Шпаргалка по "Психологии труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 14:29, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 40 вопросов по курсу "Психологии труда".

Вложенные файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА.docx

— 127.70 Кб (Скачать файл)

Необходимо также  отличать состояние монотонности от психической насыщенности. Психическая  насыщенность вызывает волнение, нервозность, тревогу (переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием  неблагополучия); монотонность, напротив, сопровождается полусонным состоянием, сопровождающимся снижением психической  активности и скукой. Психическая насыщенность вызывается главным образом повторением деятельности, а для появления монотонности необходимы другие объективные условия – “бедность” раздражителей, их однообразие, ограниченность “поля наблюдения” и т. д. Очень важно подчеркнуть, что разделение психического насыщения и монотонности является относительным, так как: а) они взаимно влияют друг на друга; б) их последствия суммированно действуют на состояние человека; в) в производственной практике ни одно из них не встречается в крайних формах, можно лишь исследовать их сочетания, имеющие разные пропорции.

Следующим важным вопросом является выявление изменений, происходящих в человеческой психике вследствие монотонности. Суммируя уже упоминавшиеся  признаки, можно прежде всего отметить субъективное влияние монотонности, имеющее характер переживания: чувства усталости, сонливости, плохое настроение (в разной степени), скука, нейтральное отношение.

Самым спорным является вопрос об индивидуальных различиях  в сопротивляемости монотонности. Экстравертированная личность может противостоять монотонности в меньшей мере, чем интравертированная. Между интеллектом и чувствительностью к монотонности не было установлено соответствия. За рубежом проводились эксперименты для установления соотношений между переживанием монотонности и умственным развитием человека. Согласно результатам этих экспериментов быстрее и острее переживают монотонность более развитые в умственном отношении люди. Однако есть и другая точка зрения, утверждающая, что если в работе встречаются неизбежные однообразные движения или действия, то человек, с хорошо развитыми умственными способностями переживает чувство монотонности в меньшей степени, так как отдает себе отчет в необходимости этих действий для выполнения трудового задания, и может лучше активизировать свою работу, усматривая в однообразном разнообразное. В связи с этим Е. П. Ильин замечает, что способность усматривать разнообразие в однообразном присуща высококва­лифицированным специалистам, благодаря ей они способны сохранять дееспособность, то есть возможность выполнения конкретного вида деятельности без ошибочных действий, даже при тяжелых и продолжительных нагрузках. Низкоквалифицированный рабочий не может уловить изменений однообразия и становится жертвой бесстимульного безразличия.

Неоспоримо значение мотивации в преодолении отрицательного влияния скучной и однообразной работы. В силу этого можно считать, что отношения личности, высокое  чувство ответственности в значительной мере компенсируют “неблагоприятные”  природные свойства нервной системы.

И последний, рассматриваемый в связи с состоянием монотонии,

вопрос: борьба с  монотонностью на производстве. М. И. Виноградов предлагает следующие пять мероприятий по борьбе с монотонностью вообще, а при поточном производстве - особенно: 1) объединение слишком простых и монотонных операций в более сложные и разнообразные по содержанию; 2) периодическую смену операций, выполняемых каждым работником, т. е. совмещение операций; 3) периодические изменения ритма работы; 4) введение дополнительного перерыва; 5) введение посторонних раздражителей, таких как функциональная музыка (музыка, звучащая в цехе во время работы).

Несколько иначе, более  “психологично” видит пути предупреждения и преодоления монотонности в  работе Н. Д. Левитов.

1. При выполнении  однообразной работы необходимо  проникнуться сознанием ее необходимости, - в таком случае повышается  роль мотивов, стимулов в работе. Большое значение имеют также  результаты работы. Чем яснее  и отчетливее человек видит  на каждом этапе работы ее  результаты, тем больше он заинтересовывается  своей работой и тем меньше  переживает состояние монотонности.

2. Нужно стремиться  отыскивать интересное в однообразной работе.

3. Нужно стремиться  к повышению автоматизма рабочих  действий, чтобы иметь возможность  отвлекаться, например, думать о  чем-нибудь интересном. (Этот путь  допустим лишь при однообразных  и очень простых видах работы).

4. Можно создать  внешние условия, ослабляющие  впечатление однообразия работы. В некоторых случаях, например, достаточно перенести работу  из закрытого помещения на  свежий воздух, чтобы она переживалась  как менее однообразная.

5. Введение функциональной  музыки.

Вопрос26

Эмоциональное напряжение - напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения  аварийной ситуации, неожиданностью; может возникать также, как следствие других видов напряжения.

Вопрос27

Профессиональный  стресс — это напряженное состояние  работника, возникающее у него при  воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью». К этому можно было бы добавить, что профессиональный стресс — это также реакция на какие-то затруднения, выражающаяся в неспецифических действиях.

Н. В. Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса .

информационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации) и быстрой переменой информационных параметров;

эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией;

коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности неспособности контролировать себя, неумении тактично отказать в чем-либо, незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и т. п.

особый интерес  представляет профессиональный стресс достижения. Главная проблема здесь — несоответствие уровня ожиданий реальным возможностям человека;

также интересен  стресс, вызванный страхом сделать ошибку. Страх ошибки связан с двумя моментами: 1) слишком сильная внутренняя установка только на успех 2) запреты или карательные санкции в случае ошибки. Страх ошибки часто «блокирует» творческие способности человека. Человек постепенно начинает отказываться от всего нового и рискованного. В итоге постепенно человек начинает вообще «бояться жить»;

достаточно распространенным является профессиональный стресс конкуренции. Часто в окружающих (в коллегах) человек видит своих «конкурентов». «Проблема таких людей в том, что они имеют только одну цель — карьеру, успех в конкуренции. «Ловушка конкуренции» выражается в том, что многие не отдают себе отчета, ради чего вообще эта конкуренция, что их ждет там, на «вершине» (часто это разочарование, зависть и одиночество);

отдельно выделяется профессиональный стресс успеха. Как ни странно, интенсивный стресс работник может испытывать и тогда, когда достигает крупного успеха. Нередко после крупного достижения наступает состояние «обессмысливания» того, что осуществилось;

особую тему представляет проблема зарабатывания денег и сопутствующий этому профессиональный стресс. Замечено, что очень часто крупный выигрыш или неожиданное наследство приносят не радость, а еще большие проблемы (вред). Формула «Все зло от больших денег» действительно срабатывает, но если они приходят неожиданно и, главное, незаслуженно

Вопрос28

Вопрос29

Значение организации  труда возрастает по мере развития рыночных отношений, способствующих возрождению  конкуренции, при которой больший  вес приобретает результативность труда, оказывающая решающее влияние  на эффективность производства. Кроме  того, по мере технического совершенствования  производства возрастает цена единицы  рабочего времени. Правильная организация  труда способствует рациональному  использованию оборудования и времени работающих на нем, что повышает производительность труда, снижает себестоимость продукции, увеличивает рентабельность производства.

Уровень использования  результатов НТП, под влиянием которого происходят коренные изменения в  технике, технологии и организации  производства, зависит от того, в  какой степени обеспечены пропорциональность и взаимосвязь между совершенствованием техники и соответствующим изменением в организации труда. Несмотря на решающее влияние на эффективность  производства глубоких качественных изменений  в орудиях труда и технологиях, приводящих к количественным изменениям соотношения между живым и  овеществленным трудом в пользу последнего, роль человека в производственном процессе повышается. Труд становится все более  сложным и ответственным, а его  несовершенная организация имеет  все более серьезные отрицательные  последствия.

Для выявления сущности организации труда важно четкое определение ее места в системе  организации производства. В экономической  литературе термин «организация труда» употребляется в самых разнообразных  сочетаниях: «организация производства, труда и управления», «организация и управление трудом», «организация, нормирование и оплата труда» и др. Это результат различной смысловой  трактовки данного понятия. В  одном случае организация производства и организация труда рассматриваются  как взаимосвязанные, но относительно самостоятельные направления, в  другом — организация труда понимается как составная часть организации  производства, которая связана с  организацией управления предприятием.

Процесс производства представляет собой органическое соединение орудий, предметов труда и самого труда. Он включает в себя:

• конструкторско-технологическую  подготовку производства, заключающуюся  в разработке конструкции изделия, технологии его изготовления, подборе  оборудования, технологической, организационной  оснастки, приспособлений и инструмента;

• материальную подготовку производства, обеспечивающую снабжение  рабочих мест необходимым сырьем, заготовками, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, инструментом и т.д.;

• организационно-технологическую  подготовку производства, обеспечивающую регламентацию функционирования средств производства, их пространственное размещение, последовательность осуществления технологических процессов, операций и работ;

• организацию труда, обеспечивающую установление количественных пропорций живого труда, организацию  и обслуживание рабочих мест, использование  рациональных методов и приемов  труда, установление меры труда для  каждого работающего или групп  работающих, создание благоприятных  условий труда, рациональных режимов  труда и отдыха;

• организацию управления производством, обеспечивающую установление четкой системы линейного руководства, рациональную организационную структуру  управления, учет и контроль за ходом технологического процесса и при необходимости его корректировку.

Таким образом, организация  производства представляет собой органическое единство всех перечисленных элементов. Однако это не исключает возможности  выделения, изучения и совершенствования  каждого из них. Организация труда  — самостоятельная область деятельности, объектом которой является труд. Она  опирается на присущие только ей методы и принципы.

Следовательно, на уровне предприятия организация труда  представляет собой систему рационального  взаимодействия работников со средствами производства и друг с другом, основанную на определенном порядке построения и последовательности осуществления  трудового процесса, направленную на получение высоких конечных социально-экономических  результатов.

Вопрос30

1. Анализ факторов условий труда работников отдела кадров

Можно выделить следующие  основные характеристики условий работы операторов ПЭВМ:

- психологическое  напряжение;

- недостаточная физическая  нагрузка;

- гипокинезия и  гиподинамия;

- высокие зрительные  нагрузки;

- монотонность.

Психологическое напряжение - физиологическая реакция организма, мобилизующая его ресурсы на выполнение более трудных задач. Психологическое  напряжение (стресс) стимулирует физические и психические процессы организма, повышает его адаптационные возможности. В состоянии психического напряжения у оператора отмечаются повышение  работоспособности, общая собранность, более чёткие действия, ускоряется двигательная реакция. Однако механизм эмоциональной стимуляции имеет  физиологический предел, за которым  наступает отрицательный эффект, когда психическое напряжение, достигая максимального уровня, утрачивает своё прямое, выработанное в процессе эволюции назначение - повышение физической и психической активности человека.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии труда"