Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 18:29, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 56 вопросов по дисциплине "Психология".

Вложенные файлы: 1 файл

2 шпоры.docx

— 120.46 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32.  Барьеры  в педагогическом общении и  взаимодействии.

 

Барьеры общения – переживание субъектом некоторых сложностей, нестандартных, противоречивых ситуаций. Это субъективное – переживаемое человеком состояние сбоя общения, вследствие неприятия партнера, изменение ситуации, проявляющиеся в перерывах общения.

Функции (Маркова)

1.позитивная (привлечение вниманиястимулирующая)

2.неготивная (сдерживающая, разрушительная)

 

Области затруднений (барьеров):

Этно-социокультурная область затруднений: (Ценности, установки, стериотипы человека.)

 

Статусно-позиционно-ролевая область затруднений (семейным воспитанием, позицией в общности, атрибутами роли, статусом учреждения, образовательной системы, региона, города и т.д. )

 

Возрастная  область затруднений (Известно, что ребенок до школы предпочитает общение со взрослыми; до среднего подросткового возраста почти половина детей предпочитает общение со сверстниками. Это предпочтение доминирует у старшеклассников до окончания школы, когда вновь около трети юношей и девушек проявляют интерес к общению со взрослыми. Затруднения в общении с взрослым, с педагогом чаще всего возникают в связи с тем, что учащийся, особенно подросток, считает, что его внутренний мир непонятен взрослым, которые продолжают обращаться к нему все еще как к ребенку. )

 

Область индивидуально-психологических затруднений (коммуникативность (общительность), контактность, эмоциональная устойчивость, импульсивность (реактивность), экстра-, интровертированность, локус контроля (экстер-интернальность), особенности когнитивного стиля, недостаточность социальной перцепции и др.)

 

Педагогическая  деятельность как область затруднений (Затруднения в общении, связанные с самой педагогической деятельностью педагога и учебной деятельностью обучающегося, связаны с содержанием и характером этих деятельностей. В педагогической деятельности затруднения могут быть вызваны как самим предметным содержанием, т.е. уровнем и характером владения педагогом теми знаниями, организация усвоения которых является основой его деятельности, так и профессионально-педагогическими умениями, дидактической компетентностью, т.е. средствами и способами педагогического воздействия на обучающихся. Соответственно основные направления педагогических затруднений связаны с самим развитием, содержанием и формами образовательного процесса, а также с особенностями учителя (преподавателя) как субъекта деятельности обучения и воспитания и с процессом общения.)

 

Область затруднений в межличностном  отношении.

 

 

33.Основные области  затруднения в педагогическом  взаимодействии.

Области затруднений (барьеров):

  1. Этно-социокультурная область затруднений

Затруднения этой области  связаны с особенностями этнического  сознания, ценностями, стереотипами, установками  сознания человека, проявляемыми в  общении в конкретных условиях его  социального и культурного развития. Как правило, затруднения общения, вызываемые этно-социокультурными особенностями его субъектов, принимаются людьми как сами собой разумеющиеся.

  1. Статусно-позиционно-ролевая область затруднений

Эта область затруднений  в общении обусловлена целым  рядом глубинных причин: семейным воспитанием, позицией в общности, атрибутами роли, статусом учреждения, образовательной  системы, региона, города и т.д. Такие  затруднения в общении чаще всего; возникают в условиях асимметрии статусов, позиций, в ситуациях нарушения  прав и обязанностей конвенциональных ролей. 

  1. Возрастная область затруднений

Возрастные особенности  партнеров общения также могут  вызвать затруднения. Известно, что  ребенок до школы предпочитает общение  со взрослыми; до среднего подросткового возраста почти половина детей предпочитает общение со сверстниками. Это предпочтение доминирует у старшеклассников до окончания школы, когда вновь около трети юношей и девушек проявляют интерес к общению со взрослыми. Затруднения в общении с взрослым, с педагогом чаще всего возникают в связи с тем, что учащийся, особенно подросток, считает, что его внутренний мир непонятен взрослым, которые продолжают обращаться к нему все еще как к ребенку. Преодоление трудностей общения, связанных с возрастными особенностями педагога, заключается в его постоянном личностном и профессиональном саморазвитии, его включении в жизнь общества, интересе к миру молодежи. 

  1. Область индивидуально-психологических затруднений

Индивидуально-психологические  особенности партнеров общения (как  учителя (преподавателя), так и учеников (студентов)) чаще всего служат причиной коммуникативных затруднений. Среди индивидуально-психологических особенностей партнеров, оказывающих наибольшее влияние на общение (и вызывающих затруднения в случае отсутствия или несоответствия этих особенностей общения) отмечаются: коммуникативность (общительность), контактность, эмоциональная устойчивость, импульсивность (реактивность), экстра-, интровертированность, локус контроля (экстер-интернальность), особенности когнитивного стиля, недостаточность социальной перцепции и др.

  1. Педагогическая деятельность как область затруднений

Затруднения в общении, связанные  с самой педагогической деятельностью  педагога и учебной деятельностью  обучающегося, связаны с содержанием  и характером этих деятельностей. В  педагогической деятельности затруднения  могут быть вызваны как самим  предметным содержанием, т.е. уровнем  и характером владения педагогом  теми знаниями, организация усвоения которых является основой его  деятельности, так и профессионально-педагогическими  умениями, дидактической компетентностью, т.е. средствами и способами педагогического  воздействия на обучающихся. Соответственно основные направления педагогических затруднений связаны с самим развитием, содержанием и формами образовательного процесса, а также с особенностями учителя (преподавателя) как субъекта деятельности обучения и воспитания и с процессом общения.

 

34. Педагогические способности в структуре педагогической деятельности.

 

Способности- индивидуально –психологические свойства личности, которые являются условием успешного творческого выполнения одной или нескольких действий. Проявляется в глубине, скорости овладением д-ти.

 

5 способностей  пед. д-ти.(Левитов)

1.способность к передаче  знаний в краткой интересной  форме.

2.способность понимать.

3.самостоятельный, творческий  склад мышления.

4.находчивость или быстрая  ориентированность.

5.организаторские способности.

 

3 способности  (Гоноболин)

1.способность делать ученический  материал доступным.

2.творчество в работе.

3.содержательность и яркость  в работе.

 

 

Аминов, блок тестов  для диагностики  педагогической способностей:

  • Методики для определения выражения первичных компонентов педагогической способности
  • Для определения педагогического потенциала
  • Для определения выражения педагогического мастерства.

 

Этапы формирования пед. Способности:

  • Период обучения в общеобразовательной школе
  • Обучение в педагогическом учебном заведении
  • Самостоятельность в работе в школе и системе образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35.Общие способности в структуре пед.д-ти.

 

  • Наблюдательность
  • Самостоятельность
  • Инициативность
  • Гибкость мышления
  • Быстрота умственного ориентирования в решении нестандартных задач
  • Воображение
  • Эмоциональные выражения и присутствие воли и др.

 

Отличительные некоторые  свойства личности (Маркова):

  • Педагогическая эрудиция
  • Целеполагание
  • Интуиция
  • Импровизация
  • Оптимизм
  • Находчивость
  • Предвидение
  • Наблюдательность
  • Рефлексия

Другие специальные, но не пед. Способенности – способности, относящиеся к конкретным дисциплинам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36. Педагогические  способности по Кузьминой

 

2уровня пед. способностей:

1.перцептивно-рефлексивные способности, обращенные к объекту-субъекту педагогического воздействия, т.е. к учащемуся, в связи с самим собой (педагогом). Они обусловливают интенсивность формирования сенсорного фонда личности педагога.

Включают три вида чувствительности: Чувство объекта. Чувство меры или такта. Чувство причастности.

2.проектировочные педагогические способности, обращенные к способам воздействия на объект-субъект учащегося, в целях формирования у него потребности в саморазвитии, самоутверждении, в гражданственном и профессиональном становлении.

- гностические

-конструктивные

-проекционные

-организаторские.

 

Связывает способности  и уровень продуктивности:

1.минимальный (репродуктивный)

2.низкий (адаптивный)

3.средний (локально-моделирующий)

4.высокий уровень (системно-моделирующий)

5.высоко-продуктивный (системно-моделирующий знания и д-ть.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37. Структура пед. способностей по крутецкому.

  1. Дидактические способности - способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль
  2. Академические способности - способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).
  3. Перцептивные способности - способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.
  4. Речевые способности - способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.
  5. Организаторские способности - это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.
  6. Авторитарные способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.
  7. Коммуникативные способности - способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.
  8. Педагогическое воображение (или прогностические способности) - это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося, связанного с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.
  9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38 Культура речи педагога, её функции. Основные показатели культуры речи педагога.

Успешность педагогического взаимодействия зависит от уровня речевой культуры педагога, формирование которой является одной из важных задач профессионального  становления педагога и особенно его саморазвития и самовоспитания.

Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

Функции:

- Самопрезентационная:  (через процесс речи педагог себя представляет) От культуры самопрезентации зависит аттракция – личное обаяние преподавателя. Если он не сумел произвести благоприятное впечатление сразу, то в дальнейшем в связи с возникшей негативной установкой обучаемых приходится преодолевать серьезные трудности в общении. Состояние удовлетворенности обучаемых служит важным показателем уровня педагогического общения. Преобладание положительных эмоций на занятиях укрепляет представление о преподавателе как привлекательном человеке. Следовательно, профессионализм преподавателя проявляется в способности вызвать к себе стабильное расположение и симпатию обучаемых. 

- Мотивационная: слову преподавателя дано создавать на занятиях благоприятный нравственно-психологический климат, вызывать живой интерес к совместной деятельности, включать в нее каждого обучаемого, обеспечить необходимую синхронность действий, способствовать переживанию эмоционального подъема. Культура речевого поведения способна поднять ролевое общение на межличностный уровень, предупредить возникновение психологических барьеров и формальное отношение обучаемых к учению. Оценочные суждения учителя могут быть положительными, констатирующими успехи, достижения, сильные стороны, и негативными, критическими, отмечающими недостатки, слабые стороны. 

Оптимальными являются оценочные  суждения, в которых поощрительность  сочетается с объективным критическим  анализом, без которого затруднительно формирование необходимых учебных  и поведенческих эталонов и осложняются  самообразование и самовоспитание обучаемых. Развернутые оценочные  суждения преподавателя способствуют совершенствованию содержательного  аспекта деятельности и поведения, побуждая обучаемых к самокритичности. 

- Психотерапевтическая: Гармонизирующее влияние на душевное состояние обучаемых оказывает общение с преподавателем, именуемое «хорошим разговором». Это словосочетание означает такие диалоги, которые имеют «положительный стимулирующий эффект, оставляют приятное воспоминание и сами надолго остаются предметом разговоров». Психотерапевтическим эффектом обладает не ролевой, а личностный уровень общения, человечность педагога. Именно тогда у обучаемых возникают чувство защищенности, осознание своей самоценности, побуждающие к личностному самораскрытию и самоутверждению.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"