Шпаргалка по "Семейной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:37, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Семейная психология".

Вложенные файлы: 1 файл

семейная психология.docx

— 239.34 Кб (Скачать файл)

Изучая проблемы равного  брака, мы получим достаточно точное описание современного института семьи, сумеем объяснить тот кризис, в  который угодил весь современный  цивилизованный мир, а вслед за ним  и все мы.

Итак, речь пойдет о браке, в котором встречаются мужчина  и женщина, обладающие принципиально  различными подходами к организации  внешней стороны бытия, но зато с  одинаковым типом мышления, одним  стилем ведения дел. Отсюда вытекает главная стратегическая линия брака  — минимальный интерес к бытовым  вопросам, с одной стороны, и налаживание  эмоциональных, интеллектуальных, деловых  контактов — с другой. Все, что  было так важно в патриархальном браке, — порядок, разделение труда  на мужской и женский, четкий режим  дня, наличие многочисленной домашней утвари, огромные запасы провианта  и т. д. и т. п., все это теперь не так уж важно, все это мешает, отвлекает от главного — постоянного  напряженного выяснения отношений.

Для любого другого брака  мощное и нелицеприятное выяснение  отношений было бы губительно, но в  равном браке оно не приводит к  ухудшению, а сплошь и рядом даже полезно. Можно ругаться, можно ссориться, хотя лучше всего, конечно, просто обсуждать  различные проблемы, а еще лучше  — обсуждать подробности какого-нибудь совместного дела, скажем бизнеса  или политических мероприятий. У  большинства удачливых современных  политиков брак именно равный. Помогает равному браку обстановка обоюдной заряженности супругов на внешние дела, в ущерб внутреннему благоустройству  семейной жизни.

Еще недавно мы и помыслить  не могли о том, чтобы выйти  из стереотипов патриархального  брака. В семье Должен быть глава, он же кормилец и добытчик. Должен быть налажен быт, свое, домашнее, и дешевле, и вкуснее, и полезнее. Ну и наконец, что за семья без детей... Равный брак не только подвергает эти стереотипы сомнению, но попросту отрицает их.

Начнем с того, что зарплаты мужа стало не хватать на возросшие  потребности семьи, жене пришлось идти работать. Потом (или одновременно) вполне привычным стало женское  высшее образование. Никого уже не удивляет тот факт, что женщины все чаще имеют более престижную и высокооплачиваемую работу, чем мужчин Неизбежным в  такой ситуации стало снижение интереса к рождению и воспитанию детей, перепоручение  их на разных этапах воспитания яслям, детсадам, школам, бабушкам, нянюшкам, прочим третьим лишним. Все описываемые  трансформации и есть переход  от патриархального брака к равному. Неналаженность и запущенность быта компенсируется более высокими доходами семьи, где оба супруга находятся  при деле. Нет своих могучих  запасов, зато есть возможность купить готовое, сходить в ресторан, нанять кого-то, в конце концов. Высвобождается огромное количество времени, физических и психологических сил для  деловой и творческой активности мужа и жены.

Ну а что же дети? Казалось бы, на детях все эти трансформации  никак не должны отражаться. Однако это глубоко не так. В равном браке  разрушается тот самый детский  мир, без которого невозможно вырастить  психологически уравновешенного ребенка. От постоянных споров, изменений, нововведений мир теряет четкие очертания. Не установившаяся еще психика ребенка ищет опоры  и не может ее найти, все зыбко, все плывет, ребенку трудно фиксировать  свое движение, свои изменения, не имея точки отсчета. Раньше времени инициируется интеллектуальная сфера ребенка, что  может радовать родителей, но на деле это вредно, как и все, что происходит раньше времени. Ребенок должен научиться  ходить, бегать, говорить, а лишь потом  думать, анализировать, сомневаться...

И наконец, самое главное  — в равном браке рано или поздно возникает дилемма: или брак, или  дети. Как бы сознательно родители ни хотели уделить внимание детям, они  все равно начинают чувствовать, что дети мешают им, отвлекают от дел, не дают общаться мужу женой, а  жене с мужем. В патриархальном браке  дет

усиливают взаимную любовь родителей, улучшают отношения между  ними и от этого становятся еще  лучше. В равном браке дети очень  рано начинают понимать, что мешают родителям, и, таким образом, происходит обратный резонанс: поиски душевного  контакта происходят на стороне —  у бабушки, в детсаду, у воспитателя, учителя и т. д., вплоть до дурной компании.

Другой очень важный аспект состоит в равенстве супругов. Равная зарплата, равная степень участия  в хозяйстве, равный авторитет в  решении семейных проблем — все  это радует защитников прав человека, но безумно огорчает защитников прав детей. Дело в том, что равный брак делает женщину много мужественнее, а мужчину мягче, слабее, безответственнее. В результате мать не может дать детям нужного количества ласки, нежности, тепла, а отец не гарантирует  семье необходимой защиты, не является энергетическим щитом, отчего теряется одно из главных условий существования  нормальной семьи — ощущение некой  своей территории. Грубо говоря, в равном браке слишком сильны сквозняки, слишком тонки стены, слишком мало тепла.

Воспитание в семье, где  различить отца и мать можно лишь по одежде, в итоге принесет вполне ожидаемые результаты — слишком  сильные девочки и слишком  слабые мальчики. Так начинается цепная реакция постепенного размыва половых  различий, постепенного разрушения семьи  как места рождения и воспитания детей.

Запад, а теперь и Россия вполне ощутили на себе последствия  торжества стереотипов равного  брака: рождаемость падает, количество разводов (хоть и не всегда оформленных юридически) растет, дети все чаще переходят на попечение государственных и общественных организаций. Держатся лишь те страны, в которых по-прежнему сильны стереотипы брака патриархального. Разумеется, вернуться в прошлое невозможно, историю вспять не повернуть, то, что сейчас происходит с женщинами, иначе как бунтом не назовешь, и ни в каком, даже самом распрекрасном патриархальном браке, женщина уже не ведет себя так, как полагалось от веку (вина мужчин в основном в неспособности прокормить семь» при ее возросших запросах). А потому единственный, как ни парадоксально, выход состоит в том, чтобы

забыть о патриархальном браке и жить в браке равном, но! по его уже ущербным законам. А именно: рожать не более одного ребенка, создавать все более  совершенные детские учреждения, а главное — планировать каждый день в воспитании собственного чада (хотя бы до 7 лет) заранее и очень  тщательно.

Романтическая, возвышенная  любовь не является препятствием в  воспитании детей. Однако идеалы равного  брака ведут супругов не к романтической  любви, к любви интеллектуальной, соревновательной, в которой максимальное значение приобретает секс, сексуальное  творчество. Такая любовь уводит от проблем детей, вергает самоценность воспитания подрастающего поколения. В равном браке главная ценность — это отношения между мужем  и женой. Отсюда вывод — если вдруг  ушла любовь или просто супруги надоели  друг другу, то нужно немедленно расходиться, что было невозможно в рамках стереотипов  патриархального брака (это подтверждали и законы того времени). Так что  наступление эпохи равных браков автоматически подразумевает резкое увеличение разводов и, соответственно, снижение интереса к детям.

Россия очень долго  придерживалась патриархальног брака  и одна из первых придет к духовному  браку. Но сегодня, увы, мы, как и весь. Запад, находимся на территории стереотипов  равного брака, что совсем не означает, что нужно непременно копировать все «достижения» Запада на стезе  разрушения института семьи

4 вопросТрадиционные и современные функции семьи как социального института

Сфера жизнедеятельности  семьи, непосредственно связанная  с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи. "Функций семьи столько, сколько видов потребностей в  устойчивой, повторяющейся форме  она удовлетворяет" [Соловьев Н. Я., 1977]. Выполнение семьей ее функций имеет  значение не только для ее членов, но и для общества в целом. Охарактеризуем личностное и общественное значение важнейших функций семьи в  нашем обществе.

Воспитательная функция  семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве  и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. По отношению к обществу в ходе выполнения воспитательной функции  семья обеспечивает социализацию подрастающего  поколения, подготовку новых членов общества.

Хозяйственно-бытовая функция  семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т.д.), содействует  сохранению их здоровья. В ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде  физических сил.

Эмоциональная функция семьи - удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной  поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.

Функция духовного (культурного) общения -удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении; играет значительную роль в духовном развитии членов общества.

Функция первичного социального  контроля - обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в  особенности теми, кто в силу различных  обстоятельств (возраст, заболевание  и т. п.) не обладает в достаточной  степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

Сексуально-эротическая  функция - удовлетворение сексуально-эротических  потребностей членов семьи. С точки  зрения общества важно, что семья  при этом осуществляет регулирование  сексуально-эротического поведения  членов семьи, обеспечивая биологическое  воспроизводство общества.

С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие изменяются в  соответствии с новыми социальными  условиями. Современная семья в  нашем обществе уже не выполняет  такой функции, как приумножение и передача по наследству частной  собственности. Качественно изменилась и функция первичного социального  контроля. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в  сфере брачно-семейных отношений (внебрачным рождениям, супружеским изменам  и т. п.). Развод перестал рассматриваться  как наказание за недостойное  поведение в семье.

В современной семье значительно  возросло значение таких функций, как  эмоциональная, духовного (культурного) общения, сексуально-эротическая, воспитательная. Брак все более рассматривается  как союз, основанный на эмоциональных  связях, а не на хозяйственно-материальных.

Нарушения функций семьи - это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий  круг факторов: особенности личности ее членов, взаимоотношений между  ними, определенные условия жизни  семьи. Например, причиной нарушений  воспитательной функции семьи могут  выступить и отсутствие у родителей  соответствующих знаний и навыков, и расстройства отношений между  ними (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство со стороны других членов семьи, затрудняющее воспитание, и др.).

ТРАДИЦИОННЫЕ И СОВРЕМЕННЫЕ  ФУНКЦИИ СЕМЬИ шнейдер

Исследователи единодушны в  том, что функции отражают исторический характер связи между семьей и  обществом, динамику семейных изменений  на разных исторических этапах. Современная  семья утратила многие функции, цементировавшие  ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др.

Однако часть функций  являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать  традиционными. К ним можно отнести  следующие функции:

1) Хозяйственно-экономическая  функция. Она связана с питанием  семьи, приобретением и содержанием  домашнего имущества, одежды, обуви,  благоустройством жилища, созданием  домашнего уюта, организацией жизни  и быта семьи, формированием  и расходованием домашнего бюджета.  В сфере «домашних дел» формируются  внутрисемейные отношения, содержание  которых определяется видом хозяйственной  деятельности. В этих условиях  лучше познаются мотивационные  и волевые компоненты каждого  члена семьи, создаются необходимые  предпосылки формирования сплоченности  семьи, а также определяются возможные конфликтогенные области взаимоотношений и представляется более удобная форма ухода от них.

За годы экономических  реформ наметилась тенденция к активизации  собственно экономической функции  семьи: появились и множатся семейные предприятия в различных сферах производственной и непроизводственной деятельности.

2) Репродуктивная функция.  Цельность сексуальной потребности,  обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства  делает невозможным отделение  одного от другого. Супружеская  любовь в значительной мере  зависит от характера удовлетворения  сексуальных потребностей, особенностей  их регулирования и отношения  супругов к проблеме деторождения, самим детям.

В любой семье важнейшей  является проблема деторождения. В  нынешних условиях она сопряжена  с часто неразрешимым противоречием. С одной стороны, дети — это  фактор стабилизации семьи, а с другой — это неотвратимая масса проблем: от неприемлемых условий для жизнеобеспечения детей до складывающихся со временем деформированных взаимоотношений  между супругами.

Снижение многодетности, падение рождаемости, известные  симптомы эгоизма при наличии  одного ребенка в семье создают  новые проблемы для семьи и  общества и указывают на снижение значимости функций сексуальных  отношений в семье в вопросах деторождения.

3) Регенеративная функция  (лат. regeneratio — возрождение, возобновление). Она связана с наследованием  статуса, фамилии, имущества, социального  положения. Сюда же можно отнести  и передачу каких-то фамильных  драгоценностей (вовсе необязательно  буквально понимать под «драгоценностями»  ювелирные украшения, их можно  передать любому постороннему, а  вот такую драгоценность, как  альбом с фотографиями, чужому  человеку не передашь — только  своему, родному).

Информация о работе Шпаргалка по "Семейной психологии"