЕЗУЛЬТАТ ДЛЯ  ДРУГОГО

 

Рис 5. Классификация предпочтений относительно результата для себя и результата для другого.

 

Зрелость экономического сознания предполагает доминирование сотрудничества среди многочисленных форм проявления соотношения "выгода для себя – выгода для других". Сотрудничество (выгодно обоим партнерам) эффективнее, созидательнее, чем состязательность (выгодно себе в ущерб другому), индивидуализм (выгодно только себе), альтруизм (выгодно только другому) и тем более мученичество (выгодно другому в ущерб себе), мазохизм (только ущерб себе), садизм (ущерб другому) и садомазохизм (ущерб себе и другому). Во многих экономических ситуациях требуется скорее совместное, кооперативное поведение, нежели действия, направленные на немедленную личную выгоду. Даже в условиях активной конкуренции договор, чаще выгоднее, чем борьба. В области экономики максимизация КПД достигается путем включения результатов дела для других в собственные интересы, а экономический эгоизм в конечном итоге оказывается неэффективным.

 

2.3.6. Волевые компоненты экономического поведения

К волевым компонентам  экономического сознания и поведения относятся экономические нормы, экономический интерес, экономический поступок, деятельность.

Экономические нормы не выделялись до недавнего времени в самостоятельный вид социальных норм (стандартов поведения, регламентирующих отношения людей, "правил игры"). Однако в этом возникла необходимость, потому что они могут и стимулировать, и тормозить активное экономическое поведение, предприимчивость.

Одна из особенностей экономических норм заключается  в том, что они, как правило, закрепляются юридически, приобретая статус правовых, и наделяются соответствующими средствами контроля (санкциями) за их соблюдением17.

Экономический интерес развивается на основе мотива, но под регуляторным воздействием норм. Если рассматривать собственность как определенную форму власти экономических благ над человеком, то экономический интерес — это форма действия власти собственности на волю субъекта хозяйствования и источник хозяйственной активности18. Еще Адам Смит подчеркивал разницу трудовой активности на своем и на ничьем поле.

Поскольку изменения  в экономике на макроуровне происходят посредством политической воли, ее изучение представляет важнейшую проблему на стыке с политической психологией.

 

 

Задание

1. Какие мотивы относятся к  экономическим?

2. Какие мотивы накопления (сбережения) Вы знаете?

3. Назовите причины альтруистических  мотиваций в экономическом поведении.

 

Контрольное  задание

1. Всегда ли человек поступает рационально? Различается ли рациональность с экономической и психологической точки зрения?

2. В чем сущность закона Йеркса-Додсона  и как он может быть применим в Вашей деятельности?

3. Приведите примеры ситуаций, в  которых экономический эгоизм  неэффективен.

 

Контрольные вопросы:

 

  1. Дайте определение экономического поведения.
  2. Каковы экономические и психологические детерминанты экономического поведения?
  3. В чем состоит отличие экономического и психологического подходов к изучению экономического поведения?
  4. Каковы составляющие научного знания об экономическом поведении?
  5. В чем смысл аксиомы «транзитивности»?
  6. В чем смысл аксиомы «замещения»?
  7. Проиллюстрируйте примерами несостоятельность аксиомы «жадности»?
  8. Перечислите и дайте характеристику основных видов систематических ошибок, допускаемых при оценке вероятностей.
  9. Объясните на конкретном примере, как связаны параметры: сложность задания и уровень возбуждения?

 

Тема 3. Психология потребителя (Дейнека О.С. Экономическая психология: учеб. пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2000. Модуль 4. Психология потребителя)

 

Порядок изучения темы:

Для изучения темы выделяется 2 часа лекций, 2 часа самостоятельной работы.

Предусмотрены:

1) лекция на тему: «Психология  потребителя»;

2) самостоятельная работа  студентов в формах:

- подготовка к лекциям;

- изучение дополнительной литературы.

 

Вопросы темы:

 

3.1. Потребитель в рыночной  системе. 

3.2. Формы власти рынка  над человеком. 

3.3. Психологические последствия  технико-экономического прогресса. 

3.4. Терапевтические функции мира вещей.

3.5. Факторы потребительского  выбора.

3.6. Типичные эффекты  потребительского поведения. 

3.7. Модели избирательного  поведения потребителя. 

3.8. Личность и потребительский  выбор.

 

Методические  указания по изучению вопросов темы

Готовясь к лекции, прочитайте:

1. Дейнека О.С. Экономическая   психология:   учеб.  пособие. – СПб.:   Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.

2. Малахов С.В. Основы экономической психологии: учеб. пособие/ Под ред. Задорожнюка И.В. – М., 1992.

3. Основы экономической психологии: учеб. пособие / Под ред. д.э.н., проф. В.М. Соколинского. – М.: ФА, 1999.

 

Поведение потребителя – центральная проблематика современной западноевропейской и особенно американской экономической психологии, воплотившая в себе прогресс маркетинговой ветви науки, идущей от Г. Тарда.

3.1. Потребитель  в рыночной системе

 

Существует заочный научный  спор о месте потребителя в  рыночной экономике. Одни отводят ему  центральное место и настаивают на том, что от его потребностей зависит развитие рынка, другие рассматривают потребителя как жертву экономической системы.

Профессор Чикагского университета Т. Веблен (1857—1929) показал, что потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, вынуждающего их иногда покупать ненужные им товары, пользоваться дорогими услугами. Жажда прибыли толкает некоторых предпринимателей на неэтичные поступки. Ученый убежден, что со временем система изменится на более гуманистическую19.

Согласно позиции другого профессора Ф. Найта (1885-1972), производство товаров и услуг определяется исключительно потребителями. Стремление к прибыли заставляет предпринимателей производить то, что нужно потребителю, а прибыль рассматривается как награда предпринимателю за деятельность в условиях риска. Автор считает рыночное производство наиболее разумным20.

Оба автора занимают крайние позиции, акцентируя разные стороны рыночной системы, ее позитивные и негативные последствия для человека. На самом деле, верно, нечто среднее, хотя объективность каждого из авторов будет усиливаться в зависимости от степени развитости рынка, его сбалансированности и контролируемости.

Рынок влияет на человека, его психику, вносит свои развивающие и деформирующие элементы. Так, например, движущая сила рынка – спрос – ставит человека в зависимость от него, но и предоставляет возможность продемонстрировать власть над временем, предугадывая спрос, предусмотрев экономические изменения, почувствовать, что будет завтра.

Даже в условиях развитого и  сбалансированного рынка развиваются  мифы об абсолютной ничем не ограниченной функциональности техники, о нравственном отставании человека от техники и научно-технического прогресса и, наконец, миф об идеальной конвергенции техники, производства и потребления. Эти мифы прикрывают собой "всевозможные противо-целесообразности в политике и экономике"21.

Говоря о власти рынка, следует  учитывать, что отечественный рынок 90-х годов называют квазирынком, нецивилизованным рынком, где избыточны элементы стихийности и саморегуляции, с одной стороны, и олигархо-бюрократического давления, с другой стороны. Следствием этого является несбалансированность экономических процессов.

Участник такого рынка переживает глобальность, всеобщность неопределенности, неустойчивости во всех сферах экономических и околоэкономических процессов. Поэтому власть рынка, как некоего независящего от человека механизма хозяйственной жизни, регулятора его поведения и поступков, часто воспринимается в настоящее время как разрушительная, вредная для психики и здоровья. Более защищенными от нее чувствуют себя стрессоустойчивые, энергетически одаренные, активные, волевые и гибкие люди.

 

3.2. Формы власти рынка над человеком

 

Назовем некоторые формы  власти рыночного общества над личностью:

- навязанные потребности (рынок посредством рекламы формирует все новые и новые потребности или формы их удовлетворения);

 - ускоренное потребление (вещи проживают все более короткую жизнь по спланированным технологически причинам или по причинам, связанным с модой);

- опережающее потребление или кредит (жизнь в кредит усиливает психологическое напряжение, тревогу и, как правило, увеличивает стоимость вещи);

- выбор из маргинальных, т.е. несущественных различий (нарастающий поток вещей различается несущественно, а это усложняет и психологически отягощает выбор нужной альтернативы).

Кроме того, накапливается  дискомфорт от заботящейся и одновременно фрустрирующей, обязывающей рекламы. Ведь реклама – бесплатный товар. Его потребление вызывает неосознанное чувство вины. Согласно психоаналитической точке зрения, потребность снять это чувство является одним из факторов, провоцирующих покупку.

 

3.3. Психологические последствия технико-экономического прогресса

 

Основная тенденция  отношений людей с вещами - все большая их (отношений) быстротечность. Быстротечная экономика приходит на смену стабильности. Одноразовая культура потребления вытесняет традиционную: часто становится дешевле купить новое, поменять, чем беречь, мыть, чистить, реставрировать. Новые технологии, мода приводят к быстрому устареванию любого продукта (материального, интеллектуального).

Быстротечность отношений  с вещами переходит и в сферу  взаимоотношений между людьми. В  силу увеличения контактов, количества проходящих сквозь нашу жизнь людей на фоне переездов, разнообразия услуг и т.д. все больше проявляется мимолетность и фрагментарность отношений между людьми. А временность отношений способствует снижению ответственности.

Другая тенденция связана с избыточным разнообразием в мире вещей и услуг. Их больше, чем хочется и нужно, и человек становится жертвой сверхвыбора. Сверхвыбор - это позиция, в соответствии с которой преимущества разнообразия и индивидуализации перечеркиваются сложностью процесса принятия решения покупателем22. Экономическими факторами, поддерживающими тенденцию сверхвыбора, являются: 1) уменьшение стоимости предоставляемых разновидностей товаров по мере того, как технология становится более сложной (добавление вариантов в выпуск продукции является более передовой и дешевой технологией, чем сохранение однообразия или создание абсолютно нового продукта); 2) покупательная способность потребителей, имеющих достаточное количество денег, чтобы расточать их на свои специализированные потребности.

Психологические последствия  быстротечной экономики и сверхвыбора - перманентные чувства непостоянства, скорости, суматохи. Накапливается также стресс принятия решения, поскольку слишком высокая степень неопределенности, избыточность перемен порождает перегрузки организма и психики.

Важнейшими стратегическими  инструментами защиты от избытка  неопределенности являются, во-первых, развитие волевых качеств и, прежде всего, целеустремленности, настойчивости и самостоятельности, обеспечивающих свободу выбора личности. Самостоятельность позволяет тормозить и сдерживать свои желания, регулировать противостояние внешним влияниям и требованиям.

Во-вторых, выбор модели жизненного стиля или образа жизни является важнейшей стратегией борьбы против всё возрастающих нагрузок перевыбора. В рамках принятого личностью жизненного стиля сужается набор альтернатив, в частности потребительских, выборы становятся относительно просты.

Помимо стратегических, существуют тактические способы и приемы отстройки от тягот стресса принятия решений. Выделяют следующие неадекватные адаптации к перестимуляции выбором техники:

1) открытое отрицание, блокирование нежелательной реальности;

2)  специализация, проявляющаяся в сужении интересов, например, только до профессиональных или домашних, при внутренней закрытости для изменений в социальной, политической и экономической сферах;

3)  атавизм как возврат к привычным и успешным прежде, но не работающим сейчас адаптивным приемам, сопровождаемый регрессом социального кругозора (от анархизма до деспотизма в разных вариантах социальной и политической жизни);

4)  сужение выбора  через сверхупрощение в борьбе с перегрузкой (например, наркотики, жестокость и терроризм, также астрология и мистицизм).

Информация о работе Экономическая психология