Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 10:47, шпаргалка

Краткое описание

1.Место психологии в системе наук о человеке.
2.Психология как наука.Специфика психологического знания.
3.Естественно-научная и гуманитарная парадигры в психологии.

Вложенные файлы: 1 файл

вопросы и ответы по психологии.docx

— 210.66 Кб (Скачать файл)

В рез-те работы нейрофизиологов и нейроанатомов, таких как Эрнандес-Пеон и др., в стволе головного мозга была обнаружена диффузная структура, назв. ретикулярной формацией, к-рая, по-видимому, опосредует процессы возбуждения, В. и отбора стимулов. Исслед. ретикулярной формации, к-рую еще наз. ретикулярной активирующей системой, а тж ее связей с др. важными регуляторными системами мозга, обеспечили основу для физиолог. объяснений влияния мотивации, сна, сенсорного входа, научения, а тж эндогенных и экзогенных хим. веществ на процесс В.

Произвольное  и непроизвольное внимание.

ВНИМАНИЕ  НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ — самое простое и генетически исходное. Имеет пассивный характер, ибо навязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями. Возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений, в силу особенностей объекта — новизны, силы воздействия, соответствия актуальной потребности и пр. Физиологическое проявление этого вида внимания — реакция ориентировочная.

ВНИМАНИЕ  ПРОИЗВОЛЬНОЕ — направляется и поддерживается сознательно поставленной целью, а потому неразрывно связано с речью. О внимании произвольном говорят, если деятельность выполняется в русле сознательных намерений и требует со стороны субъекта волевых усилий. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной социально выработанными способами организации поведения и коммуникации; по происхождению связано с трудовой деятельностью. В условиях затрудненной деятельности предполагает волевую регуляцию и использование специальных приемов сосредоточения, поддержания, распределения и переключения внимания.

31.Память  как познавательный процесс.

Связь памяти с  другими психическими процессами.

ПАМЯТЬ — процессы когнитивные  — процессы запоминания, организации, сохранения, восстановления и забывания  обретенного опыта, позволяющие  повторно использовать его в деятельности или возвратить в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим  и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. В самой простой  форме память реализуется как  узнавание ранее воспринимавшихся предметов; в более сложной форма  предстает; как воспроизведение в представлении предметов, не данных в восприятии актуально. Узнавание и воспроизведение бывают произвольными и непроизвольными.

Процессы воображения, мышления, памяти и восприятия имеют аналитико-синтетический  характер. Память лежит в основе любого психического явления. Без ее включения в акт познания ощущения и восприятия будут переживаться как впервые появившиеся, ориентировка в мире и его познание станут невозможными. Основная тенденция воображения  — преобразование представлений  памяти, обеспечивающее в конечном счете создание заведомо новой, ранее  не возникавшей ситуации. Немыслим без памяти и процесс мышления. Например, от успешности развития словесно- логичекой памяти зависит и успешность развития абстрактного мышления. Личность, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания и притязания — существуют благодаря памяти. Распад следов памяти равноценен распаду личности: человек  превращается в живой автомат, способный  лишь реагировать на стимулы, действующие  в данный момент. Ныне память рассматриваются  в контексте других процессов  когнитивных. Задача психологии — рассмотреть  сущность памяти как проявление личности.  

 

Овладение процессами памяти.

ПАМЯТЬ — процессы когнитивные  — процессы запоминания, организации, сохранения, восстановления и забывания  обретенного опыта, позволяющие  повторно использовать его в деятельности или возвратить в сферу сознания.Профессионализация памяти, овладение мнемотехникой, упражнения в запоминании и сохранении информации, особенности требований к его  воспроизведению показывают влияние  деятельности на развитие памяти. Память — не только дар природы, но и  результат целенаправленного воспитания.

В памяти выделяются три взаимосвязанных  когнитивных процесса: запоминание, сохранение и воспроизведение.

В ходе развития онтогенетического способы запоминания сменяются, возрастает роль процессов выделения в запоминаемом осмысленных, семантических связей. Различные виды памяти иногда описываются как этапы такого развития:

1) моторная (запоминание, хранение и воспроизведение определённых движений и их схем),

2) эмоциональная (сохранение в сознании переживаний и чувств; впечатлительность и отзывчивость — предпосылка для становления коммуникативных черт характера; память эмоциональная — непременное условие развития способности к сочувствию и состраданию; она — основа мастерства в ряде профессий, в том числе — учителя и артиста; ее отсутствие ведет к тупости эмоциональной),

3) образная (подразделяется на память зрительную, слуховую и двигательную; их уровень развития у индивида неодинаков, и это позволяет говорить о преобладании одного из этих видов памяти),

4) словесно-логическая (специфический человеческий вид памяти, характеризующийся наличием языковых и логических схем).

Овладение таким процессом  памяти как запоминание может  носить преднамеренный характер, например, в процессе обучения и освоения профессиональной деятельности. В данном случае человек  использует специальные приёмы развития памяти.

Сохранение заученного материала обеспечивается: осмысленностью и прочностью запоминания, повторением.Исследованиями установлено, что сохранение отдельных элементов учебного материала во многом зависит от того места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первые и последние элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление в психологии называется фактором края.

Воспроизведение представляет собой актуализацию, оживление ранее образовавшихся в мозгу связей. Оно может протекать преднамеренно и непреднамеренно. Формы воспроизведения:

- узнавание, которое возникает  при повторном восприятии объекта;

- воспоминание, которое осуществляется  в отсутствие восприятия объекта;

- припоминание, представляющее  собой наиболее активную форму  воспроизведения, во многом зависящую  от ясности поставленных задач;

- реминисценцию — как  бы непроизвольное воспроизведение  давно, казалось бы, забытого.

Воспроизведение ранее воспринятого происходит, как правило, в отсутствие непосредственных раздражителей, оно  осуществляется на основе оживления  старых связей и поэтому имеет  место только при наличии более  прочно закрепленных связей. Узнавание  происходит в условиях непосредственного  воздействия внешних раздражителей, активизирующих старые связи. 

 

Продуктивность  памяти и ее обеспечение.

Продуктивность памяти характеризуется  объемом и быстротой запоминания  материала, длительностью сохранения, готовностью и точностью воспроизведения. Продуктивность памяти – это динамическая характеристика. Эффективность памяти зависит:

1.  От целей запоминания (насколько прочло, долго человек хочет запомнить). Если цель — выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель — выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.

2.  От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:

а) механическое дословное многократное повторение — работает механическая память, тратится много сил,

времени, а результаты низкие. Механическая память — это память, основанная на повторении материала  без его осмысливания;

б) логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами — работает логическая память (смысловая) — вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем у механической памяти;

в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) — работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;

г)  мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

Кроме того, на продуктивность памяти еще влияет еще ряд субъективных и объективных причин. К субъективным причинам относятся: интерес человека к информации, выбранный тип запоминания, применяемые приемы запоминания, врожденные способности, состояние организма, предшествующий опыт, установка человека. К объективным факторам, влияющим на продуктивность памяти относятся: характер материала, его количество, наглядность, ритмичность, осмысленность и понятность, его связность и особенности  обстановки, в которой происходит заучивание. Продуктивность памяти наиболее ярко проявляется в производственной и учебной деятельности.

 
 

 

32.Виды  и закономерности памяти.

Виды памяти.

ПАМЯТЬ  — процессы когнитивные — процессы запоминания, организации, сохранения, восстановления и забывания обретенного опыта, позволяющие повторно использовать его в деятельности или возвратить в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Определение памяти. Классификация видов памяти. Типы памяти.

Определение. П- способность изменяться под влиянием различных воздействий и сохранять эти воздействия. Три вида: биологическую, социальную (историческую), индивидуальную. П  - совокупность процессов запечатления, хранения, извлечения

По  модальности сохраняемых образов  — память словесно-логическая и  образная. Обычно уровень их развития у индивида неодинаков, и это позволяет говорить о преобладании одного из типов памяти.

 

По  характеру запоминаемого материала  можно выделить память зрительную, слуховую и осязательную.

 

По  параметрам длительности хранения информации выделяются:

1) память сенсорная — где хранение  длится не более 1.5с.( гипотетическая подсистема памяти, обеспечивающая удержание в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды) продуктов сенсорной переработки информации, поступающей в органы чувств; в зависимости от вида стимулов различаются: память иконическая — зрение; память эхоическая — слух, и пр.; предполагается, что в памяти сенсорной удерживаются физические признаки информации; это отличает ее от памяти кратковременной и долговременной, с их соответственно вербально-акустическим и семантическим кодированием; это отличие имеет условный характер, ибо сохранение физических (перцептивных) признаков может быть долговременным, а выделение семантических характеристик возможно уже на относительно ранних этапах обработки материала);

2) память кратковременная  — со временем хранения не  более 30 с.( подсистема памяти, обеспечивающая  оперативное удержание и преобразование  данных, поступающих от органов  чувств и из памяти долговременной; физиологически связывается с  биоэлектрическими контурами колебаний  в системе нервной; от нее  следует отличать память оперативную;  необходимое условие перевода  материала из памяти сенсорной  в память кратковременную —  обращение на него внимания; синонимы  памяти кратковременной — память  оперативная и (иногда) память  рабочая);

3) память долговременная  — позволяющая хранить материал  постоянно (подсистема памяти, обеспечивающая  продолжительное — от часов  до десятилетий — удержание  знаний, сохранение умений и навыков;  ей свойствен огромный объем  сохраняемой информации; физиологически  связывается с изменением структуры  белка рибонуклеиновых кислот).

 

Существует также ПАМЯТЬ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ, обусловленная генотипом  и передаваемая через поколения.

Закономерности  запоминания (Г.Эббингауз).(в конец)

Немецкий ученый Г. Эббингауз  был одним из тех, кто руководствуясь ассоциативной теорией памяти, начал  экспериментальные исследования. Он вывел следующие закономерности запоминания, установленные в исследованиях, где для запоминания использовались серии бессмысленных слогов и  другой слабоструктурированный материал:

1.  Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно  сильное  впечатление  на   человека,   могут  запоминаться им сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.

2.  Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.

3.  При пристальном  внимании  к событию достаточно  бывает его однократного переживания,  чтобы    в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.

4.  Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно, Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.

5.  Если увеличить число членов запоминаемого ряда до количества,   превышающего    максимальный    объем   кратковременной памяти, то число правильно воспроизведенных членов этого ряда после однократного его предъявления уменьшается но сравнению с тем случаем, когда количество единиц в запоминаемом ряду в точности   равно  объему   кратковременной   памяти.   Одновременно при увеличении такого ряда возрастает и количество необходимых для его запоминания повторений. Например, если после однократного запоминания в среднем человек воспроизводит 6 бессмысленных слогов, то, в случае когда исходный ряд состоит из 12 таких слогов, воспроизвести 6 из них удается, как правило, лишь после 14 и 16 повторений. В случае, если количество слогов в исходном ряде будет равно 26, то понадобится примерно 30 повторений для получения того же самого результата, а в случае ряда из 36 слогов— 55 повторений.

6. Предварительное повторение  материала, который подлежит заучиванию  (повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений   не   превышает   их   количества,   необходимого  для   полного заучивания материала наизусть.

7. При  запоминании  длинного   ряда   лучше  всего   по  памяти воспроизводятся его начало и конец («эффект края»),

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"