Шпаргалка по "Психологии труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 14:29, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 40 вопросов по курсу "Психологии труда".

Вложенные файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА.docx

— 127.70 Кб (Скачать файл)

 • низкую профессиональную  мобильность, неумение приспособиться  к новым условиям труда и  дезадаптацию;

 • рассогласованность  отдельных звеньев профессионального  развития, когда одна сфера как  бы забегает вперед, а другая  отстает (например, мотивация к  профессиональному росту есть, но  мешает отсутствие целостного  профессионального сознания);

 • ослабление  ранее имевшихся профессиональных  данных, профессиональных способностей, профессионального мышления;

 • искаженное  профессиональное развитие, появление  ранее отсутствовавших негативных  качеств, отклонений от социальных  и индивидуальных норм профессионального  развития, меняющих профиль личности;

 • появление  деформаций личности (например, эмоционального  истощения и выгорания, а также  ущербной профессиональной позиции);

 • прекращение  профессионального развития из-за  профессиональных заболеваний или  потери трудоспособности.

Уровни  профессиональных деструкций (см. Зеер, 1997. С. 158-159):

          1. Общепрофессиональные деструкции, типичные для работников данной профессии. Например: для врачей - синдром "сострадательной усталости" (эмоциональная индифферентность к страданиям больных); для работников правоохранительных органов - синдром "асоциальной перцепции" (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель); для руководителей - синдром "вседозволенности" (нарушение профессиональных и этических норм, стремление манипулировать подчиненными).

          2. Специальные профессиональные  деструкции, возникающие в процессе  специализации. Например, в юридических  и правозащитных профессиях: у  следователя - правовая подозрительность; у оперативного работника - актуальная  агрессивность; у адвоката - профессиональная  изворотливость, у прокурора - обвинительность. В медицинских профессиях: у терапевтов - стремление ставить "угрожающие диагнозы; у хирургов - цинизм; у медсестер - черствость и равнодушие.

          3. Профессионально-типологические  деструкции, обусловленные наложением  индивидуально-психологических особенностей  личности на психологическую  структуру профессиональной деятельности. В результате - складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы: 1) деформации профессиональной направленности личности (искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям); 2) деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей: организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и т.д. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм…); 3) деформации, обусловленные чертами характера (ролевая экспансия, властолюбие, "должностная интервенция", доминантность, индифферентность…). Все это может проявляться в самых разных профессиях.

          4. Индивидуальные деформации, обусловленные  особенностями работников самых  разных профессий, когда отдельные  профессионально важные качества, как впрочем, и нежелательные  качества, чрезмерно развиваются,  что приводит к возникновению  сверхкачеств или акцентуаций. Например: сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм, навязчивая педантичность и др. "Данные деформации можно было бы назвать профессиональным кретинизмом", - пишет Э.Ф. Зеер

Психологические детерминанты профессиональных деструкций (Зеер, 1997. С. 153-157):

Основные группы факторов, детерминирующих профессиональные деструкции:

объективные, связанные  с социально-профессиональной средой (социально-экономическая ситуация, имидж и характер профессии, профессионально-пространственная среда);

субъективные, обусловленные  особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;

объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством  управления, профессионализмом руководителей.

Более конкретные психологические  детерминанты профессиональных деструкций:

неосознаваемые и  осознаваемые неудачные мотивы выбора (либо несоответствующие реальности, либо имеющие негативную направленность);

пусковым механизмом часто становятся деструкции ожидания на стадии вхождения в самостоятельную  профессиональную жизнь (первые же неудачи  побуждают искать "кардинальные" методы работы;

образование стереотипов  профессионального поведения; с  одной стороны, стереотипы придают  работе стабильность, помогают в формировании индивидуального стиля труда, но, с другой стороны, они мешают адекватно  действовать в нестандартных  ситуациях, которых достаточно в  любой работе;

разные формы психологических  защит, позволяющих человеку снижать  степень неопределенности, снижать  психическую напряженность - это: рационализации, отрицание, проекция, идентификация, отчуждение…;

эмоциональная напряженность, часто повторяющиеся отрицательные  эмоциональные состояния (синдром "эмоционального сгорания");

на стадии профессионализации (особенно - для социономических профессий) по мере становления индивидуального стиля деятельности снижается уровень профессиональной активности и возникают условия для стагнации профессионального развития;

снижение уровня интеллекта с ростом стажа работы, что часто вызвано особенностями  нормативной деятельности, когда  многие интеллектуальные способности  остаются невостребованными (невостребованные способности быстро угасают);

индивидуальный "предел" развития работника, который во многом зависит от изначального уровня образования, от психологической насыщенности труда; причинами образования предела  может быть неудовлетворенность  профессией;

акцентуации характера (профессиональные акцентуации - это  чрезмерное усиление некоторых черт характера, а также отдельных  профессионально обусловленных  свойств и качеств личности);

старение работника. Виды старения: а) социально-психологическое  старение (ослабление интеллектуальных процессов, перестройка мотивации, рост потребности в одобрении); б) нравственно-этическое старение (навязчивое морализирование, скептическое отношение  к молодежи и всему новому, преувеличение  заслуг своего поколения); в) профессиональное старение (невосприимчивость к нововведениям, сложности адаптации к изменяющимся условиям, снижение темпа выполнения профессиональных функций).

Вопрос22

Проблема функциональных состояний - одна из наиболее запутанных в психологических исследованиях  человеческой деятельности. Ю.М. Забродин отмечает: "Функциональное состояние перестает быть просто фоном, но становится существенной особенностью динамики реально наблюдаемых характеристик поведения и деятельности. Основная трудность здесь состоит в том, что при анализе профессиональной деятельности мы рассматриваем, главным образом, стационарные оценки параметров того или иного психического процесса, а их изменение в разные моменты времени связываем с изменением функционального состояния человека" (см. Хрестоматия по инженерной психологии, 1991. С. 267).

          Выделяется две основные группы  психических функциональных состояний: 1) стресс (напряженность); и 2) утомление.  При этом существуют разные  уровни факторов, определяющих функциональные  состояния работника: физиологические  факторы и психологические факторы.

          Теоретический аспект проблемы  функциональных состояний связан  с уточнением вопроса о том,  что вообще считать психическим  функциональным состоянием? Ю.М.  Забродин пишет в этой связи: "…в природе самого функционального состояния заключена и динамика и стабильность. Именно в понятии состояния мы пытаемся связать два важнейших момента психического: устойчивость и изменчивость" (Там же. С. 268). При этом традиционно под "состоянием" понимают только "стабильность". Таким образом, при экспериментальном исследовании функциональных состояний важны: временная динамика состояний и структурное описание самого состояния.

          Проблема структуры функциональных  состояний связана с пониманием  того, что само состояние - это  "фиксация некоторых событий", зафиксированный "временной срез" значений системы, отображение  ее структуры в каждый данный  момент (интервал) времени". При этом сразу же обнаруживается трудность, выражающаяся в том, что "под таким отображением мы понимаем не просто "временной срез"… но в действительности временной инвариант, т.е. такое отображение, при котором структура взаимосвязей остается зафиксированной, неизменной в течение произвольно выбранного промежутка времени (произвольного интервала

          "Поэтому важно избежать ошибок, выбирать эти временные интервалы  так, чтобы не нарушать пространственно-временной  целостности интересующей нас  системы, - пишет Ю.М. Забродин. - Так при изучении "состояния" того или иного психического процесса необходимо, чтобы он полностью "уложился" в анализируемый временной интервал. Понятно, что множество найденных таким образом интервалов в первом приближении определяют множество возможных состояний изучаемой системы" (Там же. С. 269-270).

          При этом "каждый субъект потенциально может находиться в одном из множества различных состояний" - этим и определяется "пространство функциональных психических состояний" (Хрестоматия..., 1991. С. 272). Функциональные состояния психической системы человека - оператора интересны постольку, поскольку они изменяются. Проявление изменений функционального состояния выражается в ритмах (как регулярных изменениях системы), и в нерегулярных (чаще всего, навязанных) изменениях системы.

          В психологическом плане "состояния  всегда реально рассматривать  как реакции на внешние или  внутренние возмущения, которые  изменяют характеристики психической  системы и организма в целом".

          Как считает Ю.М. Забродин, "проблема функционального (психического) состояния оказывается теснейшим образом связанной с психологическим проектированием профессиональной деятельности, особенно в той его (психологического проекта) части, которая относится к профессиональной подготовке и функционированию субъекта" (Там же. С. 277).

При психологическом  проектировании деятельности следует  различать:

"состояние профессиональной  пригодности человека" (здесь  обычно оцениваются потенциальные  уровни формирования и сформированности ПВК);

"состояние профессиональной  готовности субъекта труда" (здесь  подразумевается, что система  ПВК уже "готова" действовать  эффективно в данный момент  времени, в данном месте, при  решении данных задач").

Особый интерес  представляет проблема управления функциональным состоянием работника. Проблема регуляции  психическим состоянием работника  возникла как реакция на участившиеся сбои в работе (из-за утомления, неправильного  режима труда и т.п.). Л.Г. Дикая  и Л.П. Примак выделяют следующие  основные методы регуляции  психическими состояниями :

рефлексологический  метод (воздействие на биологически активные рефлексогенные зоны и точки  с помощью: токов, иглоукалывания, лазерными  технологиями);

воздействие через  музыку (цветомузыку) - одно время на крупных предприятиях была мода на комнаты психологической разгрузки (КПР), где активно использовались релаксационные занятия с успокаивающей  музыкой;

регуляция поведения  психофармакологическими средствами. Считается, что это один из старых способов. Он применяется для стимуляции работоспособности. К сожалению, обнаружилось множество проблем: не все люди одинаково  переносят такие препараты; быстро вырабатывается "зависимость" от препаратов. Со временем также снижается  эффективность действия стимулирующих  препаратов;

методы постгипнотического, аутогипнотического внушения и метод моделирования особых суггестивных состояний человека (ОССП). Эти методы используются для мобилизации резервов человеческой психики (лишь в особых случаях). Основные недостатки метода: перевод оператора в состояние постгипнотического внушения реально прерывает его деятельность, нарушает ее целостность; кроме того, сроки такого воздействия достаточно непредсказуемы и сильно зависят от особенностей конкретных людей;

различные релаксационные упражнения (изменение рабочих поз, упражнения на расслабления и т.п.).

Вопрос23

Состояние психологической  готовности к деятельности

Поведение человека в экстремальных условиях деятельности является проявлением и результатом  психологической готовности к деятельности.

Что же такое психологическая  готовность? М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович выделяют заблаговременную общую (или длительную) готовность и временную, ситуативную (состояние готовности).

Заблаговременная  готовность (общая или длительная) представляет собой ранее приобретенные  установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности. На ее основе возникает  состояние готовности к выполнению тех или иных текущих задач  деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии труда"