Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 18:57, шпаргалка

Краткое описание

1. Перечислите и прокомментируйте слагаемые педагогического мастерства педагога.
2. Как соотносятся между собой мастерство и творчество педагога? Найдите взаимосвязь между ними
3. Раскройте смысл индивидуального стиля преподавателя

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы к экзамену_Психология.docx

— 80.28 Кб (Скачать файл)

 

На  успешность обучения влияют многие факторы: состояние здоровья, материальное положение, уровень школьной подготовки, владение навыками самоконтроля, организация  учебного процесса и, наконец, индивидуально-психологические  особенности человека.

Важнейшие предпосылки формирования интереса к обучению:

1. Понимание им смысла учебной деятельности, осознание ее важности лично для себя. Интерес к содержанию учебного материала и к самой учебной деятельности может формироваться только при условии, что учащийся имеет возможность проявлять в учении умственную самостоятельность и инициативу.

2. Новизна учебного материала и его разнообразие, а также разнообразие методов преподавания. Средствами обеспечения этих свойств учебного материала и учебного процесса являются не только введение в них новой информации, знакомство учеников со все новыми объектами изучения, но и открытие новых сторон в уже известных учащимся объектах, показ им нового и неожиданного в привычном и обыденном.

3. Эмоциональная окраска преподавания, живое слово учителя. Если педагог демонстрирует собственный интерес к предмету, находит яркие, убедительные примеры, умело использует интонационную окраску материала, субъективная трудность усвоения даже самого сложного учебного предмета снижается, а интерес к нему повышается.

При объяснении мотивации к обучению психологи и педагоги также апеллируют к таким индивидуально-психологическим  особенностям обучающихся как уровень интеллекта (способность усваивать знания, умения, навыки и успешно применять их для решения задач); креативность (способность самому вырабатывать новые знания); учебная мотивация, обеспечивающая сильные положительные переживания при достижении учебных целей; высокая самооценка, приводящая к формированию высокого уровня притязаний, и др..

Наряду  с указанными следует представить стимулирующую, управляющую, организующую, структурирующую, смыслообразующую, контролирующую и защитную функции мотивов. Выделим мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:

1) Мотивы, связанные с содержанием  учения: ученика побуждает учиться  стремление узнать новые факты,  овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений  и т.п.

2) Мотивы, связанные с самим процессом  учения: ученика побуждает учиться  стремление проявлять интеллектуальную  активность, рассуждать, преодолевать  препятствия в процессе решения  задач, т.е. ребенка увлекает  сам процесс решения, а не  только получаемые результаты.

3) Широкие социальные мотивы: 

- мотивы долга и ответственности  перед обществом, классом, учителем, родителями и т.п.; 

- мотивы самоопределения (понимание  значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей  работе и т.п.) и самосовершенствования  (получить развитие в результате  учения); 

4) Узколичные мотивы: 

- стремление заслужить одобрение,  получить хорошие отметки (мотивация  благополучия); 

- желание быть первым учеником, занять достойное место среди  товарищей (престижная мотивация);

- важным мотивом для успешной  учебы в школе бывает стремление  доказать себе и другим свою  ценность.

5) Отрицательные мотивы: стремление  избежать неприятностей со стороны  учителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей).

 

На  мотивы к обучению также влияет характер студента. Прежде всего, это касается людей с так называемыми акцентуациями характера, создающими «острые углы», «проблемные зоны», затрудняющие для их обладателей построение адекватных взаимоотношений с другими людьми, в том числе в учебной деятельности. Одну из наиболее популярных классификаций акцентуированных характеров разработал отечественный психиатр А. Е. Личко [16] (частично она совпадает с типологией немецкого психиатра К. Леонгарда [11]). Приведем лишь некоторые, наиболее яркие типы акцентуаций характера, с указанием на те проблемы, которые могут возникать у их обладателей в процессе обучения:

Гипертимный тип – с постоянно повышенным настроением, энергичный, общительный, Неаккуратность, гипертимов, шумливость и склонность к озорству могут приводить к конфликтам прежде всего с преподавателями. Но важнее неусидчивость, склонность к сменам деятельностей и увлечений, часто оборачивающаяся поверхностностью в отношениях с людьми и в отношении к делу.

Циклоидный тип – настроения меняются циклами; за двумя–тремя неделями приподнятого, почти эйфорического настроения следует такой же по длительности цикл настроения подавленного, с повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Таким людям сложно даются смены жизненных стереотипов, в частности, переход от школьного обучения к вузовскому; в периоды угнетенных состояний нуждаются в щадящем отношении во избежании глубоких срывов с тяжелыми последствиями.

Ладильный тип – страдает перепадами настроений по многу раз в день, вызываемыми самыми ничтожными поводами. При наличии серьезных поводов демонстрируют склонность к реактивным депрессиям, что приводит к серьезным нарушениям учебной деятельности. В эти периоды как и циклоиды нуждаются в щадящем отношении. Хорошо чувствуют и понимают других людей, и сами часто ищут в друге психотерапевта.

Сензитивный тип – очень чувствителен ко всему хорошему и плохому, застенчив, робок, часто закомплексован; общителен только с теми, кого хорошо знает и от кого не ждет угрозы. Обладает повышенным чувством долга, совестлив, часто берет вину на себя; в случае сильных и незаслуженных обвинений реален суицидальный исход. Дисциплинирован, прилежен, регулярно работает.

Неустойчивый тип – обнаруживает повышенную тягу к развлечениям, безделью и праздности, не имеет устойчивых профессиональных интересов, не задумывается о будущем. Склонен к алкоголизации. Слабоволие и некоторая трусливость делают необходимым и возможным регламентацию и тщательный контроль учебной деятельности. Чаще встречается среди «коммерческих» студентов, поскольку выдержать серьезный конкурс для студентов этого типа мало реально.

Конформный тип – демонстрирует бездумное, некритическое, а часто и конъюнктурное подчинение любым авторитетам или большинству в группе. Жизненное кредо – быть как все. Способен к предательству, но всегда находит для себя моральное оправдание. В качестве педагогического воздействия можно рекомендовать демонстрации пагубности приспособленческих приемов и отрицательную ценность конформистских установок

Шизоидный тип – замкнут, эмоционально холоден, мало интересуется духовным миром других людей и не склонен допускать их в свой мир. Часто обладает высоко развитым абстрактным мышлением в сочетании с недостаточной критичностью. Рекомендуется не грубое, но настойчивое втягивание в общение, в коллективные формы студенческой жизни.

Эпилептоидный тип – обладает очень сильными влечениями, склонен к эмоциональным взрывам, часто демонстрирует жестокость, себялюбие и властность, любовь к азартным играм. Вязкость и инертность сочетаются с аккуратностью (пророй чрезмерной) и пунктуальностью. Легко подчиняются (вплоть до угодливости) властному и сильному педагогу, но, почувствовав «слабину», могут проявить весь багаж своих отрицательных наклонностей.

Истероидный (демонстративный) тип – больше всего любит быть в центре внимания, жаждет похвал и восхищения, склонен к театральности, позерству рисовке. Часто обладает реальными артистическими способностями. Для привлечения к себе внимания начинает фантазировать, рассказывать небылицы, в которые сам начинает искренне верить. Возможно бегство в болезнь или ложная суицидальность для привлечения к себе угасшего внимания. С целью создания оптимальных условий для учебной деятельности преподавателю рекомендуется уделять больше времени и внимания таким студентам.

 

6. Укажите  критерии творческого мышления

Творчество - это процесс деятельности, создающий  качественно оновые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основное отличие творчества - его уникальность.

Основными видами творчества называют: научное, техническое, художественное, социальное.

Научное творчество - это генерация когнитивных (познавательных) инноваций (законов, теорий, принципов, методов).

Основой научного творчества являются: четкая постановка проблемы, необходимый объем информации, комбинаторные способности исследователя, интуиция, познавательная смелость.

Феномен творчества содержит некоторый оттенок  парадоксальности. С одной стороны, кажется невозможным описать  и понять творчество в рамках сугубо рационалистического подхода, творчество выглядит вообще чем-то алогичным, нарушающим все методологические каноны. С другой стороны, творчество в науке —  это именно научное творчество, оно  изначально согласуется с ориентирами  научной деятельности, и результаты творческого мышления оказываются  не продуктом некоего произвола, а обоснованными, рационально проверяемыми интеллектуальными конструкциями.

Интуиция - бессознательный элемент творчества, она может рассматриваться как  внутреннее озарение, особая высшая способность  ума.

Основными чертами интуиции являются: непосредственность, неосознанность путей получения  результата, внезапность.

Необходимыми  условиями формирования интуитивного решения (научного открытия) являются: основательное знание материала, наличие  поисковой ситуации, поисковая доминанта, подсказка(аналогия).

В оценке творческих характеристик исследователь  имеет дело прежде всего с качеством явления. Сопоставление результатов исследования группой ученых во главе с Дж.Гилфордом и параллельно и независимо провели В.Лоуэнфельд и К.Бейттел, что позволило выявить 8 существенных критериев, пригодных для дифференцирования:

    • Умение увидеть проблему.
    • Беглость, умение увидеть в проблеме как можно больше возможных сторон и связей.
    • Гибкость как умение:

понять  новую точку зрения;

отказаться  от усвоенной точки зрения.

    • Оригинальность, отход от шаблонов.
    • Способность к перегруппировке идей и связей.
    • Способность к абстрагированию или анализу.
    • Способность к конкретизации или синтезу.
    • Ощущение стройности организации идей.

 

 

7. Объясните  и приведите примеры методов  стимуляции творческой деятельности  и понятие творческой личности

Творческое  мышление- один из интереснейших факторов выделяющих человека из мира животных. У каждой личности с самого детства проявляется потребность в самовыражении через творчество. Человек развивает творческое мышление, хотя способность к такому мышлению не является обходимой для выживания. Через творческое осмысление мы познаем окружающий мир, получаем стимул к развитию, обогащаем свой внутренний мир. Благодаря творческому мышлению развивается человечество в целом.

Методы  стимуляции творческой деятельности:

1. Инструментальные- специфические методы, которые построены на групповом решении проблемы и которые помогают найти определенный способ организации мыслительной деятельности. К инструментальным методам относятся те, которые представляют собой особую процедуру выработки группового решения проблемы и/или дают в руки индивиду определенный способ организации собственной мыслительной деятельности по решению конкретной задачи. Обычно они описывают алгоритм действий или набор общих правил (эвристик), соблюдение которых с большой степенью вероятности приводит к нахождению решения.

1.1 «Мозговой штурм». В основу данного метода положен принцип разведения во времени двух фаз творческого акта: генерирования идей и их критической оценки. Обычно в мыслительном процессе они настолько слиты, что большая часть возникающих идей отметается индивидом сразу, еще до того, как он успевает обнаружить заложенное в них рациональное зерно. В классическом «мозговом штурме» принимает участие группа специалистов, которая делится на две команды. Одной из них ставится задача «набросать» как можно больше идей по поводу решения поставленной проблемы, какими бы безумными, нереальными или глупыми они ни казались. На этом этапе запрещается давать какую-либо оценку или критику выдвигаемым гипотезам, которые тщательно фиксируются. А вот на втором этапе другая группа - эксперты - должна развить, обсудить и критически оценить каждое предложение, рассмотреть возможность реализации заложенного в нем подхода и в конечном итоге, остановившись на одном из них, предложить конкретное решение поставленной проблемы.

1.2 Синектика. Ее основной принцип - сделать незнакомое знакомым, а привычное чуждым, изменить сложившийся взгляд на вещи. Преодоление стереотипов восприятия и мышления, пробуждение воображения участников в групповой работе достигается за счет введения в процесс решения задачи следующих приемов: 1)личностное уподобление, при котором надо представить себя изучаемым процессом, деталью, прибором и т. п.; 2) прямая аналогия - поиск сходных процессов, структур, явлений из совершенно других сфер (например, сравнение центральной нервной системы с телефонной станцией); 3) символическая аналогия или использование поэтических образов для формулирования

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"