Экономическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:42, курс лекций

Краткое описание

ель изучения дисциплины: дать представление о предмете, истории, состоянии, проблемах и перспективах науки – «экономическая психология».

Содержание

Введение ………………………………………………….4
I. Цели и задачи дисциплины …………………………...5
II. Программа дисциплины ……………………………...7
III. Содержание основных тем дисциплины …………...9
Тема 1. Экономическая психология как наука … ..9
Тема 2. Психология экономического поведения . .23
Тема 3. Психология потребителя …………………54
Тема 4. Психология бедности и богатства ……….75
Тема 5. Психология денег …………………………81
Тема 6. Психология предпринимательства …...110
IV. Тематика контрольных работ ……………………...125
V. Вопросы к зачету …………………………………....126
VI. Список рекомендуемой литературы ……………....128

Вложенные файлы: 1 файл

economicheskaya psychology.doc

— 818.50 Кб (Скачать файл)

19.      Приведите примеры различной удовлетворенности трудом и доходом, доходом и потреблением.

20.     Соотнесите гражданское удовлетворение с другими видами экономической удовлетворенности.

 

Тема 4. Психология бедности и богатства

 

Порядок изучения темы:

Для изучения темы выделяется 2 часа лекций, 2 часа самостоятельной работы.

Предусмотрены:

1) лекция на тему: «Психология богатства и бедности»;

2) самостоятельная работа  студентов в формах:

- подготовка к лекциям;

- изучение дополнительной литературы.

 

Вопросы темы:

 

4.1. Проблема бедности и богатства

4.2. Проблема бедности  в психологии.

4.3. Личностные характеристики бедных.

4.4. Психологические причины  бедности.

4.5. Проблемы психологии  богатства. 

 

Методические  указания по изучению вопросов темы

Готовясь к лекции, прочитайте:

1. Дейнека О.С. Экономическая   психология:   учеб. пособие. – СПб.:   Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.

2. Малахов С.В. Основы  экономической психологии: учеб. пособие / Под ред. Задорожнюка И.В. – М., 1992.

3. Основы экономической  психологии: учеб. пособие / Под ред. д.э.н., проф. В.М. Соколинского. – М.: ФА, 1999.

 

4.1. Проблема богатства и бедности (Экономическая психология / Под ред. И.В. Андреевой. – СПб: Питер, 2000.)

 

Неравенство в обществе привлекало внимание ученых еще задолго  до Адама Смита. Главным критерием неравенства является богатство, деньги. Остальные – власть, престиж, репутация, привилегии, контроль ресурсов – тесно с ним связаны. Из-за неравенства отношения людей в обществе всегда находились в состоянии шаткого равновесия, нарушавшегося в случае ухудшения жизни бедных, усиления давления на них. Римские цезари подкармливали плебс. Стремление к равенству, которому сопутствовало "подтягивание" жизни бедных, но без уничтожения богатых, пытались обосновать эгалитаристы XIX века. Лишь в XX веке в массовом масштабе стала осуществляться социальная политика.

Эта политика позволяет  нейтрализовать недовольство бедственным положением, реально помогает людям и создает видимость стремления к равенству. Проведение социальной политики выявило особую категорию "паразитов", готовых жить на пособие всю жизнь. Поэтому проведению социальной политики на Западе сопутствует поддерживаемая религией политика внушения неуважения к паразитарному существованию.

Материальное положение  человека влияет на его образ в  глазах других людей. Богатые люди воспринимаются счастливыми, здоровыми, приспособленными. Бедные - несчастными и неприспособленными, ленивыми. Они составляют в мире большинство населения. Порогом бедности считается возможность потратить в день менее $ 4. Диапазон отношения к бедным начинается от полного презрения, неоказания никакой помощи до подтягивания их положения до вполне приемлемых стандартов жизни (социальные программы, фонды, благотворительность). Причем к применению социальных программ склонны, большей частью, богатые страны и богатые люди. В бедных странах с большим количеством нуворишей отношение к беднякам презрительное и беспощадное.

Конечно, бедняк бедняку - рознь. Следует выделять из общей  массы бедняков людей определенного психического склада: у них нет потребностей ни в вещах, ни в красоте, ни в обустройстве, они ленивы, у них нет желания работать, что-либо делать. Когда им предоставляется свобода, они с удовольствием ложатся на диван. Если они работают, то только ради заработка, часто однодневного. Ради сохранения своего положения и психологии, по существу, бомжа, они готовы уничтожить цивилизованный мир.

Иной тип личности – мастера своего дела, которым общество платит за труд слишком мало. В условиях закрытости такая ситуация в обществе может существовать довольно долго. Но в открытых обществах неизбежно происходит "вымывание" специалистов. Человек знает себе цену и хочет зарабатывать согласно своей квалификации. Тут вступает в действие правило – нет денег, нет и мастеров. Недаром из России уезжают талантливые музыканты (их обучение, а затем и труд на самом деле очень дороги, но у нас, как при советской власти, так и сейчас, оперный певец получает в 10 раз меньший гонорар, чем эстрадник, работающий "под фанеру"). Уезжают ученые, особенно молодые, не обязательно выдающиеся, но те, кто может, - на время или навсегда.

Вальтер Ойкен выдвинул концепцию социально обоснованной экономической политики. Для большей части членов общества важно достижение справедливого распределения, осуществляемого согласно предельной производительности факторов производства. Начиная с 30-х годов, эта проблема превращается в нервный узел экономического регулирования. Основной момент здесь – интерес не к абсолютному равенству, а принцип "живи и дай жить другим". Каждый человек и социальная группа имеют конечный предел потребностей (или медленно растущий, что равнозначно в развивающемся обществе). Их достаточно удовлетворить для ощущения равенства.

В процессе развития общества богатые богатеют, а бедные беднеют, а равновесие между ними не достигается практически никогда. Социальные программы должны быть максимально гибкими и адаптированными к национальным особенностям стран.

 

4.2. Проблема бедности в психологии (Дейнека О.С. Экономическая психология: учеб. пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. – 160 с. Модуль 5. Экономико-психологическая адаптация)

 

Проблема бедности в экономической психологии Запада рассматривается как самостоятельная проблема34.

Бедность определяется, как неспособность поддерживать минимальный уровень жизни. Существуют различные теоретические подходы к бедности. При анализе отношения к бедности выделяют три группы ее причин:

- индивидуалистические (ответственность за бедность возлагается на поведение и черты личности бедных);

- структуральные  (ответственность  возлагается  на экстремистское общество и экономические силы);

- фаталистические (причина бедности – удача и судьба).

Именно исследование личности бедных людей, по мнению ученых, является одним из главных вкладов психологии в смягчение остроты проблемы бедности. Личностные теории бедности предоставляют разноречивый материал, однако авторы отдельных публикаций и обзоров выделяют все же некоторые "константы" психологического портрета людей, которые демонстрируют объективную или субъективно переживаемую бедность (человек воспринимает себя как бедного). Рассмотрим эти устойчивые характеристики бедных.

 

4.3. Личностные характеристики бедных

 

Временная константа: у бедных выражена текущая ориентация и кратковременные виды на будущее, т.е. временная ориентация не представлена как способность личности откладывать удовлетворение своих желаний (отложить текущие менее ценные цели во имя достижения более поздних, но более важных).

Пространственная  константа, с бедностью чаще сочетается внешний локус контроля, т.е. человек считает, что события его жизни управляются случаем, удачей, более сильными личностями или силами, не подвластными его пониманию, а не обусловлено собственным поведением.

Энергетическая  константа: слабо выражено стремление к успеху, нет преобладания мотива достижения над мотивом избегания неудачи (люди больше боятся поражений, разочарований, чем желают успеха).

Информационная  константа: низкая самооценка (также чувство собственного достоинства, уверенность в себе). Базисная установка человека с "рыночной" психологией – готовность отвечать за конкретный результат своей работы – складывается именно у людей с высокой самооценкой и уровнем притязаний.

 

4.4. Психологические причины бедности в России

 

Одну из психологических  причин бедности в нашей стране и  бывших социалистических странах зарубежные психологи видят, например, в завышенном уровне потребительских притязаний нашего населения после открытия железного занавеса. Некоторые авторы связывают этот феномен с тем, что у большинства не развит финансовый самоконтроль, т.е. как раз нарушена временная перспектива экономического поведения.

Наши отечественные  бедные люди, испытывающие экономические лишения – в большинстве случаев не люмпен, а жертвы резкой стратификации и издержек экономической политики переходного периода. Но объективные причины бедности не умаляют роли субъективных причин, поэтому немаловажная социально-политическая задача – способствовать благоприятному реформированию снизу вверх, воздействуя на личностные переменные людей.

 

4.5. Проблемы психологии богатства

 

Значительно меньше внимания учеными уделялось проблемам психологии богатства. Обозначим некоторые из них. Помимо исследований отношения к богатым и этики богатства предпринимались попытки выявить личностные проблемы, связанные с богатством. Так, внезапные изменения благосостояния (выигрыши, наследование) часто связаны с разрушительными последствиями в отношении социальной идентификации (отражением себя как представителя другого слоя), с проблемами перехода к другим ценностям, интересам, нормам и моделям поведения. Адаптация к богатству нередко сопровождается обострением личностных проблем в связи с изменением образа жизни (финансовая безопасность, увеличение времени досуга).

Богатство далеко не всегда связано с переживанием счастья, именно поэтому укоренилось выражение «богатые тоже плачут». Само по себе богатство, высокий доход, снимает одни проблемы и порождает другие. Оказывается, прирост денег сдвигает ось беспокойства к интерперсональным параметрам. Благосостояние, освобождая человека от финансово-экономических проблем, усиливает его переживания в области внутриличностных, характерологических проблем, которые хуже решаются с помощью денег.

 

Контрольные вопросы:

 

  1. В чем заключается проблема богатства и бедности?
  2. Назовите  основные  характеристики  психологического  портрета бедного.
  3. Есть ли какие-то особые психологические причины бедности в России, по Вашему мнению? Коротко укажите их.
  4. Проанализируйте признаки психологии бедности применительно к стране как к хозяйствующему субъекту (например, жить сегодняшним днем и т.п.)
  5. Какие психологические качества отличают людей обеспеченных от людей бедных?
  6. Назовите основные характеристики психологического портрета богатого.
  7. Какие психологические проблемы типичны для богатых?

 

 

 

Тема 5. Психология денег (Экономическая психология / Под ред. И.В. Андреевой. – СПб: Питер, 2000. Глава 4. Общие проблемы психологии денег)

 

Порядок изучения темы:

Для изучения темы выделяется 2 часа лекций, 2 часа самостоятельной работы.

Предусмотрены:

1) лекция на тему: «Психология  денег»;

2) самостоятельная работа  студентов в формах:

- подготовка к лекциям;

- изучение дополнительной литературы.

 

Вопросы темы:

 

5.1. Восприятие денег.

5.2. Социокультурные  особенности отношения к деньгам

5.3. Отношение  к деньгам у разных социальных  групп. Стратификация людей по  отношению к величине оплаты труда, трате денег

5.4. Деньги как  мерило отношений между людьми  и странами

5.5. Влияние денег  на формирование личности

5. 6. Влияние волевых  качеств на отношение к деньгам

5.7. Психологические  особенности функционирования денег  вне сферы товарного производства

5.8. Проблема  хранения и накопления денег

5.9. Денежные  типы личности

 

Методические  указания по изучению вопросов темы

Готовясь к лекции, прочитайте:

1. Дейнека О.С. Экономическая   психология:   учеб. пособие. – СПб.:   Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. Блок  7. Отношение к деньгам и «денежное» поведение.

2. Малахов С.В. Основы  экономической психологии: учеб. пособие / Под ред. Задорожнюка И.В. – М., 1992. Тема III. Психология денег.

3. Основы экономической  психологии: учеб. Пособие / Под ред. д.э.н., проф. В.М. Соколинского. – М.: ФА, 1999. Глава 3. Деньги: психологические аспекты.

 

5.1. Восприятие  денег.

 

Деньги - порождение и  форма выражения товарного хозяйства. Это товар, специальная потребительная стоимость которого делает его, с точки зрения экономики, всеобщим эквивалентом всех товаров, превращая в капитал. Деньги как непременный атрибут экономической жизни людей появились в том или ином виде на следующем после натурального обмена этапе развития общества. Отношение к ним определяется как личностными особенностями индивидов, так и социокультурными особенностями различных сообществ.

Поскольку на отношение  к деньгам влияют психологические и социальные особенности, очевидно, что реакция на них не всегда и не у всех одинакова. Только там, где на деньги можно купить все, они являются всеобщим эквивалентом. Но это понятие чисто экономическое (справедливое для экономического человека). Однако в реальной жизни тезис о всеобщей эквивалентности денег не столь безупречен. Они не являются таковыми в условиях дефицита, инфляции, у людей с разными ценностями, разных возрастов, различного воспитания и психологических особенностей.

В данной главе будут  рассмотрены общие проблемы психологии денег, могущие быть интересными  и экономисту, и психологу. Психологи в большей степени интересуются индивидуальными и групповыми различиями поведения индивидов, проявляющимися в основном при изменениях в денежной сфере, при столкновении людей с деньгами (в форме оплаты труда, обращения с ними и т. п.). Деньги воздействуют на малоизученные общей психологией стороны эмоциональной сферы. Рассмотрение отдельных сюжетов воздействия денег позволит выделить несколько типов людей, отличных от типологий, принятых в общей психологии.

Информация о работе Экономическая психология