Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 18:57, шпаргалка

Краткое описание

1. Перечислите и прокомментируйте слагаемые педагогического мастерства педагога.
2. Как соотносятся между собой мастерство и творчество педагога? Найдите взаимосвязь между ними
3. Раскройте смысл индивидуального стиля преподавателя

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы к экзамену_Психология.docx

— 80.28 Кб (Скачать файл)

Основные  инструменты синектики - это аналогия или метафора. Она помогает пользователям разбить существующие умственные устои и освоить абстрактное мышление, а так же увидеть старые 

1.3 Метод морфологического анализа  - выделение в изучаемой системе  основных компонентов-ступени, описывающие какое-либо сложное изделие или технологический процесс. Преимущество метода морфологического анализа состоит в том, что он осуществим при наличии малого объема информации по изучаемой проблеме. Морфологический подход связан со структурными взаимосвязями между объектами.

1.4 Метод «Рабочие листы». Рабочие  листы - представляют собой описание  последовательности шагов, которые  надо сделать, и вопросов, на  которые надо ответить, что бы в конце концов решить поставленную задачу. Этот метод предпочтителен в тех случаях, когда объем используемой информации очень большой. «Рабочие листы» помогают сориентироваться и проанализировать необходимую информацию в удобном виде и принять оптимальное решение.

1.5. АРИЗ. Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) был разработан Г. С. Альтшуллером в 70-х годах. Он же является автором теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), практическим приложением которой и стала данная методика. Он применим только в тех областях, где заранее задаются исходные параметры и заранее предполагается как минимум одно решение. АРИЗ оправдывает себя в решении задач производственного характера.

1.6. Майевтика. Метод майевтики - метод контрольных вопросов. Суть метода - искусство диалога, т.е. отыскание истины путем постановки вопросов, что позволяет активизировать мыслительную деятельность.

1.7 Мышление по ассоциации. Ассоциация - это связь между отдельными  представлениями, при которых  одно из представлений вызывает  другое. Как бы перекидываются  мостики между решаемой задачей  и сходными признаками или  свойствами другого объекта. Этим  другим объектом может быть  что угодно: системы из живой  и неживой природы, сказочные  герои, любые воспоминания, образ  или символ, запах или звук. Цель  ассоциативного мышления - творческий  синтез (создание новых оригинальных  идей, стимулирование воображения,  создание смысловых связей).

2. Неспецифические методы (Личностные)

2.1. Групповая динамика. «Групповая  динамика» позволяет человеку  повысить самооценку, раскрыть его  как личность, научить его иметь  свою точку зрения и уметь  ее обосновать.

2.2 Трансцедентальная медитация.: Достоинство этого метода состоит в том, что он стимулирует творческое мышление путем снятия «блоков». Этот метод раскрепощает личность, помогает выходить за рамки обыденного.

 

8. Объясните  понятие способности и педагогические  способности

Педагогические  способности – определенные психологические  особенности личности, которые являются условием достижения его в роли учителя  высоких результатов в обучении и воспитании детей.

Как известно, среди свойств и особенностей личности, образующих структуру тех  или иных специальных способностей, одни будут ведущими, другие – вспомогательными. В педагогических способностях ведущую  роль играют коммуникативные свойства личности, и в первую очередь персептивные, т.е. относящиеся к сфере восприятия (из них важнейшее – наблюдательность). Они позволяют учителю адекватно  воспринимать психологию ученика, его  психическое состояние в конкретном случае, правильно оценивать состояние  коллектива класса вообще и в данной педагогической ситуации в частности.

Составной частью коммуникативных свойств  личности учителя можно считать  готовность к эмпатии, т.е. к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию им. Необходимое условие этого – любовь к детям.

И наконец, третьим компонентом коммуникативных  свойств личности учителя можно  считать высокоразвитую потребность  в социальном взаимодействии, которая  проявляется в стремлении к передаче знаний, к общению с детьми, в  желании разумно организовать жизнь  и деятельность детского коллектива. Успешная реализация потребности в  социальном взаимодействии зависит  от наличия у учителя педагогического  такта.

Отметим некоторые вспомогательные свойства и особенности личности, входящие в структуру педагогических способностей. Это прежде всего определенные качества ума: остроумие, критичность, последовательность и ряд других. Немаловажное значение имеет и речь учителя: наличие ораторских способностей, лексическое богатство речи и т.д. Такое качество, как некоторая артистичность натуры (живое воображение, умение фантазировать), тоже играет определенную роль в успехе педагогической деятельности.

Педагогические  способности не только условие эффективной  педагогической деятельности, но и  во многом результат успешной работы учителя. Педагогические способности  проявляются, формируются и развиваются  в общей структуре психологических  свойств, отношений и действий учителя. Как показывают опыт и специальные  исследования, целенаправленное формирование и развитие педагогических способностей самим учителем вполне реально. Так, важнейший элемент перспективных  свойств личности – наблюдательность – развивается и совершенствуется как в процессе приобретения педагогического  опыта, так и в результате специальных  усилий педагога. Он в состоянии  развить свою социально-психологическую  наблюдательность, т.е. способность  не только подмечать у учеников различные  черты характера и склонности, но и распознавать причины их появления, уметь оценивать их проявление в  соответствии с ситуацией и т.д. Тем более поддаются развитию многие вспомогательные свойства личности, входящие в структуру педагогических способностей: владение словом, воображение  и фантазия.

 

9. Укажите  психологические особенности студенческого  возраста

Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.

Отвечая самому себе на вопросы: «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?», молодой человек формирует:

1) самосознание – целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;

2) собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;

3) стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т. д.

Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления: разрабатывая свои теории, юноша ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться его теориям, а не теории – действительности.

Возраст 18–20 лет – это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало «экономической активности» – включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой деятельности и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией – с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений.

Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются  многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе иллюзии, что это  возрастание сил будет продолжаться «вечно», что вся лучшая жизнь  еще впереди, что всего задуманного  можно легко достичь.

 

10. Раскройте основные проблема  воспитания в высшей школе

Современное информационное общество все чаще сталкивается с проблемой  снижения уровня морали и нравственности при возрастании уровня обученности человека. Данный диссонанс приводит к тому, что достижения науки часто используются не на благо, а во вред человечеству, направляются не на созидание, а на разрушение сложившегося социума.

Большое количество социально-культурных, политических, экономических и других перемен привело к тому, что  формирование личности с твердыми убеждениями, принципами, представлениями о позитивном и негативном стало особенно актуальным.

Данный аспект образовательной  деятельности необходим, прежде всего, для высших учебных заведений. Это  связано с тем, что выпускник  высшей школы, как обладатель особенно ценных знаний, должен иметь высокий  уровень воспитанности, чтобы употребить приобретенные в вузе умения на благо  как себя, так и общества. При  этом в воспитании студентов особое место должно отводиться воспитанию гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным.

Гражданское воспитание является основным элементом успешной социализации человека, его поступательного преобразования, как себя, так и окружающей действительности. Основу для подобного продуктивного  преобразования составляют элементы гражданского воспитания: нравственная, правовая, политическая культура, выражающаяся в чувстве  собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и государственной  власти, способность выполнять свои обязанности, гармонично сочетая патриотические, национальные и интернациональные  чувства.

Эгоистические тенденции выпускников  высшей школы часто приводят к  тому, что они рассматривают общество только как средство своего обогащения, не видя себя в структуре данного  социума. Безусловно, у человека обязательно  должна быть возможность достойной  жизни, но при этом не стоит забывать о том, что в обществе все взаимосвязано  и отношения всех его членов необходимо выстраивать на основе взаимоуважения и взаимопомощи.

В силу сложности организации и  диагностики, целенаправленному воспитательному  процессу в вузе уделяется гораздо  меньше внимания, чем обучению, что  порождает много трудностей: отсутствие навыков самоорганизации, самовоспитания, ответственности, честности и прочих важных для личности качеств у студентов и выпускников вуза.

Данный недостаток образовательного процесса высшей школы имеет как  культурно-исторические, так и социально-педагогические причины. Культурно-исторические предпосылки недостаточного уровня воспитательной работы в вузе связаны со сложившейся в отечественной системе образования направленностью более на дидактическую составляющую, чем на воспитательную, а также с тем, что основным предназначением высшей школы является подготовка профессионала в определенной области жизнедеятельности общества, и показателем профессионализма, в первую очередь, является критерий наличия знаний, умений и навыков, необходимых для организации того или иного вида деятельности. Воспитанность же при этом рассматривается как качество желательное, но не обязательное.

Социально-педагогической предпосылкой несбалансированной воспитательной и  учебной деятельности вуза является тот факт, что педагоги высшей школы, в свою очередь, являются продуктом  дидактоцентрической образовательной системы. Сложившаяся у них модель поведения преподавателя осложняет процесс перехода от знаниево-ориентированного педагогического процесса к личностно-ориентированнному. Еще одной социально-педагогической предпосылкой недостаточной организации воспитательной работы вуза, в целом, и гражданского воспитания, в частности, служит то, что очень часто в преподавательскую деятельность вовлечены люди, не имеющие педагогического образования, вследствие чего они не всегда могут целенаправленно управлять учебно-воспитательным процессом.

В связи с этим возникает необходимость  организации специальных курсов, издании учебных пособий, учебников, посвященных организации воспитательного  процесса в вузе для преподавателей, не имеющих специальной подготовки в области педагогики.

Наибольший эффект образовательного воздействия в высшей школе может  быть достигнут только при условии  организованного целостного педагогического  процесса. Без целенаправленного  руководства со стороны педагога развитие личности не останавливается, оно лишь делает воспитательный процесс  стихийным, неуправляемым, с непредвиденными  результатами.

Идеальная цель образовательного процесса как единства воспитания и обучения, представляет собой формирование в  ходе организованного педагогического  воздействия всесторонне развитой гармоничной личности, способной  к жизни и самореализации в  гражданском обществе принятыми  в нем средствами.

 

21. Укажите различия в  понятиях  индивид-личность-индивидуальность

Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» нередко употребляются  как синонимы для описания человека. Однако в них есть важные различия. Эти понятия характеризуют человека с разных сторон. Индивид - это характеристика человека, как отдельного представителя  биологического рода людей. Индивидуальность - характеристика человека как носителя неповторимых, своеобразных, только ему  присущих качеств, которые позволяют  отличить его от других представителей человеческого рода. Индивидуальность включает в себя как унаследованные так и благоприобретенные свойства. Личность определяется как носитель социальных качеств. Человек становится личностью в процессе усвоения социального и культурного опыта данного общества. Только человека с сформировавшимся мировоззрением, ценностными установками и моральными принципами можно назвать личностью. Личность - это итог взаимодействия человека и общества.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"