Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 10:47, шпаргалка

Краткое описание

1.Место психологии в системе наук о человеке.
2.Психология как наука.Специфика психологического знания.
3.Естественно-научная и гуманитарная парадигры в психологии.

Вложенные файлы: 1 файл

вопросы и ответы по психологии.docx

— 210.66 Кб (Скачать файл)

Сложные деятельности включают в себя действия. Действие - процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут. Действие отличается от деятельности тем, что предмет, на кот. оно направлено, не совпадает с его мотивом. Осознаваемое отношение предмета деятельности к его мотиву  = смысл действия; форма переживания смысла действия = осознание его цели. Действие по форме м.б. практическим, идеальным и теорет. Практическое действие = внешнее, а теор. м.б. внутренним. Волевые действия переживаются субъектом как требующие внутреннего усилия. Оно характеризуется подчинением одного мотива другому, при этом эти оба мотива имеют противоположные знаки. Д. - моляpная (целостная) не сyммиpованная единица жизни. У Толмена иУотсона Действие - составляющая часть любой деятельности, подчинено сознатльной цели. Действие - пpоцесс, подчиненный пpедставлению о pезyльтате, котоpый должен быть достигнyт. Действие -          пpоцесс pешения задачи, включающий в себя пpоцессы целеобpазования,    пpоцессы поиска сpедств. (Задача - цель, достигаемая в yсловиях.) Действие - центpальный ypовень Деятельности. Особенности действия: 1) Действие включает в себя в качестве необходимого компанента акт сознания, в виде yстанови и yдеpжания цели.Цель pаскpывается в действии. 2) Действие неpазpывно связано с поведением.

3) Теоpия деятельности yтвеpждает, что действия зависят от внyтpенней активности. 4) Действия человека пpедметны, они pеализyют социальные, физиологические и кyльтypные цели. Цель задает действие, действие обеспечиват pеализацию цели. Кpyпные цели дpобятся на более мелкие, соледовательно и действие подpазделяются на более мелкие, обpазyю иеpаpхическyю стpyктypy. Cпособ выполнения действия - опеpация, она хаpактеpизyет техническyю стоpонy выполнения действия. Хаpактеp действия зависит от yсловий, в котоpых они совеpшаются. Цель, данная в опpеделенных yсловиях -     задача.

Виды  опеpаций: 1) Возникают пyтем адоптации, пpилаживания, непосpедственного подpажания. Пpактически не осознаются. (пpиспособительные) 2) Возникают из действия, пyтем доведения последнего до автоматизации. Hе осознаются, но могyт, если yсловия изменятся (сознательные). Cледyющий ypовень - психофизические фyнкции - способности к ощyщению, обpазование и фиксация следов пpошлых воспоминаний,

мотоpная способность. Cюда  же относятся вpожденные способности + способности, котоpые закладываются  в пеpвый год жизни. Поступок - сложномотивированное действие, имеющее сложный смысл (это происх. если действие входит в двоякую деятельность, но мотивация обеих этих деятельностей, будучи различной, не является противоположной). Деятельность м. иметь цель, которая будучи данной в условиях, определяющих способ деятельности, есть задача. Содержание действия, которое определяется не самой целью, а условиями, в которых она дана, есть операция. Операция приобретает формы умения или навыка. Виды операций: Автоматизированные действия и врожденные инстинкты.

В осущ. любой  деятельности, действия или операции обнаруживают себя многочисленные психофизиологические р-ции, без кот. не возможно осущ. деятельности. Они явл. условием деятельности, но к ним не сводятся деятельность и  др.

Другими словами, в деятельности действий и операций не исчерпывается анализ деятельности. За деятельностью и регулир. ее псих. образами открывается физиологическая  работа мозга.

 
 

 

14.Принцип  целостности в гештальт психологии.

Целостный образ – это  динамичная структура, которая образуется по специальным законам организации. В зрительном поле при восприятии действуют связывающие и сдерживающие перцептивные силы.

Законы восприятия: 1. Закон  фигуры и фона (Рубин) (фигура более  сильная и более устойчивая структура, нежели фон); 2. Закон прегнантности (тенденция перцептивной организации  к внутренней упорядоченности, ведущей  в ситуации неоднозначной стимульной конфигурации к “хорошей фигуре”, к упрощению восприятия; 3. Закон  дополнения до целого (“амплификация”, если фигура не закончена, в восприятии мы стремимся видеть ее как целое).

14.Принцип  целостности в гештальт психологии.

Самый  принцип   целостности  получает несколько существенно различных реализаций. Для  В .Дильтея и его продолжателей он означает прежде всего  целостность  личности, которая является активным носителем определенной идеологии. Для берлинской школы гештальтпсихологии это  целостность  динамической ситуациии ее формальной структуры. Для лейпцигской школы  принцип   целостности  реализуется не  в  структурности, а вдиффузной комплексности, и его существеннейшим выражением является "народная"  целостность , поглощающая личность.

Гештальтпсихология (М.Вертхаймер,  В .Кёлер, К.Коффка, К.Левин), выдвинув  в  качестве первого основного  принципа   принцип   целостности , противопоставила его механистическому  принципу   психологии  элементов (Und-Verbindung, по Вертхаймёру). Под "гештальт" представители этого направления разумеют целостное образование, обладающее своеобразным качеством формы, несводимым к свойствам входящих  в  его состав частей.

Идею  целостности  гештальтпсихологи первоначально развили  в   психологии  восприятия,  в  которой они прежде всего попытались и экспериментально ее обосновать. Построенная гештальтпсихологией на основе  принципа  структурной  целостности  теория восприятия носит ярко выраженный феноменалистический, формалистский идеалистический характер.  Принцип   целостности , первоначально раскрытый на проблеме восприятия, был затем применен гештальтпсихологами к решению исходных принципиальных проблем, прежде всего психофизической проблемы. Далее этот  принцип  был распространен на все остальные проблемы  психологии . Применение  принципа   целостности  за пределами  психологии  восприятия было обусловлено выявлением второго основного  принципа  гештальтпсихологии, тесно связанного с первым, –  принципа  динамичности. Согласно этому  принципу , течение психических процессов определяется динамическими, изменяющимися соотношениями, устанавливающимися  в  самом процессе, а не зависимыми от него и определяющими его путь механистическими связями. Таким образом, каждый психофизический процесс тоже оказывается замкнутым  в  себе целым. Следовательно, действия человека представляются как конечная стадия саморегулирующегося динамического процесса восприятия ситуации. Поэтому поведение целиком определяется структурой ситуации.  

 

15.Принцип  детерминизма в психологии.

Принцип детерминизма и единства сознания и деятельности в теории Л.С. Рубинштейн (1899 - 1960).

Рубинштейном     в   1934  году  были  сформированы   два методологических принципа психологии:

1. Принцип единства  сознания и деятельности (деятельностный  подход).

Рубинштейн немного раньше сформулировал данный принцип ,чем  Леонтьев, но их варианты были различны. Леонтьев попытался идею деятельности отнести к животным в том числе. Рубинштейн отстаивал неправомерность  такого подхода, связывая деятельность только с человеком. По Леонтьеву - психика -это результат интериоризации. У  Рубинштейн есть положение о том, что « человек и его психика  развиваются в деятельности  изначально практической ». Данный принцип основывается на раннем положении Рубинштейна о « принципе творческой самодеятельности » , где деятельность является самостоятельной • и творческой. У Рубинштейна изначально начинал с того самого принципа, главным является идея активности. Психическая деятельность формируется в активном преобразовании среды, преобразовании мира. Именно это он имеет введу пол практической деятельностью.

2. Диалектико-материалистический  принцип детерминизма. Детерминизм - это учение о причинности, т . е. что является факторами , определяющими что-либо иное. Рубинштейн поставил вопрос о том, как внешние факторы влияют на поведение.(этот вопрос обсуждался в рефлексологии , бихевиоризме и т. д.). Ответ Рубинштейна звучит следующим образом:

Внешние факторы  действуют через внутренние условия. Имеется введу, что внешние воздействия определяют поведение, но   только будучи интегрированными, переработанными во внутренней системе личности и тогда это влияние осуществляется.

Собственно говоря , эти  внутренние условия и есть личность по Рубинштейну. Любое внешние воздействие  может повлиять на предмет только постольку, поскольку оно как-то включается в личностную среду и  перерабатывается там.

Внутренние условия, составляющие основание развития , - это исходные наследственные (генетические) и врожденные задатки, мотивация , способности, весь прошлый опыт и целостная система  многообразных видов активности субъекта на данный момент его жизненного пути. Эксперименты , проведенные с  позиции принципа детерминизма , показали, что внешняя причина - подсказка  экспериментатора или само подсказка  испытуемого -поможет последнему решать мыслительную задачу лишь в меру сформированное 1 и внутренних условий его мышления, т. е. в зависимости от того, насколько  он самостоятельно продвинулся вперед в процессе анализа и синтеза  решаемой задачи. Если это продвижение  незначительно, испытуемый не сможет адекватно  использовать помощь извне, со стороны  другого человека.

 

16.Культурно-исторический  подход в психологии.

Культурно-историческая теория развития психики. (1896-1934)

Выготский в 20-30-е годы выдвинул теорию культурно-исторического развития психики. «человек в процессе своего исторического развития возвысился до создания, новых движущих сил  своего поведения: так в процессе общественной жизни человека возникли, сложились и развились его  новые потребности, а природные  потребности человека в процессе его исторического развития претерпели глубокие изменения».

У человека есть 2 лпнзш развития: 1) натуральная; 2) культурная (историческая).

Натуральная - это физическое, естественное развитие ребенка с  момента рождения. При появлении  общения с окружающим миром возникает  культурная линия развития.

Выготский разделил психику на 2 части:

1. НизшиеПФ - натуральные:  ощущения, восприятие, детское мышление, непроизвольная память.

2. ВысшиеПФ - культурные, социальные; - результат исторического развития: абстрактное .мышление,

речь, произвольная память, произвольное вгимание, воображение.

Сознание необходимо изучать  экспериментальном путем, следовательно  надо сблизить ВПФ, культурное развитие поведения, овладение собственными процессами поведения.

ВПФ возникли при помощи знака. Знак - орудие психической деятельности. Это искусственно созданный человеком  стимул, средство для управления сбоим  повелением и поведением других. Знак, как чисто культурное средство возник и употребляется в культуре.

История развития человечества - это история развития знака- Чем  более мощное развитие знаков в поколениях, тем более развита ВПФ. Живопись имеет знаковую систему, т.к. она, как  знак, отражает видение мира (пример: наскальный рисунок, пиктографическое письмо - условный образ названного слова). Знаком можно назвать жесты, речь, ноты, живопись. Слово, как устная и письменная речь - тоже знак. Маленькие  дети уже начинают осваивать знаки, которые выражены рисунком. Ребенок  присваивает себе все, что было выработано человеком (психику). История развития ребенка напоминает историю развития человечества. Присвоение психики идет через посредника.

Выготский пытается соединить  натуральную и историческую линии.

Историческое изучение означает применение категории развития к  исследованию явления.

Все современные ему теории трактовали детское развитие с биологизатооской точки зрения (переход от социального  к индивидуальному).

ВПФ возможны первоначально  как форма сотрудничества с другими  людьми, и в последствии становятся индивидуальными (пример: речь - средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию)

У человека нет врожденной формы поведения в среде. Его  развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и  способов деятельности.

Движущая сила психического развития - обучение. Развитие и обучение - это разные процессы. Развитие - процесс  формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения  на каждой ступени новых качеств. Обучение - внутренне необходимый  момент в процессе развитая у ребенка  исторических особенностей человечества. Оно создает ЗБР (зону ближайшего развитая),

Выготский в основу своих исследований положил 2 гипотезы:

1. Гипотеза об опосредованном  характере психических функций  человека.

2. Гипотеза о происхождении  внутренних умственных процессов  из деятельности первоначально  внешней и «интерпсихологической».

 
 

 

17.Закон  в психологии.

Проблема  закона много раз стояла в науке. Первым закон был закон Фехнера 186…, назвал он это уравнение основным психофизическим законом. Законы не имеют широкого действия, по сранению с законами физики, химии или биологии. Вот почему одни и теже зависимости описываются разными формулами. 2 вида психофиз закона : 1)Фехнер, 2) Стивенс.

Разные вещи все равно  называются законами..

 

18.Методы  психологического исследования.

Основные исследовательские  методы психологии: наблюдение и самонаблюдение, опрос, тестирование, эксперимент, моделирование, анализ продуктов деятельности, биографический метод и их виды.

НАБЛЮДЕНИЕ  Способ работы, при коем психолог, не вмешиваясь в события, лишь отслеживает их изменение. Один из основных методов эмпирических исследования психологического, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии явлений психических для изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений. Невмешательство — важная характеристика метода, определяющая его достоинства и недостатки. Достоинства —объект наблюдения, как правило, не ощущает себя таковым — не знает о наблюдении и в естественной ситуации ведет себя естественно. Недостаток метода наблюдения — значительная трудоемкость. Поскольку исследователя интересует не всякое проявление поведения, но лишь связанное с конкретной исследовательской задачей, он вынужден выжидать интересующих его форм поведения или состояний психических. Кроме того, для надежности выводов нужно убедиться в типичности некоего свойства, что вынуждает проводить длительные или повторные наблюдения, а также применять другие методы.

САМОНАБЛЮДЕНИЕ (метод самонаблюдения) — стратегия получения эмпирических психологических данных при наблюдении человека за самим собой; наблюдение за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления — переживания, мысли, чувства и пр. Результатом самонаблюдения иногда является самоотчет — описание самого себя в относительной целостности психических и личностных проявлений. Самоотчету бывают свойственны систематические ошибки, важнейшая из коих — в том, что значительная часть испытуемых склонна представлять себя в возможно более выгодном свете.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"