Шпаргалка по "Психологии труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 14:29, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 40 вопросов по курсу "Психологии труда".

Вложенные файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА.docx

— 127.70 Кб (Скачать файл)

Временное состояние  готовности - это актуализация, приспособление всех сил, создание психологических  возможностей для успешных действий в данный момент.

Ситуативная готовность - это динамичное, целостное состояние  личности, внутренняя настроенность  на определенное поведение, мобилизация  всех сил на активные и целесообразные действия, то есть приведение их в активное состояние. Будучи целостными образованиями, общая и ситуативная психологическая  готовность включают следующие компоненты:

1. Мотивационные - потребность успешно выполнить поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны.

2. Познавательные - понимание  обязанностей, задачи; умение оценить  ее значимость, знание средств  достижения цели, представление  возможных изменений обстановки.

3. Эмоциональные  - чувство ответственности, уверенность  в успехе, воодушевление.

4. Волевые - адекватная  мобилизация сил (полное соответствие  степени напряжения функциональных  возможностей требованиям, предъявляемым  конкретными условиями) сосредоточение  на задаче, отвлечение от мешающих  воздействий, преодоление сомнений, страха.

Готовность человека к успешным действиям в экстремальной  ситуации складывается из его личностных особенностей, уровня подготовленности, наличия подробной информации о  случившемся, наличия времени и  средств для ликвидации аварийной ситуации, наличия информации об эффективности предпринимаемых мер. Анализ поведения человека в экстремальной ситуации показывает, что наиболее сильным раздражителем, приводящим к ошибочным действиям, является неполная информация. Нужна предварительная и достаточно высокая психологическая готовность, которая позволяла бы компенсировать недостаток информации. Для этого необходимы тренировки, развивающие быстроту мышления, подсказывающие, как использовать прежний опыт для успешных действий в условиях неполной информации, формирующие способность переключения с одной установки на другую и способность к прогнозированию и предвосхищению событий. В ходе таких тренировок необходимо увеличить объем и распределяемость внимания и подготовить человека к тому, чтобы в экстремальной ситуации он воспринимал не все элементы производственной ситуации, а только необходимые.

Предупредить скованность, связанную с переоценкой возникшего усложнения, помогает планирование своих  действий: их воображаемое “проигрывание”, предварительная обработка возможных  вариантов действий при возникновении  тех или иных ситуаций в работе вплоть до экстремальных.

У каждого человека есть свой “набор” приемов выхода из трудных ситуаций. Но самоуправление всегда предполагает умение “вводить”  в сознание нужные в данный момент мысли, представления, впечатления  и “блокировать” или ограничивать с их помощью отрицательные воздействия  и переживания. Возможности самоуправления увеличиваются, если специалист внутренне  и внешне активен в критической  ситуации. В этом случае у него повышается способность владеть собой, преодолевать напряженность, более правильно  использовать свои знания, умения и  навыки. Способами самомобилизации и регуляции своего поведения, по мнению многих психологов, являются: самоубеждение, самоприказ, самоободрение (например, сохранить стойкость и готовность к действию некоторым специалистам помогало чувство удачливости, основанное на предшествующем опыте успешного преодоления сложных препятствий), самоанализ (снять эмоциональное напряжение помогает анализ вызвавших ее причин), отвлечение сознания с помощью “умственного действия” (концентрация внимания не на исходе дела, а на технике решения задачи, тактических приемах), устранение внешних признаков эмоциональной напряженности.

Многие авторы уделяют  внимание аутогенной тренировке, фармакологическим  средствам поддержания психологической  готовности в экстремальных условиях деятельности.

Как видим приемы формирования психологической готовности имеют много общего с приемами волевой подготовки. И неслучайно: создание состояния готовности к деятельности прямо зависит от уровня развития волевых свойств и способности к управлению ими. Обобщение методов и приемов создания и поддержания психологической готовности и их уточнение применительно к конкретной деятельности представляют собой пока еще мало используемый резерв повышения надежности трудовой деятельности в экстремальных условиях.

Вопрос24

Состояние утомления

Проблемы утомления  давно привлекали к себе внимание исследователей, в том числе физиологов и психологов труда. Это объясняется  их чрезвычайной практической значимостью: утомление является одним из самых  распространенных факторов, оказывающих  существенное влияние на производительность труда.

Утомление сопровождается уменьшением производительности труда  и представляет собой весьма сложный  и разнородный комплекс явлений. Его полное содержание определяется не только физиологическим, но и психологическим, результативно-производственным, социальным факторами. Исходя из этого, утомление  и должно рассматриваться по меньшей мере с трех сторон:

1. Со стороны субъективной - как психическое состояние;

2. Со стороны физиологических  механизмов;

3. Со стороны понижения  производительности труда.

Психолога интересует утомление именно как особое, своеобразно  переживаемое психическое состояние. Н. Д. Левитов рассматривает компоненты утомления как переживания и  к ним относит:

а. Чувство слабосилия. Утомление сказывается в том, что человек чувствует снижение работоспособности, даже когда производительность труда еще не падает. Это снижение работоспособности выражается в  переживании особого, тягостного напряжения и в появлении состояния неуверенности; человек чувствует, что не в силах  должным образом продолжать работу.

б. Расстройство внимания. Внимание - одна из наиболее утомляемых психических функций. В случае утомления внимания человек легко отвлекается, становится вялым, малоподвижным или, наоборот, хаотически подвижным, неустойчивым.

в. Расстройства в сенсорной области. Таким расстройствам (под влиянием утомления) подвергаются рецепторы, которые принимали участие в работе. Если человек долго читает без перерывов, то, по его словам, у него начинают “расплываться” в глазах строчки текста. При продолжительном и напряженном слушании музыки теряется восприятие мелодии. Продолжительная ручная работа может привести к ослаблению тактильной и кинестетической чувствительности.

г. Нарушения в моторной сфере. Утомление сказывается в замедлении или беспорядочной торопливости движений, расстройстве их ритма, в ослаблении точности и координированности движений, их деавтоматизации.

д. Дефекты памяти и мышления. Эти дефекты также  относятся непосредственно к  той сфере, с которой связана  работа. В состоянии сильного утомления  рабочий может забыть инструкцию, оставить в беспорядке рабочее место  и одновременно хорошо помнить о  том, что не имеет отношения к  работе. Мыслительные процессы особенно сильно нарушаются при утомлении  от умственной работы, но и при физической работе человек нередко жалуется на понижение сообразительности.

е. Ослабление воли. При утомлении ослабляются такие  качества, как решительность, выдержка и самоконтроль, отсутствует настойчивость.

ж. Сонливость. При сильном утомлении возникает сонливость как выраже ние охранительного торможения. Потребность в сне при изнурительной работе такова, что человек часто засыпает в любом положении, даже сидя.

Отмеченные психологические  показатели утомления проявляются  в зависимости от его силы. Бывает слабое утомление, при котором не происходит значительных изменений  в психике. Такое утомление только сигнализирует о необходимости  принять меры, чтобы не понизилась работоспособность. Вредно переутомление, при котором резко понижается работоспособность и тем самым  производительность труда. При переутомлении  описанные выше нарушения в психической  сфере очень заметны.

Таким образом, можно  говорить о динамике утомления, в  которой можно выделить разные стадии.

На первой стадии утомления появляется относительно слабое чувство усталости. Производительность труда не падает или падает незначительно. Однако нельзя считать, что если субъективное переживание - чувство усталости - не сопровождается понижением производительности, то это переживание не имеет никакого значения. Чувство усталости появляется нередко тогда, когда человек, несмотря на тяжелую изнурительную работу, субъективно чувствует себя вполне работоспособным. Причиной тому могут  быть повышенный интерес к работе, особое ее стимулирование, волевой  импульс. Находясь в таком состоянии  сопротивления утомлению, человек  в одних случаях действительно  его преодолевает и не снижает  производительности труда, а в других случаях это состояние может  привести к своеобразному “взрыву” переутомления, который часто имеет  разрушительную (для работоспособности) силу.

На второй стадии утомления понижение производительности становится заметным и все более  угрожающим, причем часто это понижение  относится только к качеству, а  не к количеству выработки.

Третья стадия характеризуется  острым переживанием утомления, которое  принимает форму переутомления. Кривая работы или резко снижается, или же принимает “лихорадочную” форму, отражающую попытки человека сохранить должный темп работы, который  на данной стадии утомления может  даже ускоряться, но оказывается неустойчивым. В конце концов рабочие действия могут быть так дезорганизованы, что человек будет не в состоянии продолжать работу, переживая при этом болезненное состояние.

Интересен вопрос об индивидуальной подверженности утомлению. Многие исследователи говорят о  ее существовании. Так С. М. Архангельский  отмечает, что нарастание утомления  и его конечная величина зависят  от ряда условий: 1) от индивидуальных особенностей рабочего; 2) от обстоятельств протекания работы; 3) от качества выполняемой работы; 4) особенностей трудового режима и т. д. Как мы видим, на первое место он ставит именно индивидуальные особенности рабочего.

Н. Д. Левитов считает, что подверженность утомлению зависит  от таких индивидуальных особенностей человека, как физическое развитие и состояние здоровья, возраст, интерес  и мотивация (процесс или состояние  стимулирования на деятельность, направленную на достижение определенных целей), волевые  черты характера. От такого рода индивидуальных особенностей зависит и то, как  переживает человек утомление и  как справляется с ним на разных его стадиях.

Вопрос25

Состояние монотонии

В процессе трудовой деятельности помимо состояния утомления  возникает состояние монотонии, отрицательно действующее на работоспособность человека. Психическое состояние переживания монотонии вызывается действительным и кажущимся однообразием выполняемых на работе движений и действий. Особенно часто монотония возникает у людей, работающих на конвейере. Под влиянием переживания монотонности человек, который не может сдерживать или устранять это психическое состояние становится вялым, безучастным к работе. Состояние монотонности отрицательно действует на организм работающих, приводя их к преждевременному утомлению.

М. И. Виноградов сформулировал  понятие монотонности следующим  образом: “В физиологической основе монотонности лежит тормозящее действие однообразных повторных раздражителей, и оно проявляется тем скорее и глубже, чем ограниченнее раздражимая  область коры, т. е. чем проще состав раздражающей стереотипной системы”.

Понятие монотонности всегда связывается с трудом по выполнению однообразных и кратковременных  операций. Однако единого мнения в  отношении критерия степени монотонности работы пока нет. Одни под монотонностью  понимают объективную характеристику самого процесса труда, другие - только психическое состояние человека, которое является следствием однообразной работы. В зарубежной литературе, в  частности, американской понятие монотонности трактуется во втором, субъективном смысле.

Российские психологи  не отрицают факта субъективного  переживания монотонности, сопровождающегося  потерей интереса к работе, скукой, сонливостью и т. п. Однако, по их мнению, это не является основанием для отрицания монотонности как  явления, объективно присущего трудовому  процессу и оказывающего неблагоприятное  действие на подавляющее большинство  работающих. Из разного понимания сущности монотонности вытекает и разное понимание путей борьбы с монотонностью, о чем речь пойдет ниже.

Важным вопросом в понимании природы состояния  монотонности является разграничение  общих и отличительных черт по сравнению с состоянием утомления. Общее у этих двух состояний то, что они оба отрицательно влияют на работоспособность человека и  оба переживаются как неприятное чувство. Существенное различие между  этими состояниями заключается  в том, что утомление вызывается тяжестью умственной или физической работы, а состояние монотонности может переживаться и при легком, совсем не утомительном труде. Утомление  является фазовым процессом, а монотонность характеризуется волновой кривой, обладающей повышениями и спадами. Утомление  усиливает психическую напряженность, а монотонность ее снижает.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии труда"