Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 18:57, шпаргалка

Краткое описание

1. Перечислите и прокомментируйте слагаемые педагогического мастерства педагога.
2. Как соотносятся между собой мастерство и творчество педагога? Найдите взаимосвязь между ними
3. Раскройте смысл индивидуального стиля преподавателя

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы к экзамену_Психология.docx

— 80.28 Кб (Скачать файл)

Меланхолический темперамент часто характеризуется  упадничеством, отсутствием бодрости и решительности в своих действиях, частыми колебаниями, а в наиболее резких своих проявлениях — пассивностью, вялостью, незаинтересованностью порученным человеку делом.

Флегматик. Внешне человек флегматического темперамента отличается прежде всего малой подвижностью, движения его очень медлительны и даже вялы, не энергичны, от него нельзя ожидать быстрых действий. Флегматика характеризует также слабая эмоциональная возбудимость. Его чувства и настроения отличаются ровным характером и изменяются медленно. Это невозмутимый, размеренный в своих действиях человек. Он редко выходит из ровного, спокойного эмоционального состояния, его можно редко видеть сильно взволнованным, ему чужды аффективные проявления личности.

Характерный для  флегматика строй эмоциональных  состояний находит и соответствующее  внешнее выражение. Мимика и жесты  флегматика однообразны, невыразительны, речь медленная, лишенная живости, не сопровождается выразительными движениями.

 

31. Раскройте основные функции памяти и опишите по пять конкретных жизненных ситуаций, в которых актуализируется каждая из них

Память - это психический процесс отражения, заключающийся в запечатлении и сохранении с последующим воспроизведением и узнаванием следов прошлого опыта, делающими возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Запоминание - (запечатление) определяется как процесс, обеспечивающий ввод информации и удержание запечатленного материала в памяти. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств.

Характер  памяти и представлений может  основываться главным образом на впечатлениях зрения (оптический, визуальный тип памяти), слуха (акустический, аудиальный тип памяти) или движения (моторный,кинестетический тип памяти).

Сохранение (ретенция) - психический процесс памяти, обеспечивающий удержание информации в течении более или менее длительного времени. Сохранение осуществляется механизмами кратковременной, долговременной и оперативной памяти.

Свойства  памяти:

Объем памяти - количество информации, которое человек способен запомнить за определенное время. Объем кратковременной памяти человека в среднем составля-ет 7 + 2 блока информации. Объем блока может быть различным, например, человек может запомнить и повторить 5-9 цифр, 6-7 бессмысленных слогов, 5-9 слов.

Скорость - время, в течение которого человек способен запомнить определенный объем информации.

Прочность - длительность сохранения информации.

Точность - правильность и полнота воспроизведения информации.

Готовность- умение своевременно вспомнить требуемое.

Виды памяти

Различают два основных вида памяти: генетическую (наследственную) и прижизненную. Наследственная память сохраняет информацию, которая не только определяет анатомическое и физиологическое построение организма в процессе развития, но и врожденные формы видового поведения (инстинкты).

Информация, хранящаяся в закодированном виде в  молекулах дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), защищена достаточно надежно  от повреждения специальными механизмами  и менее зависит от условий  жизнедеятельности организма по сравнению с прижизненной памятью.

Прижизненная  память - это хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти. Выделяют следующие ее виды: импринтинг (запечатление) а также  двигательную, эмоциональную, образную и символическую память.

Импринтинг - вид памяти, наблюдаемый только в ранний период развития сразу после  рождения. Импринтинг заключается в  одномоментном установлении очень  устойчивой специфической связи  человека или животного с конкретным объектом внешней среды. Эта связь  сохраняется длительное время, что  рассматривается как пример научения и долговременного запоминания с одного предъявления.

Двигательная  память - это память на движения. Она составляет основу овладения двигательными действиями в любом виде деятельности человека. Достигая полного развития раньше иных форм, двигательная память у некоторых людей остается ведущей на всю жизнь. Особенно большое значение она имеет у артистов балета, а также в технически сложных видах спорта. При разучивании упражнений замечено, что легче запоминается направление и амплитуда движений и значительно труднее - интенсивность.

Эмоциональная память - это память на чувства. Она определяет воспроизведение определенного чувственного состояния при повторном воздействии тон ситуации, в которой данное эмоциональное состояние возникло. Чувственная память имеется уже у 6-месячного ребенка и достигает своего полного развития к 3-5 годам. Механизмы эмоциональной памяти лежат в основе первичного чувства узнавания (знакомое, чужое), симпатий и антипатий, осторожности Эмоциональная память отличается также тем, что почти никогда не сопровождается отношением к ожившему чувству как к воспоминанию ранее пережитого чувства. Произвольное воспроизведение чувств в этом аспекте почти невозможно. Например, человек, напуганный в раннем детстве собакой, может и не осознавать причин своего страха при каждой встрече с собакой на улице.

Образная  память - это память на образный материал. Различают следующие подвиды: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая. Наиболее отчетливо у всех людей проявляется зрительная и слуховая память, а развитие других подвидов связано с различиями профессиональной деятельности (например, вкусовая память у дегустаторов). Образная память обычно ярче у детей и подростков. У взрослых людей ведущая память, как правило, не образная, а логическая. Можно тренировать образную память, если воспроизводить мысленно в расслабленном состоянии с закрытыми глазами перед сном различные заданные картины.

Символическая память - это память на абстрактный, отвлеченно-символический материал. Она подразделяется на словесную и логическую память. Словесная память формируется в онтогенезе вслед за образной памятью и достигает его полного развития к 10-13 годам. В отличие от образной памяти, она характеризуется большей точностью воспроизведения. Особенности логической памяти проявляются в запоминании только смысла текста, т.е. происходит переработка текста в обобщенных понятиях. Логическая память самым тесным образом связана с мышлением человека.

 

32. Мотивационная установка одинокого образа жизни. Почему некоторые  люди предпочитают свободу и одиночество, являясь молодым и полным сил? Что мотивирует подобный выбор?

Мотивационной установкой в пользу выбора одинокого  образа жизни часто оказывается желание избежать множества проблем, которые может нести неудачное супружество. Оставаясь одиноким, молодой человек не ограничивает собственной свободы, не испытывает ощущений скуки, досады, раздражения, сексуальной неудовлетворенности и одиночества от общения с «надоевшим» человеком.

В то же время такое отношение к  жизни нередко приводит к тому, что человек оказывается поглощенным  только самим собой. Реализуя потребность в самоозабоченности, эти люди стараются огородить себя от любого проявления настоящей вовлеченности в близкие отношения, так как требования и риск, связанные с интимностью, представляют для них угрозу собственной свободе. В результате человек занимает позицию отчужденности и незаинтересованности в любых отношениях, как в личных, так и в социальных. Таким образом, выбор между стремлением к свободе и стремлением к защищенности и безопасности, которые достигаются в здоровой семье, делается в пользу свободы.

 

33. От чего  зависит, что некоторые люди  занимаются чем-то одним в своей  жизни, а другие постоянно меняют  работу? Докажите примерами из  жизни.

 

34. Определите, на какие свойства внимания учащихся ориентированы данные психолого-педагогические рекомендации

 

 

 

 

35. Как человек должен жить, чтобы остаться к старости молодым умом и духом. Разработайте примерный план  самовоспитания.

 

Когда речь идет о специально организованной воспитательной деятельности, то обычно эта деятельность ассоциируется  с определенным воздействием, влиянием на формируемую личность.

Вот почему в некоторых пособиях по педагогике воспитание традиционно определяется как специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее  определяемых обществом социальных свойств и качеств.

Само  по себе внешнее воспитательное воздействие  не всегда ведет к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную  реакцию или же быть нейтральным. Вполне понятно, только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную  реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее  эффективное развивающее и формирующее  влияние.

Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой  личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными  отношениями.

Указанный подход к трактовке развития личности получил название деятельностноотношенческой концепции воспитания. Сущность этой концепции, как показано выше, состоит в том, что, только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность (отношение) в этой деятельности, можно осуществлять его действенное воспитание. Без организации этой деятельности и формирования положительного отношения к ней воспитание невозможно. Именно в этом состоит глубинная сущность этого сложнейшего процесса.

В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания.

Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными душевными  факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.

Самовоспитание  – это процесс усвоения человеком  опыта предшествующих поколений  посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать  как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

 

36. . Если  ребенок разламывает заводную  игрушку, это познание, анализ? Дайте  прогноз.

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс  овладения тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую  гордость человечества. За тысячелетия  своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия.

Познание  носит социально детерминированный  характер. Только через призму усвоенной  культуры мы получаем знания о реальности. Прежде чем продолжать дело предшествующих поколений, необходимо освоить уже  накопленное человечеством знание, постоянно соотнося с ним свою познавательную деятельность, - это категорический императив развивающегося знания.

Обсуждая  вопрос, каким образом добывается новое знание, следует разграничить два уровня анализа, хотя и связанных, но различных. Можно устремиться  на поиск обстоятельств, определивших своеобразие индивидуального пути исследователя (его личных интересов, мотивов его занятий именно данной проблемой, индивидуального стиля  мышления и т.д.). Но возможен и другой подход - когда центр анализа перемещается на особое интеллектуальное устройство, которое работает независимо от интересов  и умственного склада отдельного ученого. Последний наследует это устройство, входя в мир науки, осваивая в онтогенезе своего личного творчества филогенетически сложившиеся формы научного познания. Систему этих форм, не извне прилагаемых к содержанию, а изнутри его организующих, назовем категориальным аппаратом. Согласно философской традиции, под категориями имеются в виду наиболее общие, предельные понятия (такие как «количество», «качество», «форма», «содержание»). Они действительны для любых проявлений умственной активности, какие бы объекты ее ни поглощали.

Все эти категории (образ - действие - мотив) служат орудиями исследования жизнедеятельности  не только человека, но и животных. При  переходе к человеку они приобретают  качественно новые признаки и  становятся интегральными компонентами категориального аппарата, обогащенного такими категориями, как отношение (в нем представлена социальная «ткань»  любых проявлений психической активности) и личность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"