Шпаргалка по "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:29, шпаргалка

Краткое описание

Вопросы к экзамену по психологии для студентов специальности «Дошкольное образование» с ответами

Содержание

' 1. Становление психологии как науки. Основные отрасли психологии Задачи современ; психологии иее место системе наук
Методы психологии. Использование методов психологических исследований в практической деятельности педагога
Психика и мозг человека
Сознание как высшая форма психики. Структура сознания. Самосознание как особая форма сознания. Сознание и 6ессозна1ельное
Понятие о деятельности, Характеристика деятельности. Основные виды деятельности Структура деятельности.
Внимание. Виды внимания и их характеристика. Основные свойства внимания.
Ощущения. Виды ощущений. Основные закономерности ощущений.
Восприятия. Виды восприятия. Основные св-ва восприятия. Отличие восприятия от ощущений.
Память как психический процесс. Виды памяти. Основные процессы памяти
Понятие о мышлении. Виды мышления. Основные формы мышления. Мыслительные операции. Качества ума
П. Воображение. Виды воображения. Этапы творческого процесса . Способы создания образов
12 Язык и речь. Функции речи. Виды речи и их характеристика.
Человек как индивид, личность, субъект, индивидуальность. Структура личности. Социальное и биологическое в личности.
«Я» - концепция. Самооценка. Уровень притязаний. Комплекс неполноценности.
Понятие о темпераменте. Теории темперамента. Физиологические основы темперамента. Типы темперамента и их психологическая характеристика.
16.Понятие о характере. Черты характера. Связь характера с темпераментом.
17. Понятие о способностях. Задатки. Уровни и ступени развития способностей. Общие и специальные способности.
18. Эмоции и чувства. Развитие эмоциональной сферы. Развитие эмоциональной сферы. Значение эмоций и чувств в деятельности человека и становлении его личности. Физиологические основы и внешнее проявление эмоций и чувств. Виды чувств, эмоциональные состояния.
19. Общая характеристика воли. Волевое действие и его структура. Волевые качества личности.
20. Характеристика общения: понятие, функции, виды, средства.

Вложенные файлы: 1 файл

шпора по психологии чистовик.docx

— 182.40 Кб (Скачать файл)

3Значение эмоций в психической деятельности человека и становлении его личности огромно. Они обогащают психику человека, яркость и разнообразие чувств делают его более интересным и для окружающих, и для самого себя. Богатство собственных переживаний помогает более глубоко и тонко понять происходящее, будь то произведения искусства — стихи, музыка, театр, или переживания людей, или события, происходящие в мире.. ..

Чувства оказывают различное  влияние на деятельность. Хорошее  настроение усиливает желание работать, при большой радоотиркажетеярможно горы сдвинуть,: При равнодушии, безразличии ко всему человек вряд ли способен,ставить и решать жизненно важные задачи. Колоссально значение эмоций и чувств в учебной деятельности. Если ребенок испытывает на уроке приятные чувства — ему интересно, не страшно, он увлечен предметом познания, он будет хорошо учиться; если ребенку на уроке скучно или у него возникает чувство страха из-за возможной ошибки, он не уверен в себе и пр., проблем в его учебной деятельности будет много.    .

4Физиологические механизмы эмоций и чувств 

 Как и все психические  процессы эмоциональные состояния являются результатом деятельности мозга, Переживание человеком чувств обеспечивается совместной деятельностью коры и подкорковых центров: возникший в коре больших полушарий головного мозга процесс возбуждения (при восприятии человеком какого-то объекта как приятного или неприятного) распространяется на подкорку, где находятся различные центры физиологической деятельности организма — дыхательный, сердечно-сосудистый и др. Возбуждение подкорковых центров вызывает усиление деятельности некоторых внутренних органов. По опыту мы знаем, что сильные эмоции связаны с целым рядом физиологических изменений. Изменения происходят в сердечной деятельности и состоянии кровеносных сосудов — при сильном испуге человек бледнеет, при смущении часто краснеет, от стыда «вспыхивает»; в дыхательной системе — дыхание ускоряется или замедляется, при испуге прерывается; в системе пищеварения — при неприятных тревожных эмоциях у человека нередко появляется тяжесть в желудке (наверняка многие из вас хоть раз испытали такое ощущение перед сдачей сложного экзамена); изменения происходят и в железах внешней секреции — усиление пота при некоторых состояниях эмоционального возбуждения (например, холодный пот от страха), усиление деятельности слезных желез (плач при горе, а иногда и при сильной радости).

Ведущую же роль в эмоциях и особенно в чувствах выполняет кора больших полушарий головного мозга. Именно она регулирует силу и устойчивость чувств, И.П. Павлов считал, что физиологической основой многих чувств являются нарушения в деятельности сложившегося динамического стереотипа, он писал: «Мне кажется, что часто тяжелые чувства при изменении обычного образа жизни, при прекращении привычных, занятий, при потере близких людей, не говоря уже об умственных кризисах и ломке верований, имеют свое физиологическое основание в значительной степени именно в изменении, в нарушении старого динамического стереотипа и в трудности установки нового».

Классификация эмоций и чувств '

ЧУВСТВА

интеллектуальные - чувства, связанные с познавательной деятельностью человека (жажда знаний, желание •ново-" го, любознательность, радость открытия, чувство удивления, сомнения, уверенность в суждениях, чувство комического, юмор, сарказм, цинизм, ирония)

нравственные - чувства, в которых выражается отношение человека к требованиям общественнойморали;”

Они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами, традициями (любовь, товарищество, патриотизм, чувство долга, чети, дружба, стыд, муки совести, ненависть, трусость, жадность, зависть, злорадство, чувство симпатии, антипатии, уважения)

эстетические - чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворение^ его эстетических потребностей (чувство прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного).

Стенические - чувства, активизирующие деятельность (подъем сил, бодрость, возбуждение, напряжение)7

Астенические - чувства, уменьшающие активность человека, вызывающие пассивность (тоска, печаль, уныние, подавленность)




Эмоциональные состояния

 

Настроения - слабо выраженные эмоциональные переживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин. и фактов, их вызывающих.

Аффекты - переживания большой силы, с коротким периодом протекания; характеризуются нарушениями волевого контроля . >

Страсти - сильные, глубокие, длительные и устойчивые переживания с ярко выраженной направленностью .на достижение цели.

Стресс - (напряжение) эмо. циональное состояние, возникающее при опасности, больших физических, психических перегрузках, т.е, в необычно трудной ситуации.

сильные

слабые



 

 

Внешнее проявление эмоций и чувств


 

 

Изменения, возникающие при  сильных эмоциях во всем организме, захватывают систему мышц лица и  всего тела и проявляются в  так называемых выразительных движениях. Эти движения делают переживания  более яркими и более доступными восприятию и пониманию другими людьми. Чувства одного чело века посредством выразительных движений передаются другому, вызывая у него сочувствие.-*?:--'aftpttwet-we' ■- - : • 

Мимика — выразительные движения лица: улыбка, горестный взгляд, нахмуренные или поднятые в удивлении брови Пантомимика — выразительные движения всего тела (поза, жесты, наклон головы и др.).

Вокальная мимика — выражение эмоций в интонации и тембре голоса. Интонация придает слову тот живой оттенок смысла, то конкретное значение , который хочет хочет выразить говорящий.:Например]^слово «что» может выражать радость, удивление, .испуг, растерянность, гнев, равнодушие, презрение. Интонация, как вы знаете, бывает вопросительная, восклицательная, повествовательная, ироническая, торжественная,,гневная, огорчительная и пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Общая характеристика  воли. Волевое действие и его  структура. Волевые качества личности.

 

Воля это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с определением внутренних и внешних препядствий.

о



Волевые качества личности

  1. Целеустремленность - умение человека подчинять свои действия поставленным целям.
  2. Выдержка - умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения.
  3. Решительность - умение принимать и претворять в жизнь быстрые и обоснованные решения.
  4. Настойчивость - умение мобилизировать свои возможности для длительной борьбы с трудностями.
  5. Инициативность - умение работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственному почину.
  6. Самостоятельность - умение не поддаваться влиянию разных факторов, которые могут отвлечь от достижения цели, критически оценивать советы и предложения других, действовать на основе своих взглядов и убеждений.
  7. Организованность - разумное планирование и упорядоченная организация своей деятельности.
  8. Дисциплинированность - разумное, сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку.
  9. Смелость - умение побороть страх, идти на риск, ради достижения цели.
  10. Исполнительность - старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей.

 

 
 
 
 

 

 

20. Характеристика общения: понятия, функции, виды, средства 
ОБЩЕНИЕ — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия.

Общение обычно проявляется  в единстве пяти его СТОРОН: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и конативной.

Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью.

Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнера.

Коммуникативно-информационная сторона представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п.

Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоний и чувств, настроения в личных контактах партнеров.

Конативная (поведенческая) сторона общения служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров.

Общение выполняет определенные ФУНКЦИИ. Их шесть:

1. Прагматическая функция  общения отражает его потребностно - мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.

  1. Функция формирования и развития Общаясь друг с другом чел-к перенимает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.
  2. Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.
  3. Функция объединения—разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, другой стороны, она может быть причиной дифференциации и изоляции личностей в результате общения.
  4. Функция организации и поддержания отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.
  5. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога).

СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ: коммуникация (обмен информацией), интеракция (взаимодействие), перцепция (восприятие социальных объектов (люди, группы))

Виды общения: Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение — это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

Выделяют также межперсональное общение и ролевое. В первом случае участниками обшения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель—продавец, учитель—ученик, начальник— подчиненный), действия диктуются исполняемой ролью.

Общение может быть также доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность — существенный признак всех видов общения, без него нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

Общение может быть личным и деловым. Личное общение — это обмен неофициальной информацией. Деловое общение — процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение — это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио и видеотехники). Вербальное - невербальное, законченное - незаконченное, кратковременное - длительное

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:

Общение возможно лишь при  помощи знаковых систем. Различают  вербальные средства общения (когда  используется речь) и невербальные средства общения, когда применяются  неречевые средства общения.   В вербальном общении обычно применяются  два варианта-речи: устная и письменная. Письменная

речь — это та, которой  обучают в школе и которую  привыкли считать признаком образованности человека. Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, является не безграмотной письменной речью, а Самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой.

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста, выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

Информация о работе Шпаргалка по "Психология"