Шпаргалки по психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:53, шпаргалка

Краткое описание

Психодиагностика – это область психологической науки, которая разрабатывает методы выявления индивидуально-психологических особенностей личности.Термин психодиагностика появился в 1921 г. и принадлежит швейцарскому психологу Герману Роршаху. Психодиагностика прочно вошла в психологию после применения не тестирования, не психометрии, а проективных методов, которые не ставили прямого диагноза

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по психодиагностики.docx

— 98.00 Кб (Скачать файл)

25. Диагностика особенностей личности дошкольника. Личность начинает формироваться ещё в детстве. Для психодиагностики особенностей личности дошкольника используются различные методики. Например, методика на Изучение отношения ребенка к себе в период кризиса 3 лет(разработана Гуськовой Т. В. и Елагиной М. Г.). Для проведения исследования необходимо подобрать несколько картинок с изображением животных, растений, предметов и составить вопросы для беседы с ребенком по их содержанию. Исследование проводится индивидуально с детьми 2- 3 лет. Оно состоит из поочередного рассматривания картинок с изображением животных, растений, предметов и ответов ребенка на вопросы взрослого по их содержанию. Ребенок встречается с экспериментатором несколько раз в двух различных ситуациях, в зависимости от которых взрослый демонстрирует свое отношение к ребенку и его ответам. Поведенческие реакции ребенка фиксируют в таблице. В результате данной методики делаются выводы об эмоциональном отношении ребёнка к себе. Также используются различные тесты. Тесты, предназначенные для определения типа личности человека, его способностей и возможностей, широко используются в передовых странах мира.  Нестандартизированные методики исследования личности дошкольника включают в себя такие методики как: «Свободный рисунок» Ребенку предлагают нарисовать, что он хочет. Рисование может осуществляться цветными карандашами или простым карандашом по выбору ребенка. Задание служит предварительным по отношению к следующему и позволяет установить уровень овладения рисованием и развития мелкой моторики. (для дошкольников 3- 5 лет). «Рисунок человека» Ребенка просят нарисовать человека. По особенностям рисунка (какие части тела изображены, как расположены в пространстве, имеются ли дополнительные детали и др.) судят об уровне развития образного мышления, особенностях эмоционально-личностной сферы и общения ребенка с окружающими. (для дошкольников 3- 7лет). «Дорисовывание фигур» Методика включает задачи на свободное дорисовывание незаконченных изображений. Материал методики состоит из карточек с нарисованными на них фигурками неопределенной формы. Ребенок должен дорисовать каждую из фигурок так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Методика оценивает уровень развития воображения, способность создавать оригинальные образы. (для дошкольников 3- 7лет). «КАТ» Методика включает задания на составление рассказов по картинкам, обладающим особой стимулирующей силой для проявления особенностей личности ребенка. Ребенку последовательно предъявляют 10 рисунков с изображениями животных, выполняющих человеческие действия, и просят сказать, кто нарисован на картинке, что происходит в данный момент, что было до этого, о чем думают и что чувствуют действующие лица, чем ситуация закончится.  
Методика используется как проективная для выявления особенностей эмоционально-личностной сферы ребенка (тревожности, демонстративности, агрессивности, страхов, конфликтности в общении и др.). (для дошкольников 3- 7лет). «Рисунок семьи» Ребенка просят нарисовать свою семью. По величине фигур, их расположению на рисунке, особенностям расположения отдельных членов семьи, уменьшению или увеличению ее состава и другим показателям судят о взаимоотношениях, эмоционально-личностных трудностях самого ребенка. (для дошкольников 4- 7лет). «Десять слов» Ребенку дается задание запомнить и воспроизвести 10 слов. Предъявление повторяется 3—5 раз. Выясняется динамика запоминания. Методика применяется для оценки механического запоминания и имеет особое значение при диагностике патологии ЦНС. (для дошкольников 5- 7лет). «Несуществующее животное» Ребенка просят нарисовать несуществующее животное, назвать его и описать его образ жизни. Методика используется как проективная для изучения личностных качеств и особенностей воображения. (для дошкольников 4- 7лет).

26. Изучение сферы общения  и межличностных  отношений  дошкольников. Среди объективных  методов, используемых в группе  дошкольников, наиболее популярными  являются: социометрия, метод наблюдения, метод проблемных ситуаций. Остановимся  на описании этих методов подробнее.  Социометрия позволяет выявить  взаимные (либо не взаимные) избирательные  предпочтения детей.К социометрическим методикам относятся такие как: Капитан корабля. Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы: 1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие? 2. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей? 3. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание? 4. Кто еще остался на берегу? Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют два-три имени сверстников, с которыми они предпочли бы «плыть на одном корабле». Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или игнорируемых). Два домика. Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них — большой красивый, красного цвета, а другой — маленький, невзрачный, черного цвета. Взрослый показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном — игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь. Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках. Метод вербальных выборов. Старшие дошкольники (5—7 лет) могут достаточно осознанно ответить на прямой вопрос о том, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. В индивидуальной беседе взрослый может задать ребенку следующие вопросы: 1. С кем ты хотел бы дружить, а с кем дружить никогда не станешь? 2. Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь? 3. С кем ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет? В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников. Ответы детей (их отрицательные и положительные выборы) заносятся в специальный протокол (матрицу).Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Возможно несколько вариантов социометрического статуса: ♦ популярные («звезды») — дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов, ♦ предпочитаемые — дети, получившие один-два положительных выбора, ♦ игнорируемые — дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками), ♦ отвергаемые — дети, получившие в основном отрицательные выборы.При анализе результатов методики важным показателем является также взаимность выборов детей. Наиболее благополучными считаются случаи взаимных выборов. На основании ответов детей в каждой из методик составляется социограмма группы, где есть ярко выраженные звезды и отверженные.Метод наблюдения позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, дает много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей: ♦ инициативность — отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение, ♦ чувствительность к воздействиям сверстника — отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращения сверстника действиях ребенка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него, ♦ преобладающий эмоциональный фон — проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой и негативной. Метод проблемных ситуаций. Для исследования межличностных отношений можно создавать такие естественные эксперименты, в которых ребенок будет поставлен перед необходимостью решения социальной проблемы (поделиться или не поделиться со сверстником, оценить его действия, разрешить конфликт и пр.). Подобные ситуации не являются простыми формами совместной деятельности, это — игры и действия рядом, в которых дети, начиная с 3—4 лет, могут проявлять интерес к сверстнику, оценивать его действия, оказывать поддержку и помощь. Приведем несколько примеров возможных проблемных ситуаций: Строитель. В игре участвуют двое детей и взрослый. Перед началом строительства взрослый предлагает детям рассмотреть конструктор и рассказать, что можно из него построить. По правилам игры один из детей должен быть строителем (т. е. осуществлять активные действия), а другой — контролером (пассивно наблюдающим за действиями строителя). Дошкольникам предлагается самостоятельно решить: кто будет строить первым и, соответственно, будет исполнять роль строителя, а кто будет контролером — следить за ходом строительства. Конечно, большинство детей хочет сначала быть строителем. Если дети не могут самостоятельно сделать выбор, взрослый предлагает им воспользоваться жребием: угадать, в какой руке спрятан кубик конструктора. Угадавший назначается строителем и строит постройку по собственному замыслу, а другой ребенок назначается контролером, он наблюдает за строительством и вместе со взрослым оценивает его действия. В ходе строительства взрослый 2—3 раза поощряет или порицает ребенка-строителя. Например: «Очень хорошо, отличный дом, ты замечательно строишь» или «Что-то у тебя странный дом получается, таких не бывает». Мозаика. В игре участвуют двое детей. Взрослый дает каждому поле для выкладывания мозаики и коробку с цветными элементами. Сначала одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а другому — наблюдать за действиями партнера. Здесь важно отметить интенсивность и активность внимания наблюдающего ребенка, его включенность и интерес к действиям сверстника. В процессе выполнения ребенком задания взрослый сначала порицает действия ребенка, а затем поощряет их. Фиксируется реакция наблюдающего ребенка на оценку взрослого, обращенную к его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой или поддерживает негативные оценки взрослого, выражает ли протест в ответ на поощрения или принимает их. После того как домик завершен, взрослый дает аналогичное задание другому ребенку. Во второй части проблемной ситуации детям предлагается наперегонки выложить на своем поле солнышко. При этом элементы разного цвета распределены не поровну: в коробочке одного ребенка преимущественно лежат желтые детали, а в коробочке другого — синие. Приступив к работе, один из детей вскоре замечает, что в его коробочке недостаточно желтых элементов. Таким образом, возникает ситуация, в которой ребенок вынужден обращаться за помощью к своему сверстнику, просить нужные для его солнышка желтые элементы. После того как оба солнышка готовы, взрослый просит сделать над солнышком небо. На этот раз необходимых элементов не оказывается в коробочке другого ребенка. Способность и желание ребенка помочь другому и отдать свою деталь, даже если она нужна ему самому, реакция на просьбы сверстников служат показателями сопереживания. Использование данных методик дает достаточно полную картину не только особенностей поведения ребенка, но также позволяет вскрыть психологические основания того или иного поведения, направленного на сверстника. Эмоциональное и практически-действенное отношение выявляются в этих методиках в неразрывном единстве, что особенно ценно для диагностики межличностных отношений.

27.Диагностика развития  познавательной сферы дошкольника.  В дошкольном возрасте под  влиянием обучения и воспитания  происходит интенсивное развитие  всех познавательных психических  процессов. Диагностика развития  познавательной сферы дошкольника  – основа построения индивидуализированных  коррекционных психолого-педагогических  программ. Сама же диагностика  включает в себя такие методики, как: Методика «Графический диктант»(Эльконин Д.Б.): Тест включает методическое руководство и бланк, представляющий из себя соответственно оформленный тетрадный лист в клетку. В правом верхнем углу листа записывается фамилия и имя испытуемого, а также дата проведения обследования. С левой стороны каждого листа на расстоянии 4 клеток от левого края, ставятся три точки одна под другой (расстояние между ними по вертикали – 7 клеток). На заранее заготовленном листе детям предлагается рисовать по клеткам линии от намеченной заранее точки под диктовку: вправо, влево, вверх или вниз по одной клетке и т.д. Затем нужно самостоятельно продолжить узор.При анализе результатов выполнения задания необходимо порознь оценить действия под диктовку и правильность самостоятельного продолжения узора. Первый показатель свидетельствует об умении внимательно слушать и четко выполнять указания взрослого, второй – о степени самостоятельности ребенка в учебной работе. Методика может быть использована как для индивидуального, так и для группового обследования. Методика «Последовательность событий» (модифицированная методика А.Н.Берштейна): Области применения- Исследование логического мышления, речи, способности к обобщению.Тест включает методическое руководство и стимульный материал, включающий три сюжетные картинки, на которых изображено весеннее половодье. Картинки предъявляются испытуемому в неправильной последовательности. Задание состоит из двух частей: выкладывание последовательности картинок и устный рассказ по ним. Правильно найденная последовательность картинок свидетельствует о том, что ребенок понимает смысл сюжета, а устный рассказ показывает, может ли он выразить сове понимание в словесной форме. Если испытуемый правильно выложил последовательность, но не смог составить рассказа, то желательно задать ему несколько вопросов, чтобы уточнить, каковы его познания. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов расценивается как выполнение задания на среднем уровне. Если испытуемый правильно выложил последовательность, но не смог составить рассказа даже с помощью наводящих вопросов, то такое выполнение задания рассматривается как неудовлетворительное. Особо следует рассматривать случаи, когда молчание ребенка обуславливается личностными причинами: страх общения с незнакомыми людьми, боязнь допустить ошибку, ярко выраженная неуверенность в себе и т.д. Тест проводится индивидуально. Методика «Узор» (Цеханская Л.И.): Предмет диагностики- Исследование познавательной сферы ребенка, выявление сформированности умения подчинять свои действия правилу. Тест включает методическое руководство, стимульный материал,который включает бланки сгеометрическими фигурками, нарисованными на листе бумаги и расположенными в три ряда. Верхний ряд состоит из треугольников, нижний — из квадратов, средний — из кружков. Квадраты находятся под треугольниками, кружки — в промежутке между ними. Все три ряда геометрических фигур называются «полоской». Материал методики («полоски») располагается на четырех страницах. На первой странице, в центре верхней части дается образец узора, который детям предстоит вычерчивать после объяснения задания. Внизу этой же страницы расположена «полоска» геометрических фигур, на которой ребята учатся рисовать узор под диктовку. На трех следующих страницах дается по одной «полоске» фигур на каждой, для соответствующей серии эксперимента.Данная методика может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Перед ребенком ставится задача рисовать узор, следуя правилу (какие фигуры соединять между собой), с указанием способа действия (каким образом соединять фигуры). Например, соединять треугольники и квадраты (правило) через кружок (способ действия). При этом ребенок должен следовать инструкции, которая дается экспериментатором, и где указывается, какие фигурки и в каком порядке следует выбирать. Вначале ребенку предлагается образец узора и дается инструкция. Затем следует этап обучения способу действия, после чего дети переходят к выполнению основного задания. На этапе обучения взрослый следит за тем, как каждый ребенок выполняет задание, а в случае необходимости исправляет ошибки и объясняет ребенку в чем он ошибся. Эксперимент состоит из трех серий, отличающихся друг от друга конфигурацией узора. Диктовать следует медленно, чтобы дети успевали прочертить очередное соединение. Повторять одно и то же дважды нельзя, поскольку некоторых ребят это может натолкнуть на прочерчивание лишних соединений. Никакой помощи во время выполнения основного задания экспериментатор не оказывает. При оценке результатов правильными считаются соединения, соответствующие диктанту. Штрафные очки начисляют за лишние соединения, не предусмотренные диктантом, за «разрывы» или пропуски «зон соединения» между правильными соединениями.

 

28.Психологическое исследование  степени готовности детей к  обучению в школе. Главная цель  обследования детей 7го года жизни – целенаправленное изучение готовности детей к школьному обучению. Для определения уровня готовности детей при поступлении в школу целесообразно выявление степени его психологического развития. Показатели психологической и социальной готовности детей к школе: А) Желание учиться в школе: - ребенок хочет идти в школу, - особого желания идти в школу у ребенка пока нет, - идти в школу не хочет. Б) Учебная мотивация: -осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность, -собственные цели учения не осознаются, привлекательным в школе для ребенка является только внешняя сторона учения, -цели учения не осознает, ничего привлекательного в школе не видит. В) Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию: -достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя, -контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны, -плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации. Г) Организованность поведения: -поведение организованное, - поведение недостаточно организованное, - поведение неорганизованное.  Нет, и не может быть единого теста для определения готовности ребенка к школьному обучению. Готовность к школе это многокомпонентное образование, которое включает в себя уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовность к произвольной регуляции познавательной деятельности, к социальной позиции школьника.

При определении психологической  готовности к школьному обучению важно придерживаться следующих  положений:1.Обследование должно быть однократно и не превышать 20-30 минут. 2.Обследование желательно проводить  в присутствии родителей. Это  снимает у родителей нежелательное  напряжение и подозрение об отборе. Перед обследование родителей предупреждают, что занятие, проводимое с ребенком, не является обязательным, что его  цель – не проэкзаменовать ребенка, а наметить тактику, способствующую успешному  обучению ребенка в  школе в соответствии с его  особенностями. 4.Родители должны занимать позицию наблюдателя, но не нужно  категорически просить родителей  покинуть комнату, если они вмешиваются  в процесс диагностирования. 5.Результаты обследования должны давать качественную характеристику особенностей ребенка. Особое внимание следует уделять  протоколу обследования. В нем  отмечают успешность выполнения задания, способ действия (активность, интерес, деловитость, старательность, обращение  за помощью, самостоятельность, эмоциональные  реакции, моторную ловкость). Ребенок  считается готовым к школьному  обучению, если по результатам психолого-педагогического  обследования он набрал более 20 баллов за беседу, 3-9 баллов за тест Керна-Ирасека, имеет положительный результат за выполнение других проб. Исследование проводится в два этапа и предусматривает коррекцию школьно-необходимых функций. Первое углубленное психолого-педагогическое обследование детей проводят психолог и воспитатель детского дошкольного учреждения. Детей, не посещающих детский сад, обследует психолог и учитель, который будет осуществлять набор учащихся в первый класс. Повторное углубленное обследование детей осуществляется перед поступлением детей в школу (апрель-май). Оно проводится теми же специалистами по аналогичной схеме. На основании результатов первого и второго обследования окончательное заключение о готовности детей к школе дает психолого-педагогическая комиссия, которая состоит из психолога, физиолога, врача-педиатра и учителя. В условиях разноуровневой дифференциации комиссия может сформировать классы 1, 2. и 3 уровней. Для детей класса 3-го уровня проводится дополнительное психолого-педагогическое обследование непосредственно перед началом учебного года. Одним из методов обследования детей по определению степени их готовности к школьному обучению является беседа. Она позволяет собрать сведения о запасе представлений ребенка об окружающем мире, его ориентировании в различных жизненных ситуациях, его отношении к окружающей его действительности. Беседа служит важным средством установления контакта с ребенком, создает атмосферу доверия, вводит ребенка в ситуацию психологического экспериментирования. Беседа не должна выглядеть опросом, поэтому к ее организации предъявляются повышенные требования. Человек, проводящий беседу, должен знать все вопросы наизусть, уметь быстро и правильно оценивать ответы, предоставлять ребенку возможность свободно высказываться, вести подробную запись ответов. При необходимости следует возвращаться к вопросам, вызвавшим затруднения, и уточнять ответы. Обязательным условием проведения беседы является присутствие родителей, непринужденный характер беседы (целенаправленность вопросов), соблюдение педагогического такта, в особенности, если дети имеют дефекты речи, слуха или трудно вступают в контакт. Вопросы собеседования: Назови свою фамилию, имя, отчество. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тетей или дядей? У тебя есть брат, сестра? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2. И др. Оценка результатов беседы. Школьно-зрелыми считаются дети, получившие в сумме наибольшее количество баллов, среднезрелыми – дети, получившие среднее количество баллов, и незрелыми – наименьшее. Давая заключение, следует помнить, что беседа, как и любой лабораторный метод изучения ребенка, является вспомогательным методом. Психолого-педагогическое заключение можно дать только на основе анализа всех данных комплексного исследования. Для реализации первоначальной диагностики можно использовать ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека. У этого теста ряд достоинств: -не требует много времени; -может использоваться как для индивидуальных, так и для групповых обследований; -имеет нормативы, разработанные на большой выборке; -не требует специальных средств и условий для проведения. Тест Керна-Ирасека наиболее часто используется для ориентировочной оценки уровня развития деятельности, необходимой для успешного обучения письму, речи и т.д. Тест включает три задания: рисование фигуры человека по представлению, графическое копирование фразы из письменных букв и срисовывание точек в определенном положении. Эти задания дают общие представления об уровне психического развития ребенка, его глазомере и способности к подражанию, а также о выраженности тонких двигательных координаций.

 

29.Направления психодиагностической  работы с детьми младшего школьного  возраста. Задача школьного психолога  в совместной работе с учителем  — создать благоприятные условия  для развития каждого ребенка,  обеспечить с первых же дней  его пребывания в школе индивидуальный  подход к нему. Но осуществление  последнего требует хорошего  знания особенностей развития  детей. В связи с этим психологу  следует познакомиться с будущими  первоклассниками уже на этапе  записи их в школу. Работа  школьного психолога традиционно  организуется по следующим направлениям: 1.диагностическая работа. 2.Коррекционно- развивающая работа. 3.Консультативно- просветительская работа. Психологическая  диагностика – одно из наиболее  разработанных направлений деятельности  психолога начальной школы. Сегодня  диагностика преследует решение  следующих задач: -составление социально-психологического  портрета школьника; -определение  путей и форм оказания помощи  детям, испытывающим трудности  в обучении, общении и психическом  самочувствии; -выбор средств и  форм психологического сопровождения  школьников в соответствии с  присущими им особенностями обучения  и общения. В психодиагностике  младших школьников имеются некоторые  особенности. Известно, что к моменту  поступления детей в школу  существенно возрастают индивидуальные  различия по уровню психологического  развития. Дети отличаются друг  от друга по интеллектуальному,  моральному, межперсональному развитию. Они по-разному реагируют на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации. Некоторым детям практически уже доступны тесты, предназначенные для взрослых, другим – только методики, рассчитанные на детей 4-6 лет. Психокоррекционная работа с детьми младшего школьного возраста имеет ряд специфических особенностей. В первую очередь это связано с : 1.с изменением социального статуса ребёнка: из дошкольника он превращается в ученика. 2.со сменой ведущей деятельности: главной становится учебная деятельность. 3.с расширением межличностых связей и изменением социального окружения. 4.с формированием оптимального уровня активности и произвольности. 5.с изменением эмоциональной сферы, в связи с адаптацией к школьным требованиям. Консультирование в основном ориентировано на старшеклассников и проводится как по запросу школьника, так и по запросу родителей при обязательном выполнении требования добровольности и конфиденциальности.

 

30.Характеристика некоторых  методик направленных на изучение  профориентационной ноправленности старшеклассников. Выбор профессии - одна из самых важных жизненных проблем современного молодого человека. Участие в профориентации и помощь учащимся в обоснованном выборе профессии — одна из важнейших сторон работы школьного психолога. В содержание этой деятельности входит: а) выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, первичных профессиональных намерений и их динамики; б) определение социальных установок и помощь в их формировании; в) определение мотивации выбора и ее структуры; 
г) формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний; 
д) определение выраженности и структуры способностей; е) определение уровня развития различных сторон личности, динамики и вариативности проявлений, жизненного стиля, возможной «цены» деятельности (конфликтность, напряженность, тревожность, склонность к монотонии, потенциальные возможности и  их реализация, устойчивость и настойчивость, целеустремленность и т.п.); ж) осуществление профподбора, при необходимости — первичного профотбора; з) определение степени соответствия «профиля личности» и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения учащихся; 
и) участие в проведении занятий с учащимися по курсу «Основы выбора профессии». Чем раньше подросткок поймет, какие черты характера свойственны, тем больше у него шансов всесторонне подготовиться к поступлению в интересующее его учебное заведение. Именно для того, что бы помощь старшеклассникам не только определиться со своей будущей профессиональной деятельностью, но и понять, каким образом можно в сложных современных условиях добиться успеха, приводим далее изучаемые рекомендации. Методика В. Смекала и М. Кучера «Изучение направленности личности». «В основе методики Смекала-Кучера лежит несколько измененная ориентировочная анкета Б. Баса. Данная методика основана на словесных реакциях испытуемого в предполагаемых ситуациях, связанных с работой или участием в них других людей. Ответы испытуемого зависят от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения он предпочитает. Хотя у испытуемого и создается впечатление, что с помощью этой методики получают ориентировочную информацию о нем самом, в действительности же испытание позволяет определить основную жизненную позицию». Методики изучения познавательной сферы старшеклассников на этапе выбора ими профиля обучения и, по итогам завершения школы, - профессии разделяют на 3 этапа. «Анкеты. Чаще всего в профконсультации применяют «Анкету старшеклассника» Б.А. Федоришина, «Карту интересов» Голомштока, «Ориентировочно-диагностическую анкету» С.Я. Карпиловской». Профориентационная работа начинается с их заполнения. Процедура проведения анкетного опроса способствует установлению контакта педагога со старшеклассниками и организации совместной работы профориентационной направленности. Задаваемые во время проведения исследования вопросы-уточнения и ответы на них способствуют закреплению контакта и создают благоприятные предпосылки для дальнейшего профконсультационного взаимодействия». Опросники.Она включает в себя разработанный Е.А. Климовым «Дифференциально-диагностический опросник» и его модифицированный вариант - «Профессионально-диагностический опросник». Испытуемым предлагается выбрать из трех десятков парных суждений наиболее подходящие для них альтернативы. Целью применения опросников являются раннее выявление интересов и склонностей учащихся, распределение их предпочтений по основным типам профессий, классифицируемых по предмету труда: «человек-природа»(зоотехник), «человек-техника» (инженер), «человек-человек» (учитель), «человек-знак» (корректор), «человек - художественный образ» (актер). Тесты. Более сложный в проведении, обработке данных и интерпретации. Сложность может состоять в количестве утверждений для выбора или вопросов, на которые следует дать осмысленный ответ. Очень трудоемким по обработке является «Тест определения профпригодности подростков», однако, полученные после его применения стоят того. «Опросник профессиональной готовности» Л.Н. Кабардовой может применяться только в компьютерном варианте. Это потому, что бланковый вариант методики по объему составил бы целую брошюру. Данный компьютерный вариант предоставляет богатейший школьный материал для профессиональной профконсультации, однако подготовительная работа к проведению тестирования трудоемка. К этой группе методик следует отнести предложенные Е.А. Климовым и Н.С. Пряжниковым исследовательские задания «Моды», «Восьмиугольник выбора профессии», «Схема анализа профессии». Методики исследования познавательной сферы школьников могут использовать педагоги, социальные работники и другие специалисты, обученные процедурам их применения. Далее, приведем наиболее популярные и актуальные методики по профориентации. 1) Диагностика структуры сигнальных систем (Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова). На основе относительного преобладания у человека первой или второй сигнальной системы определяются специфические типы высшей нервной деятельности: художественный (преобладание первой сигнальной системы), мыслительный (преобладание второй сигнальной системы) и средний (относительно одинаковая роль обоих систем). По результатам диагностики выдаются рекомендации о том, какой вид трудовой деятельности более всего подходит испытуемому. 2) "Карта интересов", опросник разработан А. Е. Голомштоком. Тест используется в целях профориентации при приеме на работу. Может применяться для обследования как подростков, так и взрослых. Исходя из структуры ответов определяется степень выраженности интереса к определенному виду профессиональной деятельности (биология, география, геология, медицина, легкая и пищевая промышленность, физика, химия, техника, электро и радиотехника, металлообработка, деревообработка, строительство, транспорт, авиация, морское дело, военные специальности, история, литература, журналистика, общественная деятельность, педагогика, юриспруденция, сфера обслуживания, математика, экономика, иностранные языки, изобразительное искусство, сценическое искусство, музыка, физкультура и спорт). 3) "Карта интересов", модификация О.Г. Филимоновой. Опросник А.Е. Голомштока представлен достаточно широко в разных источниках. В его основе лежит перечень направлений, по которым составлены вопросы к учащимся. Этот опросник уже долгое время публикуется без изменений и устарел как с точки зрения перечня направлений деятельности, так и с точки зрения формулировки вопросов. При его проведении в аудитории возникают смешки и недоумение, что и побудило автора к некоторому его усовершенствованию. В новом перечне направлений деятельности появились такие популярные сейчас виды деятельности, как информационные технологии, социология, философия, бизнес. 4) "Матрица выбора профессии". Данная методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи. С помощью 2-х вопросов и таблицы можно выявить профессию наиболее близкую интересам и склонностям опрашиваемого. 5) Опросник для определения профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой. По результатам испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен (человек- знаковая система, -техника, -природа, -художественный образ, -человек). 6) "Ориентация" анкета И.Л. Соломина. Анкета пригодна для самооценки профессиональных интересов и способностей молодых и взрослых людей, очень проста в применении и обработке. Определяется преимущественная склонность и способность к одному из пяти типов профессий (человек-человек, -техника, -знаковая система, -художественный образ, -природа) и соответствие двум классам: исполнительские и творческие. 7) Оценка профессиональной направленности личности учителя. Методика разработана для определения степени включенности учителя в профессию, определения механизмов, через которые профессиональная деятельность воздействует на личность, выявления типических педагогических деформаций личности. 8) "Профессиональные намерения". Все вопросы методики группируются по пяти направлениям, а ответы свидетельствуют об уровне сформированности и осознанности каждого из них (жизненные планы, увлечения и проф.намерения, знания о профессии, оценка своей пригодности к профессии, эффективность профориентационной работы). 9) "Якоря карьеры" методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова). Данный тест предназначен для определения выраженности карьерной ориентации. Можно использовать для профессиональной ориентации подростков и взрослых. Таким образом, благодаря методикам профориентации, старшеклассники вооружаются ценными информациями в выборе профессии.

Информация о работе Шпаргалки по психологии