Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 23:20, шпаргалка

Краткое описание

16.Развитие европейской психологии в IV-XI веках.
Теория римского ученого Августина Аврелия (354-430), который вошел в историю науки под именем Августина Блаженного, ознаменовала переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению.
Считая душу орудием, которое правит телом, он утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Тем самым он стал основоположником учения, названного впоследствии волюнтаризмом (от лат. voluntas - воля).

Вложенные файлы: 1 файл

история психологии.docx

— 95.64 Кб (Скачать файл)

Лейбниц полагал, что в  континууме вещей и их качеств  нет ни нижнего, ни верхнего предела. Из принципа непрерывности вытекали и другие следствия. Одно из них указывало  на преемственность различных состояний  в одной и той же вещи. Тот  же принцип непрерывности предполагал  также взаимосвязь различных  свойств одной и той же вещи.

Противоположным по своему смыслу к принципу непрерывности является закон дискретности, согласно которому сама постепенность и непрерывность  слагается из малых скачков и  разрывов, порождающих индивидуальные объекты, их автономность и качественное своеобразие. Именно с помощью принципа дискретности Лейбницу удается объяснить  качественное многообразие и неповторимость различных вещей и состояний  сознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28.Французский  материализм.

В философском отношении  решающий шаг в ориентации психологии на объективное и опытное изучение был сделан французскими материалистами XVIII в. Французский материализм объединил в себе две линии теоретической мысли: объективное направление Декарта в области физики и физиологии и сенсуалистические идеи Локка.

Что касается локковского эмпиризма и сенсуализма, то их переносу на французскую почву способствовали работы Э. Кондильяка  (1715–1780). К ним относятся: «Очерк происхождения человеческих знаний» (1746 г.), представлявший собой краткое изложение книги Локка «Опыт о человеческом разуме», и самостоятельный труд Кондильяка «Трактат об ощущениях» (1754 г.). Кондильяк исходил из опытного происхождения знаний, он устранил рефлексивный источник познания. Кондильяк воспользовался образом статуи, которая постепенно наделялась им различными ощущениями.

С введением каждого нового вида ощущений психическая жизнь  статуи усложняется. Главным из всех чувств является осязание. Оно выступает  в роли учителя всех других чувств.

Главенствующее положение  осязания определяется тем, что только оно научает другие чувства относить ощущения к внешним предметам.

Душа человека представляет собой совокупность модификаций  ощущений. Память, воображение, суждение – это разновидности различных  сочетаний ощущений. Ощущения –  единственный источник внутреннего  мира человека.

Общая концепция Кондильяка отличалась двойственностью. Он не отрицал, как, например, Беркли, существование объективного мира.

В то же самое время Кондильяк критиковал Спинозу за его учение о субстанции, пытался доказать, что за ощущениями нельзя увидеть какой-либо субстанции.

Придерживаясь подобной точки  зрения, Кондильяк практически оставался на интроспективных позициях Беркли и Юма.

 

29. Ж.Ламетри: рефлекторный принцип деятельности психики.

Значительный шаг к  объективному анализу психики человека и животных с позиций механики сделал родоначальник французского материализма, врач и естествоиспытатель Ж. Ламетри.  Его воззрения сложились под влиянием физики Декарта и сенсуализма Локка.

Принимая полностью картезианский  тезис о машинообразном характере работы телесного организма, Ламетри распространяет механический принцип и на область психических явлений. Он твердо заявляет, что человек – это сложная, вертикально ползущая к просвещению машина, «живое олицетворение беспрерывного движения».

Движущим началом животной и человеческой машины является душа, понимаемая как способность к  чувствованию. Ламетри был страстным поборником объективного метода. Свое произведение «Человек-машина» он начинает с указания на то, что его руководителями были всегда только опыт и наблюдение.

Объективным показателем  течения психических процессов  служат те телесные изменения и следствия, которые они вызывают. Он считал, что единственной причиной всех наших  представлений являются впечатления  от внешних тел. Из них вырастают  восприятия, суждения, все интеллектуальные способности, представляющие собой  «модификации своеобразного мозгового  экрана, на котором, как от волшебного фонаря, отражаются запечатлевшиеся  в глазу предметы». В учении об ощущениях Ламетри обращает внимание на отношение объективных и субъективных моментов образа. Чтобы подчеркнуть важнейшую роль мыслительных компонентов в становлении образа, Ламетри называл восприятие «интеллектуальным».

Несмотря на механистический  подход в объяснении психики животных и человека, антропоморфические ошибки, Ламетри сыграл видную роль в утверждении материалистического, естественнонаучного взгляда на природу психических явлений.

 

30. Д.Дидро о  чувственности.

Одним из наиболее оригинальных французских мыслителей был Д. Дидро.

Основные его идеи в  области психологии изложены в трех произведениях: «Письмо о слепых в назидание зрячим» (1749 г.), «Мысли к объяснению природы» (1754 г.) и «Разговор  д'Аламбера и Дидро» (1769 г.).

В этих работах Дидро утверждает, что материя является единственной субстанцией во Вселенной, в человеке и в животном. Разделяя материю  на живую и неживую, он полагал, что  органическая форма материи происходит из неорганической. Всей материи свойственна способность к отражению.

На уровне органической жизни  эта способность выступает в  форме активной чувствительности.

На уровне мертвой материи  свойство отражения представлено в  виде потенциальной чувствительности.

Вся совокупность психических  явлений, начиная от различного рода ощущений и кончая волей и самосознанием, зависит от деятельности органов  чувств, нервов и мозга.

Проблема ощущений является наиболее разработанной частью психологических  взглядов Дидро. В работе «Письмо  о слепых в назидание зрячим»  он дает последовательно материалистическое решение вопроса о природе  ощущений и их взаимодействии, отвергая всю феноменологическую «экстравагантную систему» Беркли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31. Э.Кондильяк: опытное происхождение знаний.

ЭтьенБонно де Кондильяк (1715—1780) явился непосредственным французским истолкователем Локка. Отстаивал концепцию опытного происхождения сознания. Указал на ограниченность эмпиризма Локка: объяснив из опыта происхождение содержания сознания, Локк не раскрыл происхождение самих психических процессов — действия рефлексии. Отвергая производимое Локком различение двух источников опыта и признавая только один — ощущение, Кондильяк ставит целью своего известного произведения — «Трактата об ощущениях» (1754) — показать эмпирическое происхождение способностей, операций души. При этом он использовал следующий методический прием: вообразив статую, внутренне организованную подобно нам и обладающую духом, лишенным каких бы то ни было идей, не способную пользоваться ни одним из своих чувств, Кондильяк наделяет ее только обонянием и из него выводит все идеи и психические способности: внимание, память, сравнение, рассуждение, потребности, воображение, волю. Осознавая гипотетичность своих построений, Кондильяк был убежден в истинности получаемых выводов, которая подтверждается опытом. Схема рассуждений при этом такова. Статуя получает первое обонятельное ощущение — ощущение запаха. По мере повторения возникает опыт, который дает начало памяти. Ощущения бывают неодинаковой силы. Сильное наличное ощущение приводит к сосредоточению на нем. Оно становится вниманием, либо потому что оно одно имеется налицо, либо потому что оно сильнее всех других ощущений. Следовательно, внимание есть ощущение. С появлением памяти возникают два ощущения — прошлое и наличное. Постепенно внимание по отношению к двум ощущениям дает сравнение. Результатом сравнения является выяснение отношения между идеями — суждение. Значит, суждение есть видоизмененное ощущение. Сравнение двух суждений дает рассуждение. Так Э. Кондильяк прослеживает образование познавательных деятельностей. Удовольствие и неудовольствие — это обязательные эмоциональные спутники ощущений. Если статуя получает обонятельные ощущения, связанные только с неудовольствием, она будет полна неприятным запахом, но у нее не будет стремления освободиться от него. Это стремление возникает лишь после того, как она будет знать другие — приятные — ощущения. Из их сравнения возникает потребность: это внутренняя неудовлетворенность статуи, стремление получить удовольствие и избежать неудовольствия. Природа потребностей вторична, они — результат познания. На основе потребностей возникает воображение как стремление восстановить образ, отвечающий потребности. Потребность вместе с активным стремлением создают в статуе желание или волю. Таким образом, все деятельности души суть измененные ощущения, их превращения. И все они являются результатом только обоняния. Несмотря на полное одиночество статуи, в ней возникают человеческие чувства и мысли.социальную обусловленность сознания.

32. П.Гольбах: учение  о порогах сознания.

Не менее последовательно  проводит мысль о природном происхождении  психики другой представитель французского материализма – Поль Гольбах.  В  его «Системе природы» нет места  для духовной субстанции. Человек  объявляется совершеннейшей частью природы. Что же касается духовного  начала в человеке, то Гольбахом  оно рассматривается как то же самое физическое, но «рассматриваемое только под известным углом зрения». Благодаря высокой телесной организации  человек наделен способностью чувствовать, мыслить и действовать. Первой способностью человека являются ощущения. Все прочие вытекают из них. Ощущать – это значит испытывать воздействия внешних предметов на органы чувств. Всякое воздействие внешнего агента сопровождается изменениями, происходящими в органах чувств. Эти изменения в виде сотрясений передаются через нервы в мозг.

Гольбах подчеркивает определенную роль потребностей в жизни человека. Потребности выступают движущим фактором наших страстей, воли, телесных и умственных потребностей. Положение  Гольбаха о потребностях как основном источнике активности человека имеет  огромное значение. Гольбах в учении о потребностях утверждал, что одних  внешних причин достаточно для объяснения активности человека и его сознания (познавательной, эмоциональной и  волевой деятельности). Он полностью  отвергал традиционное представление  идеализма о спонтанной активности сознания.

Для познания психических  явлений Гольбах призывал обращаться к природе и в ней самой  искать истины, привлекая себе в руководители опыт.

Мысль о возможности объективного изучения душевных явлений открывала  реальный путь к научному экспериментированию  в области психических процессов.

Помимо утверждения природного детерминизма, при рассмотрении внутреннего  мира человека, его сознания и поведения  французские материалисты сделали  первый шаг к идее социального  детерминизма.

33. Социальный детерминизм  К. Гальвеция.

Особая заслуга принадлежит  здесь К. Гельвецию,  который показал, что человек не только продукт  природы, но и продукт социального  окружения и воспитания. Обстоятельства творят человека – вот генеральный  вывод философии и психологии Гельвеция. Обе книги Гельвеция  «Об уме» и «О человеке» посвящены  развитию и обоснованию исходного  тезиса, в котором провозглашалось: человек есть продукт воспитания. Главную задачу Гельвеций видел  в доказательстве того, что различие умственных способностей, духовного  облика людей обусловлено не столько  природными свойствами человека, сколько  воспитанием. Оно включает и предметное окружение, и обстоятельства жизни, и социальные явления.

Гельвеций пришел к недооценке роли физических потенций человека в  развитии его психических способностей.

Первой формой психической  деятельности, по Гельвецию, являются ощущения. Способность ощущения рассматривается  философом таким же природным  свойством, каким являются плотность, протяжение и другие, но только оно  относится лишь к «организованным  телам животных». Все у Гельвеция  сводится к ощущению: память, суждение, ум, воображение, страсти, желания. В  то же самое время крайний сенсуализм Гельвеция сыграл положительную  роль в борьбе против сведения Декартом психического к сознанию и мышлению. Гельвеций указывал, что душа человека – это не только ум, она – нечто  большее, чем ум, ибо, кроме ума, есть способность к ощущению. Ум формируется  главным образом при жизни; при  жизни его можно и потерять. Но душа как способность к ощущению остается. Она рождается и умирает  вместе с рождением и смертью  организма. Поэтому одно только мышление не может выражать сущность души. Сфера  психического не ограничивается областью мышления и сознания, поскольку за его пределами имеется большой  ряд слабых ощущений, которые «не  приковывая к себе внимания, не могут  вызвать в нас ни сознания, ни воспоминания», но за которыми стоят  физические причины.

Человек у Гельвеция –  не пассивное существо, а, наоборот, деятельное. Источником его активности являются страсти. Они оживляют духовный мир человека и приводят его в  движение. Страсти подразделяются на два рода, одни из которых даны от природы, другие приобретаются при  жизни. Познаются они по внешним  выражениям и телесным изменениям.

Как подлинный материалист, Гельвеций в отношении метода познания психики человека не мог  не стоять на позициях объективного и  опытного подхода. Науку о духовном мире человека, по его представлению, следует трактовать и создавать  так же, как трактуется и создается  экспериментальная физика.

 

 

 

 

 

 

 

 

34. Х.Вольф: разднление эмпирической и рациональной психологии.

После Лейбница в немецкую психологию начинают проникать эмпирические тенденции. Они стали особенно заметны  в работах X. Вольфа  (1679–1754). В  психологии Вольф известен разделением  психологии на эмпирическую и рациональную части, что нашло отражение в  названиях его книг: «Эмпирическая  психология» (1732) и «Рациональная  психология» (1734). Кроме того, Вольф  закрепил за наукой название «психологии». По Вольфу, настоящая наука в идеале призвана решать три основные задачи:

1) выведение фактов и  явлений из существенных основ;

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"