Шпаргалка по "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:29, шпаргалка

Краткое описание

Вопросы к экзамену по психологии для студентов специальности «Дошкольное образование» с ответами

Содержание

' 1. Становление психологии как науки. Основные отрасли психологии Задачи современ; психологии иее место системе наук
Методы психологии. Использование методов психологических исследований в практической деятельности педагога
Психика и мозг человека
Сознание как высшая форма психики. Структура сознания. Самосознание как особая форма сознания. Сознание и 6ессозна1ельное
Понятие о деятельности, Характеристика деятельности. Основные виды деятельности Структура деятельности.
Внимание. Виды внимания и их характеристика. Основные свойства внимания.
Ощущения. Виды ощущений. Основные закономерности ощущений.
Восприятия. Виды восприятия. Основные св-ва восприятия. Отличие восприятия от ощущений.
Память как психический процесс. Виды памяти. Основные процессы памяти
Понятие о мышлении. Виды мышления. Основные формы мышления. Мыслительные операции. Качества ума
П. Воображение. Виды воображения. Этапы творческого процесса . Способы создания образов
12 Язык и речь. Функции речи. Виды речи и их характеристика.
Человек как индивид, личность, субъект, индивидуальность. Структура личности. Социальное и биологическое в личности.
«Я» - концепция. Самооценка. Уровень притязаний. Комплекс неполноценности.
Понятие о темпераменте. Теории темперамента. Физиологические основы темперамента. Типы темперамента и их психологическая характеристика.
16.Понятие о характере. Черты характера. Связь характера с темпераментом.
17. Понятие о способностях. Задатки. Уровни и ступени развития способностей. Общие и специальные способности.
18. Эмоции и чувства. Развитие эмоциональной сферы. Развитие эмоциональной сферы. Значение эмоций и чувств в деятельности человека и становлении его личности. Физиологические основы и внешнее проявление эмоций и чувств. Виды чувств, эмоциональные состояния.
19. Общая характеристика воли. Волевое действие и его структура. Волевые качества личности.
20. Характеристика общения: понятие, функции, виды, средства.

Вложенные файлы: 1 файл

шпора по психологии чистовик.docx

— 182.40 Кб (Скачать файл)
  1. Нижний порог ощущения - минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбужде- 
    ние, достаточное для возникновения ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора.

Б) Верхний порог ощущения - максимальная величина раздражителя, сверх которой раздражение перестает  ощущаться.

  1. Абсолютный порог ощущения - это минимальная величина, при котором возникает едва заметное ощущение. Абсолютный порог ощу- 
    щения у различных людей неодинаков. Данный порог меняется с возрастом. На величину абсолютного порога может влиять характер дея- 
    тельности человека, его функциональное состояние, сила и длительность раздражения.

Г) Порог различения - минимальная  разница двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить.

  1. Сенсибилизация - повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием 
    одновременной деятельности других анализаторов.
  2. Синестезия - одновременное совместное ощущение.
  3. Компенсация - одни ощущения компенсируются другими.

Последовательные образы - это продолжение ощущения, когда  действие раздражителя уже прекратилось

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. . Восприятия. Виды восприятия. Основные св-ва восприятия. Отличие восприятия от ощущений.

 

Восприятие – процесс приёма и переработки человеком различной информации, поступающеё в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа. Объективизация – локализация образа в пространстве (хар-ный для воспр-я процесс). Воспр-е предполагает различные ощущения, протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме.

Свойства  воспр-я: 1) апперцепция – зависимость восприятия от псих. жизни  человека, от особенностей его личности, от прошлого опыта. 2) целостность – в восприятиях всегда есть целостный образ. 3) константность – св-во восприятия, при котором мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.д. 4) структурность – воспр-е – не просто сумма ощущений, а абстрагированная из этих ощущений обобщенная структура. 5) осмысленность – взаимосвязь мышления с воспр-ем. 6)  избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. 7)  подвижность и управляемость – образ может трансформироваться, меняться в зависимости от поставленной цели.

Типы  воспр-ий: 1) Синтетический (склонность к обобщенному отражению явлений,  к определению основного смысла). 2) Аналитический ( стремление выделить и проанализировать детали, частности; затруднение в выделение основного). 3) Аналитико-синтетический. 4) Эмоциональный (восприятие путано и неорганизованно).

 Виды воспр-ий: 1) зрительные, слуховые, кожные и мышечные – по типу воспринимающего анализатора; 2) произвольные, непроизвольные. Нарушение воспр-ий: гипестезия, галлюцинации (воспр-е, возникшее без реального объекта), иллюзии (ошибочное воспр-е реальных вещей или явлений – аффективные, вербальные, передолические).  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Память  как психический процесс. Виды  памяти. Основные процессы памяти. 
Память – это психический познавательный процесс запоминания, сохранения и воспроизведения разнообразной информации.

Виды памяти:

1.Произвольная, непроизвольная (память + воля).

2.Кратковременная. долговременная, оперативная (память + время).

3. Механическая, логическая, ассоциативная, мнемотехническая(память + мышление).

4. Двигательная память

  • Непосредственная память, опосредованная.
  • Вербальная память
  • Эмоциональная память
  • Фотографическая память
  • Образная: (зрительная, слуховая, вкусовая,осязательная, обонятельная).

Процессы памяти

  1. Запоминание
  2. Сохранение
  3. Воспризведение(узнавание, припоминание).

Этапы логического запоминания:

  1. Осознание цели запоминания
  2. Понимание смысла
  3. Анализ материала
  4. Выполнение существующих мыслей(операций).
  5. Обобщение .
  6. Запоминание обобщения.

Причины влияющие на продуктивность памяти:

Продуктивность- это объём, быстрота, точность, длительность.ю готовность.

Причны:

Субъективные причины  – особенность запоминания

- предшествующий опыт

- установка

- интерес

- состояние организма.

Объективные причины:

- осмысленность

- связность

- понятность

- наглядность

- ритмичность

- кол-во материала

- обстановка

- структурирование материала.

Успешность памяти зависит  от степени завершённости действий, от интересов и склонности личностей, отэмоционального настроя и от воли человека.

 Реминисценция - отстранение, воспроизведение памяти ранее воспринятой.

Мнемотехника – совокупность приёмом облегчающих запоминания(цвета и. т.д.)

Эффект края – запоминание  начала и конца информации(середину не помню).

Амнезия – это отсутствие памяти

 

 

 

10.Понятие о мышлении. Виды мышления. Формы мышления. Мыслительн. операции. Качества ума.

Мышление – это психически познавательный процесс, позволяющий отражать окружающую действительность обобщено опосредованно устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.                                    Мышление – это высшая форма познавательной  деятельности человека.                                                                                            Мышление исследуется психологией, философией, логикой, физиологией, лингвистикой.                                              Физиологическую основу мышления составляет вторая сигнальная система.                                                                            Мыслительная деятельность получает материал из чувственного  познания.                                                                                   Виды мышления.

  1. Наглядно-действенное мышление(доминирует в возрасте от 1-3 лет)мышление включено действие.
  2. Наглядно-образное мышление доминирует у дошкольника(3-7 лет)ощущается на основе образов которые ранее воспринимались.
  3. Абстрактно-логическое мышление(с 7 лет и выше).
  4. Практическое мышление при решении практических задач.
  5. Теоретическое мышление для решения теоретических задач на основе умозаключений, рассуждений.
  6. Дискурсивное мышление основано на логике, рассуждении с не на восприят
  7. Интуитивное мышление – на основе чувственного восприятия.
  8. Репродуктивное или воспроизводящее мышление.
  9. Творческое или продуктивное мышление.                                                                                                                     Процессы мышления: 1) Анализ – выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей или отношений. 2) Синтез – объединение выделенных анализом компонентов целого. 3) Обобщение – процесс, который позволяет делать вывод. 4) Абстрагирование – мысленное отвлечение от конкретных предметов. 5) Классификация – выделение частей с последующим расчленением или объединением. 6) Конкретизация – выделение признака из общего или целого. 7) Систематизация – процесс разложения по определённому порядку. Формы мыш-я: 1) Понятие – мысль, выраженная в слове. 2) Суждение – основная форма результата мыслит. процесса; бывают истинными и ложными. 3) Умозаключения – процесс логич. вывода  из суждений и понятий.

Способы мышления: дедукция- от общего к частному; индукция- от часного к общему; по аналогии- образцу.

Качества ума: (индивид-е особенности мышления)- широта, глубина, гибкость, быстрота, критичность, самостоятельность, последовательность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.Воображение. Виды воображения. Этапы творческого процесса.. Способы создания образов.

Воображение - воздание образовательных предметов ов и явление, которые никогда ранее человеком не воспринимались. Оно присуще только человеку.

Воображение – психический познавательный процесс создания новых образов на основе прошлого опыта.

Зависит     а) от мировоззрения человека б)идейной направленности в) познавательной и эмоциональной сфер


 

Физиологическая основа - это процесс образования новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся временных нервных связей в коре головного мозга. Важную роль в создании временных связей играет слово.

Воображение как своеобразная форма отражения действительности:

© осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого: Париж, тундра:

© «оживляет», то что было ранее (Образ Петра I. боярин - костюм и т.д.)

Виды воображения: Активное:

Непроизвольное - возникает без спец.намерения; и усиля воли ( облака, сновидения....)

Произвольное - новые образы возникают в результате спец.намерения человека создать что-то новое.

Воссоздаюшее – представление новых объектов по описанию и схеме, нотам, чертежу.

Творческое - самостоятельное создание новых образов процессе творческой

деятельности.

Пассивное:  Мечта - создание образов желаемого будущего.Грезы - несбыточные мечты

 По степени яркости выделяют:

 Реалистическое воображение  - отражает действительность, предвосхищает  события. 

 Фантастическое воображение  – « отлетает» от действительности.

 

Этапы творческого  воображения:                                  Функции воображения:

  1. Возникновение творческой идеи:                       1. Интелектуально- познавательная

 

  1. Вынашивание замысла:                                                          2. Аффектно- защитная (эмоции)
  2. Реализация замысла.

Способы создания новых образ

Агглютинация - «склеивание» различных в повседневной жизни  частей несоединимых ( русалка, кентавр)

Гиперболизация - увеличение предмета. а  также изменение отдельных  частей(богатырь)

 Гипоболизация - уменьшение предмета а также изменение отдельных его частей( гном)

Типизация - выделение существенного, повторяющегося однородных образах.(дюймовочка)

Заострение подчеркивание  каких либо отдельных признаков(змей горыныч). 

 

 

 

 

12. Язык и речь. Функции речи. Виды речи и их  характеристика

Речь - процесс общения  людей посредством языка как  особый вид деятельности.

Физиологические механизмы речи - вторая сигнальная деятельность коры сложная координированная работа многих групп нервных клеток коры головного мозга. Физиологической основой является вторая сигнальная система 

                Центр  речи (кора левого полушария головасто .мезга)

Слуховой центр(Вернике)  - понимание воспринимаемых слов. Если нарушен - человек не осмысливает речь, не различает слова

Двигательный(Брака) 1 произнесение слов.

Не может произносить  слова при нарушении, но понимает. Крик, пение остается без слов.

Зрительный - понимание письменной речи, чтение. При поражении человек не читает, хотя зрение сохраняется    

   Язык - система словесных знаков для общения между людьми.        Речь - процесс использования языка в целях общения.

 Общение®речь®язык.

Функции речи                                                                      Функции языка

  1. Сигнификативная (обозначающа)
  2. Обобщения                                                                      Средство передачи и усвоения
  3. Коммуникации - передачи информации:                        общественно исторического опыта

а) выразительная;                                                                  2. Ср-во коммуникации (передача информации)

б) волеизъявительная (я желаю)                                           3. Орудие интелектуальной деятельности

 

Функции речи:

в общении    - а)коммуникативная  б) -экспрессия —(эмоция) 

в  мышлении — а)сигнализация  б)обобщение

 

Виды речи

Внешняя. Обшение между людьми при помощи разговора или технических устройств

Эгоцентрическая  - речь обращена к самому себе

Внутренняя  - направлена на себя. Носит свернутый  сокращенныйj характер 

_ I Жестовая речь -  способ общения с помощью сигнала жестом

 

Устная речь - протекает  в меняющихся условиях . Отличается сокращенным количеством слов и простотой грамматической  конструкции.

Информация о работе Шпаргалка по "Психология"