Шпаргалка по "Семейной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:37, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Семейная психология".

Вложенные файлы: 1 файл

семейная психология.docx

— 239.34 Кб (Скачать файл)

4) Образовательно-воспитательная  функция (социализация). Воспитательная  функция состоит в удовлетворении  потребностей в отцовстве и  материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в  детях. «Семейное и общественное  воспитание взаимосвязаны, дополняют  друг друга и могут, в определенных  границах, даже заменять друг  друга, но в целом они неравнозначны  и ни при каких условиях  не могут стать таковыми.

Семейное воспитание более  эмоционально по своему характеру, чем  любое другое воспитание, ибо «проводником»  его является родительская любовь к  детям, вызывающая ответные чувства  детей к родителям» (А. И. Захаров).

5) Рекреативная функция  (лат. recreatio — восстановление). Она  связана с отдыхом, организацией  досуга, заботой о здоровье и  благополучии членов семьи.

6) Кроме традиционных  функций можно выделить другие, возникшие в современной семье.  Традиционные функции стали резко  ослабляться, но возникла новая,  ранее неизвестная — психотерапевтическая  функция. Брак удачен или нет  в зависимости от активизации  этой функции, т. е. в настоящее  время семейное существование  в значительной степени зависит  от стабильности близких эмоциональных  отношений.

5 вопр Э. К. Васильева, 5 стадий жизн-го цикла семьи:1) зарожд-е семьи до рожд-я ребенка; 2) рожд-е и воспит. детей; 3) оконч-е выпол. семьей воспит-ых фун-й; 4) дети живут родителями, и хотя бы один не имеет собст-й семьи; 5) супруги живут одни или с детьми, имеющ. Собст-е семьи. Жизн-ый цикл семьи – это некая последов-ть смены событий и стадий, кот. проходит любая семья. Конечно, семья может пропустить тот или иной этап своего разв-я, напр-р, не родить детей, но некот-е события явл. неизменными, напр-р, измен-е физич-го возр. людей. Каждая фаза жизнен. цикла семьи ставит перед ее участ-ми определ-е задачи. Функциональная семья – это та семья, кот.успешно справляется с поставлен. перед ней внешн. и внутр-ми задачами. Дисфункциональная, соответ-но – это та семья, кот. с этими задачами не справляется. Обычно в этот момент люди и начинают искать помощи психолога, так как переход на новую фазу – это всегда кризис и люди не видят возмож-и приспособления к новой ситуации или даже не принимают ее. 1.Период ухаживания Чтобы успешно пройти эту фазу молодые люди должны разрешить след.проблемы: достиж-е эмоц. и финан. независ-и от родителей; развит. навыков ухаж-я и привлечения партнера; занятие адекватного возр-у статуса. Это – очень важная стадия как для индивид-го психиx-го развития, так и для развития его будущей семьи. 2.Фаза проживания супругов без детей Это – первый кризис, когда люди начин. жить вместе и должны договориться о том, по каким правилам это будет происходить. Есть правила, кот. легко выраб-ть, а некоторые очень трудно. Легче всего выработать внеш. привила (кто и когда моет посуду; кто ходит в магазин; кто зарабатывает деньги и т.д.). Труднее выработать правила, связанные с более глубинными вещами. Напр-р, ожиданиями от супруга. Напр-р, к психологу пришла на прием семья на этой стадии. Иван, 26 лет, в своей родительской семье привык, что жена встречает мужа горячим ужином, а муж рассказывает о трудном рабочем дне. А Ирина, 20 лет, выросла в другой семье, где ритуал совместного ужина был не столь важен, зато важным было вместе проводить выходные, что, в свою очередь, не практиковалось в семье Ивана. А поскольку Иван и Ирина «знали», что любящие люди должны вести себя именно по тому сценарию, к кот. они привыкли, они подумали: « он (она) меня не любит, если не готовит ужин (не организует совместные выходные)». 3. Семья с маленьким ребенком (или стадия триады) Это очередной кризис, когда меняется вся структура семьи. Было двое – а стало трое. И снова надо договар-ся, так как возникли новые обязан-ти и новые роли. На этом этапе может возникнуть ревность одного из супругов, если он почувствует, что другой партнер больше привязан к ребенку, чем к нему. Может возникнуть проблема самореализации у матери, кот. будет ревновать мужа к активному образу жизни, кот.она сейчас лишена. Могут возникнуть проблемы взаимодействия с родительскими семьями, так как бабушки и дедушки могут захотеть влиять на то, что происходит в молодой семье. 4. Фаза стабилизации Обычно эта фаза соответ. кризису середины жизни супругов. Середина жизни, как известно, характер. сочетанием больших возмож. с серьезными огранич-и. Вроде люди накопили большой опыт, получили определ-й социальный статус, но уже не так просто адаптироваться к измен-ся эконом. обстоятельствам, трудно что-то менять, приходится «плыть по течению» даже тогда, когда это течение тебе не очень нравится. Еще одним типичным стрессом для семьи явл. необходимость ухода за престарелыми родителями и переживание их смерти. 5. Фаза, в кот. дети постепенно покидают дом Наиболее серьезные кризисы семья переживает тогда, когда кто-то вступает в семью или покидает ее. Родители могут вдруг обнаружить, что им не о чем говорить друг с другом. Или вдруг обостряются старые разногласия и проблемы, решение которых было отложено из-за рождения детей. В этот период возрастает число разводов. Леонид 54 г. и Наталья 55 л., обратились к семейному психологу именно в этот непростой период. Их сын (32 г.), вокруг кот. развивалась и сохранялась семейная жизнь, женился и переехал к жене, а родители остались, предоставленные сами себе. Такая близость и необходимость решать проблемы без привычного «посредника» оказались не под силу Леониду и Наталье. Хорошо, что они вовремя обратились за помощью. 6.Последние стадии жизненного цикла семьи Уход на пенсию может сделать проблему пребывания наедине друг с другом еще более острой. Часто в это время возникает проблема ухода за старым супругом. Время идет, один из супругов умирает, и жизненный цикл семьи завершается. Наступает стадия модонны, только на другом возрастном уровне.

6 вопр. Кризисные периоды в браке Семья — древнейший институт человеч. взаимодейст., уникальное явл. Ее уникальность сост. в том, что несколько чел. самым тесным способом взаимодейст. в течение длительного времени, на протяжении большей части человеч-й жизни. В такой системе интенсивного взаимодейст. не могут не возникать споры, кризисы, конфликты. На конфликтность супруж-х отнош. действуют кризисные периоды развития семьи. Выдел. 3 таких периода:1 кризисный период связан с адаптацией молодоженов к условиям совместной жизни (этот период длится до рождения ребенка). В этот период конфликты в молодой семье могут происходить из-за разных причин:•Возмож. разочарования в партнере. Это приводит к появл. обоюдной раздражит-ти, кот. часто усугубляется злостью не только на партнера, но и на себя: «ну как же я могла всего этого раньше не замечать»; •Смены эмоцион. Отнош. обоих супругов к происходящему: семейная жизнь требует самоогран-я в плане привычных потреб-й, исчезает романтичность, свойств-я добрачному периоду; •Несовпадения ценност. иерархий у молодых супругов; •Трудностей в становл-и ролевой структуры семьи — распред. ролей, внутрисемейного статуса, не оправдавшихся ролевых ожиданий и притязаний и т. .•Возмож. сложностей в построении отнош. молодых супругов с родительскими семьями; Материальных и жилищ.затруднений. Второй кризисный период связан с рожд. первого ребенка. Семья как целостная система еще не окрепла, не решены многие типичные для молодой семьи проблемы и появл. новые: •Необход. Измен-я ролевой структуры — появл. родительские роли — (уход за младенцем, воспитание детей); •Изменяется статус мужа — жена концентрирует внимание на ребенке в ущерб отношениям с мужем; •Ухудшаются возмож профессион-го роста супругов, становится меньше возмож-й для свободной реализации.и в лично-привлекательной деятел.(увлечения, хобби); •Возможно диспропорциональное распред. нагрузок, связанных с уходом за ребенком, увеличение нагрузки жены, и как результат усталость и возможное временное снижение сексуальной активности; •По-прежнему, для большинства семей типичными и злободневными остаются материал-е и жилищ. затруднения. Третий кризисный период связан с ситуацией ухода из родит. семьи последнего ребенка. Конфликтные отнош.могут быть детерминированы возмож. Проявл. «кризиса личности» одного или обоих супругов, выходом на пенсию, возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей, монотонностью общения, однообразием, отсутст-м ярких эмоций в отнош-х, переживаниями по поводу семейной жизни детей. Кроме того, в этот период часто происх-т усиление эмоцион-й зависим. жены, ее переживания по поводу возмож.стремления мужа проявить себя на стороне, «пока не поздно».

7вопр. Психолог-ая характер. периода предбрачного ухаживания Особенности 1.Общение «масок» 2.Идеализация партнера («эффект ореола») первое положительное качество распространяется на всю личность. 3.Возникновение симпатии (аттракция). Аттракции способствуют : внешняя привлекательность, соц. демографич. принципы – особен. повед, соц статус, прописка, место проживания (не всегда)., пространственная близость, частота встреч, длитель-ть и интенсивность общ-я, сходство установок. Ф-ии предбрачного общения:1.Проекция совместной жизни. Важно вербализировать проблемы. 2.Накопление опыта совместных переживаний и впечатлений 3.Узнавание др.др, уточнение и проверка принятого решения об отнош.именно с этим партнером. Это важный этап при подгот. к браку и выборе супруга. Роль этого этапа претерпела сущест. Измен. в настоящем столетии, так что теперь сущест. сильная тенденция к пренебрежению предбрачным ухаживанием у современных юношей и девушек (у последних во многом вынужденно). С.В. Ковалев выделяет три важнейшие функции этого периода, которые соответственно отражают три основные и хронологически относительно последоват.этапа начала семейной жизни. 1.На протяжении всего ухаживания происходит накопление совместных впечатлений и переживаний. Это эмоцион. потенциал последующей семейной жизни, запас чувств, из кот. супруги будут черпать силы и радость в трудные периоды брака. Причем важна именно совместность впечатлений, ибо иначе переживающий трудные минуты жизни супруг будет обращаться не к общему, а к индивид. светлому прошлому, обрекая себя тем самым на мысленное одиночество вдвоем, кот. никогда не проходит бесследно для супружеского союза. 2. Узнавание друг друга и одновременно уточнение и проверка принятого решения. Вера в «перевоспитание» другого в процессе совместной жизни в большинстве случаев оказывается несостоятельной. Как правило, всем тем, кто утверждал, что еще до вступления в брак был осведомлен о слабостях характ .избранника, но «закрыл на это глаза», ожидая, что эти слабости исчезнут в процессе совместной жизни, пришлось разочароваться в своих исходных понятиях. Зато представители стабильных семей, изначально считавшие, что их характеры хорошо подходят друг другу, единодушно утверждали обратное, то есть улучшение соответствия характеров с течением совместной жизни.

По мнению С.В. Ковалева, следует  обратить внимание на:

особенности семейного уклада избранника (его прасемьи), которые  кажутся ему естественными;

способность возможного избранника к преодолению неизбежных в браке  препятствий;

подготовленность будущего партнера к выполнению обиходных  семейных функций (и своему принятию степени этой подготовленности).

Главное на этапе узнавания  – проверка своих чувств и чувств другого, а также оценка возможной  совместимости. Для определения  возможной совместимости наиболее важна проверка функционально-ролевого соответствия (анализ взаимных брачно-семейных представлений, идущих от прасемьи). Следует  обратить внимание на складывающийся стиль взаимоотношений и общения (насколько он приемлем для последующей  жизни), на уровень понимания друг друга, на взаимную способность к  преодолению конфликтов.

3. Третья функция и,  соответственно, третий этап предбрачного  ухаживания – это проектирование  семейной жизни: определение материально-бытовых  условий и определение уклада  семьи.

В настоящее время обычно выделяют следующие семейные уклады: традиционная патрии матриархальная семья, эгалитарная семья, супружеская  семья (без детей), материнская семья. В неопатриархальной семье стратегическим (внесемейным) и деловым лидером  является муж, а тактическим (внутрисемейным) и эмоциональным – жена. В неоматриархальной – наоборот. Эгалитарная семья предполагает равноправие мужа и жены во всех без исключения вопросах семейной жизни.

Особенностью современного предбрачного ухаживания является так  называемый «предбрачный эксперимент» – своеобразное моделирование всей реальности семейных отношений до их официального юридического начала (включая  сексуальный контакт). По мнению С.В. Ковалева, «предбрачный эксперимент» может помочь в определении функционально-ролевой  совместимости, а вовсе не в сексуальной  сфере, хотя он обычно затевается ради выявления именно сексуальной совместимости. Для достижения интимно-личностного  соответствия часто требуются годы, во многом по той причине, что способность  к полноценной интимной жизни  возникает у женщин позже, чем  у мужчин: часто к 26-28 годам. Начало сексуальных отношений до брака  нередко приводит или к «добрачному  разводу» или к «вынужденным бракам».

Возможно также, что сама попытка «проверить отношения» говорит  о недостаточном принятии людьми друг друга, об их неготовности брать  на себя серьезные обязательства. В  то же время последствия обычно не заставляют себя ждать: большинство  беременностей у нерожавших женщин происходит вне брака – 61,7% от всех зачатий, причем в 16-17 лет – 95,6%, в 25-29 лет - 54,9%.

В.А. Сысенко ввел понятие  «способность к браку», предполагающее такие слагаемые:

способность заботиться о  другом человеке, самоотверженно ему  служить, деятельно делать добро;

способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, то есть «входить»  в эмоциональный мир другого  партнера, понимать его радости и  горести, переживать неудачи, находить духовное единение;

способность к кооперации, сотрудничеству, межчеловеческому общению, наличие навыков и умений в  осуществлении многих видов труда, организации домашнего потребления  и распределения;

высокая этическая культура, предполагающая умение быть терпимым и снисходительным, великодушным и  добрым, принимать другого человека со всеми его странностями и недостатками, подавлять собственный эгоизм.

Все эти способности, считает  В.А. Сысенко, являются показателями умения человека быстро изменять свое поведение  в соответствии с изменяющимися  особенностями, проявлять терпимость, устойчивость и предсказуемость  своего поведения, способность к  компромиссу.

8 вопрос механизмы  возник. Симпатии и любви

В своем исследовании Л. Я. Гозман выделяет этапы развития эмоциональных  отношений. Приведем их характеристику.

1 этап возникновениеи  развитие симпатии. Вначале выступают  как значимые такие свойства  объекта: внешние данные, социально-демографические  характеристики, поведенческие паттерны  далее в процессе развития  отношений и общения по мере  узнавания значимыми становятся  социально-психологические характеристики  человека.

влияние на аттракцию оказывают  достоинства человека, слишком высокий  уровень положительных качеств  снижает аттракцию, такой человек  воспринимается как недоступный  и недосягаемый. Его постоянная «правильность» угнетает. Повышает аттракцию улыбка, приветливые манеры. Аттракция зависит  от самораскрытия, доверия партнеров  друг к другу, удачливости другого  человека, сходство установок.

На последующих этапах важное значение для развития аттракции  начинают играть личностные свойства. К настоящему времени преобладающей  точкой зрения выступает взаимодополнительность личностных свойств.

пространственная близость, частота контактов, соответствующую  ожиданиям длительность и интенсивность  взаимодействия, сотрудничество (но не переходящее в соперничество), положительные  подкрепления в качестве факторов, способствуют возникновению и укреплению симпатии.

Аттракции направлена от симпатии к любви. Ощущения, сопровождающие любовь, более сильные, нежели при симпатии: эйфория, депрессия, склонность к фантазиям, нарушения сна, общее возбуждение, трудности в концентрации внимания.

Понятие «любовь»  -одно из немногих слов, выражающих почти абсолютную абстракцию (наряду с «истиной», «богом»  и др.).

в понятие «любовь» люди вкладывают разное значение.

Информация о работе Шпаргалка по "Семейной психологии"