Шпаргалка по "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:29, шпаргалка

Краткое описание

Вопросы к экзамену по психологии для студентов специальности «Дошкольное образование» с ответами

Содержание

' 1. Становление психологии как науки. Основные отрасли психологии Задачи современ; психологии иее место системе наук
Методы психологии. Использование методов психологических исследований в практической деятельности педагога
Психика и мозг человека
Сознание как высшая форма психики. Структура сознания. Самосознание как особая форма сознания. Сознание и 6ессозна1ельное
Понятие о деятельности, Характеристика деятельности. Основные виды деятельности Структура деятельности.
Внимание. Виды внимания и их характеристика. Основные свойства внимания.
Ощущения. Виды ощущений. Основные закономерности ощущений.
Восприятия. Виды восприятия. Основные св-ва восприятия. Отличие восприятия от ощущений.
Память как психический процесс. Виды памяти. Основные процессы памяти
Понятие о мышлении. Виды мышления. Основные формы мышления. Мыслительные операции. Качества ума
П. Воображение. Виды воображения. Этапы творческого процесса . Способы создания образов
12 Язык и речь. Функции речи. Виды речи и их характеристика.
Человек как индивид, личность, субъект, индивидуальность. Структура личности. Социальное и биологическое в личности.
«Я» - концепция. Самооценка. Уровень притязаний. Комплекс неполноценности.
Понятие о темпераменте. Теории темперамента. Физиологические основы темперамента. Типы темперамента и их психологическая характеристика.
16.Понятие о характере. Черты характера. Связь характера с темпераментом.
17. Понятие о способностях. Задатки. Уровни и ступени развития способностей. Общие и специальные способности.
18. Эмоции и чувства. Развитие эмоциональной сферы. Развитие эмоциональной сферы. Значение эмоций и чувств в деятельности человека и становлении его личности. Физиологические основы и внешнее проявление эмоций и чувств. Виды чувств, эмоциональные состояния.
19. Общая характеристика воли. Волевое действие и его структура. Волевые качества личности.
20. Характеристика общения: понятие, функции, виды, средства.

Вложенные файлы: 1 файл

шпора по психологии чистовик.docx

— 182.40 Кб (Скачать файл)

Психологические характеристики темпераментов

Сангвиник. Как правило, находится в приподнятом расположении духа, отличается быстрым и эффективным мышлением. Активно и легко приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства у сангвиника легко возникают и быстро, легко меняются. Мимика богатая, подвижная, выразительная. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности у сангвиника вырабатываются поверхностное отношение к жизни и непостоянство. Склонен к лидерству. Положительное - способность к практическому решению, активность, оптимизм, жизнерадостность, трудоспособность, целеустремленность, отзывчивость, общительность. Отрицательное - склонность к зазнайству, иногда легкомысленность, поверхностность.

Холерик. Его действия резки и порывисты. Отличается повышенной впечатлительностью, возбудимостью, большой эмоциональностью. Часто выглядит самонадеянным, высокомерным. Без труда дающееся сангвинику чувство душевного равновесия холерику совершенно незнакомо: он обретает покой только в самой напряженной деятельности. Проявление холерического темперамента в значительной мере зависит от направленности личности. У людей с общественными интересами он проявляется в инициативности, энергии, принципиальности. При отсутствии богатой духовной жизни холерический темперамент часто проявляется отрицательно: в раздражительности и аффективности. Чувствительный, беспо-

 

койный, агрессивный, возбудимый, непостоянный, оптимистичный, активный. Положительное - энергичен, общителен, увлеченность, работоспособность, целеустремленность. Отрицательное - горячность, невыдержанность, нетерпеливость.

Флегматик. Флегматику, как правило, совершенно чужда тревога. Его обычные состояния — спокойствие, тихая удовлетворенность окружающим. Новые формы поведения у флегматика вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обычно он ровен и спокоен, редко выходит из себя, не склонен к аффектам. В зависимости от условий в одних случаях у флегматика могут возникнуть положительные черты: выдержка, глубина мыслей и т.д., в других отрицательные: вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие. Пассивный, осмотрительный, рассудительный, доброжелательный, управляемый, внушающий доверие, ровный, спокойный. Положительное - терпеливость, надежность, хороший партнер, принимает человека таким, какой он есть, устойчив, постоянен.

рицательное - медлительность, внешняя невыразительность.

Меланхолик. Меланхолика отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях. Его реакция часто не соответствует силе раздражителя, особенно активно у него внешнее торможение. Меланхолику трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у него продолжительную тормозную реакцию. В нормальных условиях жизни меланхолик — человек глубокий, содержательный. При неблагоприятных условиях меланхолик может стать замкнутым, боязливым, тревожным человеком. Пессимист, сдержанный, необщительный, тихий. Положительное - высокая чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию, сопереживанию. Отрицательное - низкая работоспособность, мнительность, обидчивость, ранимость.

 

 

16. Понятие о    характере.  Черты характера. Связь характера  с темпераментом.

Характер – с греч. Черта, печать, признак. Он накладывает определённый отпечаток на поведении человека, взаимоотношениями с другими людьми, является признаком его личности. Характер - это свойство личности выражающее отношение человека к действительности и проявляющееся в его поведении и поступках. Характер представляет собой неповторимое сочетание качеств и индивидуальных особенностей, которые дают основание для суждения хороший это человек или нет. Слова, движения, действия, поступки, поведение позволяет понять характер человека. Они высвечивают внутреннее скрытое содержание. Зная особенности характера человека возможно понять и представить его поведение.

Признаки характера.

    1. Поступки действия.
    2. Особенности речи.
    3. Внешний облик.

На формирование характера  оказывает влияние семья, окружение. Так же накладывают отпечаток  профессия, деятельность, единства общих  требований с индивидуальным подходом.

Черты характера:     В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы:

  1. отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу: индивидуализм; коллективизм (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим людям, и противоположные черты — замкнутость, черствость, грубость, презрение к людям);
  2. черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость, и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность в работе, безответственное отношение к делу, пассивность);
  3. черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность, и противоположные ей черты: самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм - как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания, эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);
  4. черты, характеризующие отношение человека к вещам: (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

 

Характер тесно связан темпераментом. Темперамент оказывает  влияние на проявление характера. Характер может быть устойчивый, изменяющийся. Характер может быть определённым и  неопределённым. Есть характер цельный  – единство мыслей, чувств, поведений, действий, поступков. Есть противоречивый – говорит одно делает другое. И есть положительный и отрицательный.

Связь с темпераментом

Темперамент также не предопределяет черт характера, но между темпераментом и свойствами характера существует тесная взаимосвязь.

  • От темперамента зависят динамические особенности проявления характера. Например, общительность у сангвиника и флегматика будет проявляться по-разному.
  • Темперамент влияет на развитие отдельных черт характера. Одни свойства темперамента способствуют формированию определенных черт характера, другие противодействуют.
  • В зависимости от типа темперамента ребенка необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера.
  • Существует и обратная зависимость проявлений темперамента от его характера. Благодаря определенным чертам характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления темперамента

 

Физиологическая основа является вторая сигнальная система. Черты характера  – это индивидуальные, привычные  формы поведения человека в соответствующих  ситуациях, в которых реализуются  его отношения к действительности.

/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.Понятия о  способностях. Задатки. Уровень и  степень развития способностей.

При равных внешних условиях разные люди приобретают знания, умения и навыки с неодинаковой степенью эффективности. Там, где один человек все «схватывает на лету», другой тратит много времени и сил. Один достигает высшего уровня мастерства, а другой при всем своем старании — лишь определенного среднего уровня. Есть некоторые виды деятельности, например искусство, наука, спорт, в которых успеха может достигнуть только человек с определенными способностями.

Способности — психическое свойство личности, отражающее проявления таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности.

Способности - индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею.

От способностей зависит  скорость, глубина, легкость и прочность  процесса овладения знаниями, умениями и навыками.

Исследованиями установлено, что способности - прижизненное образование, что их развитие идет в процессе обучения, воспитания и активного взаимодействия с окружающим миром.

У каждого человека при  рождении формируются определенные предпосылки его способностей — задатки. Задатками называются врожденные анатомо-физиологические особенности организма, которые облегчают развитие способностей. Задатки многозначны. На основе одного задатка могут формироваться самые различные способности.

Способности бывают специальные  и общие

Общие способности — это индивидуальные свойства личности, которые обеспечиваю! относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.

Специальные (профессиональные) способности — это система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности.

Ступени развития способностей: одаренность, талант, гениальность.

Совокупность общих и  специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляет одаренность Одаренность обусловливает особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяет его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее на тех же условиях.

Высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области, называется талантом. Талант выражается в чрезвычайно высоком уровне развития качеств и в особом своеобразии проявлений индивидуальных особенностей личности.

Исключительная, наивысшая  степень одаренности, выражающаяся-» качественно новых.

уникальных результатах, достигнутых в одной или нескольких областях деятельности, называется гениальностью. Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности, сколько в том, что гений создает эпоху в области своей деятельности.

Уровни способностей: репродуктивный, творческий.

Репродуктивный обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью.

Творческий обеспечивает создание нового, оригинального.

Успешность выполнения любой  деятельности определяется не какими-либо отдельными способностями самими по себе, а лишь сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека и характеризующим его как личность.

Успех в овладении какой-либо деятельностью может достигаться  различными путями Недостаточное развитие той или иной отдельной способности  может быть компенсировано развитием других способностей, от которых также зависит успешное выполнение тон же самой деятельности.

 
18. Эмоции и чувства. Развитие  эмоциональной сферы. Значение  эмоций и чувств в деятельности человека и становлении его личности. Физиологические основы и внешнее проявление эмоций и чувств. Виды чувств. Эмоциональные состояния.

Эмоции — это непосредственная форма выражения чувств, более простое переживание в данный момент ( радость, печаль, грусть, гнев)

Чувство — более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает.(любовь)

Чувства выражаются в эмоциях, но они всегда предметны, т.е.: мы испытываем чувства к чему-то или кому- то, имеющим для нас постоянную мотивационную значимость. Чувства и эмоции — это переживаемые человеком отношения к миру и к самому себе.

Эмоции не возникают сами собой. Эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей. 

Чувства бывают противоположные: радость — грусть, любовь — ненависть, удовольствие — страдание, страх — смелость, благодарность — неблагодарность. Чувства бывают положительные (когда потребности удовлетворяются: приятные) и отрицательные(неудовлетв: неприятные).. Эмоциональный шок — своеобразное потрясение, выражается часто в кратковременной дезорганизации поведения.

Чувства человека выполняют  в жизни различные функции: оценивающую — положительные и отрицательные эмоции показывают, как человек относится к чему-либо и оценивает это (недовольство, стыд и др. содержат те или иные оценки-)

побуждающую — чувства мргут побуждать человека к действию, а могут препятствовать этому; направление внимания — то, что возбуждает наши чувства, мы воспринимаем более ясно и точно.

Эмоциональная сфера прошла длительный путь развития — от примитивной  чувственной реакции у животных к высшим чувствам человека, У животных эмоции — ярость, страх, удовольствие находятся в теснейшей связи с их интенсивной деятельностью, с удовлетворением органических (естественных) потребностей (самосохранения, питания, размножения). И у человека эти эмоции возникают как непосредственная реакция на предметы и явления окружающего мира при удовлетворении или не- удовлетворении органических потребностей в еде, жилище, одежде, половых потребностей, потребности во сне и др. Однако социальный образ жизни человека, особенности его деятельности, специфические человеческие формы сотрудничества и отношений человека к человеку перестроили и усложнили его эмоциональную сферу, создали основу для формирования специфически человеческих чувств. Новые эмоции и чувства возникают у человека в связи с появлением новых потребностей. Культурные или социальные потребности, постепенно порождают сложнейший мир специфических человеческих чувств, прежде всего чувств человека к человеку и другим людям.

Информация о работе Шпаргалка по "Психология"