Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 18:29, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 56 вопросов по дисциплине "Психология".

Вложенные файлы: 1 файл

2 шпоры.docx

— 120.46 Кб (Скачать файл)

Ретроспективная рефлексия служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом. Рефлексивная работа направлена на более полное осознание, понимание и структурирование полученного в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, искать причины собственных неудач и успехов.

Перспективная рефлексия включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее.

 А.А.Бизяева под педагогической рефлексией понимает сложный психологический феномен, проявляющийся в способности учителя входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как ее субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности для развития личности ученика. Автор выделяет двуплановую концептуальную модель педагогической рефлексии:

1.Операциональный  уровень (конструктивно-исполнительские, мотивационные, прогностические аспекты, отражающиеся в рефлексивном сознании).

2.Собственно личностный  уровень (профессионально-личностная субъектная ориентация учителя в его деятельности и личностная, субъектная включенность в рефлексивную ситуацию).

 Таким образом, рефлексирующий учитель – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт педагог.

Профессиональная  рефлексия (Е.Е.Рукавишникова)– психологический механизм профессионального самосовершенствования и самоактуализации, проявляющийся в способности специалиста занимать аналитическую позицию по отношению к себе и профессиональной деятельности.

В педагогическом процесс рефлексия выполняет следующие функции:

 — проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);

 — организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);

 — коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);

 — смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);

 — мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);

 — коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).

 

 

 

 

 

 

24. Повышение  профессионального мастерства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25. понятие педагогического  конфликта.

 

Педагогические  конфликты – столкновение противоположно направленных, несовместимых потребностей, мотивов, мыслей, чувств.

Отличие конфликтов от противоречий состоит в силе эмоционального накала, остроте переживаний.

 

Конфликты делятся на:

  • Внутриличностные (Противоборство разных тенденций в самой личности)
  • Межличностные (Между людьми).

 

Любой конфликт имеет: структуру, сферу и динамику.

 

Структура конфликта складывается из внутренней и внешней позиции ученика, их взаимодействие и объекта конфликта.

Сфера: деловая, личностная.

 

Внутренняя позиция (цели, мотивы учебного конфликта)

Внешняя позиция (речевое  исполнение).

 

Объект  конфликта, то из-за чего он возникает.

Динамика:

1.наростание

2.реализация

3.затухания.

Методы:

1.интроспекции (ставить себя на место другого)

2.эмпатии (чувствование, внутреннее переживания)

3.логического анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26.Продуктивное  и деструктивное разрешение конфликта

 

 

 

2 способа поведения  в конфликтной ситуации:

1) К-т воспринимается как возможность разрешения представленных в нем противоречий и как возможность повышения ур. учащихся.

2)  К-т как угроза своей привычной позиции, ранее сложившейся целостности.

 

В зависимости  от способа решения конфликта  выделяют продуктивный и деструктивный:

1) Продуктивное разрешение конфликта направлено на выяснение причин, мотивов, на поиск смысла происходящего. Предполагает понимание и переживание конфликта как творческой задачи. Способность педагога быть при этом объективным является показателем не только профессионализма, но и ценностного отношения к ученикам.

2) Деструктивный, в конспекте нет, но видимо тоже, что и продуктивный, только наоборот.

 

 

При конструктивном личность выбирает оптимальный алгоритм действий с причинением наименьшего ущерба для себя и противостоящей стороны в рамках принятых в обществе моральных и правовых норм. При этом личность либо находит путь к достижениям желаемой цели, либо отказывается от нее, либо принимает компромиссные решения.

При деструктивном способе разрешения конфликтов происходит вытеснение или псевдоразрушение конфликта, а также его разрешение при помощи неприемлемых с точки зрения моральных и правовых норм общества действий в отношении себя или других.

Существуют различные мнения о  способах разрешения конфликтов. Среди  них отмечают создание условий для  продуктивного обмена информацией  о конфликте; вмешательство других лиц, прежде всего официальных; полное или частичное, прямое или косвенное  вмешательство в конфликт; вынесение  его на обсуждение коллектива и принятие группового решения. Наиболее распространенными  являются следующие способы разрешения учителями конфликтов с учащимися: 1) внешние пресечения конфликтов путем  наложения санкций самостоятельно, либо с помощью родителей и  администрации; 2) проведение индивидуальной работы с учащимися на уроке (беседы-внушения); 3) профилактика возможных конфликтов, разрешение конфликтных ситуаций с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; 4) игнорирование конфликтной ситуации, отсутствие выраженной внешней реакции. Выбор конкретного способа разрешения конфликта определяется уровнем профессионального мастерства учителя, пониманием им механизмов протекания конфликта, знанием индивидуально-возрастных особенностей учащихся. Конфликт можно считать разрешенным, если: учтены, преобразованы или изменены объективные причины; преобразовано или изменено внутреннее стремление к достижению первоначальных целей и при этом снято сопровождающее его отрицательное состояние; устранено конфликтное поведение; выработан навык правильного поведения в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27.Технология разрешения  межличностных конфликтов.

Томос выделил:

- Уклонение (не хочет  отстаивать свои права)

- Противоборство (активная  борьба индивида за свои интересы, применяет все доступные средства)

- Уступчивость (сглаживание  разногласий)

- Компромисс (взаимные уступки)-если одинаковая власть

 

К-т в пед сфере:

1) Приспособления (многостороннее ориентация педагогов в системе общения, адаптация к личностному комплексу, личностному проявлению школьников.)

2) Стратегия уклонения (сознательный уход учителя от конфликта. Если часто, то у детей формируется психология вседозволенности)

3) Стратеги отступления 

4) Компромисс (рационализация решения)

5) Сотрудничество (совместный выбор решений)

6) Доминирование (одностороннее отстаивание собственной позиции, единоличное принятие ответственности на себя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28.Конфликты в  системе учитель-ученик.

 

Межличностные конфликты  различают:

По содержанию, значимости, форме, силе, длительности.

 

С подростками чаще всего  конфликты дисциплины.

Типы отношений  к учителям:

- Положительное

- Отрицательное

- Противоречиво-положительное

- Противоречиво-отрицательное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29.Правила избегания  и снижения уровня напряженности  в системе учитель-ученик.

 

Каким путем можно предотвратить  конфликты и как добиться, чтобы  учителя с учениками были в  хороших отношениях:

1. Умело провести организационный  момент урока, не оставлять  не одного ученика в бездеятельности. 

2. Создавать атмосферу  непрерывного общения с классом. 

3. Требовательность к  себе и к ученикам по поводу  полной готовности к уроку. 

4. Знание предмета " на  отлично”, свободное владение им. Применение разных методов и  форм обучения.

5. Выполнение и стремление  к выполнению поставленной цели: добиться полного усвоения материала  со всеми без исключения учащимися. 

6. Рациональное использование  времени, дорожит каждой минутой  урока. 

7. Добиться полного усвоения  материала, добиться высоких результатов:  самоотдача, активность управлять  ими. 

8. Организация индивидуальной  работы, особенно с тем, кому  дается трудно предмет. Их на  уроке больше спрашивать, больше  теребить и беспокоить.

9. Организовать работу  с "трудными” детьми, и непрерывно  спрашивать, заставлять их думать, находить более интересные способы  преподавания.

10. Уважительное отношение  к личности ученика, не допускать  разного рода оскорбления, прозвищ,  замечаний. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30.Этапы разрешения  конфликтной ситуации.

 

1. Установить действительных участников конфликтной ситуации.

2. Изучить, насколько это возможно, мотивы, цели, способности, особенности характера, профессиональную компетентность всех участников конфликта.

3. Изучить существовавшие ранее до конфликтной ситуации межличностные отношения участников конфликта.

4. Определить истинную причину возникновения конфликта.

5. Изучить намерения, представления конфликующих сторон о способах разрешения конфликта.

6. Выявить отношение к конфликту лиц, не участвующих в конфликтной ситуации, но заинтересованных в его позитивном разрешении.

7. Определить и применить способы разрешения конфликтной ситуации, которые: а) были бы адекватны характеру причин; б) учитывали бы особенности лиц, вовлеченных в конфликт; в) носили бы конструктивный характер; г) соответствовали бы целям улучшения межличностных отношений и развитию коллектива.

Ещё один ряд правил предупреждения и разрешения конфликта:

Не поступай по отношению  к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению  к тебе.

Дайте людям ощутить свою значимость.

Разрешая конфликт, четко  определите свои цели.

Кто делает первый шаг к  примирению, тот и выигрывает.

Кроме вышеперечисленных, могут быть рекомендованы и еще  несколько правил разрешения конфликта:

1. Если возникает конфликт, то не поддавайтесь эмоциям  и не спешите его формировать  (конфликтуйте не спеша).

2. Анализируя конфликтную  ситуацию, ищите причину и не  “зацикливайтесь” на самом факте конфликта.

3. Мысленно проиграйте  все “позитивные” и “негативные”  стороны, моменты тех или иных  вариантов развития конфликта.

4. Конфликт не стремитесь  “замять”, а доведите его до  логического конца, если убеждены, что вы правы, что вас поймут  и поддержат в коллективе, если  не все, то наиболее прогрессивная  часть коллектива.

5. Не конфликтуйте по  пустякам!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31.Предупреждение  и разрешение конфликтов в  работе педагогического коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"